Фотоаппарат ЛОМО Компакт-Автомат обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Сегодня мы поговорим о фотоаппарате, которому повезло оставить яркий след в мировой фото-истории.
Герой обзора — это компактная камера ЛОМО Компакт-Автомат (ЛК-А, LC-A).
Что из себя представляет эта фотокамера? Да это просто мыльница, если говорить уж честно. Тривиальная мыльница. Никаких передовых идей от советской конструкторской мысли и никакого опередившего время функционала.
Зато, ЛК-А представляет из себя пример, как нужно делать надежные, дешевые фотоаппараты с электронной начинкой. Добавим сюда большое-пребольшое везение и вот вам рецепт мировой популярности. :о)
Но обо всем по порядку.
1980 год. Солидная советская делегация посещает выставку кинофотоаппаратуры, проходившую в немецком городе Кельн. Внимание товарищей привлекла японская компактная фотокамера Cosina CX-2.
Аппарат небольшой, удобный, с автоматической экспозицией, с модульной конструкцией.
Cosina всем понравилась, делегаты были высокопоставленные, в итоге родилось решение создать в СССР подобный аппарат.
Сказано – сделано. Разработку поручили ЛОМО.
К чести (или в качестве критики, тут с какой стороны посмотреть), нужно сказать, что просто копировать аппарат Cosina не стали. Не все японские технологии наша промышленность могла просто взять и воспроизвести.
Поэтому, новый аппарат создавался «с оглядкой» и «по мотивам», но с нуля самостоятельно.
Затвор, объектив, да и корпус, который в транспортном положении закрывает видоискатель и объектив — все это разработки конструкторов ЛОМО.
Давайте посмотрим подробнее, что за фотоаппарат у них получился?
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
ЛОМО Компакт-Автомат
ЛОМО Компакт-Автомат выпускался на Ленинградском Оптико-механическом объединении с 1983 года и по совсем недавнее время. Возможно, небольшими партиями он выпускается и по сей день.
Объектив несъемный светосильный широкоугольник Минитар-1 2,8/32.
Оптическая схема:
Как видно, Минитар-1 состоит из 5 линз в 3 группах. Объектив Cosina, судя по источникам в Интернете, имел схему 5/5 и фокусное расстояние 35 мм.
Лишнее доказательство того, что аппарат не является копией иностранного аналога.
Затвор, он же диафрагма, — центральный, двулепестковый. В автоматическом режиме отрабатывает бесступенчато выдержку от 1/500 при f16 до нескольких секунд при f2,8.
Выдержка В отсутствует.
Возможно ручное управление диафрагмой. В этом случае выдержка будет только одна 1/60, она же выдержка синхронизации.
Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным синхроконтактом.
Автоспуск отсутствует.
По аналогии с прототипом, для ЛКА планировался выпуск нескольких аксесуаров. Среди них — фотовспышка, моторная приставка, бокс для подводной съемки.
Вспышка называлась ФЭ-26 и была первой советской вспышкой с питанием исключительно от батареек.
ВЭ-26 вышла действительно удачной и массовой вспышкой, главным достоинством, которой является компактность и мобильность. У меня в детстве была такая.
Моторную приставку для ЛК-А вряд ли кто видел из реальных потребителей, равно как и подводный бокс….
Вес моего экземпляра ЛК-А без батареек 247 грамм.
ЛК-А — аппарат компактный. Корпус камеры выполнен из пластика. При этом, сборка и материалы вызывают положительные эмоции. Пластик не выглядит дешевым, текстура его приятна на ощупь. Люфтов, скрипа нет.
Компоновка органов управления плотно сбитая. Все рычаги, полозки, кнопки — все ходит мягко и надежно.
Корпус оклеен неплохим на ощупь кожзаменителем. Да, это не текстурированный пластик, это именно кожзаменитель.
Аппарат создает приятную тяжесть в руке.
Элементы управления:
На передней панели объектив и переднее окошко видоискателя в единой надстройке выдающейся вперед.
И объектив и видоискатель в походном положении закрыты металлическими заслонками. Чтобы заслонки открыть, нужно сдвинуть полозок на нижней панели.
Заслонка объектива состоит из двух частей, которые уходят вверх и вниз. Выглядит это классно для тех времен.
По мне, такая конструкция блокировки эффектнее, чем у прототипа.
Слева плотно сгружены в одном месте выпуклый глазок светоприемника, зубчатое колесико выбора чувствительности пленки и окошко, в котором эта чувствительность видна.
Слева же в надстройке объектива находится фокусировочный рычаг.
Рычаг имеет дискретных 4 положения:
— 0,8 м;
— 1,5 м;
— 3 м;
— бесконечность.
ЛК-А — это шкальник. Никаких устройств контроля фокуса у него нет. Особо точной фокусировки от него ожидать нельзя, но широкоугольный объектив в существенной степени прощает это обстоятельство.
По мне, так объектив с ФР 32 мм стоило ставить на все шкальники.
Справа находится рычаг переключения диафрагмы. В самом нижнем положении рычаг активирует автоматический режим.
Ручное управление диафрагмой предполагается, на самом деле, только при использовании вспышки. При ручной диафрагме аппарат отрабатывает только выдержку 1/60, более никакую. А диафрамга определяется по табличке на вспышке, исходя из расстояния до объекта съемки.
В общем и целом ЛК-А удобно держать в руках. Единственно, вышеупомянутый рычаг диафрагм мешает среднему пальцу нормально лечь на корпус.
Сзади у аппарата окуляр видоискателя и ребристое колесо перемотки кадра.
Интересно, что видоискатель сзади никакими заслонками не закрывается. Заднее окошко видоискателя, конечно, сильно меньше, чем переднее, но все-таки испачкать его вполне возможно, т.к. аппарат предполагается носить без футляра.
Видоискатель у ЛК-А неплохой. Картинка, правда, мелковата и страдает сильной дисторсией, но очень светлая.
В видоискателе видны кадрирующие рамки с поправкой параллакса для 0,8 метров и символы расстояний внизу. По символам ходит стрелка в зависимости от положения рычага дистанций.
Удобно и достаточно интерактивно для тех времен.
Также в поле зрения видоискателя видны лампы контроля батареи и предупреждения о выдержке длиннее 1/30.
Лампочки для 83 года это совсем неплохо!
В Союзе еще выпускаются Зенит-Е и Киев-15 со стрелками.
Колесо перемотки выходит и на заднюю панель и на боковую. Перемотка кадра одновременно взводит затвор. Двух движений достаточно, чтобы перемотать кадр.
Снизу слева-направо расположены:
— пара электрических контактов для моторной приставки;
— крышка батарейного отсека;
— штативное гнездо — почти по оси объектива;
— движок управляющий заслонками объектива и видоискателя — на нижней части переднего выступа;
— кнопка отключения затвора;
— штифт с прорезью для соединения узла перемотка кадра с моторной приставкой.
Источник питания фотоаппарата — три элемента СЦ-32. По теме подбора замены советским батарейкам у меня есть специальная статья.
Верхняя панель содержит:
— головку обратной перемотки с откидной рулеткой;
— скобу для вспышек с «горячим» контактом;
— спусковую кнопку круглой формы;
— круглое же окошко счетчика кадров.
Несмотря на миниатюрность аппарата, кнопка спуска расположена вполне удобно и сама по себе приятная.
При закрытых заслонках кнопка спуска блокируется.
Чтобы открыть ЛК-А, нужно вытянуть вверх головку обратной перемотки и еще немного потянуть вверх.
Отношение к камере.
ЛК-А — фотоаппарат без всякого сомнения знаменитый, т.к. именно он является родоначальником Ломографии.
Что такое Ломография?
Ломография — это целый жанр современно фото-искусства!
Как это искусство связано с фотоаппаратом ЛОМО Компакт-автомат?
Удивительно связано….. Если очень коротко, то дело было примерно так:
В самом начале девяностых двое студентов из Вены привезли в западную Европу советский фотоаппарат ЛК-А и стали им фотографировать.
Снимки ЛК-А давал далекие от эталона качества. Объектив Минитар-1 имеет ощутимое виньетирование и страдает заметной дисторсией. Нелады были и с цветопередачей.
Но рисунок камеры показался западным пользователям наполненным своеобразным очарованием.
Людей, которым нравились снимки ЛК-А в Европе было реально МНОГО (!!!). Начали проходить специализированные выставки снимков, сделанные с этой камеры.
В 1992 году энтузиастами была образована международная организация — «Ломографическое общество».
Слово «Ломография» действительно происходит от ЛОМО — Ленинградское оптико-механическое объединение. Этот логотип был на фотоаппаратах, которые покупали энтузиасты.
Правда, в самом обществе расшифровку предлагают уже адаптированную — LoMo это «love and motion», но исходное происхождение название никем не оспаривается.
Как сказано в Wiki, Ломография — это жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Лучше и не сформулируешь.
Ломографы не парятся над качеством снимков. Они снимают много, навскидку, с необычных ракурсов. Объектами съемки выступают, порой, неожиданные предметы и ситуации.
Не буду углубляться, кому интересно — предлагаю погуглить.
Благодаря Ломографии, аппараты ЛК-А, а также среднеформатные Любители, в небольших количествах выпускаются до сих пор, в т.ч. в виде их копий за рубежом.
Что же повлияло на успех камеры?
Знаете, сложно сказать. Ничего такого особо выдающегося в ЛК-А в девяностых не было.
В Инете есть утверждение, что ЛК-А был первым отечественным малогабаритным фотоаппаратом с программным затвором.
Программным малогабаритным может и был первым. А вот первым программным — не был. Вспомним Зоркий-10, который выпускался с 1964 года и имел ровно такой же принцип работы затвора, совмещенного с диафрагмой.
В сегменте шкальников была модификация Зоркий-11.
Да, у всех более ранних аппаратов с программным управлением экспозицией автоматика была основана на селеновом фотоэлементе. А у данного аппарата CdS элемент.
Но потребителю это не так уж важно. А японцы в 90-е предлагали куда более совершенные камеры.
Аппарат также позиционируется в литературе как первая малогабаритная системная камера. Вспомним набор аксессуаров.
Но из всех этих аксессуаров реально массовой была только вспышка. Причем к аппарату подходит любая вспышка с центральным контактом.
Импортные в том числе.
Думаю, системность ЛК-А к его успеху и к появлению Ломографии не имела никакого отношения.
Еще ЛК-А носит титул первой отечественной камеры, которой не нужен футляр, благодаря заслонкам объектива и видоискателя, а также общей компактности и плотной сбитости.
Пожалуй, это условие необходимое для успеха у массового западного пользователя, но явно недостаточное.
Невысокая цена для фото-энтузиасиа — тоже необходимое условие, но тоже, пожалуй, недостаточное.
И не за супер-качество аппарат любят. Это уж точно.
Так что же случилось?
Могу только предполагать, конечно.
ЛК-А аппарат действительно удачный. Я бы даже сказал, — очень хороший в сегменте простых мыльниц.
Электронная начинка аппарата (о, чудо) соответствовала ожиданиям в данном сегменте по тем временам.
Цена ЛА-А была наверняка сильно дешевле, чем у японских аналогов (конечно же более продвинутых), а китайские товарищи фототехнику делать еще умели хуже, чем мы.
В итоге, энтузиасты на западе получили камеру, которую не жалко купить для баловства и при этом, которую комфортно использовать.
Основной причиной популярности аппарата за рубежом, видимо, стоит считать все-таки стечение обстоятельств. Случайность. Спонтанно возникшую моду.
Но случайность случайностью, а если бы ЛК-А не был бы действительно удачным аппаратом, то этой случайности бы точно не произошло.
И с другой стороны. Были бы чисто житейские потребительские свойства всех отечественных аппаратов в 80-90 годах повыше, происходили бы такие случайности куда чаше!
На этом у меня все. Я высказал свое мнение, вы напишите свое!
Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
У этого аппарата отвратительный объектив. Выпускался в СССР Киев 35 – аналогичный по классу аппарат-мыльница с объективом Корсар. Вот этот аппарат был действительно удачный с отличным стеклом.
Киев 35 – полное гуано, рабочих уже нем найдёшь – ломается от дуновения ветерка.
Отличный обзор, но есть небольшая ошибка, в этом фотоаппарате используются 3 батарейки СЦ-0.18 т.е их современный аналог это G13(LR44), а не СЦ-32 аналог которых G12(LR43)
Почему ZENIT LC A
Потому что в 80-е годы марка Зенит (Zenit) стала основной советской внешнеторговой маркой фототехники. ZENIT LC A – это экспортное название.
Здравствуйте! Можно же им снимать в ручном режиме БЕЗ вспышки, зная что выдержка будет 1/60 выставляя нужную диафрагму?