Объектив МС Гелиос-77М-4 обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
МС Гелиос-77М-4 1,8/50
Штатный объектив для зеркальных малоформатных фотоаппаратов с резьбой М42.
МС Гелиос-77М-4 — это модернизация схемы Гелиос-44М-Х с изменением фокусного расстояния с 58 мм на 50 мм.
Действительно, можно сколько угодно приводить доводы о том, что ФР в 50 мм наиболее адекватно передает на фото пространство, но факт остается фактом — большинство штатных объектив к советским зеркалкам полтинниками не были.
58 мм это основательно длиннее 50-ти. Кому как, мое мнение — Гелиос-44 — это не очень-то универсальный объектив.
С момента появления первых зеркалок (Зенит — 1952 год) и до выхода резьбовой зеркалки с моргающей диафрагмой (Зенит-16 — 1972 год) штатными объективами в СССР были Индустар-50 3,5/50 или Гелиос-44 2/58 разных модификаций.
Не берусь предполагать, в какой пропорции комплектовались ими аппараты. По ощущениям, примерно, поровну.
С появлением моргалки Гелиосы стали постепенно доминировать.
Аппараты попроще, без моргалки, комплектовались по-прежнему и Индустарами и Гелиосами. Аппараты с моргающей диафрагмой — Гелиос-44 с литерой М.
50-й Индустар версии с моргалкой не получил и с ростом доли аппаратов, поддерживающих моргающую диафрагму — доля его, а значит доля именно полтинников на зеркалках, — уменьшалась.
Вначале 70-х была небольшая партия Индустар-61М 2,8/50 с моргалкой. Он предполагался как штатный, но что-то пошло не так. Массовым объективом для зеркалок стал Индустар-61 Л/З 2,8/50. Очень хороший объектив, но его не ставили штатным.
Точно также не полетела в начале 70-х и перспективная Эра-6М 1,5/50.
Может я чего и упускаю, но в целом ситуация такова, что создать штатный полтинник с функцией моргающей диафрагмы на замену Гелиосас-44 пытались неоднократно, но не выходило
это никак.
В 1977 году для фотоаппарата Зенит-19 создали штатный Зенитар-М 1,7/50. Этот объектив достаточно массовый, хотя комплектовали им, судя по всему, только Зенит-19 и то не все партии.
Для линейки Киев с байонетом Н (началось все с Киев-17 в том же 1977 году) сразу сделали полтинник Гелиос-81М 2/50 и немного позже — МС Гелиос-81Н 2/50. Эта система изначально имела действительно 50-мм (нормальный) штатный объектив. Но до появления Киев-19 (1985) аппараты с байонетом Н особо массовыми не были.
Алмаз-103 с байонетом К в 1979-м тоже сразу обзавелся штатным объективом МС Волна 1,8/50. Но и Алмаз-103 и Волна от него — достаточно редки.
Так, резьбовые аппараты доминировали, а с ними преобладал и Гелиос-44 с его 58 мм. И продолжалось это, в общем-то, до самого заката советского фотопрома.
Герой обзора — МС Гелиос-77М-4 1,8/50 появился уже в начале 90-х. Выпускался он всего 2-3 года и ставился, в основном, штатным на Зенит-ЕТ.
Объектив относительно массовый, встречается сейчас не так уж редко.
В то же время — в начале 90-х — вышел и MC Зенитар-М 1,9/52. Появились и Зенитары с байонетом К, но речь не о них.
В общем, только в 90-х были созданы, наконец, реальные альтернативы резьбовым Гелиос-44, правда тут-то все и кончилось.
Материальной доли в арсеналах фотолюбителей эти современные объективы набрать не успели, и, таким образом, основной советский резьбовой штатный объектив — полтинником, таки, не был.
Как уже говорилось, МС Гелиос-77-4 — это корректировка оптической схемы Гелиос-44 с целью уменьшения ФР.
Кроме ФР, 77-й от 44-го отличается еще:
— немного меньшей длинной;
— немного большей светосилой (f1,8 против f2)
— немного меньшей МДФ (45 см против 50)
Все понемногу.
Предположу, что все эти изменения, хотя и положительные, но не являются плодом отдельных стараний конструктов, а просто вытекают из уменьшившегося фокусного расстояния.
Откуда взялся цифровой индекс «77М-4» — вообще непонятно.
МС Гелиос-77М-4 — объектив удачный, хотя какими-то совсем уж экстраординарными ТТХ не обладает.
Сравним разрешающую способность по ТУ центр/край (линий/мм) нескольких объективов.
MC Гелиос-44М-4 — 41/20
MC Гелиос-44М-6 2/58 — 45/25
MC Гелиос-44М-7 2/58 — 50/30
МС Гелиос-77М-4 1,8/50 — 45/25
Зенитар-М 1,7/50 — 43/24
MC Зенитар 1,9/50 — 48/30
Гелиос-77М-4 дает разрешение повыше, чем наиболее массовый MC Гелиос-44М-4 — на уровне MC Гелиос-44М-6, что вполне хорошо.
Однако, разрешение MC Гелиос-44М-7 и MC Зенитар 1,9/50 — еще выше.
Нужно учитывать, что существует 2 версии объектива от двух разных предприятий.
В обзоре вариант от Вологодского оптико-механического завода (ВОМЗ).
Есть еще объектив MC HELIOS-77M-4 1,8/50 от Валдайского оптико-механического завода «Юпитер». Название этого объектива всегда пишется именно латиницей. Ну и эмблемы предприятий на переднем срезе присутствуют.
Валдайского объектива у меня пока нет, фото из Сети.
Объективы практически ничем не отличаются. Деталями только, типа шрифтов надписей и цветом просветления. Однако, по мнению Радоживы MC HELIOS-77M-4 лучше держит контровый свет.
Сегодня в обзоре объектив МС Гелиос-77М-4 1,8/50 в отличном состоянии выпуска 1991 года за номером 91012608.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 52 мм
Угол поля зрения: 44°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,5 мм
Относительное отверстие: 1:1,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,8–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 0,45 м
Соединения:
объектива с камерой — M42×1
для ввинчивающихся насадок — M52×0,75
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 45/25 линий/мм
Вес — 236 грамм
МС Гелиос-77М-4 — объектив компактный, плотно сбитый, увесистый. Собственно, он мало чем отличается от серии Гелиос-44М-Х. Немного короче.
Просветление красивого зеленого цвета с фиолетовым отливом.
Самое близкое к камере кольцо переключает диафрагмы. Значения переключаются с четкими щелчками.
Лепестков 6 штук и они ощутимо блестят. Это, конечно, минус.
Чуть дальше от корпуса — фокусировочное кольцо. Кольцо достаточной ширины и покрыто удобной накаткой.
Полный ход геликоида около 250-260 градусов.
МС Гелиос-77М-4 оснащен механизмом «моргающей» диафрагмы и ручного режима у него нет.
Чтобы диафрагма переключалась кольцом вручную, нужно или зафиксировать в нажатом положении или удалить штырек-толкатель.
Видимо, существуют переходники, при надевании которых, этот штырек утапливается. Тут раз на раз не приходится. Скорее всего производитель переходника не рассчитывает на такой эффект специально. Только попробовать.
Мой переходник на Nikon с линзой толкатель не утапливает и мне пришлось самому делать дополнительную вставку в виде подпружиненного гладкого кольца.
В общем, какие-то приседания выполнить в любом случае придется.
Еще плохая новость для владельцев зеркалок Nikon.
При фокусе МС Гелиос-77М-4 вблизи бесконечности оправа задней линзы объектива довольно далеко выезжает за срез резьбы и упирается в линзу переходника. Довернуть кольцо до бесконечности не получится.
Поэтому, бесконечности у владельцев DSLR Nikon в любом случае не будет.
Я использовал МС Гелиос-77М-4 только на достаточно близких дистанциях.
Кстати, метра 2 у никонистов будет с безлинзовым переходником, а этого достаточно для портрета.
Объектив мне понравился. Он очень резкий и контрастный, причем с открытой диафрагмы.
Размытие приятное — плавное и пластичное.
Объектив закручивает задний фон, но зимой в московских дворах я не нашел условий, чтобы этот эффект хорошо проявился. Пока ограничился стандартными лимончиками. Позже добавлю фото поинтереснее.
Стоит ли покупать МС Гелиос-77М-4 на цифровую камеру?
Если ищите хороший именно полтинник, то это вполне вариант. Цены на 77-й, правда, выше, чем на 44М-6 раза, эдак, в два.
Поэтому, смысл брать есть только если нужно ФР именно 50 мм.
Встречаются МС Гелиос-77М-4 и MC HELIOS-77M-4 примерно с равной частотой. Объективы это сравнительно редкие, но предложение есть всегда.
Как альтернативу можно также рассматривать Зенитар-М 1,7/50 и
MC Зенитар 1,9/50.
Первый, кстати, имеет режим ручной диафрагмы. Зато второй — МС и разрешение у него выше.
В общем, выбор есть.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Тестовые снимки:
Если вам понравились цветочки на карандашах и ручках, приобрести такие подарочные комплекты вы можете по этой ссылке.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Дурацкий обзор. Главная фишка- закрученное боке, не рассмотрено.
Это сайт о фототехнике, а не о “фишках” наподобие “закрученного боке”. И читали вы невнимательно. Автор обзора упомянутому эффекту уделил 4 слова, чего, на мой взгляд, вполне достаточно. С упоением обсасывать подобные темы было модно лет так 15 назад.