Фотоаппарат Зенит-16 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Сегодня речь пойдет об очень своеобразном фотоаппарате. Зенит-16 смело можно считать самым необычным аппаратом среди всех более или менее массово выпускаемых Зенитов.
Зенит-16 — действительно радикально не похож на все, что выпускал КМЗ до него, параллельно с ним и после него.
Вернемся немного назад, в самое начало семидесятых.
На Красногорском Механическом Заводе придерживаются логики двух линеек фотоаппаратов. Одна — бюджетная, вторая — более продвинутая.
Если в бюджетной линейке все хотя немного и застойно, но в целом оптимистично (как и во всей стране), как раз готовится к выходу Зенит-ЕМ, то в сегменте камер высокого уровня работа не клеится….
Никак не удается довести до ума Зенит-7. Он и выпускается то уже давно — с 1967 года, а работы по доводке все еще ведутся. Совсем немного и терпение власть имущих в отрасли кончится — камеру свернут.
Вот в это самое время конструкторы начинают работу над новой камерой высшего уровня сложности.
При разработке аппарат получил индекс 15.
Экспериментальный Зенит-15, о котором идет речь прямо сейчас, не нужно путать с Зенитом-15, который выпускался несколько позже на БелОМО. Это совершенно разные аппараты.
ТТХ новой камеры в очередной раз планировались сногсшибательными. Аппарат обещал серьезный экспортный потенциал.
Да, в то время советские фотоаппараты уверенно шли на экспорт и пользовались популярностью за рубежом.
С расчетом на экспорт, помимо технически обоснованных нововведений, конструкторы также старались обойти существующие чужие патентные права и потому вносили, скажем так, юридические изменения в конструкцию. С т.з. техники смысл этих изменений бы уже не очень очевидным.
В итоге изменений накопилось очень много. Это и делает аппарат таким необычным.
Затвор 15-й унаследовал от 7-го. Перспективный, но капризный узел затвора седьмого Зенита был уже достаточно «допилен» к тому времени.
Для нового аппарата предполагался меньший набор выдержек, что снижало нагрузку на конструкцию.
Но это не все. На Зените-15 затвор повернули на 90 градусов. Шторки нового аппарата ходят вертикально. Снизу-вверх.
Что это дает? По вертикали кадр короче в полтора раза, значит при той же выдержке шторке нужно двигаться с меньшей скоростью.
Еще больше снизилась нагрузка на конструкцию. Выросла надежность затвора при отличных характеристиках.
Необычное расположение затвора само по себе предполагало перемещение некоторых органов управления с привычных мест на корпусе, но тут такое ощущение, что конструкторы вошли в раж.
Но об этом попозже.
Сильно изменилась форма корпуса. Аппарат стал выше и приобрел практически симметричный вид. Пентапризма была помещена в невысокую прямоугольную надстройку.
Впервые на отечественных зеркалках внешние покровы корпуса стали полностью пластиковыми. Причем, внутренний металлический каркас, естественно был. Все критичные к прочности делали, включая курок, были металлическими.
Кроме того, конструкторы пошли дальше и внедрили на 15-м Зените то, чего так и не получил 7-й — экспозамер. Причем, сразу внутрикамерный (TTL).
Индикацию сделали не стрелочную, как на Киеве-15, а с двумя микролампочками (!!!)
Аппарат с экспозамером на стадии разработки нарекли «Зенит-15ВС-полуавтомат».
«ВС» значит «Внутреннее Светоизмерение», а «Полуавтомат» — режим экспозамера, в котором экспонометр сопряженный, правильность экспозиции определяет автоматика, при отклонении от оптимума автоматика подсказывает, нужно света больше или меньше, но меняет настройки сам фотограф.
Проводя аналогии с современными аппаратами, советский полуавтоматический режим больше всего напоминает режим М.
В серию пошел именно Зенит-15ВС, но с именем Зенит-16.
Кроме перечисленного, новые аппараты имели еще несколько не столь заметных на первый взгляд, но существенных новшеств.
Например, штатный «горячий башмак» впервые появился именно на Зенит-16. Еще был оригинальный счетчик кадров и необычная скоростная система зарядки пленки.
Не то, чтобы во всех этих вещах был великий смысл. Думаю, тут просто имело место желание сделать по-новому максимально много.
Давайте рассмотрим Зенит-16 предметно.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Зенит-16 Полуавтомат
Фотоаппарат Зенит-16 Полуавтомат выпускался на КМЗ с 1972 по 1977 год.
Выпущено этих камер было не очень-то много. Всего около 11 тыс. штук. Для советской фото-индустрии это совсем скромно..
Штатный объектив — Гелиос-44М 2/58.
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с вертикальным ходом. Отбивает выдержки: 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.
Длинных выдержек поменьше, чем у Зенита-7, но все равно — очень достойный набор для того времени.
Синхронизация вспышки на 1/125 и на всех более длинных выдержках — великолепный показатель.
Интересно, что на самих камерах выдержки синхронизации никак вообще не помечались.
Фотоаппарат оборудован горячим синхроконтактом. Автоспуска Зенит-16 лишен.
Размер поля изображения видоискателя — 22×33 мм
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом и микрорастром.
Вес моего экземпляра без объектива 626 грамм.
Элементы управления:
Несколько слов о дизайне в целом. Корпус камеры снаружи целиком пластмассовый. Пластмасса выглядит более или менее качественной.
Обводы корпуса состоят из прямых, рубленных линий. При этом, форму корпуса нельзя назвать простецкой. Напротив, видно, что над дизайном работали, а нарочитая прямолинейность — это такая «фишка».
Большая часть корпуса текстурирована для более надежного хвата. Задняя крышка оклеена кожзаменителем, а на всех сторонах основного корпуса текстура нанесена на пластмассу.
Интересно, что текстура на корпусе охватывает всю его верхнюю часть, включая горизонтальные боковые части, а внизу оставлена гладкая полоса. Обычно было наоборот.
Собран корпус хорошо. Панели подогнаны плотно, не люфтят.
В целом, внешний вид аппарата, помимо, удивления, конечно, вызывает приятное впечатление. Хотя мне лично кажется, что задумка была не во всем удачной.
Над объективом Зенита-16 красуются 2 слова — «Зенит» и «Полуавтомат».
Индекс 16 нанесен на левой части корпуса и существенно ниже.
Справа от объектива довольно низко помещена кнопка репетира диафрагмы. Она же включает экспозамер. Свет измеряется на рабочем значении диафрагмы.
Еще ниже на боковой стенке шахты зеркала находится гнездо проводного синхроконтакта.
Сзади, конечно имеется глазок видоискателя. Чуть правее него расположена…. Кнопка спуска!
Да, у Зенита-16 кнопка спуска сзади. Я таких примеров больше не помню!
Спуск имеет недлинный и довольно мягкий ход. Автоматика моргающей диафрагмы устроена так, что на толкатель передается не усилие от нажимаемой кнопки, а усилие пружины спускаемого затвора.
Очень оригинальное решение, но на мой вкус это довольно неудобно.
Хват аппарата одной рукой теряет всякую надежность. Его просто невозможно зафиксировать, т.к. большой палец не сжимает корпус, а лежит на кнопке.
Еще правее — на стыке края дверцы и основного корпуса видно окошко счетчика кадров. После конструкции Зенитов –Е, -ЕМ и т.д. — такое решение смотрелось шикарно, конечно.
Задняя крышка Зента-16 откидывается на петлях вниз. Не вбок, а вниз.
Почему я говорю об этом сейчас? Потому, что защелка, фиксирующая дверцу в закрытом положении, совмещена с рамкой видоискателя!
Рамка подпружинена и ее нужно сдвинуть вверх. Крышка при этом откинется.
Что можно сказать? Мне почему-то не кажется, что в такой конструкции была какая-то необходимость. Скорее это попытка внести большее разнообразие и оригинальность в конструкцию.
Думаю, что такой вариант запирания задней крышки довольно сильно подвержен риску случайного открывания ее. Я встречал экземпляры Зенит-16 с сильно разболтанной защелкой, но есть отзывы читателей о том, что такая конструкция служила надежно. Скорее всего, ситуация варьировала от экземпляра к экземпляру.
Нельзя обойти вниманием видоискатель!
Видоискатель Зенита-16 несколько меньше, чем у Зенита-7, но заметно больше, чем у Зенита-ЕМ и ему подобных аппаратов. Все-таки мы имеем дело с аппаратом из верхнего сегмента.
С яркостью, у моего, по крайней мере, экземпляра, слабовато. Видоискатель темный, как, примерно, у ранних Зенитов-TTL.
В целом картинка производит приятное впечатление. Но самое главное не в том!
Индикация экспозиции в Зените-16 реализована не традиционной для того времени стрелкой, а двумя микро-лампочками!
В нижней части видоискателя хорошо видна панель, на которой лампочки расположены по горизонтали. Их 2 штуки. Если света мало, горит одна, если много — другая. Если мерцают обе — экспозиция оптимальна. Оптимальна она и в том случае, если любое изменение настроек вызывает погасание одной лампы и загорание другой без одновременного мерцания.
По нынешним временам это, конечно, примитив. Но для 1971 это был небывалый, невероятный, сногсшибательный hi-tech.
В то время даже на стационарной аудио- и теле- аппаратуре световой индикацией отображалось в лучшем случае включение питания.
Световая индикация в портативном устройстве это был прорыв, конечно.
Снизу аппарата, наперекор традициям, отнюдь не пустынно.
Справа в углублении находится кнопка отключения затвора для обратной перемотки пленки.
В центральной части нижней панели на небольшой надстройке располагаются:
— ввинчивающаяся крышка батарейного отсека с прорезью под монетку;
— селектор чувствительности пленки;
— штативное гнездо — далеко не по оси объектива.
Аппарат рассчитан на работу от трех батареек РЦ-53. Три батарейки! Да, лампочки хоть и микро-, но напряжение им нужно порядочное.
Вопросу подбора современных аналогов советским элементам питания у меня посвящена отдельная статья.
Селектор чувствительности пленки подпружинен и имеет рифленую поверхность, чтобы поворачивать его, прижимая пальцем. Но имеется также и прорезь под монетку.
Шкала чувствительности только в единицах ГОСТ.
Наконец, верхняя панель. Она довольно лаконична. К тому-же конструкторы постарались сделать аппарат как можно более симметричным.
Слева расположен селектор выдержек с головкой обратной перемотки в центре.
Головка реализована довольно изящно. Она подъемная и снабжена откидной рулеткой. Для обратной перемотки сначала нужно головку поднять. Для этого нажимаем на нее пальцем и проворачиваем немного против часовой стрелки. Потом откидываем рукоятку рулетки и осуществляем, собственно, перемотку.
Справа — головка взвода затвора с курком и памяткой типа пленки.
Выдержки переключаются без привычных щелчков. Дело в том, что на Зените-16 можно выставлять промежуточные выдержки (!!!) Затвор будет их корректно отрабатывать.
Правда, контакты переключения TTL-экспозамера находятся только под основными значениями выдержек. В промежутках экспозамер работать не будет.
Курок не очень длинный и выполнен целиком из металла. Походного положения он не имеет.
Ход курка довольно короткий и относительно тугой.
Памятка выполнена в двух цветах — красном и черном. Символы крупные и минималистичны по виду.
На мой вкус, оформлен этот узел аляповато. Броско и не очень солидно.
В центральной части на широкой плоской платформе помещена скоба для вспышек с центральным контактом.
Расчет экспозиции на Зените-16 происходит так:
1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Предполагается, что переключатель режимов управления диафрагмой на объективе установлен в положение «А» — «Автоматическое управление»
3. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку репетитора.
Включается экспозамер и в видоискателе зажигаются лампочки.
4. Переключая селектор выдержек или вращая кольцо диафрагмы на объективе нужно добиться того, чтобы обе лампочки мерцали одновременно.
Когда это случилось, экспозиция не только рассчитана, но и уже внесена в фотоаппарат. Можно жать на спуск.
Отношение к камере.
Как можно относиться к Зениту-16?
На мой взгляд, Зенит-16 — это к 1971 году наиболее успешная попытка КМЗ создать фотоаппарат высокого уровня.
Судите сами. В выборе крепления оптики обошлись совсем без экзотики и в итоге, камера обеспечена просто валом оптики!
Управление аппаратом интуитивно просто. Ни в каких операциях нет особого риска свернуть ему голову.
Внедрена система TTL, что для 1971 года, опять же, отлично. Индикация экспозиции построенная на лампочках — это вообще круть.
Дизайн аппарата я считаю вполне оригинальным. Далеко не все нововведения удобны, но кто не ищет, тот не находит. Сам факт поиска конструкторами нового — однозначно заслуживает одобрения.
Что из минусов? Все та же надежность… Зенит-16 надежностью не блистал. Несмотря на то, что затвор аппарата имеет меньший набор выдержек, чем у Зенита-7, а при его конструировании учтен весь опыт по семерке, механика 16-го все равно была капризной. Сейчас довольно непросто найти живой экземпляр.
К тому же был Зенит-16 дорог для массового потребителя.
В итоге, хотя 16-й сделал бы счастливым любого советского фотолюбителя, выпустили их всего около 11 тысяч — крохи. Время более или менее массовых продвинутых аппаратов в СССР еще не настало.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Дополнение к статье от читателя проекта Фототехника СССР — Евгения Шишлова, которое пришло мне по почте.
Евгению от меня большая благодарность за проявленное к проекту внимание, теплые отзывы и описание своего опыта.
Часть материала Евгения я использовал для корректировки текста статьи, а часть публикую ниже.
Добрый день, Иван!
Являясь владельцем и активным пользователем фотоаппарата Зенит-16 (с 1976 по 2001 год).
Хочу сделать небольшие добавления из личного опыта.
Для своего времени это, конечно, был суперфотоаппарат со множеством новых полезных и удобных фишек и необычным внешним видом.
Я как увидел его на полке фотомагазина, сразу понял, что “надо брать”. Благо, деньги на эту покупку у меня были отложены после 2-х месяцев работы на студенческой практике. Цена его была ровно 250 рублей. Не хило, если учесть, что “Зенит-Е” с “Гелиосом” стоил ровно 100, а с “Индустаром” 77 рублей.
Фортуна меня миловала и аппарат верой и правдой служил много лет, ни разу не сломавшись. Пару лет назад я показывал старую технику молодому фотографу. Нажал на спуск. Сам удивился грохоту и лязгу советской механики. Показалось, что тушка дёрнулась и чуть не вырвалась из рук. Пятнадцать лет пользования японскими аппаратами развратили конкретно. А тогда мы были не избалованы (особенно живущие в тысяче километров от Москвы), всё казалось нормально, хорошо, а что-то и замечательно. Конструкторы продолжали поиски наилучших решений. На горизонте забрезжили сладкие грёзы об “Алмазе”, а теперь мы читаем печальные истории и уже понимаем, что было возможно, а что невозможно в этом мире и по каким причинам.
Кстати, о “Горизонте”. Единственный аппарат, который хочется приобрести в свою “коллекцию”, может даже поснимать им. В конце семидесятых мне дали попользоваться им ровно три дня. До сих пор храню небольшие отпечатанные панорамы. Негативы, к сожалению, не сохранились.
Вернемся к 16-му Зениту.
Не согласился бы с тем, что “спуск затвора имеет недлинный и довольно мягкий ход”. Начинаешь давить на кнопку и действительно она идёт недлинно и довольно мягко пока не упирается в сам спуск. А тут уж надо надавить хорошенько. Полунажал, как бы изготовился для снимка и ждёшь момента. Затем сильное и быстрое нажатие для снимка чтобы не тратить доли секунды на свободный ход кнопки.
Рамка видоискателя/защёлка задней крышки подпружинена довольно сильно и за четверть века эксплуатации у меня ни разу не возникло ситуации с самопроизвольным открыванием (на Зените-Е возникала). Надо хорошенько упереться в рамку большим пальцем и сильно толкнуть её вверх. И для закрывания крышки я не давил на крышку чтобы закрыть щелчком. Оттягивал вверх рамку.
Селектор чувствительности плёнки на моём аппарате (судя по первым цифрам заводского номера 76-го года выпуска) немного другой. Без рифления, гладкий, не подпружинен и слегка углублён. Есть два пупырышка для удобства вращения.
Вот что я не знал – это про промежуточные выдержки. Диск выдержек вращается довольно туго и фиксация на целых значениях не очень очевидна. Но никогда не возникала мысль нажать кнопку затвора при не установленном значении. Наверное боялся что механика заклинит/сломается. Да и нужды в плёночной фотографии отмерять пол/треть стопа не возникало.
Еще могу отметить от себя несколько моментов из своего опыта:
1. Удобнее всего (в смысле оперативнее) было снимать объективами с моргающей диафрагмой. Тогда достаточно быстро, нажав репетитор диафрагмы средним пальцем правой руки, можно было настроить экспопару.
2. Выражаясь современным языком, можно было снимать в режиме приоритета диафрагмы (А) или приоритета выдержки (S).
Соответственно, в первом случае, при установленной диафрагме пальцами левой руки вращался диск выдержек до получения индикации о нормальной экспозиции.
Во втором случае, при установленной выдержке, левая рука вращала кольцо диафрагмы.
Чисто механически, учитывая расположение органов управления и количество человеческих рук, гораздо удобнее был режим приоритета выдержки. Пальцы левой руки поддерживают объектив снизу, вращают кольцо фокусировки, вращают кольцо диафрагмы.
А в режиме приоритета диафрагмы левая рука не поддерживает объектив. А вы помните, что хват не очень удобный из-за того что кнопка спуска под большим пальцем правой руки. Левая рука крутит довольно тугое кольцо выдержек, которое не даёт чёткого тактильного ощущения установленной выдержки. Щелчков на колесе нет. Есть размазанное усиление/ослабление усилия вращения. Если надо потом подфокусироваться – изволь перенести руку с верхней части корпуса на кольцо фокусировки объектива. Мгновения… мгновения… мгновения…
3. По технической части можно добавить, что цинковый отрицательный полюс (контакт) элементов питания довольно быстро окислялся, и для надёжной работы экспонометрии надо было постоянно следить за их состоянием (короче, зачищать).
Аппарат полностью работоспособен и без элементов питания. Ну не завезли в республику РЦ-53!
Экспонометр не работает – снимай в ручном режиме или пользуйся внешним экспонометром как все.
4. Ни в инструкции, ни у Вас в статье не упоминается штатный чехол.
Стал искать в сети чехол – наткнулся на ссылку по теме:
Может мой сохранился, поищу, сфотографирую во всех видах.
Пока погуглил и нашёл на е-бэе, прилагаю.
5. Также стоит отметить ушки для ремня, расположенные на передней панели. Переднее расположение ушек позволяло висеть аппарату на пузе ровно, не наклоняясь вперёд под тяжестью объектива. Тоже плюсик конструкторам.
Евгений (Рига)
Еще предлагаю видео-обзор
Инструкция:
Один из самых интересных “Зенитов”, наверное, даже самый интересный. Давно мечтаю приобрести в коллекцию не бывший в ремонте экземпляр за разумные деньги (по ценам > 200$ они мне попадались, да и сейчас предлагают прямо в родном городе https://auction.violity.com/73680227-zenit-16-poluavtomat-velikolepnoe-sostoyanie, но я, видимо, не поднялся пока на подобную ступень фанатизма ). Увы, выходили из строя они частенько, а “мастера” их доламывали окончательно. У Вас просто завидный экземпляр в коллекции – в великолепном состоянии, 1974 год выпуска, да еще и из первой тысячи! Поздравляю!
Был такой аппарат в коллекции, полностью рабочий. Отснял часть пленки на него и спустя некоторое время продал. Камера очень необычная, имеет множество интересных решений, довольно просто разбирается.
Однако при этом крайне слабо пригодна к реальной эксплуатации. Ощущение, что в серию пустили некий выставочный макет или концепт.
В 16м была плоская пружина взвода затвора,которая тянулась от самого курка,до головки выдержек,и не напрямую,а через нижнюю часть аппарата.Вот она частенько рвалась.
Посколько я не имаю пока Зенита 7 (но ищу работающий) я не могу удить, правда ли то, что затвор на 16-ом заимствован с 7-го. Дело в том, что на 16-ом уникальный затвор, в котором выдержка определяется не обычной задержкой движения второй шторки, а наоборот, задержкой начала движения первой, а вторая всегда срабатывает с идентичным интервалом. При этом, в отличии от обычных затворов, каждую из выдержек можно регулировать индивидуально. Не слышал, чтобы на Зените 7 была такая конструкция затвора.
https://kosmofoto.com/2021/02/the-us-designer-who-helped-create-an-innovative-soviet-slr/
По поводу подпружиненной рамки видоискателя – не самый надежный узел. Возможно надежность варьируетя экземпляром. У меня был поздний экземпляр 76 года (если правильно помню), использовался он минимально, но при этом рамка была разболтана и затвор заклинен. Работоспособность была восстановлена. Рамка через некоторое треснула и распалась на две половины. Решением стало наращивание рамки при помощи склейки из мягкого пластика, в качестве клеющего вещества использовал советскую эпоксидную смолу. После постепенная подгонка детали. По итогу получилось подогнать деталь максимально плотно и надежно. Так же некорректно работал счётчик кадров, механизм которого соединен с принимающим роликом.
Приобрёл Зенит 16 в коллекцию. Очень интересный аппарат. Ни на что не похожая механика. Ход шторок сверху вниз. Отличная для 70-х выдержка синхронизации 1/125. Видоискатель 90 процентов. Сложная конструкция. Страшно трогать, это не “Лейка”. Курок взвода соединён с пружиной через длинную ленту, которая дважды поворачивает на 90 градусов. Выдержки устанавливаются через диск, в который вкручены винты. Настраиваются индивидуально этими винтами. Очень сложный механизм счётчика кадров. У меня не работает, решил его не трогать. Затвор моего экземпляра работает отлично. И по контрасту со сложным, дорогим шасси с механизмами, пластмассовый внешний корпус. Умели же в СССР испортить вещь! Сделан как мыльница. ( Не бюджетный фотоаппарат, а настоящая мыльница, в которой мыло хранят). Тонкая, хрупкая, дешёвая советская пластмасса. Похоже, у большинства сохранившихся аппаратов там трещины. Вот и сижу сейчас, развожу эпоксидку. Очень жаль, что не сделали нормальный корпус для хорошего, дорогого аппарата.
Михаил, добрый день!
А вы пленку пробовали вставлять?
Счетчик кадров там очень хитрый, работает от нажатия пленкой – т.е чем толще моток пленки на приемной катушке тем сильнее отклоняется лапка счетчика кадров и, соответсвенно, сам счетчик крутится.
Более того, из-за своеобразной конструкции там неравномерное расстояние между кадрами (из-за этого я пока боюсь снимать на него, так как не знаю что мне скажут в фотолабе на такие “фокусы” и согласятся ли там в ручном режиме сканировать пленку с прыгающим интервалом между снимками)
Снимал часть пленки им, проблем не было никаких. Ни с межкадровым, ни с лабой.
это радует, тогда поставлю 16ый “в очередь” на зарядку пленкой)
Спасибо!
Привет из Болгарии. Это моя первая зеркалка. Купил его его в комисионке, будучи студентом в СССР, в 1981году. Имел проблемы с затвором и синхрон контактом, ещё и с нискими температурами. Пришлось отослать в ремонт на КМЗ. После ремонта все заработало прекрасно за изключением синхрон контакта – его пришлось отрегулировать самому. Аппарат 1977го года в рабочем состоянием. Всегда было приятно щегольять им. Неудобно то, что штативное гнездо не в центре тяжести. Затвор пинается, но не так сильно. У друга немца была Практика, так там затвор пинался по настоящему. У Юпитера 21 прыгалка была тугой и Зенит с ней не справлялся, приходилось закрывать её репетиром, а Практика давала такой пинок, что всё срабатывало. Аппаратик любим и иногда продолжаю им фотографиравать. Здоровья и удачи Вам.
Межкадровое не сложно проверить.
Зарядить засвеченную пленку.
Выдержка В, объектив снят.
Промотал, нажал, пометил карандашом границы кадра, и тд до конца пленки.
Потом вынимаешь пленку и смотришь межкадровое и его стабильность.
Купил такой в коллекцию.
Интересный очень.
Слово полуавтомат на нем это конечно шутка)
Обычный ттл замер как в Зенит ттл и всех его наследниках.
Но в то время на фоне Зенит Е это выглядело супер и наверное можно было назвать и полуавтоматом)
На моем постоянно был включен замер. Полез устранять. Порадовала простота разборки.
Снимаешь с него две половинки (верх и низ) и работаешь с начинкой.
В моем случае отвернулась гайка крепления контакта и он был постоянно замкнут.
5 минут и сборка.
Смазка конечно высохла вся и везде и нужно смазывать полностью.
Займусь позже.
Удивила индивидуальная настройка каждой выдержки.
К слову о промежуточных значениях. Не похоже что он их нормально отработает.
Этим тоже займусь позже)