Фотоаппарат Этюд обзор и инструкция


Этюд — это очень простой среднеформатный фотоаппарат. Предельно простой. Позиционировался он как детский.

Выпускался Этюд на ММЗ (БелОМО) в 1969-1984 годах. В 1969-м Этюд пришел на смену Школьнику и является его прямым потомком.

Несмотря на то, что концепция Школьника (выпуск с 1962 года) к началу 70-х порядком устарела, технологии в СССР развились, благосостояние населения улучшилось, ТТХ Этюда, тем не менее, остались аналогичными Школьнику, а именно:

— одна автоматическая выдержка (+ ручная В);
— три диафрагмы (все темные);
— простейший объектив на гиперфокале.

Причем, если у Школьника объектив был типа ахромат из двух склеенных линз, то Этюд получил объектив из одной линзы. Монокль.

Среднеформатными и Школьник и Этюд делали тоже по соображениям простоты и экономии. Маленькие фотографии 60х60 или 60х45 мм можно печатать контактным способом без увеличителя.

Мне кажется, что школьник (подросток) из 70-х годов (про 80-е молчу), имея желание заниматься фотографией, уже вполне мог рассчитывать на приобретение недорогой Смены-8М.

В Wiki цена Смены указана в 15 руб, а Этюда — 7 руб. На сколько сопоставимы цены по годам — неизвестно, примем как сопоставимые. Не думаю, что экономия 8 руб. это достаточный мотиватор, чтобы компенсировать разрыв в характеристиках аппаратов.

В общем, понятие «детский» для Этюда все больше приобретало смысл «игрушечный».

Возможно поэтому, Этюд, при 1,5 его миллионном тираже, сейчас встречается не так уж массово. Нет, аппарат не редкий. Но встречается реже, чем можно было бы ожидать. Скорее всего, дети просто ломали аппараты и их выбрасывали, как не имеющие никакой ценности.

Пластмассовый корпус достаточно хрупок.

Особым разнообразием выпуски Этюда не отличаются. Однако, среди множества одинаковых камер коллекционеры выделяют несколько более редких.

Во-первых, были экспортные серии с названием, написанным латиницей. Например, так. Фото с sovietcams.com. Для разных стран-импортеров транскрипция надписи могла отличаться.


Во-вторых, некоторая часть камер на лицевой панели имеет некий значок. Фото с sovietcams.com. Что он означает точно неизвестно. Скорее всего, это стилизованное обозначение 1969 года, т.е. первого года выпуска Этюда.

Только ли в этом году камеры так помечались — неизвестно. Дело в том, что на самих аппаратах нет серийных номеров. При утере паспорта теряется и информация о годе выпуска. Зачем так указывали год, почему перестали — ничего этого неизвестно.

Есть также гипотеза, вряд ли серьезная, что это — знак зодиака «Рак». Вряд ли, т.к. при вертикальной ориентации камеры значок повернут неверно.

И наконец, очень редкая модификация Этюд-С с синхроконтактом. Все Этюды снабжены скобой для принадлежностей, но лишены синхроконтакта.

Как именно предполагалось использовать скобу не очень понятно.

Крепить дальномер? Зачем, если аппарат не нужно фокусировать. Думаю, предполагалось ручное срабатывание вспышки в режиме ручной же выдержки.


Этюд-С, вроде был, но является чрезвычайно редким. Фото с sovietcams.com.

Нужно также отметить, что существовал еще прототип совершенно другого аппарата от ГОМЗ с названием Этюд. Это дальномерный автоматический 35 мм аппарат. Фото с sovietcams.com.


Но этот Этюд существует в количестве 3-4 экземпляров, так что спутать нереально.

Сегодня в обзоре экземпляр Этюда неизвестного года выпуска в отличном состоянии Давайте его рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Этюд


Этюд выпускался на ММЗ (БелОМО) в 1969-84 годах. Объем выпуска более 1,5 млн. экземпляров.

Объектив — несъемный, однолинзовый мениск 11/60 под защитным стеклом. Объектив жестко сфокусирован на гиперфокальное расстояние.

Диафрагма представляет собой металлическую пластину с тремя отверстиями разного диаметра. Доступны значения диафрагм f11, f16 и f22.

Затвор секторный. Отбивает выдержки — В (ручную) и 1/60. Т.е. автоматическая выдержка у Этюда только одна.

Аппарат среднеформатный, рассчитан на стандартную пленку тип 120. Формирует кадры 60х45 мм, что позволяет уместить на пленке 16 снимков.

Скобу для принадлежностей Этюд имеет, а синхроконтакта и автоспуска аппарат лишен.

Вес моего экземпляра с ремнем (он не снимается) — 208 грамм.

Элементы управления:

Корпус Этюда пластиковый. Выполнен он достаточно аккуратно с т.з. люфтов и скрипа, но дешевизна видна везде — по нанесению шкал, по качеству поверхностей.

Аппарат рассчитан больше на съемку при вертикальном положении корпуса. Именно так пленка будет ориентирована горизонтально, а название на корпусе — читаемо.


Эргономика аппарата очень спорная. Ну, это понятно, об эргономике никто просто не думал.

При вертикальном положении корпуса, спусковую кнопку мне удобнее нажимать большим пальцем. Если держать аппарат горизонтально, то лучше ориентировать его головкой перемотки вверх (видоискатель будет внизу слева), и нажимать на спуск указательным пальцем.

Скоба для принадлежностей находится на верхней грани корпуса, штативное гнездо — на левой, головка протяжки кадра — на правой.


На головке есть стрелка, указывающая направление вращения, и, кроме того, головка блокируется для вращения в неверную сторону.

Отсечки кадра нет. Контроль протяжки осуществляется через красное окошко в задней стенке по номерам на ракорде. Окошко не имеет заслонки.

Большинство органов управления сосредоточено на выступе корпуса, в котором смонтирован объектив.

В нижней части выступа расположен переключатель диафрагм. В прорези движется рычажок, который сдвигает пластинку с диафрагменными отверстиями.

На правой грани выступа — переключатель выдержек и спусковая кнопка.


Затвор Этюда не требует взвода. Спусковая кнопка имеет длинный ход и в начале движения мы сжимаем пружину, которая при полном нажатии распрямится и отработает выдержку.

Гнезда под тросик нет.


Видоискатель Этюда большой и яркий. Тут — никаких претензий.

Чтобы открыть аппарат нужно немного отклонить вперед светлую часть корпуса, в которой находится видоискатель. Далее нужно откинуть сначала верхнюю часть задней стенки, а затем нижнюю. Стенка съемная, будьте осторожны!

Вот, как-то так.

Отношение к камере.

По мне, концепция аппарата Этюд совершенно устарела еще к моменту начала его выпуска.

Однако, выпуск более 1,5 млн. экз. заставляет задуматься. Кто-то ж их покупал? Значит спрос был.

Остается надеяться, что люди покупали Этюды сознательно, а не по причине отсутствия на прилавках более совершенных аппаратов.

Думаю, что большинство Этюдов были, все-таки, игрушками и редко доживали до второй-третей пленки.

На этом все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция (благодарность eugigufo.net):



Вам может также понравиться...

комментариев 6

  1. Сергей:

    “В Wiki цена Смены указана в 15 руб, а Этюда — 7 руб. На сколько сопоставимы цены по годам — неизвестно, примем как сопоставимые. Не думаю, что экономия 8 руб. это достаточный мотиватор, чтобы компенсировать разрыв в характеристиках аппаратов.”

    Не достаточный, при условии что у родителей дома есть фотоувеличитель.
    Иначе придется покупать фотоувеличитель с объективом, а это, даже самое сомнительное, обошлось бы еще несколько раз по 8 руб.
    Или идти в местный фотокружок – благо в СССР такое было, и даже в 1990-е еще кое-где сохранялось насколько я знаю. Но было-то оно было, да не везде, где-то было а где-то нет.
    Вроде бы единственный возможный смысл “детского” среднеформатника в 70-ые годы – в контактной печати.

    И конечно, все гораздо сложнее, из сегодняшнего времени об этом даже сложно судить. “По-западному, по-хорошему, по-современному” это должен был быть набор “Юный фотограф”, куда должна была войти пленка, бачок для проявки пленки, химия для проявки, фотобумага для контактной печати нарезанная в нужный размер и рамка-зажим для оной. И красный фонарь чтобы все это в зажим заправить. С другой стороны – в те годы многое из этого можно было насобирать по знакомым. Или не насобирать. Как повезет. А если нет – то где его взять? Как вообще предполагалось печатать? про это какая-то инструкция есть? А список вещей, которые нужно плюс к этой игрушке за 7руб. докупить, чтобы игрушка заработала?
    Пока от статьи ощущение, что это продукт из разряда “кто пришивал пуговицы? – к пуговицам претензии есть?” Т.е. заплати 7 руб. а дальше у тебя начинается самое интересное: козла ты купил, теперь попробуй сообразить как его подоить или как продать. )))))

    Подозреваю, что это архаизм, который тиражировался с военных лет по инерции, с той поры, когда со средним формат еще работали многие, а не только ателье и редкие мэтры. В 70-ые в том же фотокружке, или знакомый фотолюбитель дядя Вася сказал бы “не выбрасывай деньги, купи лучше Смену и приходи к нам научим”.

  2. Я в школе снимал на Этюд-С. Всего отснял около 100 роликов, пока мне не подарили Любитель.

  3. Никита Б:

    Только што купил Этюд. Снимать еще не пробовал, но заочно считаю его лучшей советской СФ камерой

  4. TL1:

    “Смена” требует фотоувеличитель, фонарь, кюветы, много фотобумаги и так далее, это все требует в разы больше места и времени.
    Далее, контакты со среднеформатника крошечные, а значит качество объектива и фокусировка не так важны.
    В итоге, камера в своей концепции вполне рабочая.
    ТТХ у нее похожи на детские, на одноразовые камеры, на дешевые линейки Полароидов (дада, там тоже был средний формат без увеличения, однолинзовый объектив), и это всё дожило до начала 21 века во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *