Фотоаппарат Зенит-КМ обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Возможно, кто-то и не знает о существовании такого фотоаппарата, как Зенит-КМ. Не самая известная модель. Между тем, аппарат этот примечателен сразу по многим причинам. Например, Зенит-КМ, — это последний пленочный фотоаппарат марки Зенит. Вот как.
Да, сегодня мы закончим свою экскурсию по эволюции Зенита. Обзоры по этой марке еще будут, конечно, но уже по мере заполнения локальных «прорех» в коллекции. Хронологическая последовательность, которой я все время для Зенитов придерживался, сегодня будет завершена.
Мой первый обзор Зенита (Это был Зенит-С) вышел в феврале 2017. Летит, однако, время.
Но мы отвлеклись.
Начало 2000-х. Страна вовсю переживает последствия кризиса 1998 года. К этому моменту на КМЗ выпускается «букет» бюджетных зеркалок Зенит-122, -212к, -312м, -412DX.
Ничего сложнее завод не производит. Продвинутый Зенит-АПК сняли с производства в 1998-м, более простой Зенит-АМ — годом позже в 1999-м.
Зато вот проектов разных — много. Проекты технически один сложнее другого.
Вот, к примеру, описание проекта ЗЕНИТ-Супер-П, приведенное на сайте zenitcamera.com:
«Модель планировалась как базовая для последующего семейства. В техническом задании на разработку 1989 года было заложено: штатный объектив с переменным фокусным расстоянием 35–135 мм, фокальный ламельный затвор (от 32 до 1/2000 с, полное открытие на 1/125 с), встроенный электропривод, многопрограммная отработка экспозиции, пассивная система автофокусировки, автозум, цифровая индикация в визире и на внешнем ЖКИ, встроенная выдвижная вспышка, съёмная задняя крышка с датовпечатывающим устройством, визир с диоптрийной коррекцией».
Для 1989 года весьма прогрессивно, нужно отметить. Фото ЗЕНИТ-Супер-П найти не удалось.
А вот другой проект того времени. Зенит-4000. К нему у меня нет описания, но зато есть несколько изображений с сайта zenitcamera.com.
Видно, что аппарат достаточно насыщен электроникой. Необычная форма корпуса, думаю, обусловлена необходимостью вместить на верхней панели довольно длинный информационный дисплей.
Но к 2000-м всем было уже совершенно ясно, что все эти проекты неосуществимы. Столь продвинутые аппараты предприятие делать просто не в состоянии. Со сложной электроникой советский фотопром категорически не дружит.
Вечно жить в параллельных вселенных было нельзя, и руководство предприятия поставило задачу создать, таки, аппарат, который, вроде и современный, но который физически можно производить и главное, продавать потом за разумные деньги.
Назвали аппарат Зенит-КМ, причем «КМ» значит «Коммерческая модель».
Есть информация, что в основе Зенит-КМ лежит концепция Зенит-4000, фото которого я приводил выше.
Может и так, но Зенит-КМ проектировали почти с нуля из необходимости жесткой экономии. Основной задачей разработчиков было уменьшение себестоимости аппарата до минимума.
Упрощению подверглись буквально все узлы камеры. Конструкторы отказались от цифровой индикации выдержки в поле зрения видоискателя. Осталась только стандартная светодиодная индикация.
На несколько порядков был упрощен дисплей на корпусе.
Корпус впервые проектировался как полностью пластмассовый, без обычного металлического шасси. Все детали корпуса фотоаппарата отливались в форме и подавались на сборку без дополнительной обработки.
Байонетное кольцо также впервые изготовлялось из алюминиевого сплава литьем под давлением.
Даже такие технологичные фишки как установка чувствительности пленки по DX-коду и моторная протяжка пленки — все они внедрялись в первую очередь как белее дешевая замена механическим узлам для ручного управления.
За протяжку пленки и взвод затвора на Зенит-КМ отвечает единственный двигатель, на импортных зеркалках, как правило, ставили отдельные.
При тиражах в сотни тысяч аппарат действительно мог бы стать очень технологичным и дешевым.
Но при этом, в фотоаппарате применено цифровое микропроцессорное управление. Количество ненадежных резисторов настройки, применяемых в фотоаппаратах прошлых моделей, было сведено к нулю. Настройка осуществлялась автоматизировано на специальном стенде.
Точность определения автоматикой экспозиции существенно увеличилась.
На аппарат вернулся электронный автоспуск. Наконец-то появилась полноценная экспопамять.
В целом, конструкторам удалось достигнуть поставленных целей. На выходе получился абсолютно инновационный для советского (постсоветского уже, конечно) фотопрома аппарат. Судите сами: Выдержки от 1 до 1/2000, автоматический и полуавтоматический режимы на выбор, цифровая электроника, моторная протяжка, кое-какая индикация на корпусе, ввод чувствительности по DX-коду.
Другое дело, что в 2001-м это все уже все равно смотрелось вяло.
Причем не потому, что массовый российский потребитель покупал классные японские зеркалки, которые к тому времени достигали уже пика технического совершенства.
Вовсе не по этому.
Зенит-КМ смотрелся вяло в первую очередь на фоне японских же мыльниц, которые полностью заняли сегмент бюджетного фото. И мыльницы эти к 2000-м могли похватать уже не только встроенными вспышками и впечатыванием даты, но и зумом и настоящим автофокусом.
Тем не менее, Зенит-КМ мог бы иметь некоторый успех, но, как много раз уже бывало, подвели обстоятельства.
Аппарат запустили в продажу с сырой микропрограммой, из-за которой аппарат очень быстро объявлял «севшими» вполне свежие батарейки и отказывался снимать.
Было и несколько иных чисто «детских болезней», как в механике, так и в электронике.
Буквально через месяц после начала, продажи были прекращены и нераспроданные остатки Зенит-КМ вернули на завод.
Микропрограмму подлатали и продажи возобновились в начале 2002 года. Далее, конструкция постоянно допиливалась.
В общем, небольшой шанс стать популярным в начале 2000-х, на фоне пост-кризиса, аппарат упустил.
В 2004 году Зенит-КМ избавился уже от большинства недостатков и стал вполне работоспособным. Чтобы как-то дистанцировать новые выпуски от прежних, аппараты стали маркировать Зенит-КМplus.
Зенит-КМplus, в принципе, можно считать относительно самостоятельной моделью и тогда именно он будет последним пленочным фотоаппаратом марки Зенит, но эта модель не получила никакого расширения функционала. Принципиально разницы нет, только более качественное исполнение.
Увы, к 2004 году эра цифровой фотографии уже стремительно развивалась. Экономика России была на подъеме, и фотолюбителям не было никакого резона ориентироваться на более дешевую, но совершенно отставшую технологически пленочную продукцию отечественного фотопрома.
24 ноября 2004 года руководство КМЗ приняло решение о сворачивании производства всех пленочных фотоаппаратов с 2005 года.
На этапе уже производства Зенит-КМ было несколько проектов дальнейшего развития его концепции.
Зенит-КМ1 должен был получить дато-впечатывающее устройство на задней крышке. Фото с zenitcamera.com.
Зенит-КМ2 (KM/F) — вариант фотоаппарата со встроенной убираемой простейшей неуправляемой лампой. «F» в названии — Flash — вспышка. Фото с zenitcamera.com.
Зенит-КМ3 — вариант фотоаппарата с модернизированным, в сторону упрощения конструкции, ламельным затвором ФЗЛ-2000.
Все эти аппараты так и остались в проектах.
А мы переходим к рассмотрению моего экземпляра.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-КМ
Зенит-КМ выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 2001 по 2004 год. С 2004 по 2005 годы выпуск продолжался, но аппараты маркировались как Зенит-КМplus.
По данным в Сети, выпуск аппарата составил 15097 штук. Судя по всему, это объемы именно Зенит-КМ. Сколько было выпущено Зенит-КМplus мне неизвестно.
Интересно, что уже в районе 2010-2012 годов на сайте официального магазина КМЗ можно было приобрести аппараты Зенит-КМplus. Видимо, распродавали складские остатки.
Штатный объектив — MC Зенитар-K-2 2/50.
Крепление объектива — байонет К. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма и экспозамер на открытой диафрагме.
Затвор — фокальный с электронным управлением.
В автоматическом режиме отрабатываются выдержки от 16 сек до 1/2000 с дискретностью 1/16 EV. В полуавтоматическом — 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, В.
Для синхронизации подходят все выдержки, не короче 1/125.
Без батареек аппарат не работает вообще. Механических выдержек нет.
Фотоаппарат оборудован горячим синхроконтактом.
Имеется электронный автоспуск со светодиодной индикацией.
Размер поля изображения видоискателя — 22×33 мм (84% покрытия кадра)
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром, матовым кольцом и клиньями Додена.
Вес моего экземпляра с батарейками без объектива 570 грамм.
Элементы управления:
Дизайн Зенит-КМ был удостоен диплома лаурета российского национального приза «Виктория» за лучшую работу 2000 года в области дизайна в номинации «Изделие года». Фото с zenitcamera.com.
Аппарат, действительно, отличается от всей ранее выпускаемой продукции КМЗ. Внешний вид Зенит-КМ максимально напоминает современные зеркалки. Благо, в те времена уже не нужно было изобретать велосипеды. Дизайн пленочного зеркального фотоаппарата полностью сформировался.
Хотя корпус полностью пластиковый и никаких резиновых накладок на нем нет в принципе, тем не менее, аппарат вполне уверено лежит в руках, и пользоваться им удобно.
Материалы корпуса не производят впечатления дорогих, но качество сборки неплохое. Поскрипывание и похрустывание имеют место, но вполне в меру. Люфты при сборке минимальные. Все органы управления функционируют качественно.
Вообще, корпус Зенит-КМ совсем не изобилует органами управления.
Спереди, помимо объектива находится только красная лампа-индикатор автоспуска слева и кнопка замка байонета справа.
Сзади имеется прямоугольный глазок видоискателя и окошечко в задней дверце, через которое видно, есть кассета внутри или нет. Надпись DX-system напоминает о том, что чувствительность выставляется автоматически по DX-коду.
Видоискатель у Зенит-КМ чуть меньше, чем лучшие примеры от КМЗ, но все равно хороший. Крупный и достаточно светлый.
В правой верхней части видоискателя находятся 3 светодиода, отвечающих за индикацию экспонометрии.
На нижней панели имеем штативное гнездо на 1/4 дюйма и кнопку отпирания задней дверцы.
Еще снизу в правой части расположена крышка батарейного отсека. Аппарат питается от четырех батареек АА, или, попросту, пальчиковых.
Верхняя панель Зенит-КМ также выглядит довольно пустынно. На ней слева-направо расположены:
— кнопка активации автоспуска;
— «горячая» скоба для вспышек;
— небольшой информационный индикатор;
— крупный, но невысокий селектор режимов управления экспозицией и выдержек;
— спусковая кнопка — спереди от селектора на выступающем вперед наплыве;
— кнопка образной перемотки — сзади от селектора.
Ручной взвод затвора Зениту-КМ не нужен. При наличии батареек и неизрасходованной пленки, аппарат всегда готов к съемке.
Обособленной кнопки включения аппарата не предусмотрено. Включение происходит при полу-нажатии на спуск. Полу-нажатие четко выделено щелчком.
После этого некоторое время, секунд 10-15 в видоискателе будут гореть светодиоды, и будут светиться цифры на верхнем дисплее.
Подбор экспозиции происходит по вполне типичной трех-светодиодной системе.
Если нажать кнопку глубже, сработает спуск и далее аппарат самостоятельно протянет кадр и снова взведет затвор.
Если задержать палец на кнопке в нажатом положении, то включится режим серийной съемки. Аппарат будет делать до 2 кадр/с в диапазоне выдержек от 1/30 до 1/2000 с. При других выдержках — с соответствующей задержкой. В первую секунду за счет экономии времени на первую протяжку пленки производится до 3 кадров.
При нажатии на кнопку автоспуска начинается отсчет времени. Всего задержка около 15 секунд. При отсчете времени мигает передний индикатор. За 2 секунды со спуска частота мигания увеличивается.
Об окончании пленки в кассете аппарат предупреждает миганием номера последнего отснятого кадра. Автоматически перемотка не инициируется, для этого есть специальная кнопка.
Информационный индикатор на верхней панели, — это, по большому счету, — счетчик кадров с двумя светящимися цифровыми знакоместами. Индикатор, может также показать несколько символов, типа «села батарейка», «нет пленки», «идет обратная перемотка», а также несколько кодов неисправностей, но с т.з. процесса фотографирования, ничего полезного, кроме номера кадра он не показывает.
Вот такой функциональный минимализм.
Чтобы открыть Зенит-КМ, нужно нажать кнопку на нижней панели.
Отношение к камере.
Как ни крути, Зенит-КМ, — это самый подвинутый Красногорский пленочный фотоаппарат.
Другое дело, что выпустили его очень и очень поздно. Вначале 90-х Зенит-КМ определенно имел бы успех. Именно его стоило бы проектировать, а не волшебные ЗЕНИТ-Супер-П и Зенит-4000, которые так и остались сказкой. Лучшее — враг хорошего.
Хотя, к началу 90-х и более простой Зенит-АПК создавал определенные сложности для предприятия. Поэтому, случилось как случилось.
В 2000-х аппарат банально опоздал к своему потребителю. В 2005-м, когда Зенит-КМplus еще можно было приобрести, я купил свой первый цифрокомпакт Canon-A95.
Причем, в процессе выбора я рассматривал и несколько куда более интересных вариантов, но, победил, как часто бывает, финансовый аспект.
Тем не менее, снимки, сделанные A95-м в те года, я и сейчас нахожу замечательными. Цифровая эра тогда уже настала несколько лет как, и Зениту-КМ, как и всей пленочной технике КМЗ, не нашлось в ней места.
Стоит ли покупать Зенит-КМ для съемки сейчас? Спорный вопрос.
Я этим аппаратом снимал и нахожу его вполне удобным. Моторная протяжка, нормальная эргономика, автоматический режим управления экспозицией, пристойный видоискатель и самая короткая выдержка 1/2000 — это хороший комплект возможностей.
Поздние Зенит-КМ или Зенит-КМplus можно найти во вполне исправном состоянии и совсем недорого.
С другой стороны, Зенит-КМ, все-таки, не дает ощущения винтажности. IMHO.
Какой смысл снимать на старый аппарат и при этом, стремиться к моторам и автоматическим режимам? Мне это кажется не очень логичным, хотя решать, конечно вам.
Также предлагаю короткий ролик 360-видео.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция (благодарность eugigufo.net):
Благодарность за инструкцию – к “клубу дальномер” :).
Почему-то при прочтении обзора все время вертелась фраза из кинофильма ,,Через тернии к звездам” : Это Гайя,последний аппарат,покинувший нашу планету.Грустно.
Да, увы… (
Проработал не долго. Стал ляпать кадр на кадр. Сдал в Красногорске в ремонт. Вернули с жирным отпечатком пальца на ламелях затвора. Через непродолжительное время дефект повторился. Более это дерьмо в руки не брал. Перешёл на цифру.
“Какой смысл снимать на старый аппарат и при этом, стремиться к моторам и автоматическим режимам? Мне это кажется не очень логичным, хотя решать, конечно вам.”
Смысл в том что снимают на пленочный фотоаппарат. Другой вопрос насколько он удобен. Если вы снимаете на пленочный аппарат только по тому что это винтаж, то это печаль.
Мучался с КМплюс пару лет, постоянно сравнивая его с аналогичным Nikon F-301 образца 1986(!!!) года и всё время думал, зачем КМЗ изобретал велосипед вместо того, чтобы купить лицензию на Nikon F-301, поменять байонет на К и начать получать прибыль ещё в середине 90х!!!
“всё время думал, зачем КМЗ изобретал велосипед вместо того, чтобы купить лицензию на Nikon F-301, поменять байонет на К и начать получать прибыль ещё в середине 90х!!!”
Думать надо было лучше.
Рабочий отрезок у байонета Nikon F 46.5 мм, у байонета К 45.5. Получился бы еще один неведомый науке зверь с нестандартным объективом.
А изменить рабочий отрезок готовой камеры не так то просто.
Зенитовские автофокусные компакты с постоянным обьективом светосилой 3.5, 2.8 и 2.0 могли бы сегодня успешно продаваться, да и в последние лет семь как минимум. Также обновлённый Зоркий-4.
КМ и КМплюс сейчас продаются на Авито новыми)
Из тех, что не продали в 11-12 годах видимо.
Я купил новый КМ, 2004 года выпуска с отметкой на коробке о переупаковке в 11-м году.
у многих, продоваемых сейчас, на пентапризме, то ли ржавчина, то ли плесень – видно при визировании. Я так только на 3 раз нашел с чистым видоискателем, и то потому что сразу продавца предупредил – чтоб отобрал из неск. имеющихся у него.
Здравствуйте , вас еще интересует описание на Зенит-4000?
Добрый день. Да, интересует
В инструкции пишут что видоискатель покрывает 92% кадра