Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.
Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4.
Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.
В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М.
Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт. Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.
Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.
Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Да и в профессиональный Старт тоже не получилось. Экспонометры к 65-му году были только в Зенитах-4, -5, -6 с центральными затворами, т.е. в САМЫХ продвинутых фотокамерах СССР.
И вот два этих радикальных улучшения готовились применить к массовой камере.
В остальном решили не мудрить и оставить уже проверенные временем решения. Так появился Зенит-Е.
Зенит-Е — это фотоаппарат без сомнения очень интересный. С огромным удовольствием и почтением приступаю к его обзору.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-Е
Фотоаппарат Зенит-Е начал выпускаться на КМЗ в 1965 году. И оказался он на столько удачным, что выпускался на этом предприятии аж до 1982 года. 17 лет!
За эти годы на КМЗ было выпущено 3,3 млн экземпляров!
Но это не все.
Спрос на Зенит-Е (в т.ч. за рубежом) был так велик, что с 1973 года производство этих же самых Зенитов-Е было дополнительно развернуто на предприятии Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО) в г. Вилейка (Белоруссия).
Суммарный выпуск Зенита-Е за все годы на обоих предприятиях составил 8 млн. экземпляров.
Буква «Е» в названии аппарата означает «Exponometer».
Штатный объектив — Индустар-50-2 3,5/50 или Гелиос-44-2 2/58.
За немалые годы производства Зенит-Е претерпевал некоторые конструкционные изменения. По сути, камеры первых и последних лет выпуска — это довольно таки разные камеры.
Я сейчас буду описывать экземпляр 80-го года выпуска. Этот вариант с эмблемой олимпиады, сейчас, пожалуй, больше всего ассоциируется с маркой Зенит-Е.
Крепление объектива данного экземпляра — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.
Интересно, что первые модели Зенитов-Е выпускались с креплением, унаследованным от Зенита-3М, т.е. с резьбой М39×1 и рабочим отрезком 45,2 мм.
Это крепление было чисто советским стандартом, что создавало немало сложностей с совместимостью с иностранным оборудованием.
Поэтому руководство КМЗ приняло очень правильное решение и крепление на Зенитах-Е оперативно поменяли на ГДРовский стандарт Контакс М42×1 с рабочим отрезком 45,5 мм.
Этим сразу было достигнуто очень много положительных результатов:
— повысился экспортный потенциал фотоаппарата;
— крепление М42×1 было более пригодно для создания светосильной оптики, и вскоре в СССР был создан солидный парк хороших светосильных объективов;
— оптика из ближнего зарубежья стала подходить к нашим фотоаппаратам.
Затвор — остался тот же самый, что был в Зорком-6 — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Синхронизация вспышки на 1/30.
По современным меркам выдержек мало, конечно, но не будем забывать о том, что самой ходовой пленкой в СССР была 64-я. При такой чувствительности выдержки короче 1/500 в общем-то малопригодны.
Да и польза выдержек длиннее 1/30 также не очевидна. Я, помню, очень редко такими пользовался, хотя мой ФЭД-5в ими и располагал.
В общем, для подавляющего числа любителей тех лет — набор — оптимальный, на самом деле.
Кронштейн для крепления вспышки у ранних Зенитов-Е был съемным. Потом его съемным делать перестали. Центральный синхроконтакт на Зенит-Е так и не поставили. Был только проводной.
Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.
Вес моего экземпляра без объектива 700 гамм.
Элементы управления:
Над объективом Зенита-Е располагается светоприемник селенового фотоэлемента.
Интересный факт — начиная с Зенита-Е все советские объективы стали черными.
Ранее оптика выпускалась в алюминиевых светлых корпусах. Корпуса белых объективов отражали свет неба и слепили экспонометр
Чтобы избежать этого, цвет объективов навсегда заменили на черный.
Справа на передней панели имеется рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — только окуляр видоискателя.
Видоискатель Зенита-Е покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало. На сколько знаю, это своеобразный анти-рекорд.
Визуально видоискатель Зенита-Е выдает картинку существенно меньше, чем, например, у Зенита-3М.
Тем не менее, его видоискатель — гораздо более светлый против того же Зенита-12СД.
Фокусировка по матовому стеклу. Какие уж там клинья….. Зато очень наглядно. Психологически проще располагать объект не строго в центре, что положительно влияет на композицию.
И самое главное — изображение в видоискателе теперь присутствует всегда — и при взведенном затворе и при спущенном. По мне, так это серьезное улучшение
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо. Это не очень удобное решение.
Сверху у Зенита-Е слева направо находятся:
— калькулятор экспозиции со спрятанной в центре головкой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— скоба для крепления вспышек;
— головка выдержек, под которой расположен движок, задающий тип используемой вспышки;
— кнопка отключения затвора;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и совмещенная также с кнопкой спуска и со счетчиком кадров.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.
Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Расчет экспозиции на Зените-Е происходит так:
1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.
Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN
2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.
В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.
3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.
4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.
5. Экспонометр на Зените-Е несопряженный. Для примера, у Зенита-4, обзор которого вышел недавно— экспонометр был сопряженный и это значит, что момент, когда экспозиция рассчитана, — параметры съемки уже внесены в фотоаппарат и можно снимать немедленно.
В случае Зенита-Е после расчета экспозиции нужно проделать еще одну операцию — выставить выдержку и диафрагму на органах управления фотоаппарата.
Головка обратной перемотки спрятана в центе калькулятора экспозиции. Чтобы ее извлечь, нужно надавать на ее торец пальцем и повернуть против часовой стрелки. После этого пружина слегка вытолкнет головку из недр фотоаппарата и дальше в рабочее положение нужно ее вытянуть пальцами.
Задняя крышка у Зенита-Е откидная. Замок расположен на левом торце фотоаппарата.
Внутри все типичнее не бывает. :о)
Отношение к камере.
Зенит-Е — это фотоаппарат легенда. Если задаться целью найти камеру-лицо советского фото — это будет, без всякого сомнения, Зенит-Е.
Да, были фотоаппараты существенно более навороченные. Но их было выпущено мало настолько, что не всякий даже о знает об их существовании.
А Зенит-Е позволял делать отличные фотографии миллионам советских граждан. Аппарат выпускался десятилетиями, а потом десятилетиями же служил людям.
Во времена средней школы, кода я был счастливым обладателем Смены-8М, фотоаппарат Зенит-Е казался мне просто верхом совершенства. Калькулятор экспозиции то время был просто таки образцом нано-технологий. :о)
Не знаю кто как, а я к этой непритязательной фотокамере отношусь с большим уважением по сей день.
Могу научить как пользоваться Зенитом-Е:
Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-Е и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.
Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.
Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.
Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Большое спасибо за эту статью! Мне 16. Получил Зенит-Е, Зоркий-4 и Зенит-м4 от знакомого, теперь пытаюсь в этих шайтан-машинах разобраться… А есть статья про чистку таких фотоаппаратов?
К сожалению, в ремонте я полный профан. Ничем помочь не могу. Сам обращаюсь к знакомым специалистам всегда.
Попробуйте поискать в Клубе Дальномер.Там есть статьи по зеркальной технике.Да и дальномерки со шторными затворами сходны конструктивно
Спасибо за статью и за сайт. Не весь, но много перечитал. В шоке был от Зоркого – 10. Мне Зенит-Е достался по наследству. Он наверно с 80г. По первым двум цифрам номера сужу. От этой машины я в полном восторге. Особенно как срабатывает затвор – Это музыка. Как автомат. Стоял на нем объектив Helios-44-2 2/58. Поставил через переходник на никон. Фото просто супер, а боке какое; мама дорогая. Потом преобрёл ещё Industar-50-2 3,5/50. Только восторг. Машина работает. Но по большей части лежит. В заключении скажу; если б видоискатель они б доработали ну не как круто 95-98% пусть меньше, снимал снимал и снимал. Спасибо ОГРОМНОЕ за ваш вклад.
Конструкция привода нажимной диафрагмы внутри камеры с использованием штыря на объективе была впервые реализована в камерах Contax F и Praktica FX2 в 1956 году. После чего это решение стало стандартом для резьбового крепления М42. КМЗ опоздал всего лишь на 16 лет.
У меня Зенит-Е 1978 года выпуска,,Олимпийский” , но не с эмблемой Московской Олимпиады,а с 5-ю кольцами.Видимо,на момент выпуска официальная эмблема Олимпиады-80 еще не была утверждена.Аппарат,несмотря на возраст вполне исправен,даже селен экспонометра жив.Обьектив почему-то Индустар-61Л/З.Попал он ко мне именно таким.Самодеятельность это или заводская комплектация – не знаю.Спуск затвора намного мягче,чем у аппаратов с ,,прыгалкой”.Видоискатель много критикуют за малую обзорность.Реально – вполне достаточная.Наводиться по матовому стеклу нужно на полностью открытой диафрагме.Часто ругаемый замок задней крышки,на самом деле,лично мне неудобства не доставил.Диапазон выдержек маловат,однако применение нейтрально-серого светофильтра позволяет использовать современные высокочувствительные пленки при солнечном свете.В общем,неплохая фотокамера – в то время мечта фотолюбителя.
Спасибо за прекрасные обзоры! Изложить тему глубоко, технически грамотно и увлекательно сможет далеко не каждый. Первый раз попал на сайт и был приятно удивлен. Да, Зениты были мечтой любого фотолюбителя, ведь большинство снимали дальномерными камерами. У меня был ФЭД-3 с курком и объективом Индустар (обзор этой модели тоже с удовольствием прочитал), я был безумно счастлив, когда родители купили его мне, его запах я не забуду никогда. Но уже через месяц ФЭД-3 сломался, его пришлось отправить на завод, так как других вариантов ремонта фотоаппаратов в СССР не существовало. После ремонта я обменял его на Зоркий-4 без курка, который был куплен родителями моему другу, и мы оба остались довольны приобретениями. Зоркий-4 был со мной и в армии, но не сразу, а когда я отслужил один год. Но после армии я уже не смог смириться с дальномерной камерой и семейно было решено купить Зенит. Это был 1975 год. Вы думаете это можно было легко сделать? Ошибаетесь. Но моя мама знала, как это можно было сделать: в нашем подъезде жила женщина, которая работала на складе культтоваров, и это решало все, именно все, так как я мог выбрать любой фотоаппарат! Но, увы, денег хватало только на самую дешевую модель Зенит-В с дешевым объективом Индустар-50 с диафрагмой 3,5. Но его на складе не оказалось, надо было ждать, но зато в наличии был Зенит-Е, тоже с самым дешевым объективом. Мама решила не жадничать, денег добавила. И с этим фотоаппаратом я не расставался очень долго, до 90-х годов, когда все пришлось продать – было просто голодно. Надо сказать, что к встроенному экспонометру я поначалу отнесся скептически. Он удорожал модель, и у меня был Ленинград-2 в умопомрачительной кожаной коробочке, а потом Ленинград-4, которые позволяли замерять яркость и освещенность и даже отдельные участки предмета съемки, но удобство победило, большая часть экспонометрии осуществлялась встроенным экспонометром. Лет через 10 я прикупил Зенит-19, крепко продвинутую модель по тем временам (может быть, напишите об этой камере?), но у неё быстро вышел из строя модный металлический затвор. Как когда-то ФЭД-3, Зенит-19 пришлось отправить на завод, а Зенит-Е продолжать служить мне верой и правдой. С Зенитом-19 мы так и не сдружились, я его поменял на Зенит-TTL. Продав в 90-е всё фотографическое и нефотографическое, я вернулся к фотографии уже в её цифровую эпоху и, понятно, уже не стану снимать на пленочные камеры и покупать их на сувениры. Но однажды судьба мне сделала подарок: мой приятель, разбирая родительское добро, обнаружил в нем Зенит-TTL с Гелиосом 44-М 2/58, который и подарил мне, или из уважения, или за ненадобностью девайса. И это самый дорогой подарок, который иногда погружает меня в мою молодость. Спасибо автору еще раз!
Приношу свои извинения! Обзор Зенита-19 у автора есть! Проглядел.
Спасибо за статью. Хочу добавить, что на Зенитах-Е первых выпусков кронштейна для крепления вспышки не было вообще (в т.ч. и места для установки). Т.е. видоискатель выглядел так же, как и на Зените-3М.
Какие тёплые комменты 😉
кстати, кто не знал…. у этой модели есть ещё 1 бонусная выдержка (непомню какая точно, порядка 4 или 8с). Включается так: кольцом выдержек выбираем В, и заводим автоспуск.
Вставлю свои 5к. Зениту Е многое можно простить. И режущий края видоискатель. И тёмное матовое стекло (в плохоосвещенной квартире нереально навестись на резкозть). И exponometer, занижающий освещённость на добрые 1,5-2стопа. И головку выбора выдержек, крутящуюся в момент спуска (можно нечаяно задеть его пальцем, что приведет к торможению шторок и приведет к неравномерному экспонированию кадра или общей передержке). И расположение штативного гнезда сбоку (при использовании тяжелых объективах выламываются болты крепления гнезда). Всё это мелочи, и с ними можно жить.
Но Зениту Е никак нельзя простить подсвечивание плёнки через щели от неплотного прилегания задней крышки. Зенит может засветить пленки столько, сколько сам он не стоит.
В помойку.
Да.
Пожалуй, добавлю еще 1 особенность Зинита Е.
Рвёт перфорацию на последнем кадре
Это не только в Зените-Е. Втулку обратной перемотки надо смазать.
Если у кого-то крышка плохо прилегает надо исправлять – лечить дедушку, исправлять деформацию или менять бархотки, а не жаловаться в спортлото. 🙂 Подсказка: если после 36-го кадра пленку сматывать в кассету а не дергать курок “а вдруг еще один влезет!” – то перфорация останется целой. ))
Для 1965 года камера была не так и плоха. Это своего рода символ: к этому времени советская экономика уже пришла к движению по интерции – кроме космической и военной отраслей. Зенит Е и при рождении прорывом не был, а в производстве остался на бесконечные надцать лет, и камеры сменившие его спустя годы были обновками по принципу “как бы и новую модель представить-отчитаться и по возможности ничего в привычной жизни не менять”. Фотопромышленность СССР где-то там в конце 50-ых – начале 60-ых навсегда и осталась, по большому счету, технологического роста не последовало, увы.
Все равно в 70 – е годы ХХ века, у кого был Зенит, считался ФОТОГРАФОМ, а у кого была Смена (или как у меня тогда Чайка II, который посещал фотокружок в Доме пионеров), считался начинающим. Зенит был престижнее, чем Смена.