Фотоаппарат Смена-8М обзор и инструкция
Шкальным называется фотоаппарат, фокусировка которого осуществляется по шкале расстояний. Расстояние до объекта съемки определяется визуально или с помощью внешних приспособлений. Далее, поворачивая фокусировочное кольцо объектива необходимо совместить искомое расстояние на шкале со специальной риской.
В СССР производилось множество моделей шкальных фотоаппаратов. Недорогие, надежные, простые в обращении модели пользовались устойчивым спросом.
Смена-8М
Первым моим фотоаппаратом была Смена-8М. Поэтому цикл обзоров начну именно с нее.
Семейство Смен в разными индексами — пожалуй, наиболее известные шкальники в Союзе. Смен с индексами 8 и 8М было выпущено 21 млн штук. Этот факт внесен в книгу рекордов Гиннеса.
Смена-8М производилась на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) в 1970-1995 годах.
Смена-8М аппарат компактный и очень легкий. Мой экземпляр весит 227 грамм.
Дизайн минималистичен, но для тех времен не лишен стиля. Черный пластиковый корпус с алюминиевой вставкой спереди и алюминиевым же объективом. Надписи на вставке выполнены красной краской.
Объектив несменный Т-43 4/40 (три линзы в трех группах). Просветленный.
Наведение на резкость по шкале расстояний, дополненной пиктограммами, соответствующим наиболее распространенным сюжетам. Потрет, групповые портреты, архитектура.
Полный оборот кольца фокусировки составляет почти 360 градусов.
Вообще, фокусировка, установка диафрагмы и выдержки сделаны максимально понятными для самых неопытных пользователей.
Фокусное расстояние объектива 40 мм — не очень распространенный вариант. На мой взгляд, это гораздо лучше, чем 50 или 58 мм, которые были в Союзе стандартом штатного объектива. Но еще лучше было-бы все-таки что-то около 32 мм.
Объектив не очень светосильный. Поддерживаются значения диафрагмы 4, 5.6, 8, 11, 16. Но для широкоугольника начального уровня светосила и не нужна. Выставляется диафрагма небольшим ребристым кольцом вокруг самой линзы. Это очень неудобно. Однако, согласно замыслу конструкторов, неопытный фотолюбитель будет выставлять диафрагму, исходя из чувствительности заряженной пленки. Для этого шкала диафрагм продублирована с указанием вариантов чувствительности по двум стандартам ГОСТ/ISO и DIN. Соответственно, менять диафрагму любитель должен был 1 раз — при установке пленки.
Объектив снабжен резьбой по светофильтры М35,5×0,5. Интересно, кто-то в эти годы применял светофильтры на шкальниках? Торцевой срез оправы объектива отполирован и очень харизматично блестит.
В интернете есть отзывы о неплохом качестве объектива Т-43. Звезд с неба не хватает, но и претензий особых нет.
Корпус аппарата покрыт сетчатой насечкой и спереди и сзади. Смена-8М лежит в руках уверенно. Для зарядки пленки задняя стенка откидывается на шарнирах вправо. Замок расположен на левой стороне корпуса, выполнен в виде черной квадратной сдвижной кнопки и выглядит очень современно. На задней стенке расположены: окошко видоискателя, счетчик кадров и ребристое кольцо для перемотки пленки.
Объектив и затвор представляет собой единый узел. Весь остальной корпус — просто пластмасса.
Сверху — Копка спуска, «холодная» обойма для крепления дальномера или вспышки и подъемная головка обратной перемотки.
Снизу — пластиковое штативное гнездо, которое расположено строго по оси объектива.
Кольцо установки выдержки опоясывает основание объектива. Затвор Семы центральный и это все объясняет. Доступные выдержки: В, 15, 30, 60, 125, 250.
Для любительской камеры — более чем достаточно. Благодаря центральному затвору вспышка синхронизируется с любой выдержкой, включая 1/250. Вот такие дела.
Интересно, что на верхней части объектива нанесена шкала выдержек не принятыми числовыми обозначениями, а с пиктограммами типа солнечно, пасмурно.
Классическая шкала продублирована справа и чуть внизу.
Вращение кольца выдержек сопровождается очень интересным звуком. Эдакое прерывистое жужжание или поскрипывание.
Взвод затвора осуществляется небольшим рычажком в основании объектива справа сверху. Рычажок расположен довольно близко к корпусу и ложится под указательный палец правой руки. Для взвода затвора рычажок нужно отвести вниз и в крайнем нижнем положении он фиксируется.
На левом фото затвор взведен, а на правомм – спущен.
При спуске затвора рычажок возвращается в исходное верхнее положение. При этом часто он задевает по среднему пальцу и в итоге непонятно — верно отработалась выдержка или нет. Места под хват на корпусе справа очень мало и постоянно пожимать средний палец неудобно.
Спуск довольно тугой. Но возможно, это свойство варьирует от экземпляра к экземпляру. Кнопка спуска расположена на мой вкус не очень удобно – далековато от правого края – ближе к центру камеры. До не приходится ощутимо тянуться.
Если аппарат с пленкой, то колесо перемотки идет довольно туго. Особенно на морозе.
Перемотка отснятого кадра никак не связана со взводом затвора. Взвод и перемотка – это две отдельные операции. Два раза экспонировать один и тот же кадр – легче легкого. Можно и перемотать неэкспонированный кадр. При перемотке — механизм блокируется в момент подачи нового кадра, но блок освобождается при нажатии на кнопку спуска. Даже, если затвор не был взведен и экспонирования не случилось.
Видоискатель очень простой и светлый. Он лишен каких-либо ухищрений.
В целом, Смена-8М производит впечатление продуманной и сбалансированной камеры для начинающего фотолюбителя. Многое было сделано для удешевления камеры, но при этом функционал достаточен и пользоваться ею удобно.
Для совсем уж новичков предусмотрены простые пиктограммки на всех основных органах управления.
Объектив с довольно необычным фокусным расстоянием в 40 мм имеет широкую ГРИП и потому лоялен к промахам в определении расстояния.
На это у меня все, удачи!
Уважаемые читатели! В связи с нестабильной работой YouTube, я продублировал самые интересные вилеоролики проекта Фототехника СССР на платформу VK Видео. Рекомендую ознакомиться и будет здорово, если подпишитесь на канал. Это очень мне поможет. Ссылка: https://vk.com/video/@foto_ussr
Пошаговая инструкция по использованию фотоаппарата:
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:
Инструкция:









Мой первый фотоаппарат. Но не смотря на это – не “первая любовь”. Скорее наоборот – объект критики. “Кирпичный” дизайн и эргономика (если вообще это понятие употребимо для данной модели), грубое исполнение, никакая “эстетика”. Настоящий “урод” в славном семействе “Смен”. То что объемы выпуска данной модели являются рекордными обуславливается дешевизной его производства, низкой ценой, ну и естественно вытекающий из этого бОльшей конкурентноспособностью. Да – надежный, легкий, да – функцию свою выполнял не плохо. Но последнее – не заслуга данной модели, а применяемые и ранее и в последующих моделях объектив и затвор. “Смена 19” и “Смена-символ” кстати тоже выбиваются из понятия “славное семейство”. “Смена-рапид” – вообще инородное тело в нем. По моему лучшей моделью была последняя – “Смена 35”. Ей только автоспуска не доставало, к остальному – не придерешься.
Мой второй фотик. Первый был Смена-2, когда было 8-9 лет. Из трех пленок около 10 нормальных кадров. сами понимаете, что “щелкал” из-за понтов перед ребятами, абсолютно не зная настроек. Смена-8м получил в 11 лет. В помощь пошел выпуск приложения ЮТ. Третья пленка уже была вся в кадрах. После 2-х лет работы штатным семейным фотографом (прикупили вспышку СЭФ3)))) решили меня повысить, и купили мне Зенит-ЕТ. Смену после закинул. Но остались очень хорошие впечатления. Фотик для семейной съемки идеален.
Фотоаппарат моего детства… После широкопленочного “Этюд” была Смена-8м, прошла со мной всю школу, все фотографии моего класса делались этой недорогой, и доступной многим детям того времени камерой… Любовь к фотографии эта камера мне точно дала.
это реально так.
причем фотик прощал кучу ошибок, которые не простил бы фотоаппарат классом повыше.
я это к чему…дополню)))
жена ехала с коллективом на экскурсию. я ей дал свой кенон 6d. полтора часа (!!!) инструктировал кто и что есть ху. по итогу она…тупо забыла включить автофокус на объективе!))))))) как так-то?! сто раз рассказал…
а на “Смене” такого изврата не было. потому у большинства она и “выстреливала”. не нужно мучаться над мудреным словом “экспозиция”, не нужно ловить резкость (ширик все простит), нужно только выставить, навести и “клацнуть”.
советский аналог “мыльниц”. работает четко, навыков не требует особо (выдержка/диафрагма по символам, расстояние примерно по шкале), нормальная надежность…даже отличная. и объектив, превосходящий все импортные данного ценового диапазона. не за что ни любить, ни проклинать. первая камера для многих.
Наверное, единственая в своём роде камера – “универсальный солдат”, причём, всепрощающий и всё позволяющий. Для меня, как и для миллионов других фотолюбителей, первая, после был “Зенит ЕТ” х “Гелиос-44-2” – и, представьте себе, даже на его фоне “8М” смотрелась довольно-таки… прилично. Были у неё и свои уникальные возможности, например, пожертвовав одним засвеченным кадром, можно было поменять плёнку буквально где угодно – между прочим, такая роскошь была доступна только прима-камерам типа “Киев-88” и прочим “Салютам”.
Поменять плёнку с засветкой одного кадра можно только в случае использования двух кассет.
Мой второй фотоаппарат (первым была древняя Супер-Доллина, имевшая, правда, замечательную фичу – наводка на резкость осуществлялась совмещением двух половинок изображения в видоискателе). После “Смены” у меня был Зенит-Е с Гелиосом-44, но вот странно, лучшие свои фотографии я сделал именно Сменой!
Самый популярный аппарат кружков “Юный Фотограф” )