Фотоаппарат Любитель-166В обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
При описании современных зеркальных фотоаппаратов часто используют такую, примерно, конструкцию: Nikon DSLR D810.
Что такое Nikon всем понятно. Что такое D810 тоже, в общем, ясно. А что значит DSLR?
DSLR это сокращение от Digital Single-Lens Reflex. Т.е. цифровая однообъективная зеркалка.
О как. Однообъективная. С одним, значит, объективом.
Если факт однообъективности специально подчеркивают, есть, значит, и такие зеркалки, у которых не один объектив?
Да, такие фотокамеры есть. Это двухобъективные зеркальные фотокамеры и обозначаются они TLR, соответственно — Twin-Lens Reflex.
У этих фотоаппаратов два объектива, но это никак не связано со стереосъемкой.
Как устроена классическая зеркалка, думаю, все знают. А схема TLR-аппарата выглядит так.
Нижний объектив камеры служит для проецирования изображения на фотопленку. Между объективом и пленкой находится только затвор, больше ничего.
Верхний объектив используется для визирования и наведения фокуса. За этим объективом находится неподвижное зеркало. Оно направляет свет, прошедший через объектив вверх, и самое главное — переворачивает изображение, даваемое объективом вокруг горизонтальной оси. Т.е. меняет местами верх с низом. Мы ведь помним, что объектив переворачивает картинку, но компоновать кадр вверх тормашками неудобно.
Объективы сцеплены между собой как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Фокусировка происходит одновременно.
«Прицеливаться» TLR-аппаратом, как правило, можно несколькими способами.
Во-первых, с помощью верхнего объектива и зеркала. При этом, смотреть в камеру нужно сверху вертикально вниз через специальную светозащитную шахту. В шахте будет видно изображение, у которого верх и низ находятся на привычным местах, но оно все-таки будет перевернуто справа налево.
Во-вторых, можно использовать шахту как простейший рамочный видоискатель. Смотреть в него нужно более привычно сзади и картинка в нем, естественно, будет никак не перевернутая. Но аппарат в этом случае становится шкальным. Фокусироваться можно только по шкале расстояний на глаз.
В-третьих, камеру можно оборудовать классической пентапризмой. Это дает наиболее комфортное визирование и фокусировку, но я таких конструкций вживую не встречал. Среди тех, что выпускались в СССР таких точно не было.
В чем смысл TLR конструкции?
TLR принципиально проще, чем SLR, т.к. имеет неподвижное зеркало. Скорее всего, TLR аппараты появились раньше. У большинства примеров TLR камер все-таки нет пентапризмы, что также упрощает модель, делая ее легче и дешевле.
Если хорошо поискать, то можно найти некоторые преимущества TLR над SLR, но все эти преимущества достаточно условны.
Единственное, пожалуй, существенное преимущество TLR-аппарата, — это его малый вес, компактные размеры и невысокая цена.
Правда, нужно отдать должное, преимущества эти не так уж малы, т.к. среднеформатная техника, как правило, тяжеленная, здоровенная и дорогущая.
Во всем остальном конструктив TLR камер, конечно, имеет ряд недостатков:
1. Сложность использования сменной оптики и невозможность установить зум-объектив
2. Параллакс
3. Невозможность визуально оценить глубину резкости
4. и т.д.
Некоторые бренды, специализирующиеся на среднем формате, имеют в своем арсенале продвинутые TLR камеры. Вот, например, Mamiya C 220 из 70-х годов. К ней есть даже сменная оптика.
Но в основном, концепцию TLR все-таки используют для создания простых недорогих аппаратов с несменными объективами.
Именно таким простым и недорогим был советский Любитель.
В СССР было совсем немного видов двухобъективных фотоаппаратов.
Все они ведут родословную от немецкой довоенной камеры Voigtländer Brillant.
Первым повторением немца с 1946 года был Комсомолец — шкальный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Верхний объектив позволял только визировать, в фокусировке не участвовал.
Затем, в 1950 году появился Любитель (без числовых индексов). С 1955 года его сменил Любитель-2. Отличия между моделями только в наличии автоспуска и синхронизатора у 2-й модели.
Суммарно этих моделей было выпущено более 3,5 млн штук!
С 1976 камера прошла некоторый рестайлинг и появилась следующая модель — Любитель………… -166. Ну а какой еще номер после второго может идти?
Главное новшество 166-го было в том, что взвод затвора и транспортировка отснятого кадра осуществлялись одним движением. С т.з. концепции, это, пожалуй, самый совершенный из Любителей. Его обзор я сделаю немного позже.
Но узел, отвечающий за взвод затвора, вышел ненадежным. Поэтому, после выпуска всего 69 тыс. штук камеру упростили и появились Любители-166В и -166У.
Их суммарный выпуск составил около 1,3 млн. штук.
Индекс –У означал «Универсальный». Универсального в камере было только то, что она позволяла делать кадры 2-х форматов: 60×60 и 60×45 мм.
Индекс -В — ничего не означает. Хотя есть у меня одно наблюдение, которое я, пожалуй, вынесу в отдельную статью.
Интересно, что у всех камер Любитель были одинаковые объективы Т-22. Да и вообще вся эволюция этой камеры носит достаточно косметический характер.
Сейчас мы рассмотрим именно камеру с индексом –В.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Любитель-166В
Выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) в 1980-1990 годах. Всего модели с индексом –В было выпущено около 900 тыс. штук.
Съемочный объектив — несъемный Т-22 4,5/75. Просветленный. Триплет. Три линзы в трех группах.
Светосильным объектив никак не назвать.
Предел диафрагмирования — f22.
Для среднего формата ФР 75 мм – это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки.
Объектив видоискателя – однолинзовый 2,8/75. За счет большей светосилы, теоретически в видоискателе проще определять факт наведения фокуса. И светлее картинка и ГРИП уже.
Аппарат рассчитан на среднеформатную пленку тип 120. Формат кадра 60х60 мм.
Затвор центральный междулинзовый. Отбивает выдержки 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.
Проводная синхронизация вспышки любой выдержке.
Аппарат оборудован механизмом автоспуска.
Вес моего экземпляра 580 грамм.
Элементы управления:
Корпус аппарата по форме приставляет собой параллелепипед. В горизонтальном сечении форма корпуса — близка к квадратной.
Элементы управления разбросаны по всем граням.
Сзади у Любителя-166В расположено круглое окошко, по которому фотограф контролирует перемотку отснятого кадра. У аппарата отсутствует какой-либо механизм, блокирующий перемотку после того, как пленка уже протянута на нужную длину.
Во время перемотки фотограф визуально контролирует появление в окошке меток, отмечающих границы кадров. Метки эти нанесены прямо на бумажную подложку, которой проложена пленка типа 120 по всей длине. Такой стандарт этой пленки.
Окошечко забрано красным стеклом и, кроме того, закрыто сдвижной заслонкой. Чтобы открыть заслонку нужно повернуть небольшую круглую головку ниже окошка. Направление вращения показано стрелкой в окошке.
В целом все довольно интуитивно просто.
Сзади же в верхней части корпуса находится защелка замка, запирающего заднюю крышку аппарата.
Перематывать отснятый кадр нужно головкой на правом торце камеры. Головка довольно крупная и ухватистая. Вращать головку положено по часовой стрелке. Обратный ход блокируется храповиком.
Также на правом торце имеется памятка типа и чувствительности пленки и правый фиксатор подающей катушки.
На левом торце расположена «холодная» скоба для вспышек и два фиксатора катушек — единственный от принимающей и левый от подающей.
Снизу — штативное гнездо строго по центу камеры. Еще нужно обратить внимание на наличие выраженных ножек для установки камеры на горизонтальную поверхность.
Верхний торец занят шахтой видоискателя.
В «походном» положении шахта сложена и практически не выступает над корпусом. Защелка шахты находится ближе к заднему торцу, рядом с защелкой крышки аппарата. Важно по запарке их не перепутать :о).
При раскладывании шахты — ее стенки поднимаются за счет пружинок по очереди. Вначале — передняя стенка, потом задняя и, наконец, две боковых.
Смотреть в шахту нужно вертикально вниз, удерживая при этом аппарат примерно на уровне груди.
Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая, но на этом достоинства заканчиваются.
Картинка перевернута справа налево. С непривычки ОЧЕНЬ сложно навести аппарат точно на цель, т.к. картинка движется в противоположную сторону движению аппарата. Визирование Любителем — это хорошее упражнение для соискателей в космонавты.
Видоискатель сильно критичен к тому, на какой дистанции от глаз он находится, под каким углом в него смотрит фотограф и вертикален ли сам аппарат.
Попытки отладить картинку в видоискателе сильно отвлекают от собственно сюжета съемки.
В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Любителя — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.
В общем, система экзотичная и не очень практичная на самом деле.
Для тех, кто не смог побороть такой способ фокусировки конструкторы оставили подарок.
В задней стенке шахты имеется небольшое прямоугольное отверстие.
А центральную часть передней стенки можно откинуть вовнутрь шахты. Так получается простой, но надежный рамочный видоискатель.
Конечно, ни о какой фокусировке тут речь уже не идет. Но конструкторы и об этом позаботились.
Шкала диафрагм и шкала дистанций Любителя имеют специальные белые точки. Если выставить все по ним, то аппарат буде сфокусирован на гиперфокальное расстояние. В фокусе будет все пространство от 4,5 метров и до бесконечности.
При этом, конструкция объектива такова, что именно примерно с этого расстояния он начинает давать достойную картинку. Ближе — будут достаточно сильные искажения.
И именно с этой дистанции параллакс перестает заметно влиять на компоновку кадра.
В общем, Любитель — это все-таки скорее шкальный фотоаппарат, заточенный на ГФР с опцией зеркалки.
Основные органы управления расположены на передней панели Любителя.
В первую очередь видны два объектива. Объективы сцеплены вместе как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Таким образом, фокусировка обоих происходит одновременно.
Зубцы шестеренок выполняют роль накатки. Вращать комфортно любой из объективов.
Шкала дистанций видна в прорези над верхним объективом. Интересно, что расстояния на шкале отбиты теми же числами, что и обозначаются диафрагмы. 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 метров.
Я такого ранее не припомню и никакого объяснения этому решению в инструкции не нашел. Если вы знаете, почему сделано именно так — пишите в комментариях.
Белая точка чуть дальше 8 метров.
На аппарате нет шкалы ГРИП (!!!). Шкала эта приведена только в инструкции.
Нижний объектив (в него же встроен затвор) — просто изобилует органами управления.
Выдержка и диафрагма меняются с помощью поводков под объективом. Доступ к поводку диафрагм не очень то удобен.
Шкалы выдержек и диафрагм — расположены рядом друг с другом слева, на основании объектива. На выдержку указывает небольшой пропил в металлическом кольце, а на диафрагму — плоский металлический язычок-указатель.
Белая точка находится между f8 и f11.
Если при съемке предполагается, что камера удерживается левой рукой снизу, то для изменения экспозиции, нужно подхватить ее правой рукой за правый торец, положить ну руку горизонтально и глядя на шкалу, левой рукой менять параметры.
Перемотка отснятого кадра и взвод затвора у Любитенля-166В — это две отдельные операции.
Чтобы взвести затвор, нужно отвести вниз небольшой рычаг в верхней правой части объектива. В нижнем положении рычаг фиксируется.
Чтобы спустить затвор, нужно нажать на совсем уж миниатюрный рычажок справа от объектива.
Обе операции осуществляются большим пальцем правой руки.
При взведенном затворе, расстояние между взводным и спусковым рычажками — около 1 миллиметра.
Я так полагаю, что задерживать обратный ход взводного рычага при съемке не стоит, т.е. это чревато неверной отработкой выдержки.
Поэтому, нажимать на спуск приходится очень осторожно — реально ногтем цепляя рычаг спуска.
Кроме всего перечисленного, в нижней части объектива находятся:
Слева — рычаг автоспуска и гнездо проводного синхронизатора, Справа — гнездо спускового тросика.
Основание нижнего объектива утыкано всевозможными поводками, рычажками и гнездами как ежик.
Крышка для зарядки пленки у Любителя откидная на петлях. Откидывается крышка вниз, причем, крышка представляет собой не только заднюю, но и нижнюю стенки камеры. Пленка в аппарате идет снизу наверх, совершая Г-образый путь.
Отношение к камере.
Как уже говорилось, TLR камеры – это в первую очередь — бюджетные решения. Среди импортных, конечно, есть исключения, но Любитель — 100% проектировался с позиции простоты, компактности и низкой цены.
Камере, построенной по такой логике нелегко сейчас участвовать в рейтингах а-ля «Кто у нас тут самый крутой?!»
Да, параметрами Любитель, как фотоаппарат, который выпускался до середины девяностых — откровенно не блещет.
Кроме того, эргономика у камеры просто отсутствует как таковая.
Со временем, конечно, можно набить руку и привычка придет. Но придет именно привычка, а не удобство работы.
Есть мнение, что Любитель — это хороший стартовый вариант для тех, кто хочет попробовать средний формат.
Что я думаю на этот счет? По моему мнению, идея начать пробовать средний формат с советской камеры — идея 100% отличная.
Среднеформатная цифра стоит просто космически дорого. Поэтому, снимать вы будете не пленку.
Советский фотопром предлагал вполне адекватные решения для среднеформатной пленки, чтобы сейчас совсем за недорого объективно понять — надо оно вам или нет.
Я на средний формат снимал. Занятно, но без особых чудес. Попробовать стоит.
А вот именно Любитель…. Нет, я не считаю, что он — лучшее решение. Правда — да — самое дешевое.
Но, IMHO, лучше доплатить 2-2,5 тысячи и найти хороший Киев-60. За не такую уж большую доплату мы получим и больший выбор выдержек и сменную светосильную оптику (причем штатная Волна-3 или Вега-12 — объективы отличные) и TTL замер.
Присмотреться к Любителю-166 стоит только если вам ОЧЕНЬ критичен вес. Мой Киев-60 с Волной весит ровно 2 килограмма. Втрое больше, чем Любитель.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Владею “Любителем”, первого поколения. Забавный “динозавр”. Быстрота, удобство – это не про него:) Выдержки непривычные: 10, 25, 50, 100, 200.
Снимает до сих пор исправно.
Относиться к Л-166 надо не как к К-60-88,а как Смене-7-8,каковой камера и является по объективу.Покупал как альтернативу К-60ТТЛ,который стоил 380 руб(З-ТТЛ-240 руб!).Имея Смену-7 ,как первый ф\а ,повторюсь,проблем с выдержками не имел,а вот спуск-это та “песня”!Приклеил латунную скобу с 2 отверстиями,в которые вставил воронёный гвоздик ,опирающийся на рычажок спуска.Ход гвоздика ограничил резинкой от велосипедного нипеля.Все проблемы ушли сразу!Да,у моего аппарата не было окошка на задней стенке,но сделали”калькулятор”с чувствительностью плёнки.На пустом месте просверлил отверстие и распилил надфилем до квадратика,насквозь через крышку,естественно.Окошко перекрывается “установкой” чувствительности плёнки ,когда съёмка не ведётся,а протяжка плёнки ведётся по оцифровке на защитной бумаге.Благодаря малому весу,цене и достаточной надёжности,Любитель-весьма неплохая среднеформатная камера для семейной съёмки.
Испытывая к автору глубокое уважение за его титанический труд, попробую сделать свой вклад в рассказ о «Любителе». Я купил его уже в состоянии очень увлеченного и продвинутого фотолюбителя, владеющего зеркальной камерой, общающегося в фотоклубе, созданного при местном отделении Союза журналистов СССР, с настоящими мастерами, корреспондентами местных газет, и даже АПН и ТАСС. Один из них, Виктор Ляшенко, волей обстоятельств вообще стал легендой – он первым сфотографировал Ю.А. Гагарина после полета в космос, когда тот прибыл сначала в Куйбышев на три дня, а уж потом в Москву. От них я узнал о среднеформатных камерах, но с иностранными именами, типа «Мамия», ценовая недоступность которых в СССР для обычных фотолюбителей была запредельная. В стране был Киев 6С и Салют-С, но тоже дорогие, доступным был только Любитель 2 и позже Любитель 166. Можно было еще найти Москву, но это уже тогда был музейный экспонат. Вы не поверите, но в Кратком справочнике фотолюбителя, вышедшем в свет в 1981 году в издательстве «Искусство», на странице 169 написано: «Для репортажной съемки наиболее пригодны фотоаппараты с форматом кадра 6х6, 6х9, и 9х12 см. Они позволяют получать негативы с лучшей проработкой деталей, чем на малоформатной камере». Если бы В. Ляшенко снимал Ю.А. Гагарина на «пригодную», по версии составителей Справочника, для репортажной съемке камеру, мы бы никогда не увидели фотографии Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова в газете «Правда»: они прилетели вместе, а В. Ляшенко сопровождал их по пути в город, снимая их улыбки в машине. Словом, среднеформатная камера была особым инструментом и средством фотографического труда избранных, но не для репортажа, конечно, а для портрета или пейзажа. Я загорелся покупкой такой камеры, из которых доступной была только Любитель-166. Но в нашем городе их не было, а директор фотографического магазина «Зоркий» на главной улице города только пожимала плечами на вопрос, когда же привезут… Но Любитель-166 можно было купить свободно, например, в Минске, где эти камеры, собственно говоря, и производились. В Минске тогда «по распределению» жили наши добрые с женой приятели, которые и купили нам (мне) фотоаппарат Любитель-166. Скажу честно: он не прижился, я его довольно быстро продал, и причин тому было много: непривычность управления, 12 кадров вместо 36, ручная перемотка пленки, неудобный квадратный кадр 6х6 см, тёмный объектив, и еще много чего, что я понял только тогда, когда фотоаппарат был куплен. Но! Я несколько раз брал его на ответственные съёмки, и он меня никогда не поводил! Много-много лет спустя, больше 45, я решил собрать в один альбом портреты тех, кто внес в мою жизнь свою лепту добра и мудрости, среди которых оказался Председатель колхоза имени 72-х Иван Фомич Буховец. Я нашел негативы тех лет и обнаружил, что они сделаны Любителем-166, сканировать которые у меня не было технической возможности. Пришлось искать фотолабораторию. Сдавая негатив на оцифровку, приемщица сказал мне: «Ничего не получится! Негатив некудышный», возвращая мне цифровую копию, извинилась: «Обалдеть, никогда не видела ничего подобного, чем это снято?». Это правда, даже Любитель-166 позволял «получать негативы с лучшей проработкой деталей, чем на малоформатной камере».
Всё верно. И добавлю, что контровый свет, как погибель для фотографий на нём. При вроде бы небольшом весе, этот “кирпичик” везде мешает. Да и формат 6х6 см хорош для портретов, а этот вид фотографии, на этом аппарате действие условное. Но при всех этих “неприятностях”, аппарат обладает шармом. У меня фотографирование этим аппаратом, переносило на несколько десятком лет назад. В пору начала фотографии. С “неприятным” спуском, я раз и навсегда разделался применением тросика спуска. 12 кадров, как раз вполне хватало на день фотографии на природе, дома на торжестве и т.д. и т.п. Да и пейзажи получались неплохие, но вот опять, формат кадра и стандарт размера фотобумаги. При печати ч.б. фотографий нужен был увеличитель под кадр 6х6 см. Мне пришлось искать Крокус, а в те года, это была не легкая задача. Потом меня всегда жрала жаба, когда на бумаге 13х18 см, 5 см приходилось срезать, или растягивать кадр на весь лист, но тогда терялась большая часть кадра. В итоге, со временем, я сделал рамку, которая вставлялась в шахту, в задней крышке сделал дополнительное окна для кадровки пленки при перемотке, и получил 16 кадров 4,5 х 6 см. И так я им изредко, основные камеры были Практика ЛТЛ и Зенит 3М, снимал более 10 лет.
Хочу подтвердить, вышесказанного комментатора Дмитрия. Если удачно подобрана экспозиция, то особенно фотографии типа “Семья на природе”, получались великолепные.
“В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Любителя — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.
В общем, система экзотичная и не очень практичная на самом деле.”
Эту кошку надо уметь готовить. Наводку на резкость надо производить, смотря в откидную лупу почти вплотную. Даже в очках это очень удобно, полностью аналогично режиму ручной наводки на резкость в цифровой беззеркалке, с помошником в виде увеличения кадра в точке наводки.
А далее, опустив аппарат на уровень груди, можно кадрировать и снимать.
Тут тоже есть хитрость, смотреть надо одним глазом, тогда ограничение поля зрения объектива не будет так сильно мешать. ))
Автор не прав по поводу наводки на резкость при помощи откидной лупы… Резкость наводится отлично, но процесс съёмки не спешный… Сначала наводишь на резкость, потом складываешь лупу со стенкой на которую она крепится, потом кадрируешь и снимаешь! При съёмке лучше использовать фототросик, что бы не было “шевелёнки”. Портреты лучше снимать на полностью открытой диафрагме – получаем очень красиво закрученный фон. И ещё – плёнка должна иметь хорошую подложку, есть возможность при перемотке пропустить кадр…
Купил эту камеру в далеком 1988 году. Отснял катушку – получил замыленные негативы, разрешение хуже, чем у Гелиуса на 35-мм пленке. Отснял еще четыре катушки, пытаясь понять, кто виноват: объектив или кривые руки. Пришел к выводу: объектив, расстроился и больше ним не снимал. Лежит в коллекции.
Кстати, к примеру. У меня «Смена 8М». Мне пришлось юстировать объектив, но зато после получались качественные снимки. И ещё я диафрагму ставил на 8. Вот я и подумал: это или осознанное вредительство, или пьяные руки собирали на заводе фотоаппарат.
Эта вещь для мультиэкспозиций не заменима.
С расстояниями фокусировки и значениями диафрагмы, точнее с их обозначениями, думаю всё просто. Для нанесения этих цифр, не требовался второй трафарет, или макет, или как хотите так его и назовате. Согласитесь, на производстве это же ведь несколько всё упрощает, не ошибиться)
С расстояниями фокусировки и значениями диафрагмы, точнее с их обозначениями, думаю всё просто. Для нанесения этих цифр, не требовался второй трафарет, или макет, или как хотите так его и назовате. Согласитесь, на производстве это же ведь несколько всё упрощает, не ошибиться)