Фотоаппарат Сокол-2 обзор и инструкция



P7098298Героем сегодняшнего обзора будет узнаваемый, харизматичный и очень интересный фотоаппарат — дальномерный Сокол-2.

В начале 60-х Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) уже имело в своем активе 2 дальномера — Юность начального уровня и Ленинград — аппарат высшего уровня сложности.
Широкому кругу пользователей ЛОМО известно, в первую очередь, мега-массовой линейкой простого шкального фотоаппарата Смена, однако не стоит ассоциировать ЛОМО с простотой и непритязательностью.

По смелости и талантливости идей ЛОМО ничуть не уступало прочим фото-гигантам СССР. Модельный ряд предприятия содержит множество удивительных примеров творческого полета конструкторской мысли.

Где-то в начале 60-х конструкторы ЛОМО начинают разработку нового дальномерного фотоаппарата с автоматическим управлением экспозицией на основе сернисто-кадмиевого (CdS) фоторезистора (впервые в советском фото).

Необычайно прогрессивен в аппарате не только светочувствительный элемент, но и алгоритм управления экспозицией. Задумывался пяти-программный автомат.

Нельзя сказать, что все эти идеи — самостоятельная придумка ЛОМО. Dдохновлял конструкторов японский аппарат Fujica 35 Auto M (выпуск с 1962 года). Вот он на снимках.

11067888084_5962a346db_bqidong1994-img600x450-1492757195jiiilj10261
Сходство во многих деталях очевидно, но заметно также, что аппарат не был просто скопирован. Отличий, причем радикальных – хватает.

Дальше мы увидим, что конструкторы ЛОМО также дополнительно улучшили прототип.

Fujica 35 Auto M нес на борту нереально продвинутый для тех времен электронный затвор японской фирмы Copal.

В СССР подобные технологии были недостижимы и было принято решение покупать лицензию. Образцы затвора Copal magic прошли в Союзе тщательное тестирование и результаты признаны замечательными.

b8f2e9055cc411e8baaa00155d1fae00_3-900x600В 1965 году лицензия приобретена и затвор начал выпускаться под обозначением ФЗ-14.

В 1966 году на ЛОМО началось производство фотоаппаратов Сокол или Сокол-Автомат. Первая модель без номера. Он на снимке.

Что это за аппарат и что мог его лицензионный затвор?
Для начала, Сокол автоматически управлял выдержкой и диафрагмой, оценивая освещенность снимаемой сцены с помощью фоторезистора.

Не впечатляет?

Давайте вспомним, что на дворе 1966 год.

На советский рынок прошлом году вышел супер-технологичный фотоаппарат Зенит-Е. С селеновым фотоэлементом. Несопряженным.

Все самые продвинутые пользователи обладают на этот момент — самое большое Стартами и Зенитами-3М, т.е. аппаратами вообще без экспозамера.

Кроме того, в 1965 уже появился Киев-10, — аппарат тоже прорывной. Он тоже умел управлять автоматически диафрагмой. Только ею. И он имел селеновый фотоэлемент.

Да чего там, селеновый фотоэлемент имел тот же самый Fujica 35 Auto M, с которого все началось.

Вы скажете, с 1964 года существовал уже аппарат Зоркий-10. Он имел автоматическое управление экспозицией и именно он был первым советским автоматическим аппаратом.

Да, имел, и да, был первым.

Однако, Зоркий-10 имеет автомат гораздо более простой. Он меняет выдержку и диафрагму фиксированными парами одновременно. Разбить пары невозможно.

Зоркий-10 не поддерживает ручного управления экспозицией. Произвольную диафрагму выбрать можно, но выдержка при этом доступна только 1/30.

И Зоркий-10 имел тот же самый селеновый фотоэлемент.

Сокол же в автоматическом режиме управлял выдержкой и диафрагмой раздельно. Его автомат построен на фоторезисторе. И Сокол имел полноценное ручное энергонезависимое управление выдержкой и диафрагмой.

И напоследок, Сокол в автоматическом режиме отображал в поле зрения видоискателя конкретную экспопару при полу-нажатии кнопки спуска. Не приблизительное значение выдержки как на Зорком-10 и не приблизительное значение диафрагмы, как на Киев-10, а конкретную точную экспопару.


Работа автоматики затвора Copal magic была все-таки несколько специфичной и при его использовании ОЧЕНЬ полезно знать, что на уме у автоматики. Могут быть сюрпризы. Об этом немного ниже.

Так вот, Fujica 35 Auto M такой информации пользователю не выводил. А Сокол — выводил.

Итого, для середины 60-х аппарат был просто фантастически технологичен. Удачная комбинация покупных технологий и собственных разработок.

LOMO-130AВ продаже аппарат мог также называться Сокол-Автомат и ЛОМО-130А.

Сокол-2 появился в 1977 году. Этот аппарат несильно отличался от предшественника. Появился центральный синхроконтакт и была упрощена система зарядки пленки. Все вышесказанное о Соколе полностью относится и к Соколу-2.
Давайте рассмотрим этот аппарат подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Фотоаппарат Сокол-2

Сокол-2 выпускался на ЛОМО с 1977 по 1986 год. Обеих моделей Сокол и Скокол-2 совокупно было выпущено около 400 тыс. штук. Это не очень много, но порядочно. Увы, аппарат стоил дорого и это мешало массовым продажам.

Аппарат дальномерный. Имеет так называемый пяти-программный автомат управления экспозицией с приоритетом выдержки.

Затвор центральный, междулинзовый. Отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и В.

Что значит пяти-программный автомат?

Автомат Сокол-2 имеет приоритет выдержки. Желаемую выдержку задает пользователь, далее автоматика это пожелание учитывает.

Именно учитывает, а не считает обязательным.

Для каждой выдержки есть программа, по которой автоматика действует при тех или иных условиях освещенности. Выдержек пять и программ — тоже пять.

Презентация1
Вот такая табличка печаталась в инструкции и для лучшего понимания, как работает автоматика, мы рассмотрим программу для выдержки 1/125.

Итак, мы выставили на аппарате 1/125. Если освещенность сцены колеблется в неких рамках, ограниченных красным пунктиром, то аппарат будет применять во всех случаях выдержку 1/125 при различных диафрагмах от f2,8 до f16.

Классический приоритет выдержки.

Но вот освещенность сцены снизилась до 9 единиц (по левой колонке), т.е. вышла на пределы красного пунктира. Дальше открывать диафрагму аппарат не может, т.к. и так уже выставлено f2,8.

Что делать? Блокировать кнопку спуcка в связи с недостаточностью освещения?

Сокол-2 в этом случае оставит f2,8 и удлинит выдержку. Т.е. отработает f2,8+1/60, хотя на селекторе выдержек по-прежнему выставлено 1/125.

Если освещенность упадет еще на ступень, аппарат отработает f2,8+1/30.

Аналогично при превышении уровня освещенности, предельного для выдержки 1/125. Аппарат последовательно отработает f16+1/250 и f16+1/500.

Определение «пяти-программный автомат», конечно, громковато сказано, но то, что имеет место очень интересное расширение автомата с приоритетом выдержки — это факт.

P7098311Объектив — несъемный Индустар-70 2,8/50. Объектив сделанпо схеме Тессар (Carl Zeiss) — четыре линзы в трёх группах.

Есть информация, что линзы объектива выполнены из лантанового стекла.

Предел диафрагмирования — f16.
Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным синхроконтактом. Автоспуск — отсутствует.

Вес моего экземпляра 760 грамм.

Элементы управления:

Если приглядеться, то видно, что корпус второго Сокола имеет довольно сложную конструкцию. Тем не менее, общее впечатление — увесистый алюминиевый кирпич.

P7098294
Спереди всю верхнюю часть корпуса занимает декоративная рамка (неодинаковая по высоте), которая охватывает переднее окошко видоискателя, светоприемник для формирования светящихся рамок, окошко дальномера, области в которых нанесено название — слово «Сокол» кириллицей и латиницей и двойка.

База дальномера вполне зачетная — 67 мм.

P7098301Просветление объектива у моего экземпляра имеет синеватый оттенок. В сети часто упоминается встроенная бленда. Я таковой не обнаружил.

Вероятно, имеется в виду конструктив объектива, при котором передняя линза довольно глубоко посажена в воронкообразном углублении.
Углубление такое типично для многих объективов и может, конечно, выполнять и функции бленды.

P7098314Прямо вокруг линзы идет кольцо селектора светочувствительности пленки. Окошко с выбранным значением — в нижней части переднего торца объектива.
P7098318А вот прямо над линзой — главная отличительная особенность серии Сокол — глазки светоприемников системы экспозамера, числом, как правило, — три.
Sokol-1-6-eyesИногда был один, а в некоторых случаях — аж 5 штук.

Невероятно интересно то, что при любом количестве глазков, фоторезистор в любом случае был только за одним из них! Остальные — декорация!
Я ранее не встречал случаев, где советский фото-производитель настолько очевидно пускает пыль в глаза покупателю. Это ж чистой воды маркетинг. ЛОМО вместе с лицензиями купило книжку о продвижении товаров на рынке?

P7098320Справа от объектива — крупная клавиша спуска с длинным вертикальным ходом. На клавише спереди нанесена стрелка, указывающая направление хода…. Тоже интересная деталь. Раньше пользователи как-то справлялись без стрелок. 
Спуск у аппарата мягкий, но для меня подобная реализация спуска традиционно неудобна. Клавиша помещена слишком низко и имеет слишком длинный ход.

P7098305Сзади мы видим окуляр видоискателя в черной рамке, металлическую лапку курка взвода затвора и протяжки кадра, а также круглую сдвижную клавишу системы контроля годности батарейки.

Видоискатель у Сокол-2 — хороший, — большой, светлый. В поле зрения светящиеся кадрирующие рамки.
Компенсация параллакса — автоматическая. Это значит, что при фокусировке рамки в видоискателе перемещаются так, что их смещение компенсирует параллакс для каждой конкретной дистанции..

Область дальномера — крупная, имеет прямоугольную форму и четко выделена. Однако, ту часть картинки, которую дает дальномер, — видно плоховато.


Главная изюмина видоискателя Сокол-2, — это, конечно, отображение экспопары справа.

Циферки отображаются некрупно и по той же технологии, по которой накладываются светящиеся рамки, поэтому, видно их не всегда хорошо.

Экспопара выводится только в автоматическом режиме.

Цифры появляются при полу-нажатии спусковой кнопки до первого ощутимого упора. При невзведенном затворе циферки тоже выскакивают, но реального замера не отражают!

В процессе нажатия на кнопку видно, как цифры в видоискателе меняются как будто (так скорее всего и есть), они нанесены на диск, который вращается. В какой-то момент пары прекращают сменять друг друга, и актуальная продолжает оставаться в поле зрения, пока кнопка полу-нажата.

При выставленных разных выдержках, экспопары появляются немного в разных местах. При выдержке 1/30 – выше всего, при 1/500 — ниже. Привожу пару снимков, где это хорошо видно. Ищите в правой части видоискателя. Если по фото щелкнуть, загрузится версия покрупнее.

20180715_15384120180715_153948
P7098309Снизу аппарата слева-направо расположены:
— выступающее вниз штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма;
— небольшое окошко счетчика кадров в виде короткой дуги;
— кнопка отключения затвора для обратной перемотки пленки;
Крупная цилиндрическая деталь еще правее — не более чем дополнительная опорная точка.

P7098336P7098339
Замок задней крышки находится на левом торце в самом низу. Чтобы замок открыть, нужно потянуть скобу вниз. Крышка аппарата откидывается на петлях вбок.

На этом же торце сверху — рулетка обратной перемотки.

P7098307На верхней панели аппарата Сколо-2 деталей немного:
— «горячая» скоба для вспышек;
— круглое гнездо для спусковых тросиков;
— круглая винтовая крышка батарейного отсека с памяткой типа пленки.
Квадратик с изображением Знака качества, это, скорее всего, декоративная заглушка чего-то технологического.

P7098332Аппарат работает на одной батарейке РЦ-53. Одна батарейка — это поразительная экономичность для советских автоматических фотоаппаратов.
Теме подбора современной замены советским батарейкам у меня посвящена отдельная статья.

Последним, традиционно, посмотрим объектив.

Управление выдержкой и диафрагмой осуществляется с помощью колец – селекторов, опоясывающих объектив.

МЕНЯТЬ ВЫДЕРЖКУ ИЛИ ДИАФРАГМУ МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ВЗВЕДЕННОМ ЗАТВОРЕ.

Это нетипично для центральных затворов, потому и пишу строчными. Правило строгое, при несоблюдении затвор выходит из строя!

Если аппарат используется в автоматическом режиме, кольцо диафрагм должно находиться в положении А.

P7098330P7098321
Кольцом выдержек выставляем рекомендуемую аппарату выдержку, наводимся на сцену, полу-нажимаем на спуск, контролируем экспопару.

Если все устраивает — жмем спуск до конца.

Можно выставить диафрагму произвольную. Делать это нужно только при взведенном затворе, повторюсь.

Переключаются диафрагмы с помощью поводка снизу на кольце, а чтобы вывести кольцо из положения А, нужно еще дополнительного сдвинуть в сторону корпуса небольшой рычажок на объективе. Он недалеко от кнопки спуска. Это такой блокиратор от случайных переключений.

Оба кольца переключаются с четкими фиксациями и щелчками.

За фокусировку отвечает самое дальнее от корпуса аппарата кольцо на объективе. Кольцо снабжено довольно широкой накаткой.

Шкала дистанций неожиданно продублирована значениями в футах.

Конструкторы не забыли и о шкале ГРИП.



Отношение к камере.

Сокол-2 — аппарат во многом удивительный. После знакомства с ним остается вопрос — куда ж делись все наработки?

Ясно, что патентное право штука серьезная и с Copal ссориться не хотели. Но можно было ведь развить идеи и выпустить что-то с расширенным приоритетом диафрагмы, например. Или подобную систему отображения экспозиции применять и в других аппаратах…

Увы, многие вещи нашли применение только в Соколе и нигде больше.

Аппарат вышел удачным. Эргономика, функционал, технологии — все при нем. Благодаря иностранным корням затвора, к Соколу нет особых нареканий с т.з. надежности. Особых нет, хотя не особые – есть, конечно.

Стать супер-популярным Соколу, в основном, мешала его цена. 150-160 рублей по тем временам это очень дорого за несистемный дальномер.

Увы, но если создавать технологичные вещи советскому фотопрому регулярно удавалось, но сделать их доступными широким массам по цене, — не удавалось никогда.

На этом у меня все— удачи!

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15

Вам может также понравиться...

комментариев 14

  1. Виталий:

    Аппарат весьма неоднозначный.С одной стороны – ультрасовременный навороченный.Но стояли во всех магазинах даже во времена лютого дефицита.Соколы,Вилии и Киевы – 6,60 и 30(303) всегда были на полках магазинов.Наверное,покупатель в массе не готов был принять эту камеру.Потом,в 80-е , началась уценка( с переоценкой ценностей) и как-то эти аппараты вообще покинули сцену.Тихо и незаметно.Опередили они свое время.

  2. Андрей:

    Вот именно. Помню эти пыльные «Соколы» на прилавке. Фотоаппарат здоровенный, дорогущий ( почти в три раза дороже ФЭДа) и никому не нужный, разве что по безналу в организации могли взять. Да и сама идея пятипрограммности, заложенная в нем крайне неудачная. Вообще сам замысел внедрения автоматики в фотоаппарат нацелен на то чтобы облегчит жизнь начинающему фотографу, но это удорожает аппарат, а дорогой начинающему пионеру не по карману.

    • Аноним:

      Мне этот аппарат казался неким чудом автоматики.Я тогда мальчишкой был.Для меня все эти премудрости с определением экспозиции были в напряг.А тут – сам фотоаппарат все делает.Об автофокусе тогда и мыслей не было.Пионеры тогда,в основном,на Смену снимали.Ну кое-кто на отцовский ФЭД или (вот это повезло!) Зенит.Любитель как то не в ходу был.

  3. ГН:

    Чушь собачья, что СССР не мог сделать затвор для фотоаппарата. Купили лицензию, потому что так было выгоднее. Вторая чушь собачья, что при СССР были недоступные фотоаппарат. Посмотри сколько сейчас стоят фотоаппараты и сравни Автор уподобился Путину в своей брехне. Тот тоже рассказывает, что СССР ничего не производил, кроме калош

    • 10111:

      Назовите хотя бы один надёжный центральный затвор советской разработки с аналогичным функционалом и надёжностью.

    • Сергей:

      Сокол 2 в СССР в начале 80-х стоил 160 рублей – это больше, чем цена Зенита EM (140) и больше средней зарплаты в то время. Для большинства это было очень дорого.

  4. Саня:

    Заглушка возле гнезда под спусковой тросик, скорее всего, нужна для точной подстройки зеркала дальномера – винты подстройки находятся прямо под ней. А на более поздних моделях заглушки вовсе нет. Экспопары нанесены не на диск, а на такую черную планку, которая находится примерно за цифрой “2” на черном фоне. При полунажатии спусковой кнопки она вдвигается в район зеркала параллаксных рамок, и экспопара отображается. Если автоматический режим исправен, камера при закрытом объективе не даст сделать снимок, вместо экспопары высветится красный флажок.

    • 10111:

      Заглушки для регулировки вертикали не было на ранних камерах. На более поздних ее как раз добавили. Правда все равно проще снять верхнюю крышку.

  5. Яшар:

    У меня до сих пор лежит СОКОЛ 2, рука не подымается выкинуть. Мне он был намного дороже, чего там милее зеркального ЗЕНИТА Е. Это был мой друг. Автоматическое изменение экспозиции это козырь забарывающий другие фотоаппараты. И неплохая подмога – настройка резкости. К сожалению шторка износилась и стала пропускать свет. Спасибо за душевную ностальгию.

    • Федор:

      Какая шторка, там центральный затвор. Если уж он износился, то фотик повидал многое)

  6. Федор:

    Не совсем понятно, без взвода затвора нельзя переключать выдержку в любом случае, или только в ручном режиме установки экспозиции, когда диафрагма не на автомате? В инструкции это упоминается только в разделе про ручной режим.

  7. Семён:

    В инструкции странно написано – что при ручной установке выдержки и диафрагмы будет передержка или недодержка в 2-3 раза. Почему?
    Страница 16

    • Саня:

      Да ничего не будет. Отключите режим А и выставляйте экспопары с внешнего экспонометра (как я со Свердловска-4. Или с любого другого адекватного).
      Я с режимом А и заморачиваться не стал. Там чувствительность плёнки в советских единицах. Пересчитывать, поправки держать в голове?! Ещё чего?! В ручном режиме всё снимал, фотоаппарат очень порадовал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *