Фотоаппарат Алмаз-103 обзор и инструкция



P8139067На моем сайте две статьи, посвященные Алмазам. Вначале, я сделал классический обзор на 103-ю модель, которая есть в моей коллекции. Этот обзор вы сейчас и читаете.

Однако, в процессе сбора информации об Алмаз-103, я нашел немало интересных сведений о линейке этих камер и решил выпустить еще дополнительно обзорную статью. В ней обобщена доступная информация, исторические материалы и снимки в т.ч. более редких моделей — Алмаз-101, Алмаз-102 и Алмаз-104. Кто не видел, рекомендую ознакомиться.


Сейчас же мы подробно рассмотрим Алмаз-103. Эта модель является единственной более или менее массовой и сейчас только она доступна для простых смертных коллекционеров.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Алмаз-103

Фотоаппарат Алмаз-103 выпускался Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО). Основной период выпуска пришелся на 1982-1986 годы, но окончательно производство свернули только в 1989-м.

Источники сходятся на объеме выпуска 9508 штук.

На истории создания аппарата тут не заостряю внимание. Все есть в обзорной статье.

Штатный объектив — МС Волна 1,8/50

P8139104Крепление объектива — байонет К. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.


Это новый для советского фотопрома тип крепления. На сколько меня не подводит память, серия Алмаз — первые советские аппараты с таким креплением.

P8139106P8139111
Классной оптики под этот стандарт разработано немало, но вот объемы выпуска были мизерные. Большинство объективов с байонетом К или редкие или очень редкие.

К счастью, рабочий отрезок байонета К совпадает с рабочим отрезком резьбы М42, а диаметр байонета шире на столько, что можно сделать кольцо, внутри которого резьба, а снаружи — байонет К. Получается простой и дешевый переходник.

На аппаратах с байонетом К можно использовать резьбовые объективы в режиме ручного управления диафрагмой.

Затвор — механический фокальный с вертикальным ходом двух пар металлических ламелей. Затвор отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

Набор отличный. Больше и не нужно.

Выдержка синхронизации на 1/60. Это лучше, чем на самых простых советских зеркалках, но есть примеры и получше.

Алмаз-103 – аппарат чисто механический. Никакого экспозамера у него нет. Электроника предполагалась у старших братьев 103-модели.

Фотоаппарат оборудован двумя гнездами проводных синхроконтактов. Один для электронных вспышек, второй — для старых медленных.

Автоспуск имеется.

Размер поля изображения видоискателя я не нашел. Покрывает он 94% кадра. Визуально картинка большая. Очень большая и светлая. Больше, чем у Зенит-19.

Фокусировочные экраны сменные. В комплекте к аппарату идут 3 штуки (один уже внутри).

Вот выдержка из инструкции с описанием экранов.

экраны

P8139125А так выгладит сам экран. Это “С”. Экраны поставляются в брэндированных пластиковых боксах.


Вес моего экземпляра аппарата без объектива 755 грамм.


Элементы управления:

Алмаз-103 имеет узнаваемый, но, в целом, довольно типичный внешний вид. Все органы управления на привычных местах.

Покровы корпуса — металлические, покрытые черной краской. Нижняя панель, правда, пластиковая.

Текстурированная оклейка есть — традиционного вида.

Правда, сам металл или способы окраски, судя по всему, все-таки не такие, как на Зенитах.

P8139062
Корпус Алмаза очень подвержен коррозии. Я повидал много экземпляров 103-го Алмаза, и на многих степень поражения коррозией была просто ужасной. Такое впечатление, что аппарат с советских времен лежал в луже.

На корпусах черных Зенитов я такой ржавчины (равно как и облупившейся краски) не видел ни разу. Хотя Алмаз — аппарат редкий и дорогой в свое время. Хранить его владельцы априори должны были в среднем бережнее.

В источниках есть информация, что и многие внутренние детали этих фотоаппаратов выполнены из материалов недостаточно твердых или недостаточно стойких к коррозии.

P8139070Слева от объектива в верхней части корпуса видны гнезда синхроконтактов.
Из-за съемной пентапризмы, на аппарате не нашлось места под скобу для вспышек. Но конструкторы решили эту проблему вполне качественно.

P8139115P8139120
В комплекте есть съемный кронштейн. Он крепится в левой части корпуса над головкой обратной перемотки. Такое расположение вспышки даже более выгодно, чем прямо над объективом, т.к. формирует более реалистичные тени.

P8139119На правой части корпуса расположены:
— Рычаг взвода автоспуска (кнопка на оси вращения);
— Кнопка замка байонета (та, что повыше);
— Кнопка репетира диафрагмы (та, что пониже).


P8139085Репетир диафрагмы нажимается влево — в сторону шахты зеркала. Это нетипично, но очень удобно. Кнопка вот только туговата.

Если у вас есть или вы собираетесь приобрести Алмаз, — почитайте дальше внимательно про автоспуск.
На Алмазе при пользовании автоспуском строго полагается СНАЧАЛА взвести затвор и только ПОТОМ взвести автоспуск.

Ситуация, когда операции выполнены в неверном порядке, ЧАСТО приводит к поломке аппарата.

В инструкции, вроде как, описаны действия, которые нужно выполнить, чтобы ситуацию с неверным порядком разрулить, но описано все так неконкретно, что у меня, например, вопросы остаются. Мне кажется, там вообще описывается немного иная ситуация.

Мастер, который отремонтировал для меня один из Алмазов (найти мастера очень сложно) категорически настаивал на том, что, если взвести автоспуск первым, то сразу происходит поломка.

Поэтому мой вам совет — вообще не трогайте автоспуск. Не пользуйтесь им никогда.

Поищите в сети фото Алмаза-103. Много снимков, на которых рычаг автоспуска стоит не вертикально. Все эти камеры — сломаны. И сломаны они именно неверным обращением с автоспуском. Ломается не автоспуск. Ломается затвор. Оно вам надо? Вот и не трогайте.

P8139075Сзади находится большой круглый глазок видоискателя.

Видоискатель у Алмаза шикарный. Как уже говорилось, картинка огромная и светлая. Есть вариант фокусировочного экрана с клиньями, правда с мелкими.


Над видоискателем сдвижной рычаг замка пентапризмы. Им открываются задние замки. Передние замки пентапризмы отпираются кнопкой, расположенной на ее левой стороне.

P8139095P8139097
Чтобы пентапризму снять, нужно одновременно кнопку нажать, а рычаг сдвинуть вправо.

Левее видоискателя есть еще светлая кнопка. Она высвобождает крепление фокусировочного экрана.

На задней дверце есть кармашек под кусок коробки от пленки, используемый как памятка типа и чувствительности пленки.

P8139081Снизу аппарата расположены:

— Два металлических кружка (скорее всего, это контакты моторной приставки, по которым передается команда протянуть кадр);
— штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма.
— кнопка отключения затвора для обратной перемотки;
— металлическая шайба с вырезами (скорее всего она обеспечивала сцепление с приводом моторной приставки);
Штативное гнездо не ровно по оси объектива и оно находится в мягком пластмассовом дне. Использование штатива сразу сильно портит вид аппарат снизу.

P8139078На верхней панели слева-направо находятся:

— головка обратной перемотки со складной рулеткой в центре селектора чувствительности пленки ;

— кнопка фиксации селектора чувствительности;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— перед головкой выдержек вперед выступает рычаг многократного экспонирования;
— чуть правее головки выдержек, позади кнопки спуска — миниатюрная кнопка блокировки рычага многократного экспонирования
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
P8139086Серьезный такой селектор чувствительности — это рудимент унификации с более высокоуровневыми представителями линейки. В 103-м Алмазе — это не более чем памятка.
P8139091Многократное экспонирование — фишка, которая считалась важной для профессионалов. Что ж, Фотошопа то еще не было. По мне, этот эффект проще получить при фотопечати.

Если нажать кнопку блокировки рычага, то рычаг многократного экспонирования можно сдвинуть вправо и зафиксировать его в этом положении, отпустив кнопку.
После этого движение курка будет взводить затвор, но не будет протягивать кадр.

Выдержки переключаются сравнительно туго. Это не вызывает особого дискомфорта, но посажены выдержки часто и, бывает, проскакиваешь мимо нужной.

Курком работать не комфортно. Он вроде имеет положение «наготове», но какое-то странное. У некоторых экземпляров курок устанавливается в это положение только возвращаясь после взвода.


Отводится курок примерно на 180 градусов. Опять же крайнее положение варьирует от экземпляра к экземпляру. В среднем, в крайнем положении лапка отводится ровно в сторону. По сравнению с Зенитами это очень непривычно. Палец замирает в неудобном положении.

Ход курка это вообще тихий ужас. Сначала он идет довольно туго. Зато потом срывается в практически свободный ход. Видимо, этому моменту затвор уже взведен и далее только протягивается пленка. У тех экземпляров, у которых ход менее тугой, у них только ощутимее рывки и неоднородность хода.

В общем, даже на этом уровне видно, что механизм затвора работает как-то странно, нестабильно, ненадежно.

Спусковая кнопка имеет средний по продолжительности и довольно тугой, но однородный по усилию ход.

P8139128
Открывается аппарат совершенно классически, — вытягиванием вверх головки перемотки.

Отношение к камере.

Чтобы лучше понять, что я имею тут в виду, лучше все-таки прочитать обзорную статью о линейке Алмаз.

Так вот.

Как известно, заказчиком линейки Алмазов выступал Союз Журналистов.

В Сети многократно приведена логика деления моделей аппаратов по уровням потребителей, примерно такая:

– “камера фоторепортера” – Алмаз-101, на ее основе мог быть создан “фотокомплект следователя”;
– “камера репортера областной газеты” – Алмаз-102;
– “камера районного фотокорреспондента” – Алмаз-103.

Я вот смотрю на эту классификацию, и, хотя, спорить с авторитетами не решаюсь, но терзают смутные сомнения.

Да, это деление могло озвучиваться даже самим ЛОМО еще в те времена. Но давайте подумаем.

Районному фотокорреспонденту, что в первую очередь нужно? Любому фотографу, даже если он снимает для школьной стенгазеты, нужен расчет экспозиции. Это ж основа фотографии.

Пусть, в данном случае районные фотокорреспонденты проходят как потребители третьего сорта, но это ж все-таки профессионалы. Как можно профессионала с таким крутым аппаратом отправить за внешним экспонометром?

Давайте еще обратим внимание, что выпуск Алмаз-102 начался раньше, чем Алмаз-103.

Мне кажется, что имела все-таки такая довольно типичная ситуация.

Не будем сейчас Алмаз-101 во внимание принимать, это история темная. Может его и планировали, но, скорее,  как светлое будущее. Обязательно будет, но не прямо сейчас.

А вот Алмаз-102 отлично подходил на роль максимально «заряженной» камеры проф уровня. Причем, у 102- го ну не было же ничего такого, чтобы реально предполагать неизбежный провал.

Но 102-й все не летел и не летел, а разумные сроки выполнения гос. заказа все уже прошли. Предприятию нужно было что-то выпускать. Хоть что-то. Нельзя вечно разрабатывать.

Вот и выпустили то, что было. Как выпускали уже Зенит-7 и, скорее всего, Киев-17.

Затвор сделали чисто механическим и вообще всю электрику убрали. Получился Алмаз-103. На вопрос заказчика «Что это?!» ответили: «Камера районного фотокорреспондента!»

Принимая решение делать проф камеру механической, вероятно, планировали потом как-то апгрейдить аппараты. На правах фантазии: Технически ничего не мешает сделать для Алмаз-103 пентапризму с несопряженным, но, тем не менее, полноценным TTL замером. Как на Киев-60 и Киев-88. И продавать ее отдельно.

Да, не очень удобно, но живут как-то среднеформатчики и не жалуются.

Но вышло как всегда. «Потом» не случилось.

Может, все было и не так, но очень уж похожа на реальность именно такая трактовка.

Я считаю Алмаз-103 сырым упрощенным прототипом, выпущенным в тираж исключительно из-за неготовности реально планируемой к выпуску камеры. Если бы выпуск 102-й модели пошел более или менее нормально, камера с индексом 103 выглядела бы иначе. Даже если и была бы уровнем ниже.

Это только моя гипотеза, ни о чем не основанная. У вас есть иное мнение? Пишите!

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Также предлагаю небольшой ролик 360-видео.

Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13

Вам может также понравиться...

комментариев 7

  1. Владимир:

    Добрый день
    А это наследственое что у Алмазов в видеоискателе изображение расфокусировано и требует линзы с дипкоррекцией

  2. Владимир:

    Сегодня узнал одну особенность Ломовских рабочих
    Купил с месяц назад адаптер М42 родной при проверке резьбовой объектив встал верх тормашками
    Сегодня купил еще один с этим все нормально

  3. Сергей Михайлович:

    Наверное, стоит добавить, что практически все сошедшие с конвейера экземпляры, были практически неработоспособны. Но если камеру возвращали обратно на ЛОМО, то она буквально преображалась. Мой “Алмаз 103”, купленный в 1985-м и отремонтированный в 1987 году на ЛОМО, проработал в профессиональном режиме 8 (восемь!) лет без нареканий. Это была основная камера фотографа-бомбилы (попросту, бытовика). Школы, детские сады, съёмка на дому у клиента… Всё это он выдержал. И жив-здоров до сих пор.

    • Иван:

      Очень интересно. Не знаете, что именно меняли на ЛОМО?

      • Сергей Михайлович:

        Предыстория ремонта на ЛОМО была такова. Весной 1987 года у нас в Свердловске проходила выставка-продажа фототехники в магазине “Спорттовары” с участием представителей КМЗ, ЛОМО, Вилейки, Арсенала, УОМЗ, и т.д. И я пристал к инженерам с ЛОМО с вопросом, почему камера с профессиональными возможностями и ценой аж в 295 рублей оказалась полным металлоломом. И мне ответили, что можно камеру отправить на ремонт на завод. Что план и производственные возможности не позволяют выпускать сложную технику с высоким качеством в условиях конвейера. А вот ручная доводка после конвейера – это совсем другое дело. Сказали, что они меняют ряд деталей на новые, которые уже выполнены с соблюдением всех норм и технологических процессов. И я отправил камеру на ЛОМО. Через четыре месяца я получил её обратно, заплатив за ремонт 42 рубля. И с тех пор она работает безукоризненно. К слову, несмотря на то, что у меня пять цифровых камер и целый арсенал плёночных (среди них есть Nikon F и Nikon F100, Pentax MX и Pentax Z-1p, Canon A-1 и Praktica MTL-5b), Алмаз 103 остаётся в любимцах.

  4. Александр:

    Алмаз-103 очень сложная камера с большими потенциальными возможностями. Две основных проблемы: автоспуск и собачка в механизме взвода. Она сделана из довольно мягкого металла, отсюда все проблемы взвода. Камера требует очень много настроечных операций в процессе сборки, но там, например, заложена возможность изменения рабочего отрезка в широких пределах, так как передняя панель стоит на винтовых домкратах. Мой знакомый использовал это для переделки Алмаза под оптику Никон. Был увеличен рабочий отрезок камеры и изменен механизм привода диафрагмы. Была разработана отличная линейка сменной оптики, но до серии она не дошла. У меня был отличный объектив Волна-4К 1,4/50, немного смог попробовать 1,2/50, объектив тоже оставил очень хорошее впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *