Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция


Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.

Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!

Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.

В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.

Насколько важен встроенный экспонометр?

Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.

Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.

В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.

Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Фотоаппарат ФЭД-5

PC182210Пятых ФЭДов было аж 3 вида. ФЭД-5, -5В и -5С.

Я в детстве был счастливым обладателем -5В. И все время я думал, что буковка «В» означает что-то хорошее. На самом деле, модель с «В» — самая простая из трех. Конкретно, она отличалась от просто 5-й отсутствием этого самого экспонометра. :о)
В моделях -5 и -5С экспонометр был. А отличались они тем, что в -5С отсутствовала диоптрийная коррекция, но видоискатель был более совершенный. Со светящимися рамками и в целом давал картинку больше и немного светлее.

Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.

Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5

ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.

Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.

Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.

Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.

Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.

Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.

Элементы управления:
PC182212Спереди, помимо объектива, имеем:
— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива;
— прямоугольное окно видоискателя;
— небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм;
— окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.
PC182215Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.

Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.

Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.
PC182220Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.
PC182218Основные элементы управления сосредоточены сверху.

Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки.
Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.


Калькуляция экспозиции происходит так:

PC182222Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.

Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе.
После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.

Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.

Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.

Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.

PC182227Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.

Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.

Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.

Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.

Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.

Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.

PC182225Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Отношение к камере:
ФЭД-5 (конкретно, -5В) — это одна из пленочных камер, которые я реально много использовал и именно в советские времена.

Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.

О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.

Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.

Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.

Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.

Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.

Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.

Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?

Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.

Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.

Все вместе это впечатление от камеры портит.

Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.

Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M39-Nikon F
Canon M39-Canon EF
Sony М39-Sony/Minolta
Pentax M39-pentax K
Беззеркалки Sony M39-NEX
Оlympus/ Panasonic M39-m 4/3
Fuji M39-FX
Nikon M39-Nikon 1
Nikon M39-Nikon Z

Инструкция:

00
01
03
04
05
06
07
08
09
10

Вам может также понравиться...

комментариев 28

  1. Сергей Николаевич:

    По поводу ФЭД-5, и ФЭДов вообще, могу написать очень много, т.к. живу в Харькове и лично был знаком с разработчиками ФЭДов (увы многих уже нет в живых). В принципе, линейка дальномерных ФЭДов а-ля “Лейка” должна была завершиться ФЭДами -3 и -4. Дело в том, что КБ фотоаппаратосторения ФЭД разработало зеркальную камеру, которая по надежности и функционалу превосходила современные ей “Зениты”. Эта камера выдержала на “отлично” испытания на стенде. Один из образцов этой камеры находится в заводском музее.Но министерство заявило, что в стране уже достаточно производителей зеркалок, а подготовка к производству ФЭДовской зеркалки требовала немалых капиталовложений, т.к. камера имела низкий “коэффициент преемственности”. Вообще, политика руководства СССР во всех отраслях сводилась тогда к формуле: “делать новое, сохраняя в нем все детали от старого”. Менялись, в основном,только шильдики. Примеров тому вагон: “Зениты”, ВАЗовская классика, “Москвичи”, радиоаппаратура…Вот ФЭДу и пришлось выпускать модели 5, 5С, 5В с почти 100% преемственностью и минимумом различий.
    ФЭД-5, с буквами и без, – самая уродливая камера в линейке классических ФЭДовских дальномерок. В ней удачно только то, что

    она унаследовала от ФЭДа-3. Все “новинки” ужасны как эстетически, так и функционально: убогий шильдик на дальномерных окнах,

    ужасный счетчик, перекрывший к тому же доступ к спусковой кнопке, выключатель обратной перемотки (раньше был более удобный

    поворотный). Гнездо синхроконтакта сзади при установке в клемму вспышки с “горячим башмаком” находилось под напряжением ( а

    это около 150В во вспышках тех лет!), и при прикосновении к нему фотографа било током, особенно, если на его лбу был пот.

    Из-за большой высоты камера плохо лежала в руках.
    Теперь о затворе. Затворы ФЭДов 3,4,5 практически идентичны и являются самым лучшим вариантом затвора среди всех советских

    лейкообразных (ФЭДов, Зорких, Зенитов). Шторка затвора тоньше и уже КМЗовской, что позволило уменьшить размеры и массу

    вращающихся деталей. Величина щели между шторами на быстрых выдержках регулируется и поддерживается постоянной. Затвор имеет механизм блокировки от недовзвода (начиная с куркового варианта ФЭД-3, при неполном взводе затвора спусковая кнопка заблокирована), чего нет в КМЗвских камерах. Имеется также удачно спроектированный (увы, не всегда отрегулированный с завода) амортизатор удара первой шторы и стабилизатор момента спуска затвора, исключающий “срыв” длинных выдержек. Требование устанавливать выдержку только при взведенном затворе на “Зорком-4”, “Старте”, ФЭДах-3,4,5 и конструкция головки со шкалами на щитке имеет общее пояснение – унифицированный механизм длинных выдержек, конструкция которого не позволяет сделать головку выдержек, как у “ФЭДа-2”, “Зенита-С,3,3М,Е,В,ЕМ”,”Зорких-5,6″. (Подробнее см. .С. Майзенберг”Устройство и ремонт фотоаппаратов”, стр. 244) http://si.pp.ru/I_S_Mysenberg_Ustroistvo_i_remont_fotoapparatov.pdf
    О ФЭДе-3, (владельцем куркового варианта коего я стал в 1979 г.) я могу дать только самые положительные отзывы. Вообще, Вам неплохо было бы пополнить им свою коллекцию. У меня сейчас их три – один с заводной головкой и два курковых с небольшими отличиями в исполнении затворов и с символикой Олимпиады-80 на том самом 1979 года.

    PS В 1991 году на заводских складах было большое количество ФЭДов-5. Спроса внутри страны не было, и предприимчивым ребятам их удалось реализовать на Западе, где они пошли “на ура” как дешевая дальномерка (продавали их по каким-то совсем бросовым ценам, что-то около 10 или 15$ ), совместимая с L39.

    • Олег:

      на фэд-3 было утеряно преимущество фэд-2, а именно база дальномера. поворотный счетчик кадров весьма легко можно сбить. и – тяжело судить о напряжении при подключении вспышки на горячий башмак ввиду отсутствия оного, а уже появилась куча вспышек ТОЛЬКО с ним.
      так что у всего есть достоинства и недостатки.
      вот с ЦЗ фэдами не пользовался, не могу сказать ничего ни против, ни за.

    • Некто:

      Насчёт невозможности совмещения длинных выдержек и установки выдержки в любой момент – на ранних ФЭД-3 это было возможно, там есть и короткие выдержки, и головка имеет такую же конструкцию, как у ФЭД-2 (с отдельной центральной частью).

  2. Иван:

    Сергей Николаевич, в сети мало информации об истории ФЭДов. Большое спасибо!

  3. Сергей Николаевич:

    Кое-что интересное можно найти:

    https://www.youtube.com/watch?v=MaxaCikHcHo

    https://www.youtube.com/watch?v=Cv_X9tx2igM

    • Татьяна:

      Спасибо большое!
      Совсем недавно занялась изучением такой техники. Как ни странно, но молодому поколению очень интересны стали именно плёночные фотоаппараты. Процесс создания фотографии при помощи раритета куда интереснее, чем на айфон, где нужно просто нажать на экран пальчиком. Папа передал навыки пользования аппаратом, теперь я создаю искусcтво 😀

  4. Геннадий:

    У меня ФЭДы трех моделей: 2, 3 и 5 – В и с экспонометром. Претензий (по существу) ни к одной из них нет. Супернадежный затвор, неубиваемый корпус, не то, что нынешний хлипкий пластик. В общем, сделано на века. А все эти разговоры типа: “ФЭД-5, с буквами и без, — самая уродливая камера в линейке классических ФЭДовских дальномерок” – это уже из разряда “кому нравится попадья, а кому поповская дочка”. Мне, например, очень нравится Зенит-С, больше, чем все остальные Зениты вместе взятые, а кто-то говорит: дрянь,снимать невозможно. Тоже имеет право. Так что, мое мнение: ФЭД любой модели – хорошая камера. Не хочешь им снимать – выбор огромный, бери, что любо, и наслаждайся.

  5. Михаил:

    Большое спасибо Сергею Николаевичу за комментарий! Пожалуй и добавить нечего – самый полный и объективный. На мой вкус самые самые удачные модели – ФЭД-2 и ФЭД-3. Последний – мечта советских пионеров, да и просто любителей. Последующие 4 и 5 модели – неоправданный рост габаритов, дохлый счетчик кадров и неэстетичность, по просту – уродливость. Про последующее семейство с центральным затвором – это вообще не ФЭДы, а реплики каких то зарубежных моделей с плохим качеством оптики, (исключение ФЭД-МИКРОН) и врущей экспоавтоматикой.

    • Олег:

      и чем отличается кардинальным фэд-3? практически то же самое в габаритах, что и 4 – 5. механика же везде одинаковая, если что.

    • Игорь:

      Про уродливость уже ответили – это все вкусовщина. Каждый мнит себя эстетом. Нормальный аппарат, добротный.

  6. Михаил:

    “В коллекцию помимо первой модели включил пятую…” Поздравляю автора с приобретением первой модели – это действительно раритет – советский вариант Лейка-2. По поводу пятой модели – см. комментарии выше. хотя – если собирать полную коллекцию – приобретение понятно

  7. ФЭД-2 – вот это вещь!

  8. Олег:

    в настоящее время отсутствие селенового экспонометра скорее благо, чем недостаток. они же уже все мертвые на б/у камерах…а в то время у меня был фэд-5, и экспонометр реально выручал. но сегодня мне за благо внешний, прикупил по случаю “Свердловк-4”, не нарадуюсь!)))
    но так да, техника неубиенная, кроме чисто “советского” диапазона выдержек, с которым тяжковато снимать на современные высокочувствительные пленки.

    • Виталий:

      Все решается нейтрально-серым светофильтром.Кратность 4.А техника,действительно прочная.

  9. Виталий:

    Я пользовался ,,Фэдами” 2 и 3 модели.Купил недавно коробочный вариант 5-го.Им пока не снимал.по поводу удобства и уродства:самым удобным мне показался 2-й.Хорошо лежит в руках,удобная диоптрийная коррекция, И-26 очень понравился.Затвор работает деликатно.Единственно – не хватает диапазона выдержек.3- ка в этом смысле получше,но у нее громче затвор.По надежности нет никаких претензий ни к 2 ни к 3.По 5 -ке сказать пока ничего не могу.Поснимаю – отпишусь.В смысле технической эстетики и эргономики самый некрасивый и неудобный 4 -й.Имхо.Затвор и оптика там тоже на уровне.Так что – это на уровне вкусовщины.

  10. Анатолий:

    купил ФЭД-5В хорошо снимал, продал купил ФЭД-5 отлично снимал, встроенный экспонометр это удобство и быстрота, продал его и позарился на ФЭД-5С и купил. Через некоторое время сломался дальномер. Оказывается чтобы увеличить окно видоискателя модернизировали механизм дальномера в худшую сторону. Так я остался у разбитого корыта. ФА ФЭД-5 без букв самый лучший.

    • Виталий:

      5 серия действительно любопытная.Вместо того,что бы выпускать один фотоаппарат с максимальным набором ,,примочек”, производили три модификации одного и того же.Там рулетка перемотки,там экспонометр,здесь параллаксные рамки.Причины этого мы,видимо уже не узнаем.Спрашивать некого.Видимо,для расширения ассортимента.

    • 10111:

      Дальномеры у них практически одинаковые. Отличия в конструкции видоискателя. Как его можно сломать – загадка)

  11. Виктор:

    Спасибо автору за обзор! Хотел спросить возможно ли вернуть камеру к жизни самому если случайно поменять выдержку при невзведённом затворе?

  12. Iglex:

    Попробуйте выполнить рекомендации отсюда:
    https://fotoussr.ru/wp-content/uploads/2018/03/11-3.jpg

    • Виктор:

      Спасибо большое! Стоит ли смотать плёнку перед тем как снимать объектив чтобы не засветить? Осталась ещё пара неиспользованных кадров

  13. Виктор:

    Вот интересно, у 5/5С совсем уж последних выпусков (после 91 года) головка обратной перемотки наполовину торчит из калькулятора. Видимо, решили сэкономить на механизме утопления.

    • Виталий:

      Стоит ли этому удивляться – громадное государство рухнуло и осколки его с бешеной скоростью разлетались в стороны и вниз.Какое там качество.Удивительно,что предприятия как то -но работали.Мне буквально пару дней назад достался коробочный ,,5-с” выпуска 09.12.1996 с юбилейным логотипом 70 лет заводу.Вполне прилично аппарат изготовлен.Респект тогдашним работникам!

  14. Семён:

    Снимаю на 5С – очень нравится. Футуристичный, красивый дизайн, цветные – наглядные подписи. Радует автосброс счетчика и автопропуск первых двух засвеченных кадров. Если купить с хранения в хорошем состоянии – то рабочий экспонометр. Минус – в последних выпусках материал шторок совсем стал плохой и чаще всего они почти все посыпавшиеся. Но это успешно лечится черным автогерметиком.

    • Александр:

      Вот, спасибо огромное за идею! Мне достался 5С в очень хорошем состоянии, но с трещинами в шторках. Заклеивал клеем “Момент” из шприца, потом посыпал порошком графита. На какое-то время помогало. Надо испробовать герметик. Главное, чтобы шторки хорошо высохли, затвор подержать взведённым сутки.
      Знаю, что это паллиативная мера, что надо менять затвор, но в моём городе ушли все мастера, а сам не возьмусь. Говорили вроде, что от “Зенита-Е” шторки подходят, я не знаю.

  15. Игорь:

    У меня несколько пятых, в какой-то момент увлекся собирательством. Один очень поздний, наверное 90 или 91 год, черный шильдик. Можно сказать сам пришел в руки. Практический новый. На прижимном столике никаких следов использования. При взводе обратил внимание, что на последнем участке движение рычажка очень тугое, на других камерах такого нет. И выдержка в 1 с западала. Через некоторое время заметил перекос шторки, и еще через какое-то время оборвалась тесемка и шторки остались в промежуточном положении.
    Звук сработки затвора просто шикарный.
    Объектив как правило немного люфтит в свое оправе, немного густой смазки снимают проблему.

  16. Андрей Владимирович:

    Отличный аппарат.До сих пор живой ФЭД 5С.Со вспышкой всё норм было. Ничего не било (была на батарейках). Ещё кольца для макросъёмки к индустару продавались. Единственный минус, что нужно было высчитывать расстояние до объекта при макросъёмке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *