Объектив ЗМ-5А-МС Н-21-МО обзор и инструкция


Сверх-длиннофокусный объектив для малоформатных зеркальных фотоаппаратов с разными типами крепления оптики.

Объективы ЗМ — это целое семейство из нескольких моделей. Причем, — не единственное семейство подобных объективов в СССР.

Главная отличительная особенность объективов ЗМ и им подобных — зеркально-линзовая оптическая схема. Ее еще называют зеркально-менисковой.

Мениск — это вогнуто-выпуклая линза. Очень распространенная форма линзы. Ничего необычного.

Необычным является использование в оптической схеме зеркал.

Иллюстрация из Wiki. Видно, что свет, пройдя через объектив, отражается от заднего зеркала и возвращается в переднюю часть объектива. Там свет снова отражается от уже переднего зеркала, в третий раз проходит через весь объектив и только тогда фокусируется на пленке или светочувствительной матрице.

Свет проходит через объектив туда-сюда три раза. Объектив как бы сложен втрое сам в себя.

Переднее зеркало перегораживает центральную часть передней линзы.

Естественно, при этом на изображении в центре не возникает пустого пятна. В формировании каждой точки изображения участвует свет, прошедший через все участки передней линзы.

Но часть общего светового потока все-таки отсевается. Поэтому, зеркально-линзовые объективы всегда «темные», хотя и имеют сравнительно большой диаметр передней линзы.

Интересно, что через зеркально-линзовый объектив нельзя посмотреть на просвет спереди. Увидим только зеркала.

И вот световые блики в зоне нерезкости — да — они будут иметь форму бубликов!

Объектив, выполненный по традиционной схеме был бы существенно длиннее при том же ФР. Правда, по традиционной схеме получаются и более светосильные объективы. Но это уже и очень дорого. Очень.

Зеркально-линзовые системы являются бюджетным решением сверх-длиннофокусных объективов.

Кстати, о фокусном расстоянии. Все, кто занимаются фото, знают такой термин. ФР — это расстояние от оптического центра объектива до матрицы. Логично, что оптический центр находится внутри объектива.

Для зеркально-линзовых систем такое правило не работает.

Сегодня мы рассматриваем объектив ЗМ-5А-МС. Его длина чуть больше 170 мм, а фокусное расстояние — 500 мм. Условный оптический центр объектива расположен существенно дальше переднего среза самого объектива.

На этой иллюстрации из Wiki красным пунктиром показано фокусное расстояние некого традиционного объектива с аналогичным ФР.

В СССР автором отечественной зеркально-линзовой схемы является профессор Д.Д. Максутов. Изначально эта схема была разработана им для телескопов в 1941 году.

Принципиальная зеркально-линзовая схема имеет, вроде бы, иных авторов. Я не знаю, в чем заключалось изобретение именно Максутова, но в СССР несколько линеек фотообъективов носят его имя как изобретателя.

Вообще, известно довольно таки немало марок советских объективов на зеркально-линзовой схеме. В том числе и малораспространенных.

Вот, например, МТОМ-500 Ленинград 8/500 от Опытного оптико-механического завода г. Ленинград. Объектив нечастый, но встретить можно. Фото с photohistory.ru.

А вот МС Оникс-2 8/500. Фото с photohistory.ru. Этот объектив серийно не выпускался.

И т.д., все перечислять не буду, и плюс еще массовые линейки ЗМ, МТО и Рубинар.

Вот, кстати, удивительно, что в СССР столько внимания уделяли этим сверх-длиннофокусным объективам.

Во-первых, именно в Союзе гражданам как раз и не рекомендовалось излишне заглядывать куда-то не туда.

Во-вторых, при появлении новых моделей объективов, их основные ТТХ оставались неизменными! Ну да, что-то, конечно, улучшалось. Ну, например, разрешающая способность, точность сборки, детали конструктива и прочее.

Но все равно, откуда столько заботы о столь специфической потребности фотолюбителей?

Основная сфера применения зеркально-линзовых объективов — астросъемка и фото-охота. Очень узкая специализация.

Первыми массовыми моделями отечественных зеркально-линзовых объективов были МТО-500 8/500 и МТО-1000 10/1000.



Выпускались они на КМЗ примерно с 1956 года и на Лыткаринском заводе оптического стекла (ЛЗОС) примерно с 1965-го.

Эти объективы присутствовали на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. в наборе объективов, который был удостоен высшей награды — «Гран-при».

МТО расшифровывается как «Максутова теле-объектив».

Продавались объективы в брутальном деревянном ящике вместе с несколькими мостроузного размера светофильтрами.

Подробно на серии МТО я тут останавливаться не буду. Дождемся соответствующего обзора.

Начиная с середины 70-х ЛЗОС постепенно обновил линейку сверх-длиннофокусных объективов.

Наиболее длиннофокусная модель сохранила марку МТО и стала называться МТО-11 10/1000.

Менее длиннофокусные модели получили новое имя ЗМ. Читается это как «Зэ Эм» и расшифровывается как «Зеркальный Максутова» или «Зеркально-Менисковый». В этой части нет единого мнения.

Почему название сменили и были ли какие-то существенные изменения именно оптический схемы — мне не удалось найти информацию. Если у вас есть какие-то сведения, пожалуйста, напишите.

В сети есть сведения, что разрешающая способность по ТУ (центр/край) у МТО-500 8/500 составляет 35/22 линий/мм. А у ЗМ-5А 8/500 — 40/20 линий/мм.

Да, стало побольше в центре. Но наверное за 20 лет этого можно было добиться и простым улучшением качества стекла и сборки.

Первой моделью в линейке ЗМ был 3М-4А 6,3/500. Фото с photohistory.ru. Я такой ни разу не встречал. Видимо, массово он не выпускался.

Далее следовала модель 3М-5А 8/500. Видим, что ЛЗОС отказался от ФР в названии и указывает теперь некий номер модели.

3М-5А — наиболее распространенная модель, такой объектив мы сейчас рассматриваем.

Кстати, буква А в названии означает наличие в конструкции сменного хвостовика-адаптера. Этот адаптер можно снять и заменить на другой — с иным типом крепления и иным рабочим отрезком. При продаже объектив комплектовался хвостом с резьбой М42 или М39.

Наиболее распространенным сменным вариантом — было кольцо КП-А/Н, которое меняло крепление на байонет Н для зеркальных фотоаппаратов Киев.

Далее, ЗМ-6А 6,3/500 — модель с немного увеличенной светосилой. В качестве платы за это — серьезно увеличился размер.

Вот сравнительное фото с deep-lifes.ru. ЗМ-6А слева.

Этот объектив вполне встречается.

Наконец, МС ЗМ-7К 5,6/300 — более компактная модель с меньшим ФР и большей светосилой. Эта модель выпускалась также на Азовском оптико-механическом заводе (АОМЗ). Фото с photohistory.ru.

Такой у меня есть, обязательно сделаю отдельный обзор.

Еще позже (я не нашел год) серия ЗМ и МТО-11 были заменены на модели линейки Рубинар.

Объективы Рубинар выпускаются до сих пор на ЛЗОС и на КМЗ.

Иностранные аналоги этих объективов не имеют систем автофокусировки и поэтому отечественная продукция в данном сегменте вполне конкурентна.

Узнать любой Рубинар легко. Переднее зеркало этих объективов не приклеено на линзу изнутри, а вставлено в отверстие линзы. Поэтому, у Рубинаров на передней линзе имеется эдакая пластиковая «пробка», что придает объективу очень необычный вид а-ля hi-tech.



На Рубинарах мы тоже не будем останавливаться и возвращаемся к модели 3М-5А.

Объективы модели 3М-5А выпускались в нескольких вариантах.

С 1976 по 1987 год выпускался вариант 3М-5А. С 1983 по 1991 — 3М-5СА.

Вариант с буквой «С» в названии выполнен более компактным и легким.

Модель 3М-5А (как в обзоре, справа) имеет на корпусе 2 штативных гнезда и выдвижную бленду, которая в сложенном состоянии перекрывает накатку фокусировки. Вес объектива 1084 грамм.

Модель 3М-5СА (слева) не имеет штативных гнезд и бленды. И в целом, корпус выполнен тоньше и короче. Вес объектива 587 грамм. Почти вдвое легче! При том, что корпус весь из металла.

3М-5СА — очень компактный и легкий объектив для своего ФР. Его можно использовать на современных беззеркалках с пластиковыми корпусами, не опасаясь выломать байонет.

Для фотографирования с ФР в 500 мм нужно использовать штатив.

В случае с 3М-5СА на штатив можно смело крепить аппарат — он нормально удержит объектив.

Если вы используете 3М-5А как в обзоре на беззеркалке — лучше закрепляйте на штатив именно объектив. Благо, такая возможность имеется.

Далее есть немного непонятная штука.

Облегченную версию объектива я встречал только с мульти-просветлением, т.е. только в варианте МС 3М-5СА. Буквы МС — в левой части.

3М-5А выпускался как с многослойным просветлением, там и без оного. Обозначение МС указывается в названии справа через тире или без тире.

Т.е. встречаются варианты 3М-5А и 3М-5А-МС. На фото вариант с однослойным просветлением.

У меня в обзоре вариант объектива, полное название которого, указанное на титульной странице инструкции, звучит как ЗМ-5А-МС Н-21-МО.

Приписка «Н-21-МО» штука известная, но что она значит, в общем-то, достоверно неясно.

В Сети источники в основном сходятся к тому, что так помечались экземпляры с каким-то специфическим просветляющим покрытием.

Что это за покрытие, каковы его свойства, было ли оно улучшенным – неизвестно.

Есть информация, что с такой припиской объективы выпускались только в 1983 году.

Мне известно 3 марки объективов, у которых встречается подобная необычная маркировка:
— ЗМ-5А-МС Н-21-МО (в обзоре);
— Индустар-61-Л/З-МС Н-21-МО;
— Юпитер-37А МС-Н-30.

Если знаете еще — пишите.

У последнего маркировка немного отличается и выпускался он на Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ). Первые два — на ЛЗОС.

При этом, у Юпитера дополнительная маркировка нанесена на объектив.

У ЗМ-5А и Индустара приписку указывали только на титульном листе инструкции. Маркировка на самом объективе ничем не отличается.

Все объективы Индустар-61-Л/З имеют многослойное просветление, но в Сети встречаются фото инструкций как с припиской Н-21-МО, так и без.


Для объектива ЗМ-5А-МС (именно МС, но без буквы С) я нашел буквально 2 фото инструкций и на всех приписка Н-21-МО указана, как и у меня.

Возможно, мне просто не попалось иных вариантов. 2 фото это не статистика. Инструкции от объективов хранят реже, чем от фотоаппаратов. Там просто нет ничего полезного для непосредственного использования.

Либо поголовно все ЗМ-5А-МС одновременно еще и Н-21-МО.

В моем варианте инструкции в самом тексте никаких разъяснений не дается.

Зачем такими сложными шифрами (Н-30, Н-21-МО) грузили пользователей, ничего не поясняя — непонятно. Если это важно специалистам, которые в курсе — кодировку следовало наносить на объектив как у Юпитер-37.

Цвет просветления у Юпитер-37А МС-Н-30 и у ЗМ-5А-МС Н-21-МО действительно отличается от прочих МС версий объективов.



Что изменилось после 1983 года — неизвестно.

Есть примерно 2 мнения:
1. от экспериментального просветления отказались;
2. экспериментальное просветление приняли как основное, и в маркировке отпала необходимость.

МС 3М-5СА вышел как раз в 1983-м и наверное в его просветлении учтен опыт Н-21-МО. Но цвет, вроде, разный.

С каким просветлением выпускался ЗМ-5А в 84-87 годах? Были там вообще МС версии? У меня нет данных. Пишите, если есть возможность что-то добавить.

Насколько ЗМ-5А-МС (и Индустар-61-Л/З-МС прицепом) с припиской Н-21-МО — редкие объективы?

Вот это непростой вопрос.

Достоверно идентифицировать такой объектив можно только по инструкции. Но инструкций сохранилось мало.

Сколько объективов ЗМ-5А-МС и Индустар-61-Л/З-МС выпущено именно в 1983-м — неизвестно.

Все ли объективы, выпущенные в 1983-м году, были Н-21-МО — неизвестно.

Является ли просто МС в маркировке ЗМ-5А-МС достоверным признаком Н-21-МО — неизвестно. Но вот конкретно ЗМ-5А-МС втрескаются довольно часто.

Дает это что-то пользователю? Скорее, нет. Разница неуловима. Тут коллекционерские заморочки.

С историческим блоком закончим и перейдем к рассмотрению моего экземпляра. В обзоре объектив в отличном состоянии. 1983 года, с номером 830240. На паспорте есть пометка Н-21-МО. Номер с паспортом совпадает. Скан паспорта привожу в конце.


Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


ЗМ-5А-МС Н-21-МО

Фокусное расстояние: 500 мм
Угол поля зрения: 5°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: —
Рабочий отрезок — 45,5 мм, сменный хвостовик

Относительное отверстие: 1:8
Пределы шкалы диафрагм —
Количество лепестков диафрагмы —
Регулировка диафрагмы —
Ближний предел фокусировки — 4 м

Соединения:
объектива с камерой — резьба М42, сменный хвостовик
для ввинчивающихся насадок — M72×0,75
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 40/20 линий/мм

Вес — 1084 грамм

Объектив крупный и увесистый.

В задней части толщина корпуса серьезно увеличена. Это сделано для размещения двух комплектов штативных гнезд.

Два комплекта нужно для обеспечения возможности закрепить объектив с присоединенным аппаратом с горизонтальной или вертикальной ориентацией кадра.

В каждом комплекте по два типа резьбы — 1/4 и 3/8 дюйма.

Кстати, у МТО-500 кольцо с креплением на штатив просто поворачивалось. Это более удобно.

Во-первых, не нужно перекручивать для смены ориентации кадра.

Во-вторых, объектив часто садится так, что крепление оказывается не ровно снизу. Сейчас эту проблему можно решить у некоторых переходников. Раньше — только наклоном головки штатива.

Хотя толщина корпуса МТО-500 получилась в итоге еще больше.

Собран объектив очень хорошо. Приятно держать в руках. На бленде проставлен знак качества.

ЗМ-5А имеет выдвижную бленду. В сложенном состоянии бленда полностью перекрывает кольцо фокусировки.

Передняя крышка объектива выполнена из металла. Она солидной такой толщины и ввинчивается в резьбу для фильтров.

Думаю, так сделано для того, чтобы пользователь точно не уронил объектив при вынимании его из кофра, удерживая переднюю часть за крышку, по сути.

Цвет просветления у ЗМ-5А-МС Н-21-МО едва заметного синеватого оттенка.

Диафрагмы у объектива просто нет. Управлять ею нельзя. Это — особенность конструкции всех зеркально-линзовых объективов.

У ЗМ-5А постоянная светосила f8.

Конечно, это весьма темно.

Но прежде чем критиковать объектив за его темность, нужно представлять себе зависимость глубины резкости от фокусного расстояния. Дело в том, что чем больше ФР, тем меньше ГРИП.

Например, если навести ЗМ-5А на 100 метров, то ГРИП будет всего 12,8 метров. Для фото птички вполне достаточно. А вот архитектура, как правило, размытие заднего фона не очень предполагает.



В общем, на мой вкус, постоянная светосила f8 это действительно неудобно. При наведении фокуса — ощутимо темно. А вот при фотографировании я бы в большинстве случаев еще прикрыл, на самом деле. Если б мог.

Кольцо фокусировки широкое и удобное. Полный ход геликоида почти 360 градусов. МДФ 4 метра.

Фокусировка реализована с солидным таким перелетом за бесконечность. Это сделано вроде бы сознательно для компенсации деформирования зеркала при экстремальных температурах.

Практические использование.




Для начала с т.з. астросъемки


Вот фото луны. Фото так себе, просто для понимания масштаба приближения. Снято на полную матрицу, не обрезалось ничего.

Мое мнение, для астросъемки ЗМ-5А подходит слабо. Увеличение недостаточно. Луна – и то мелкая. Если снимать на кропе будет чуть больше, но все равно недостаточно.

Съемка разумно удаленных объектов

Тут все существенно лучше.

Вот фото вида из окна через основной фото-модуль телефона (это эквивалент ФР примерно 28 мм для полной матрицы). К телефонам все привыкли и такое сравнение будет наиболее показательным. Стрелки указывают на объекты, которые я позже снял на полный кадр через ЗМ-5А-МС.

А вот, собственно, примеры снимков. Фотки кликабельны. Плюс, в полном размере вы можете их посмотреть по этой ссылке.

Идеальными снимки зданий не назвать, но нужно понимать, что на таком удалении воздушная дымка уже существенно влияет на качество картинки.

В целом, объектив показал себя вполне достойно. Картинка достаточно резкая, контраста хватает. У автомобилей отлично читаются номера.

Для такого вида съемки объектив вполне подходит. Особенно для фотоохоты на разумных дистанциях.

Компактный и легкий МС 3М-5СА вполне комфортно принести на природу и снимать с рук.

От снимков на километровых дистанциях чудес не ждите. Воздушная дымка, шевеленка, неизбежная даже на мощных штативах, не очень высокая разрешающая способность объектива — в итоге сильной прям детализации не будет.

Штатив лучше использовать. Ну, или, в крайнем случае — опереть объектив обо что-то неподвижное.

Если снимаете с рук, ставьте выдержку от 1/500 и короче. Чем короче – тем лучше.

Вот как-то так.

На этом у меня все, удачных фотографий!

Инструкция:



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.