Фотоаппарат Киев-60 TTL обзор и инструкция



P6293876Мы продолжаем рассматривать среднеформатную технику и добрались, наконец, до Киева-60.
f7f21447dd19b08c554434390d6fdd8aДанное семейство фотокамер берет свое начало от немецкого фотоаппарата второй половины 60-х годов Pentacon Six.

Вероятно, подобного или немного более ранней его версии.

Выпуск новых камер развернули на Киевском Арсенале. Нужно понимать, что такое решение — однозначно указывает на высокую репутацию предприятия.

К чести советских конструкторов нужно сказать, что их среднеформатная конструкция не была копией немца. Скорее, как часто бывало, это было творческое переосмысление. На фото видны отличия.

1916819Творческий подход подчеркивает также тот факт, что первая модель данного семейства Киев-6С, вышедшая в 1971 году, имела кнопку спуска слева, в отличие от прототипа.

Почему слева? Вот и фотографы тех времен недоумевали по этому поводу. Мне кажется, это очень неудобно. У меня нет такой именно модели.
Как видно, камеры совершенно нового семейства тоже получили имя Киев! На Арсенале выпускали много разных фотокамер самых разных систем. Даже под микропленку. Но все они назывались Киевами. Я знаю только одно исключение – это камера Салют. Да и тут не обошлось без интриги.

Киев-6С для визирования был оборудован съемной пентапризмой и шахтой. В 1978 году появилась модификация Киев-6С TTL. Она комплектовалась доработанной пентапризмой с TTL замером.

Далее, ропот фотографов был, таки, услышан, и кнопку перенесли на правую сторону. Модель с кнопкой на правой стороне, которая вышла в 1984 году, назвали Киев-60 TTL.

Ее мы и рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Киев-60 TTL

К 70-м годам узкоформатная пленка уже обеспечивала вполне приемлемый для любительского сегмента уровень разрешения. Средний формат постепенно становился уделом или профессионалов или очень взыскательных любителей.

И тем и другим было нормально за дополнительное разрешение среднеформатного кадра и платить лишние деньги и таскать немалый вес.

Киев-60 — имеет компоновку близкую к узкоформатным фотоаппаратом, но, камера эта получилась очень крупной.

P6293873
Даже современные полноформатные зеркалки смотрятся по сравнению с Киевом-60 довольно-таки компактно. А Зенит — так просто игрушечный.

При этом, нужно отметить, что когда берешь камеру в руки, то ожидаешь почувствовать больший вес, чем оказывается в действительности. Аппарат тяжелый, но по виду ожидаешь большего.

К чести конструкторов нужно сказать, что лежит в руках Киев-60 вполне неплохо. Нет, вес и габариты никак со счетов сбросить нельзя и комфортным управление Киевом-60 все-таки не назвать.

Но все органы управления выполнены грамотно и удобно. Все ложится в руки как нужно. Шахта зеркала снизу закруглена — левой руке удобно поддерживать камеру. Кнопка спуска, почти как у современных фотоаппаратов, вынесена вперед и имеет диагональный ход.

Но мы отвлеклись.

Киев-60 TTL выпускался на Киевском Арсенале с 1984 года. Интересно то, что выпускается этот аппарат до сих пор. Об этом я расскажу в конце.

Аппарат среднеформатный, рассчитан на пленку тип 120. Формирует кадры размером 60х60 мм.


Штатный объектив МС Волна-3Б 2.8/80.

Для среднего формата, 80 мм — это нормальный объектив.

Крепление объектива — Байонет Б. Рабочий отрезок 74,10 мм.

Тут нужно в очередной раз похвалить конструкторов. Им хватило прозорливости без каких-либо изменений перенять стандарт крепления Pentacon Six.

Благодаря этому, аппарат не только был совместим с западной оптикой во временна СССР, но и сейчас мы можем использовать хороший парк оптики с байонетом Б на современных цифровых аппаратах.

Об использовании оптики с байонетом Б, например, на зеркалках Nikon, можно почитать тут.

Объективы под байонет Б имеют «моргающую» диафрагму.

Затвор матерчатый шторно-щелевой с горизонтальным ходом.

Отбиваются выдержки: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В. Набор отличный.

Автоспуском Киев-60 не оборудован.

Синхронизация проводная на 1/30. Тут могли бы и покороче выдержку синхронизации постараться сделать. Камера все-таки высокого уровня.

Хотя, кадр широкий, ход шторок большой. Возможно и пытались — не получилось.

P6293899Крепление для вспышки реализовано в виде съемного кронштейна. Крепится он не над пентапризмой, а основательно левее ее.

Мне такое решение нравится. Тени от вспышки должны получаться естественнее.
Хотя, если уж вредничать, то могли бы вывести в кронштейн горячий контакт с коротким удобным проводком до синхроконтакта. Вспышки с центральным контактом было бы использовать куда удобнее.

P6293900Фокусировочный экран видоискателя — линза Френеля с матовым кругом и микрорастром в центре.

Мой экземпляр имеет также клинья Додена.

Поле зрения призменного видоискателя — 49×51,5 мм, шахтного — 53×53 мм.
Покрытие площади кадра с призмой — около 80%.

Вес моего экземпляра без объектива с призменным видоискателем 1,58 кг.

P6293904Такая вот комбинация с Юпитером-36 весит 3 кг (!!!). Зрелище не для слабонервных, а набор не для слаборуких.

Элементы управления:

Формой корпуса и компоновкой узлов управления Киев-60 походит на среднестатистическую узкоформатную камеру.

P6293881Спереди, помимо объектива располагаются:
— в левой части — крепление для кронштейна-держателя вспышки и гнездо синхроконтакта.
— в правой части — кнопка впуска и репетир диафрагмы

Кнопку спуска не стали помещать на верхнюю панель. Корпус аппарата высокий и тянуться наверх к кнопке было бы очень неудобно.
P6293890Как видно, кнопка спереди, примерно на высоте верхнего края объектива — указательный палец ложится на нее комфортно. Ход кнопки довольно короткий и мягкий.

Направление хода — немного по диагонали. Сверху спереди — вниз назад. Похоже на ход кнопок современных зеркалок.
P7123965Шахта зеркала далеко выступает вперед на корпусе. Репетир диафрагмы расположен на правой стенке шахты.

Благодаря тому, что нижняя часть шахты скруглена, рычаг комфортно ложится под средний палец левой руки. Причем и рука продолжает поддерживать аппарат и большой с указательным пальцы не отвлекаются от фокусировки или переключения диафрагм.
Все вполне удобно.

Также нужно отметить массивные крепления для шейного ремня. Аппарат тяжелый, крепления нужны надежные.

P6293883Сзади имеем окуляр видоискателя и круглую крышку батарейного отсека. Все это мы видим, только если аппарат с присоединенной пентапризмой.

Картинка в призменном видоискателе хорошая. Большая настолько, что для того, чтобы увидеть верхнюю и нижнюю границы — нужно ощутимо прижиматься к наглазнику.
Еще картинка очень светлая. А вот средства, облегчающие фокусировку, на мой вкус, подкачали. Микрорастр не очень выразителен, что ли. Клинья — совсем мелкие и тоже какие-то невнятные.

Но скорее всего, такие вещи варьируют от экземпляра к экземпляру.

Важно, что у Киева-60 залипающее зеркало. Вот так вот. Для 84-го года, это, конечно, уже не комильфо.

Как следствие, компоновка кадра, фокусировка, подбор экспозиции, – все это только при взведенном затворе.

СнимокВ поле видимости призменного видоискателя 2 лампочки системы TTL замера. Это не просто точки света. Лампы имеют форму круглых светящихся пиктограммок. Одна означает «Мало света», вторая — «Много света». По внешнему виду пиктограмм, честное слово, непонятно, что означает каждая.
Нужно просто запомнить.

Как происходит подбор экспозиции на Киеве-60, расскажу немного ниже.

В качестве элемента питания Киев-60 использует три батареи РЦ-53 или три аккумулятора Д-0,06.

По теме подбора аналогов советским элементам питания у мея есть отдельная статья.

P6293889Снизу у Киев-60:
— два поворотных фиксатора катушек;
— штативное гнездо;
— сдвижная кнопка открывания задней крышки.
Штативное гнездо расположено по оси объектива и имеет размер 3/8 дюйма. Большого диаметра гнездо, проще говоря.

Поворотные фиксаторы катушек напоминают замки съемных крышек дальномерных аппаратов, но это именно фиксаторы катушек.

Крышка у Киев-60 — откидная. Чтобы ее открыть, нужно сдвинуть и нажать специальную кнопку на нижней панели.

А вот чтобы высвободить катушку — нужно повернуть и оттянуть фиксатор.

P6293885Идем дальше — верхняя панель.

Слева на корпусе — селектор выдержек. Большой, хваткий.

Переключается с солидными такими щелчками. Выдержка синхронизации, а также тот диапазон, при котором рекомендуется штатив, — помечены цветом.
P6293893Переключать выдержки можно как при взведенном затворе, так и при спущенном.

Правее — пентапризма. На ней 2 элемента, которые снимаются вместе с ней, если пользователь устанавливает шахту. Батарейный отсек – это тоже часть призмы, а не корпуса аппарата.
Вначале скажу, что фиксаторы крепления пентапризмы расположены по ее бокам. Чтобы снять призму, на фиксаторы нужно нажать. Но этого мало. Левый фиксатор для большей надежности снабжен поворотным блокиратором.

P7123966В заблокированном состоянии нажать на левый фиксатор не получится. Чтобы блок снять, нужно повернуть кольцо вокруг кнопки фиксатора по часовой стрелке, к себе. После этого, нажимаем на оба фиксатора и поднимаем призму вверх.
P6293898На призме слева поворотный переключатель питания пентапризмы.

Он имеет три положения:
— TTL замер включен;
— TTL замер выключен;
— контроль годности батарейки.
Такой переключатель — это признак более ранних моделей Киева-60. TTL замер нужно включать и выключать вручную. Если забыть выключить, то система будет продолжать работать, пока не посадит батарейку. А батарейки, тем более РЦ-53 в 80-х были ох как дефицитны.

В более поздних модификациях призм замер стал отключаться автоматически через несколько секунд после активации.


Это очень уместное усовершенствование, но мой экземпляр Киева-60 — от 1986 года и призма еще старая. Для середины 80-х такая система включения/выключения замера — это все-таки уже атавизм.

В положении переключателя КБ — Контроль Батареи — должна загораться лампочка чуть дальше переключателя. Если лампа не горит, значит, батарея села.

P6293896Справа на пентапризме калькулятор экспозиции. Киев-60TTL имеет несопряженный TTL замер.

Я, когда впервые знакомился с камерой, немало удивился — «несопряженный TTL замер» — это как?

Сейчас рассмотрим.
Порядок действия такой.

1. Вращая самое верхнее кольцо калькулятора за выступающие вверх зубчики, выставляем в окошках чувствительность заряженной в аппарат пленки. Традиционно предлагаются 2 шкалы — в единицах ГОСТ и DIN.

2. Вращая среднее кольцо за выступающий вверх небольшой поводок, выставляем светосилу объектива. Вот это важно не забыть, если используешь сменную оптику.

Эти операции могут быть выполнены и заранее до момента съемки. Далее, начинается наша фото-сессия.

3. Проверяем батарейку и включаем замер.

4. Взводим затвор. Нужно ж опустить зеркало.

5. Вращаем внешнее кольцо калькулятора за широкую боковую накатку, наблюдая за индикаторами в видоискателе. Если горит индикатор «света мало» — он слева — вращать калькулятор нужно влево, т.е. против часовой стрелки. Пиктограмма «света много» — расположена справа и если горит она, вращать нужно вправо, т.е. по часовой.

Все интуитивно.

Измеряется свет, фактически прошедший через объектив с учетом в том числе светофильтров и т.д. Замер происходит по открытой диафрагме. Фотограф все время наблюдает максимально светлую картинку.

Вращать внешнее кольцо калькулятора нужно до тех пор, пока не загорятся или не начнут мигать обе лампы. Нормально также поймать тот момент, когда одна гаснет, а другая загорается, даже если одновременного горения добиться не удается.

В этот момент на калькуляторе на двух его кольца выстроены рядами экспопары. Шкала диафрагм используется одна и для указания светосилы объектива и для подбора экспозиции.

Как говорится, расчет окончен. Но у нас ведь несопряженный замер!

Поэтому успокаиваться рано.


6. Выбираем любую экспопару и выставляем соответствующие ей значения выдержки и диафрагмы, соответственно, на селекторе выдержек и шкале диафрагм объектива.

7. Выключаем замер. Уф, не забыли это сделать…..

Вот так. С одной стороны, TTL и замер по открытой диафрагме, с другой, — после расчета все равно нужно переносить экспозицию на органы управления аппарата.

Справа на корпусе — счетчик кадров, а также рычаг взвода затвора и транспортировки отснятого кадра, верхняя часть которого отдана под памятку типа и чувствительности пленки.

Тут у Киев-60 все традиционно и современно. Не как у Любителя и Москвы.

Пленка типа 120 не предполагает обратную перемотку, поэтому у Киева-60 нет ни рулетки, ни кнопки отключения затвора.

P7124022Шахта Киева-60 это довольно крупная деталь. Ее устройство существенно сложнее, чем у Любителя, да и чем у Киева-88.

Система крепления шахты менее надежна, чем у пентапризмы. Но это и понятно. Думаю, никто и не отважится поднимать камеру, удерживая ее за пластиковую шахту.
Раскладывается шахта традиционно. Сначала поднимается передняя стенка, потом задняя, и, наконец, по очереди — боковые. Последней откидывается верхняя стенка пентапризмы, которая в сложенном виде откинута на внутреннюю часть передней.

P7124029В центре верхней стенки довольно крупная лупа. Компоновать кадр в таком закрытом со всех сторон кубе — вполне комфортно. Смотреть для этого нужно вертикально вниз, удерживая камеру на уровне груди.
P7124025Есть еще один вариант использования шахты. Если нажать на центральную часть передней стенки, то она откинется вовнутрь и зафиксируется в наклонном положении.

Одновременно, немного опустится ближний к фотографу край верхней стенки. Так будет образован прикрытый со всех сторон рамочный видоискатель с расходящимися верхней и нижней стенками.

Очень симпатическая конструкция и смотреть в нее нужно сзади в прямоугольное окошко. Такой способ визирования более привычен большинству, но аппарат, увы, становится шкальным.
Становится, но не в этом случае!

P7124028На задней стенке ниже квадратного окошка имеется круглая линза. Если в нее заглянуть, то увидишь изображение с фокусировочного экрана.

Дело в том, что на передней стенке шахты кроме верхней лупы закреплено также зеркало. В той конфигурации, в которой сейчас находится шахта, зеркало откинулось под углом и отражает фокусированный экран.
Это изображение видит фотограф, который глядит в шахту сзади.

Т.е. несмотря на то, что шахта в положении рамочного видоискателя, фотограф, по прежнему, может фокусироваться с помощью, например, клиньев.

Нужно, конечно, оговориться, что изображение, видимое в нижней линзе довольно специфично. Отразившись во втором зеркале оно снова перевернулось вокруг горизонтали. А вокруг вертикали оно и было перевернуто.

В итоге, фотограф наблюдает картинку, перевернутую сразу по двум осям. Компоновать кадр в такой ситуации — удовольствие ниже среднего….

Поэтому, основным средством компоновки кадра будет все-таки рамочный видоискатель.

Однако, возможность навести резкость и прикинуть границы кадра с нештатным объективом фотограф может и это замечательное свойство шахты Киева-60.

Отношение к камере.

На Киев-60 я снимал и он мне больше понравился, чем, например, Киев-88.

Хотя для себя я ничего волшебного в среднем формате не обнаружил, но если вы энтузиаст, то получить такой опыт стоит. Это просто интересно.

А если решено попробовать средний формат, то лучшего варианта, чем Киев-60 в хорошем состоянии — не найти. Удобная, функциональная, надежная камера с TTL замером и хорошим парком оптики — и все это очень дешево.

В то время, как все новое брендовое оборудование для среднего формата — это очень и очень дорого.

Кстати, если вы левша — приглядитесь к Киеву-6С.

arax_60_mluЕще интересно то, что Киевы-60 под маркой ARAX-60 до сих пор можно купить в новом, т.е. скорее в реновированном виде.

Как я понял, ребята берут из запасников обычные Киев-60 постсоветского производства, юстируют их и тюнингуют. Включая наружную покраску в черный цвет.
На выходе получается камера, которая принципиально ничем от Киева-60 не отличается, но а) качеством изготовления близка к современным новым фотоаппаратам б) все узлы проверены и работают как заявлено в паспорте.

Конечно, такое решение уже стоит несколько сотен долларов, но все равно это дешевле, чем покупать западный или японский бренд.

По стоянию на июль 2017 сайт с обновленной продукцией Арсенала вроде вполне живой.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


PS Если у вас есть Киев-60 с объективом, то этот объектив вы вполне можете использовать на современной цифровой камере. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress, а определиться с выбором вам поможет такая таблица:

Вы можете использовать объективы с байонетом Б на современной цифровой камере.  Для этого вам понадобится переходник.Проще всего сейчас купить переходник на Яндекс-маркете. Подобрать переходник под свою фото-систему вам поможет такая таблица:

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon  P6-Nikon F
Canon  P6-Canon EF
Sony  P6- Sony/ Minolta
Pentax  P6-pentax K
Резьба М42  P6-М42
Беззеркалки Sony  P6-NEX
Оlympus/ Panasonic  P6-m 4/3
Fuji  P6-FX
Nikon P6-Nikon 1
Nikon P6-Nikon Z

 

Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12

Вам может также понравиться...

комментариев 6

  1. Александр:

    Огромное спасибо! Все очень точно и полезно. А главное понятно. Приятно после двадцати лет забвения пленки вновь вернуться к ней.

  2. Виталий:

    Ничего удивительного в кнопке спуска слева у ,,Киев-6″ нет.Механизм выдержек слева и кнопка там же.
    В ,,60″- м кнопку перенесли вправо и пришлось добавить толкатель.По свидетельству ремонтников – надежность уменьшилась.Камера в те далекие времена супердорогая – 690 рублей – стоимость цветного телевизора и капризная.Стояли они практически во всех фотомагазинах.Цена отпугивала.

  3. пламен:

    приветик – у меня киев 60 ттл. на призме влево нету того индикатора включена ли батарейка или нет. в видоискателе при свежей батареи не появляеться индикация. прошу тех у кого модели подобни моей проинформировать меня как обходиться в данном случае и как могу изпользовать функцию ттл

  4. Аноним:

    Где вы видели средне форматную зеркалку без залипающего зеркала? Любители и тд не в счет.

  5. Семён:

    Мертворожденная камера. 6с сломался после первой же пленки – срезало шестерню подъёма зеркала, которая не имеет! жёсткой сцепки с механизмом протяжки. С такими конструкторскими просчетами и огромными зазорами и допусками – это не может работать долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *