Фотоаппарат Киев-17 обзор и инструкция

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:


P6047836Сегодня мы поговорим о фотоаппарате Киев-17. Аппарат этот весьма неоднозначен и сразу по многим причинам его никак нельзя обойти вниманием. Киев-17 — это вполне заметный кирпичик в советской фото-истории.

Давайте традиционно попытаемся осмотреться, что же такого творится в фото-промышленности СССР в соответствующий отрезок времени.
Нам в начало и середину 70-х. Киев-17 пошел в серию в 1977 году, минус несколько лет на разработку.

В сегменте простых зеркалок на рынке, естественно, присутствуют только КМЗ и БелОМО. Причем БелОМО только недавно, в 1973 году начало выпускать Зенит-Е.

Еще, с 1972 года есть в продаже Зенит-ЕМ — усовершенствованная модель Зенит-Е, ее выпускает только КМЗ.

Арсенал простые зеркалки не выпускает. Зато, с 1973 года Арсенал производит Киев-15. Автоматический аппарат высочайшего по отечественным меркам уровня сложности.

В сегменте продвинутых зеркалок также присутствует и КМЗ со своим Зенит-16 (с 1972). Зенит-16 — аппарат также очень высокого уровня, полуавтомат.

В этих, примерно, годах конструкторы Арсенала приходят к выводу о не перспективности их байонета Киев-Автомат. У меня нет данных о годе старта разработки Киев-17, но эти процессы всегда в СССР шли долго. Если в 1977 году было начато производство, то концепция в 1972-73 годах уже точно была сформирована.

Байонет Киев-Автомат — это тип крепления, самостоятельно разработанный инженерами Арсенала. Крепление это позволило относительно просто реализовать автоматическое управление экспозицией в режиме приоритета выдержки. Для 1965 года (старт производства Киев-10) это был, конечно, прорыв.

Но это крепление было совершенно несовместимо ни с какими иными существующими стандартами, что стало, конечно, серьезной проблемой.

Хотя Арсенал и обеспечил свою систему неплохим парком оптики и аксессуаров, но технологии совершенствовались и know-how арсенальцев устаревало.

Тащить дальше несовместимый ни с чем (в первую очередь с импортной оптикой) стандарт, только ради сохранения специфической автоматики диафрагмы — это было просто неразумно.

Поэтому, запуская в серию в 1973 году новейший Киев-15, конструкторы уже думали над его приемником.

Тут нужно понимать, что СССР в то время не выпускал собственного профессионального узкоформатного фотоаппарата. Профессиональный аппарат, это тот, который использует профессионал. Человек, для которого фото — это профессия. Профессионалы от фото — это, в том числе, репортеры, журналисты.

Все мало-мальски серьезные организации снабжали своих фото-сотрудников импортной техникой. Немецкой или японской.

Отечественная аппаратура не устраивала профессионалов в первую очередь своей низкой надежностью, конечно. Ну и функционал также вызывал нарекания.

Тем не менее, амбиции у государства еще были сильны и предприятия не прекращали попытки создать отечественную профессиональную фотокамеру.

Первый вопрос, который стали решать для новой камеры, — это вопрос совместимости оптики, причем с запасом на будущее.

Это мог быть только байонет, т.к. ясно, что за ними будущее и только аналог импортного, т.к. наигрались в самостийность. Внедрить систему в среду профессионалов можно было только при условии сохранения возможности использовать имеющуюся на руках оптику. А оптика была иностранная.

Всем не угодишь, конечно, вот и нужно сделать ставку на верную лошадку.

Есть информация, что в качестве варианта рассматривался байонет Minolta SR. Их было несколько вариантов. Возможно, оценивался какой-то из этих. Minolta в те времена была в числе лидеров. Первый вариант ее байонета появился еще в 1958 году и тех пор постоянно развивался.

$_57$_571
Рассматривался или серьезно как вариант байонет К — неизвестно. Он был предложен фирмой Asahi Optical (Pentax) в качестве основы для единого стандарта крепления оптики только в 1974 году.

Возможно, это предложение банально опоздало, и проект нового аппарата к 1974 году был полностью утвержден. Возможно, на новый стандарт, судьба которого еще неизвестна, решили не ставить.


Как бы то ни было, в качестве крепления для будущей камеры был выбран байонет F фирмы Nikon. Назвали это крепления просто и незатейливо — байонет Н. «Н» — это русская буква, читается как «эн». И означает она, естественно, сокращение от «Никон».

Выбор такого крепления конечно же был направлен в первую очередь в угоду профессионалам. Техника Nikon заслужено пользовалась в СССР огромной популярностью, и ее немало закупалось для нужд организаций.

Нестандартный рабочий отрезок Nikon сходу делал перспективную камеру несовместимой для практически всего парка отечественной оптики. Основной набор оптики нужно было создавать с нуля, плюс, была лазейка адаптировать объективы со сменными хвостовиками А, выпустив соответствующий хвост КП-А/Н.

Но зато, счастливые обладатели техники Nikon могли использовать новую систему со своим импортным оборудованием. Так можно было начать потихоньку вытеснять импорт из организаций.

Естественно, что по всем ТТХ камера задумывалась как флагманская.

Сравнительно компактная, удобная, функциональная. С классным видоискателем и отличным набором выдержек. Ну, и, по мелочи, все, как говорится, «при нем… при нем…»

Собственно, таким Киев-17 и получился. Единственное крайне спорное решение — это полное отсутствие какого бы то ни было экспонометрического устройства. Киев-17 — это аппарат чисто механический, никакой электроники. Для флагмана это более чем странно. 1977 год таки на дворе.

Я читал немало мнений на этот счет. Есть мнение, что так и задумывалось. Мол, профессионал точно имеет классный внешний экспонометр и внутрикамерный замер ему просто не нужен.

Что могу сказать? Ох, как сомнительно….

До этого момента все зеркалки от Арсенала были со встроенными экспонометрами, следующая модель — с экспонометром, а вот именно перед выходом Киев-17 профессионалы попросили избавить их от этого пережитка прошлого.

Есть мнение, что так пытались снизить цену модели, которая и так выходила высокой.

Тоже сомнительно. Высококлассную аппаратуру покупали в то время в основном организации. Организации были бюджетными и деньги считали весьма специфическим образом. Цена нового аппарата точно не была проблемой, тем более, что импортная техника в любом случае стоила в разы дороже.

Нет, мне думается, дело в другом.

Общеизвестно, что у Киев-17, как и, собственно, у всех сложных советских фотоаппаратов были проблемы с надежностью. Затвор и вся механика для Киев-17 создавались заново, и обеспечить их надежную работу не удалось за все время до серийного запуска в производство. Не удавалось и несколько лет ПОСЛЕ запуска.

Сейчас существует совет покупать Киев-17 годов выпуска после 1981. Это значит, что только за 4 года экспериментов на живых покупателях, удалось таки отладить механизмы камеры. Причем тоже не до идеала. Камера осталась ненадежной. Часто заедает затвор, залипает зеркало, начинает болтаться головка выдержек.

Так вот я считаю, что предприятие сознательно упростило конструкцию, понимая, что не удается даже в таком виде обеспечить приемлемую надежность. На стадии разработки прототипы Киев-17 с внутрикамерным TTL экспозамером испытывались, это известно, но от них отказались.

Могу предположить, что уже тогда планировался замер на открытой диафрагме, но это дополнительно усложняет систему.

По сути, аппарат стоило придержать с серийным производством и довести до ума в стенах КБ. Но, видимо были какие-то спущенные сверху сроки и аппарат повторил, в какой-то части, судьбу Зенит-7. Т.е. был выпущен в продажу в сыром виде. Что было, то и запустили.

Зато, когда работу механики более или менее наладили, Киев-17 оперативно заменили на Киев-20. Разница в котором только в наличии TTL экспозамера.

Видимо, профессионалы все-таки одумались….

Если серьезно, то TTL-замер флагманскому (да и любому другому системному) фотоаппарату, конечно, совершенно необходим. Длиннофокусная и широкоугольная оптика, макросъемка — все это становится действительно доступным только при наличии внутрикамерного замера.

Ну ладно, достаточно лирики, давайте уже аппарат рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Фотоаппарат Киев-17

Киев-17 выпускался на Киевском заводе Арсенал с 1977 по 1984 год. Объемы выпуска мне неизвестны, но они не были большими. Цена аппарата была высока, а надежность была недостаточна для профессионалов от организаций. Рядовые пользователи тоже аппарат не жаловали за низкую надежность.

P6067862Крепление объектива — байонет Н. Рабочий отрезок — 46,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма. Имеется репетитор.

Штатный объектив — Гелиос-81М 2/50 или Волна-4 1,4/53.
Волна-4 — очень редкий объектив. У меня такого нет.
Гелиос-81М хотя и имеет в конце названия букву «М», но это не означает, что объектив резьбовой. Вообще, этот объектив имеет также особенность и при установке на байонет Н более поздних аппаратов Киев (и современных цифровых тоже). В будущем обязательно о нем расскажу.

Затвор — механический, ламельный с вертикальным движением двух пар металлических ламелей. Отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

Что сказать? От и до…

Синхронизация вспышки на 1/60. Не фантастика, но неплохо.

Фотоаппарат оборудован горячим и проводным синхроконтактами, имеет также автоспуск.

Размер поля изображения видоискателя — 23×35 мм

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом, микрорастром и клиньями Додена.

Вес моего экземпляра без объектива 714 грамм.

Элементы управления:

Дизайн у новой камеры Арсенала вышел удачный. Аппарат симпатичный, узнаваемый. Окрас классический — черно-белый, видимо, специально, чтобы отличаться от новых Зенитов. Ребра корпуса приятно завальцованы.

20180612_200050
Конструкторы умудрились сделать весьма компактную камеру. Сравните с предшествующими флагманами. С экономикой тоже все неплохо. Есть одна особенность, связанная с селектором выдержек, — о ней позже.

P6047840Спереди, слева от шахты зеркала находятся педалька защелки байонета (на самой шахте) и селектор выдержек (на корпусе).

Необычное расположение селектора выдержек — одно из самых заметных визуальных отличий новой серии зеркалок Арсенала.
P6047848P6047853
На сколько такое расположение удобно? Есть несколько мнений, я озвучиваю свое. Сразу предупрежу, я репетитором диафрагмы не пользуюсь никогда.

Самый ли это удобный вариант из существующих?

Нет, мне лично удобнее классическое расположение селектора сверху справа (например, Зенит-12сд и Зенит-19). Если нужно очень активно менять выдержку, то я поворачиваю селектор большим и указательным пальцем, а кнопку спуска жму большим пальцем.

Правая рука при этом держит аппарат немного сверху, но перехватывать корпус не нужно. Зато левая рука поддерживает камеру снизу. Ее функция – фокус и диафрагма. Тоже перехват не требуется, ничего не отвлекает руку от ее задач.

На втором месте — левое верхнее расположение селектора (Зенит-АПк). Левой руке приходится сильно перемещаться, но камеру, так или иначе, она удерживает в обоих положениях.


Селектор Киев-17 только на 3-м месте. Он если не болтается, то достаточно тугой. Только большим пальцем левой руки вскользь его не повернуть. Приходится вертеть селектор большим и указательным пальцами. Для этого требуется перехватить корпус в достаточно ненадежный хват. И делать это нужно часто, т.к. фокусироваться тоже нужно.

Является ли этот вариант жутко неудобным?

Нет, конечно. Вполне приемлемое расположение селектора. Привыкаешь к нему быстро, а настолько интенсивно менять выдержки, чтобы серьезно проявилось неудобство, — не нужно в 99% случаев.

P6047851Справа от объектива внизу на шахте зеркала помещена педалька репетира диафрагмы. По расположению ее удобно доставать средним пальцем левой руки, поддерживающей объектив, но педалька туговата.

Правой сподручнее получается.

Чуть выше — рычаг взвода и кнопка спуска автоспуска.
P6047841Сзади прямоугольная рамка окуляра видоискателя и кармашек под памятку типа пленки на дверце.

Видоискатель у Киев-17 отличный. Просто отличный.

Он отображает 93% кадра и дает очень большую и очень светлую картинку. У моего D800 визуально картинка в видоискателе мельче.
Видоискатель оборудован клиньями Додена. Пользоваться им одно удовольствие.

P6047847Снизу аппарата находятся кнопка отключения затвора для перемотки пленки и штативное гнездо 1/4 дюйма строго по оси объектива.
P6047844Верхняя панель. Слева направо на ней расположены:
— головка обратной перемотки с рулеткой;
— гнездо проводного синхроконтакта на левой стороне кожуха пентапризмы;
— скоба для вспышек с горячим синхроконтактом;
— спусковая кнопка;
— небольшое дугообразное окошко счетчика кадров;
— лапка курка транспортировки кадра и взвода затвора.
— кнопка повторного экспонирования в центре головки в курком.
P6047861Кнопка спуска отличается необычно мягким и коротким ходом. Никаких усилий она не требует. Механизм прыгающей диафрагмы устроен так, что приводится в действие пружиной спускаемого затвора, а не пальцем при нажатии кнопки.
Курок имеет два положения — «транспортное» и «боевое».

Взвод затвоар и спуск его на Киев-17 — очень комфортные операции.

P6047859Чтобы открыть дверцу аппарата, нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.
Отношение к камере.

Может я и ошибаюсь, но мне кажется, что аппарату Киев-17 нужно относиться как к прототипу. Камера явно с большим потенциалом. ТТХ очень серьезные.

Но вот отсутствие TTL-замера выводит ее в некий странный сегмент, непонятно для кого предназначенный.

Примем во внимание и провальное качество выпусков с 1977 по 1981 годы.

Далее очень субъективная мысль, но взгляните на номер аппарата — «17». До этого камеры, которые Арсенал считал флагманами, имели круглые номера «10» и «15». Следующая флагманская модель имела номер «20». А вот упрощенная версия двадцатой нумеровалась «19». Т.е. чуть меньше, чем «20».

Мне одному кажется, что арсенальцы введя номер «17» прямо имели в виду, что камера не тянет пока на флагман, а находится где-то на полпути от «15» к «20»?

Так и до теории заговора недалеко, поэтому закругляюсь.

У меня все, удачи!

PS Еще предлагаю небольшой ролик 360-видео:

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11

Вам может также понравиться...

комментариев 6

  1. Здравствуйте, ув. Иван! Так в чем же разница между объективами Гелиос-81М(штатный на Киеве-17) и Гелиос-81Н(штатный на Киеве-19)? Почему они индексированы в названии по-разному?

    • Иван:

      Здравствуйте! Который М появился раньше и тогда М означала Моргающую диафрагму. Позже букву заменили на Н, которая уже стала означать байонет. У Киев-17 нет замера, поэтому многие М версии имеют сплошную юбку без выреза, край которого должен цеплять поводок на погоне байонета аппарата. Эти версии М объективов нельзя поставить на Киев-20, т.к. юбка упирается в этот самый поводок. У Н версий юбка с вырезом. Но видел М версии с вырезами. Появление выреза не привязано к смене буквы. Т.е. вырез уже появился, а буква еще не сменилась. Еще у моей М версии оправа объектива дальше выступает вперед за переднюю линзу из-за чего объектив длиннее, кольцо фокусировки шире. Но думаю, что существуют М и Н варианты, которые ничем кроме буквы не отличаются.

  2. Алексей:

    Решил опять вернуться к пленочной фотографии. В “совковые” года мог только мечтать о КИЕВАх. Часто заходил тогда в фотоотделы и глотал слюнки. Цена тогда для меня была не доступная. Сейчас решил воплотить мечту о владении этим аппаратом. За последние пару месяцев, прошли три Киев-17, два Киев-19 и один Киев-19М. И у всех один и тот же дефект. Отказ затвора. Даже в Киев-17 1983 и 9184 годов тот же отказ. Ремонт затвора Киев 17-19-19М сегодня обходиться порядка 23 долларов. Вот так, истратив на ремонт порядка 140 долларов, избавися от ностальгии по фотоаппаратам этой марки и той эпохи. Пусть почивают себе с миром на коллекционных полках. Хотя, как игрушка они (КИЕВы) не плохи. Лежат в руке удобно. Вид и вес солидный. Впечатление не дешёвки, и действительно, спуск затвора работает (когда работает) очень плавно. Особенно у Киев-17. Плюнул на это безобразие, купил старый проверенный Киев-4 М с Юпитер-8, и получаю великолепные снимки. И мать его с тем ТТЛом 19-тых и якобы “профессионализмом” 17-го.

    • Некто:

      Знаете, что самое печальное? Что Киев-17/19/20 только чудом может устойчиво работать, т.к. он сконструирован и сделан так, что он ОБЯЗАН будет клинить.
      Я на рубеже 90-х и “нулевых” купил себе заржавевший Киев-20 (долго хранили во влажном месте, снаружи идеальный, внутри сплошь ржа) и его ПОЛНОСТЬЮ, подетально перебрал. Ну и заодно пару Киевов-19 от друзей чинил – так вот я могу с уверенностью утверждать – некоторые узлы (особенно их сопряжения) сконструированы так, что при использованных материалах они не могут стабильно работать. Изначально не могут. Надо либо менять материалы (на более качественную сталь), либо менять конструкцию.
      Та же беда, кстати, была и в Алмазах – материалы не соответствовали конструкции и аппараты не могли стабильно работать.
      Поэтому и из тех же Зенитов самые надежные – со шторным затвором (который можно сделать даже из дерева и ткани) и литой рамой.
      А из Киевов самые надежные – дальномерные дети Контакса, причём чем раньше сделанные – тем лучше. Ибо с 70-х их начали “модернизировать” в сторону удешевления производства, что отразилось на качестве работы механики.

  3. Некто:

    Киев-17 имеет два подвида – где-то в середине производства (между 1980 и 1982) модель была минимально обновлена – гнездо проводного синхроконтакта было перенесено с передней панели на верх пентапризмы, были убраны пару болтов спереди пентапризмы, изменена форма кнопки обратной перемотки, крутящийся указатель-памятка светочувствительности на задней крышке заменили на карман для обрезка коробки с пленкой.
    В данном обзоре рассмотрен именно поздний вариант.

    • Арсений:

      Здравствуйте. У меня Киев-17 820782, синхроконтакт наверху, кнопка перемотки старая (большая, не как в обзоре), дверца с диском-памяткой. Возможно, мешанина из новых и старых деталей при переходе на “рестайл”. Аппарат, вроде, не копаный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *