Фотоаппарат Зенит-18 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Зенит-18 — это аппарат, который в настоящее время прозябает в тени известности своего собственного штатного объектива.
Да, о МС Зенитар-МЕ1 1,7/50 слышали, думаю, многие. Правда, известность в наши дни этот объектив приобрел не за какое-то невероятное качество (с т.з. оптической схемы это обычный Зенитар-М), а просто потому, что у него квадратная диафрагма.
Там, где про другие объективы пишут, что их лепестки диафрагмы формируют ровные кружки, в данном случае можно говорить о ровных квадратиках.
Сейчас мода на необычные рисунки размытия. Квадратная диафрагма дает размытие бесспорно необычное. Отсюда и известность и даже популярность и переоцененность объектива.
Однако, сам Зенит-18 — это достаточно этапный для советского фотопрома аппарат. И он, конечно, заслуживает, чтобы люди, интересующиеся фото-историей, о нем знали. И понимали, почему все-таки диафрагма квадратная.
Итак. Недавно я писал о фотоаппарате Зенит-19.
Зенит-19 разрабатывался в паре с Зенит-18 и был его упрощенной версией. Работы над Зенит-18 начались раньше, хотя его выпуск стартовал на год позже.
Что Зенит-18 из себя представляет? Это — автоматический фотоаппарат с приоритетом диафрагмы. Очередной подход КМЗ к попытке создать зеркалку высокого, актуального тем годам, по западным меркам, уровня.
Попытку нельзя считать удачной, но, в отличие от массы прототипов, аппарат был доведен, таки, до серийного производства.
Итак, Зенит-18 — аппарат автоматический. Затвор у него, как и на 19-м электромеханический. Вначале ставили затворы ФЗЛ-80 (ФЗЛ — Фокальный Затвор Ламельный), потом надежность затвора повысили, и появилась версия ФЗЛ-84.
Конструкторы хотели обязательно сделать замер на открытой диафрагме. Это понятно, ведь замер на открытой, — это не только очень удобно, но и обязательный атрибут топ-уровня. Must have, так сказать.
Если камера автоматическая, а замер на открытой, то встает вопрос, как передать в камеру значение выставленной в объективе диафрагмы, чтобы в расчете экспозиции учитывалась именно она.
У байонетных объективов все несложно — значение диафрагмы передается механически. Деталь объектива входит в сцепление с поводком в аппарате и двигает его при вращении кольца диафрагм.
Но, Зенит-18 — аппарат резьбовой.
Хотя, например, байонет К и был предложен фирмой Asahi Optical (более известной как Pentax) в качестве основы для единого стандарта крепления оптики — еще в 1974 году, но советский ГОСТ на этот байонет (24692-81) был введен в действие только в 1983 году, на сколько знаю.
А Зенит-18 вышел в 1980-м, разработка началась еще раньше.
Никоновский байонет F к тому времени был известен давно, но переход на него значил бы полный отказ от всего накопленного парка оптики.
Арсенал на такой шаг пойти был вынужден и ничего особо не терял, кроме оков устаревшего экзотического байонета Киев-Автомат, но для КМЗ целесообразности в подобном решении не было.
Потому, Зенит-18 был резьбовым, а это значит, что при присоединении / отсоединении, объектив нужно вращать. В этих условиях, ни о каком механическом сцеплении для передачи диафрагмы в камеру речи идти не могло.
Решение было найдено вполне технологичное — передавать диафрагму не механически, а электрически. Подобная практика уже применялась западными производителями.
В итоге, на погоне резьбового крепления аппарата и на заднем торце объектива появились металлические контакты. На объективе контакты пружинят и не мешают в процессе навинчивания.
Протяженность контактов на аппарате навивает на мысли о величине допусков по положению объектива, в затянутом по резьбе состоянии….
Переключение кольца диафрагм меняет электрическое сопротивление между контактами объектива и далее оно передается в автоматику камеры.
Вся работа автоматики с участием сернисто-кадмиевого (CdS) фоторезистора основана, по сути, на изменении сопротивления в электронной схеме экспонометрии.
Итак, значение выставленной диафрагмы передается в камеру электрическим способом. Сама по себе идея очень хороша.
А вот реализована она была неудачно.
Почему-то (мне, как человеку, который успел привыкнуть к миниатюризации электроники — это сложно понять), но разместить внутри объектива схему, которая меняла бы сопротивление при вращении кольца диафрагм — было очень сложно.
Вероятно, для экономии внутреннего объема, узел диафрагмы был сильно упрощен. Лепестков диафрагмы оставили только два Г-образной формы. Сходясь, они образуют квадрат.
Так появился Зенитар-МЕ1. Буква М традиционно означает Моргающую диафрагму, а Е — это Electronic, скорее всего.
Что получилось в результате этих ухищрений?
Получилось немало. Зенит-18 имел полноценный автоматический режим с приоритетом диафрагмы. Кроме автоматического был еще ручной режим, но это был именно ручной — не полу-автоматический.
Все равно, это очень хорошо, ведь автоматика Зенит-18 информировала о той выдержке, которую собиралась применить. В итоге, автоматический режим не был бесконтрольным и необходимость в полу-автомате несколько снижалась.
Чего не получилось?
В очередной раз не получилось сделать все это надежным и приемлемым по цене.
Аппарат был ОЧЕНЬ дорогим и ненадежным. Недопустимое сочетание.
На ресурсе КМЗ приведены цены. Зенит-19 с Гелиос-44М стоил 295 руб., а Зенит-18 с Зенитар-МE1 — 595. В ДВА раза дороже!!!
Что касается надежности, то и Зенит-19 не сразу вывели к некому приемлемому уровню отказов.
Зенит-18 имел аналогичный затвор и, следовательно, унаследовал все проблемы, с ним связанные. Но у Зенит-18 куда сложнее электронная начинка, и она добавила головняка.
Даже электрические контакты между объективом и аппаратом начинали коррозировать и это влияло на точность замера.
Хотя, казалось бы, — сложно, что ли никелированные пластины на контакты поставить? Это у нас топовая камера «или где»?
Еще не получилось наладить выпуск специальной оптики с контактами.
Сменной оптики для Зенит-18 не выпускалось вообще. Печатали что-то в буклетах, но реального выпуска не было, и никто из простых смертных этой оптики не видел никогда.
Зенит-18 мог работать с обычной резьбовой оптикой. Нужен был только режим ручного управления диафрагмой на объективе. Замер при этом осуществлялся на рабочем значении и автомат работал. Но фокусироваться на рабочей не всегда удобно, а переключать постоянно диафрагму — тем более.
Преимущество автомата сохранялось, но терялось преимущество моргающей диафрагмы.
В общем, хоть 18-х и выпустили 7 тыс. штук, но успеха они не имели.
Дорогие. Ненадежные. Сменной оптики нет. Штатный объектив странный. С неродной оптикой преимущество против Зенит-19 — не очевидно при том, что 19-й вдвое дешевле.
С таким портфолио аппарат полететь не мог, конечно.
Давайте все-таки посмотрим сам аппарат.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-18
Фотоаппарат Зенит-18 выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1980 по 1986 год.
Общий выпуск составил 7 тыс. штук, против 121 тыс. Зенит-19. Объемы ни о чем.
Штатный объектив — Зенитар-МЕ-1 1,7/50 с мультипросветлением или без.
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма передача значения диафрагмы в камеру, посредством электрических контактов.
Затвор — электромеханический фокальный с металлическими ламелями вертикального хода. Отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.
Аппарат умеет автоматически управлять экспозицией в режиме приоритета диафрагмы. В автоматическом режиме выдержки отбиваются бесступенчато.
Для работы аппарата в нем должны быть батарейки.
Выдержка синхронизации моего экземпляра — 1/125.
Фотоаппарат оборудован горячим и проводным синхроконтактами, а также автоспуском.
Размер поля изображения видоискателя — 22,8×34,2 мм (90% покрытия кадра)
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром и матовым кольцом и клиньями Додена.
Вес моего экземпляра без объектива 670 грамм.
Элементы управления
Внешне Зенит-18 и Зенит-19 очень похожи, что неудивительно.
Все отличия, они внутри, а снаружи аппараты отличаются несильно:
— у Зенит-18 нет репетира диафрагмы;
— селектор чувствительности пленки у 18-го переехал с нижней панели на верхнюю;
— гнездо проводного синхроконтакта почему-то перебралось на левую сторону кожуха пентапризмы;
— сильно отличается головка выдержек;
— снизу теперь два отсека под батарейки, вместо одного у 19-го.
Вот, пожалуй, и все.
На этих фото Зенит-18 верхний, Зенит-19 нижний
Покровы корпуса у Зенит-18 пластиковые, мягкая оклейка имеется.
Слева от объектива на корпусе аппарата нет ничего. На объективе в левой его части имеется переключатель режимов диафрагмы А/М.
Справа от объектива находится рычаг взвода автоспуска и кнопка спуска над рычагом.
Сзади виден прямоугольный глазок видоискателя. Левее — рычажок окулярной заслонки. Еще левее лампа контроля годности батареек.
Видоискатель у Зенит-19 большой, но немного темноват. Радует наличие клиньев.
Справа в поле зрения, как и у Зенит-19 стрелка, но работает система контроля экспонометрии совсем по-другому.
У 19-го стрелка отклоняется от горизонтали вверх и вниз, если его полуавтомат считает, что света слишком много или слишком мало.
У 18-го при включенном автоматическом режиме стрелка указывает на шкале выдержку, которую автомат экспозиции собирается отработать.
Если стрелка выходит за верхний или нижний предел шкалы, это значит, что в арсенале аппарата нет выдержки нужной продолжительности.
Конечно, нужно отметить, что значения выдержек на шкале почти не отмечены. Отметок есть только три — 1, 1/30, 1/1000. Но и такая реализация позволяет вполне уверено контролировать ситуацию, а отличии, например, от Зенит-Автомат.
Я, кстати, не удивлюсь, если разметку на шкале сделать было можно, но этого не позволили сделать советские ГОСТы, которые были действительно ОЧЕНЬ строгими. Типа «как можно рисовать на шкале цифру, если она будет не ровно такая в действительности?»
В ручном режиме управления экспозицией от стрелки пользы нет. Как полуавтомат Зенит-18 не работает.
На задней дверце есть кармашек, в который можно поместить кусок коробки от пленки и получится памятка типа и чувствительности пленки в аппарате. В пустом кармашке видна таблица соответствия разных стандартов чувствительности.
Снизу аппарата расположены две крышки батарейных отсеков и штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма.
Аппарат рассчитан на работу от четырех батареек РЦ-53 (19-й работал от двух).
Вопросу подбора современных аналогов советским элементам питания у меня посвящена отдельная статья.
На верхней панели слева-направо расположены:
— селектор чувствительности пленки с головкой обратной перемотки в центре;
— миниатюрная кнопка контроля годности элемента питания с красной точкой;
— гнездо синхроконтакта на левой стороне кожуха пентапризмы;
— «горячая» скоба для вспышек;
— головка выдержек;
— кнопка спуска внутри поворотной втулки с флажком-фиксатором;
— миниатюрная кнопка отключения затвора при обратной перемотке с голубой точкой;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
Селектор чувствительности теперь на верхней панели. Почему его перенесли наверх понятно. Селектор попутно выполняет функцию ввода экспокоррекции и к нему нужен оперативный доступ.
В автоматическом режиме экспокоррекция — это единственная возможность вмешаться в работу автоматики.
Отдельный орган управления делать не стали, но человек, который экспокоррекцией пользоваться умеет, без труда введет ее через селектор чувствительности.
Аппарат критически зависит от батареек, поэтому конструкторы сделали простую и удобную систему контроля их годности. Нажал кнопку — проверил горит ли лампа. Просто и удобно. На 19-м аналогичная.
Головка выдержек, помимо их знамений, содержит также сектор А — автоматический режим.
Головка устроена совсем по-другому, не как у 19-го. Чтобы переключить выдержку на Зенит-18, нужно головку приподнять, повернуть до нужного значения и снова опустить. Вращение происходит совершенно свободно. В нижнем положении головка фиксируется.
Рычаг взвода затвора имеет два положения — «походное» и «наготове».
Кнопка спуска имеет большой диаметр и мягкий короткий ход. Кнопа смещена вперед и палец ложится на нее комфортно.
Для избежания случайных спусков, спереди на кнопке есть флажок. Если перекинуть его влево, кнопка будет зафиксирована и нажать ее не получится. Такой предохранитель.
Кнопку можно аналогично зафиксировать и в нажатом положении — так удобно отрабатывать длительные выдержки.
Головка обратной перемотки сблокирована с замком задней стенки. Чтобы аппарат открыть, нужно головку потянуть вверх.
Расчет экспозиции на Зените-18 происходит так:
1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Переводим аппарат а автоматический режим.
3. Предполагается, что переключатель режимов управления диафрагмой на объективе установлен в положение «А» — «Автоматическое управление».
3. Наводим аппарат на объект съемки и делаем полу-нажатие на спуск.
4. Стрелка в видоискателе показывает ориентировочную выдержку.
5. Если все устраивает, жмем на спуск.
Отношение к камере
Как ни крути, а Зенит-18 — это самый продвинутый советский резьбовой зеркальный фотоаппарат. За это ему мое уважение.
Но поговорить я сейчас хочу не об этом немного. Я хочу пофантазировать, хотя история и не терпит сослагательного наклонения.
Тем не менее.
Давайте подумаем, что было бы, если конструкторы Зенит-18 немного умерили амбиции и сделали бы автоматизаций аппарат с замером на рабочем значении? Против Зенит-Автомат это была бы более продвинутая камера за счет наличия ручного режима.
Если замер на рабочем, аппарату нужен репетир диафрагмы. Причем та реализация, что на 19-м — не годится. Нужен репетир, совмещенный с кнопкой спуска.
Полу-нажатие должно не только включать автоматику, но и прикрывать диафрагму.
Да, мягкости хода спусковой кнопки был бы нанесен серьезный урон. Очень серьезный.
Но зато, устройство электронной начинки аппарата стало бы проще, а надежность немного выросла бы.
Главное, в этом случае для Зенит-18 не нужна была специальная оптика. Он отлично работал бы с любыми резьбовыми объективами.
Были бы сэкономлены масса времени и средств на разработку специальной оптики МЕ.
Внешне можно было бы полностью унифицировать аппараты Зенит-18 и Зенит-19. Селектор чувствительности пусть у обоих будет сверху. Возможно, так чуть дороже, чем реализация 19-го, но полная унификация внешней отделки корпусов, думаю, дала бы более существенную экономию.
В итоге, Зенит-18, вероятно, стал бы гораздо дешевле, хоть немного надежнее и, главное, имел бы нормальную оптику.
Тогда его судьба, возможно, стала бы иной.
Лучшее — враг хорошего.
Ставьте перед собой выполнимые цели. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-18 и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.
МС Зенитар-МЕ1 1,7/50 с его квадратной диафрагмой применить на практике особенно интересно.
Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.
Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Инструкция:
Все, как всегда, исчерпывающе. Особенно понравилась концовка, с которой полностью солидарен. Хороший девиз, которому и сам следую всегда – ставить перед собой выполнимые цели.
На ранних цифровых пентаксах со старыми ручными объективами по нажатию кнопки AE-L аппарат хлопал диафрагмой и делал замер, который фиксировался до момента спуска. Здесь с этой целью просто можно было оставить репетир для совместимости со старой оптикой.
Все указанные автором предложения услышали японцы и реализовали их в камере Чинон Мемотрон, который с любым М42 позволял фокусироваться на открытой и в самый последний момент перед экспонированием мерял на рабочей и автоматически отбивал выдержку. И был очень надежен, работает у меня по сей день.
Отрабатывает ли затвор без батареек какую либо выдержку (как Зенит-19)?
Да, не подскажу какую (вероятно такую же как и 19ый), но без батареек затвор можно “разрядить”