Фотоаппарат Зенит-ЕТ обзор и инструкция


P6293952Зенит-ЕТ, — это не просто фотоаппарат, это, своего рода, явление в советском фото. Явление, которое можно наблюдать, удивляться и строить по его поводу разные гипотезы.

Начиналось все примерно так: В 1981 году на КМЗ вышли 2 фотоаппарата — Зенит-10 и Зенит-11. Аппараты не были совсем уж революционными, скорее это был глубокий рестайлинг Зенитов –Е и –ЕМ соответственно.
Но вышли новые аппараты вполне удачными. Особенно 11-я модель.

Правда, несмотря на все свои достоинства, Зенит-11 был все-таки аппаратом далеко не передовым. Даже в сегменте не очень сложных камер, на КМЗ уже тогда развивалась линейка Зенитов TTL / 12 с внутрикамерным замером экспозиции.

А ведь еще был выпуск камер более высокого уровня!

В общем, не мог КМЗ Зениту-11 выделить мощности, достаточные для удовлетворения спроса на действительно хороший и недорогой аппарат.

Было принято вполне разумное и очевидное решение — начать выпуск новых аппаратов параллельно на заводе «Зенит» г. Вилейка. Напомню, опыт производства фотоаппаратов Зенит-Е параллельного на КМЗ и БелОМО уже был.

Камеру стали готовить к передаче в производство на БелОМО и так появился, собственно, Зенит-ЕТ.

Таким образом, Зенит-ЕТ, — это реплика Зенитов -10 и -11.

Зачем понадобилось вводить новый буквенный индекс? Чем не устроили прежние, числовые?

Достоверно это неизвестно.

Возможно, на КМЗ хотели дистанцировать свои 11-е, «оригинальные» модели от белорусских. Не секрет, что качество изделий БелОМО было пониже, чем у Красногорских, а конкуренция между предприятиями, несмотря на социалистическое равенство и братство, — была и довольно серьезная.

Зенит-ЕТ на КМЗ выпускался всего 2 года — фактически только в период становления производства в Белоруссии.

А вот в Вилейке Зениты-ЕТ выписались параллельно с 11-ми на КМЗ 10 лет, между прочим (!!!)

Вот, возможно, решили подчеркнуть разницу.

А может быть, при подготовке документации для передачи в нее сразу вносились изменения с целью, например, удешевить передаваемый аппарат или подогнать технологические процессы под какие-то рамки, существовавшие на заводе «Зенит».

Поэтому, решили, что аппарат получается достаточно новым для самостоятельного индекса.

В любом случае сейчас можно уже только гадать…


Что означает индекс «-ЕТ»?

Официально он не расшифровывался. На ресурсе КМЗ сообщается версия хотя и неофициальная, но от самого предприятия, т.е. главная, по сути.

Согласно этой версии, буква «Е» осталась от Зенита-Е, а буква «Т» была добавлена в честь директора КМЗ Трифонова В.Г.

Если логике этой версии следовать, то нужно вспомнить, что Зенит-Е получил свой индекс не за «Exponometer», а от фамилии тогдашнего директора Егорова Н.М.

В этом случае «ЕТ» означает «Егоров-Трифонов».

Вам как? Мне странно немного.

Почему не просто Трифонов, не Зенит-Т? Аппарат то существенно отличался от Зенита-Е. Более чем достаточно, чтобы считать его совершенно самостоятельной заслугой текущего директора.

Товарищу Воронину Л.А., например, ничто не помешало получить «именной» Зенит-В, хотя он, в общем, мало чем отличается от Зенита-Е.

Да и чего, в Вилейке не было своего директора с амбициями??? Зачем для аппарата, который разрабатывается специально для передачи в БелОМО, придумывать название, в котором зашифровано два Красногорских директора??? Не конструктора, а именно директора!!!

Ох, сомнительная версия.

К слову сказать, «ЕТ» сочетается удачно. Солидно, весомо.

Но самое необычное с фотоаппаратом Зенит-ЕТ происходило уже во время его продолжительного выпуска на БелОМО.

Зенит-ЕТ — это, видимо, самый изменчивый фотоаппарат СССР.

Ну, про цвет корпуса — молчу, видели не раз.

prodam-zenit-et-novyy-vstroennyy-eksponometr--42fe-1339142561144701-1-bigНо, выпускались, например, варианты Зенита-ЕТ без привода моргающей диафрагмы.

Пример на фото.

Тут, правда, можно сказать, что конкретно эти экземпляры были репликами не Зенита-11, а Зенита-10. В общем-то, почему бы и нет?
— А почему самостоятельный индекс не присвоили?
— А зачем?
— Ну так покупателя в заблуждение вводите!
— Да бросьте вы, в самом деле……

fotoapparat-zenit-et-variant-bez-eksponometra-l4189840294
А чем, например, объяснить, что на некоторых Зенитах-ЕТ не было селенового экспонометра (фото слева), а на некоторых замок был старой конструкции — снаружи (фото справа)???

При этом, весь этот зоопарк назывался одинаково — Зенит-ЕТ.

Логику такой изменчивости полностью понять сложно на самом деле.

Возможно, предприятие испытывало периодические сложности с комплектующими. Возможно, шла постоянная работа над удешевлением продукции. Особенно и то и другое было актуально в 90-х.

Но мой, например, экземпляр, 91-го года выпуска, действительно мало чем отличается от Зенита-11. Он вполне хорошо собран. Более того, мне попался заводской комплект с объективом МС Гелиос-77М-4.

Согласитесь, не похоже на ситуацию «даешь все максимально дешево».

В общем, у меня такое впечатление ,что какого-то единого вектора развития фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО — не было. Выпускались то варианты попроще, то посложнее и покруче. А возможно и одновременно шло параллельное производство обоих сегментов. И под одним именем.

Что же все-таки из себя представляет Зенит-ЕТ?

Давайте рассмотрим его подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Зенит-ЕТ

Фотоаппарат Зенит-ЕТ выпускался на КМЗ с 1981 по 1982 год. И на заводе «Зенит» БелОМО с 1982 по 1995 год.

Красногорких аппаратов выпушено всего около 60 тыс. штук. Зато Белорусских — под 3 миллиона.

Камера хорошая и массовая.

P6293963Зенит-ЕТ, в общем и целом, очень похож на Зенит-11. Если не приглядываться, можно подумать (и не ошибиться сильно), что аппараты идентичны.

Как говорилось выше, было множество странноватых вариаций Зенитов-ЕТ, но мы говорим об основной линии.
Визуально некоторые отличия в глаза бросаются, но нужно понимать, что выпускаясь десятилетиями, в мелочах советские аппараты с ходом времени могли меняться довольно сильно.

Из постоянных отличительных признаков, на сколько мне известно, можно выделить всего несколько и они не очень принципиальны:
— рычаг взвода затвора у ЕТ был пластиковый, у 11-х пластиковая была только лапка;
— штативное гнездо у ЕТ — на старом месте — справа. У 11-х оно смещено ближе к оси объектива.

Возможно, внутри есть еще отличия не видные простому пользователю.

Если вам известны еще универсальные отличия Зенитов-ЕТ от 11-х — пишите в комментариях!

Штатный объектив мог быть одним из:
— Гелиос-44-2 2/58;
— МС Гелиос-44-3 2/58;
— Гелиос-44М-4 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-5 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-6 2/58 или МС версия;
— МС Гелиос-77М-4 1,8/50

Как говорится, «от и до»… Верхние два объектива не имеют моргающей диафрагмы.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с кольцом микрорастра.

Вес моего экземпляра без объектива 630 грамм.

Элементы управления:

P6293953Над объективом Зенита-ЕТ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
P6293955Сзади — окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-ЕТ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Этот атавизм аппарат унаследовал от Зенита-Е с 60-х годов.

В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.
P6293959Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально справа. Это тоже атавизм с мохнатых времен. Почему его не сместили ближе к центу как у Зенита-11 — непонятно.

Вся нижняя панель — пластиковая. Это, хотя и не постоянная отличительная особенность, но нововведение Зенита-ЕТ в этой линейке. По мне, так это хорошее решение. Меньше царапин и на аппарате и на мебели.
P6293957Сверху у Зенита-ЕТ слева-направо находятся:
— калькулятор экспозиции с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— «горячая» скоба бля вспышек;
— головка выдержек;
— нажимная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.

Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть и ничего больше.

Выдержки, конечно, можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.

При взведении затвора головка не вращается.

Расчет экспозиции на Зените-ЕТ происходит абсолютно традиционно:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.

Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN


2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.

P6293962Для обратной перемотки пленки у Зенита-ЕТ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку. Рулетка очень удобная.

Если головку рулетки вытянуть вверх до упора и потом еще немного потянуть, откроется задняя крышка аппарата. Это очень удобно и надежно.

Важно также, что при захлопывании крышки, она зафиксируется даже при поднятой головке.


Отношение к камере.

Зенит-ЕТ — аппарат, который наиболее сильно у меня ассоциируется с БелОМО, среди зеркалок.

Помню, очень давно, в детстве, вскользь в новостях по телевизору показали ролик о производстве фотоаппаратов в Белоруссии. Буквально несколько секунд на экране был конвейер, по которому шли черные аппараты. С очередным из них женщина-мастер в белом халате производила какие-то манипуляции.

Этот ряд черных аппаратов и желтые отблески на линзах — навсегда врезались в память.

Зенит-ЕТ — хороший, добротный аппарат с непростой и интересной историей. Миллионы штук этой рабочей лошадки фотолюбителей делали счастливыми миллионы советских граждан.

* В статье использованы материалы Фёдора Лисицына (FVL). С некоторыми его мнениями об истории Зенит-ЕТ согласны не все. Альтернативные мнения хорошо представлены в комментариях к статье. А истина….. Она – где-то рядом!

Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.

Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony Alpha / Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1
Nikon M42-Nikon Z

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

ЗЕТ
ЗЕТ_001
ЗЕТ_002
ЗЕТ_003
ЗЕТ_004
ЗЕТ_005
ЗЕТ_006
ЗЕТ_007
ЗЕТ_008
ЗЕТ_009
ЗЕТ_010
ЗЕТ_011
ЗЕТ_012

Вам может также понравиться...

комментария 33

  1. Юрий:

    У меня – Зенит-ЕТ с порядковым номером 85160326.
    У него:
    – нижняя крышка металлическая
    – рычаг перемотки пленки и взвода затвора – металлический, с пластмассовой головокой
    – экспонометр
    – боковая защелка открытия задней крышки
    – объектив Гелиос 44-2 2/5,8
    В каком году я его купил – не помню. И паспорт утерян.
    Как думаете, на каком заводе он выпущен?

    • Иван:

      А на камере нет никаких эмблем, значков? Обычно предприятия ставили свой логотип.

    • Иван:

      Скорее всего БелОМО

    • Рик:

      Такой же только 88 года. И перемотка не утапливанием втулки а поворотом

    • Glory3d:

      Насколько помню, это наиболее массовый вариант в 80-х. Автор же статьи описывает как стандарт куда более позднюю модификацию. Внешность 11 и ранних ЕТ весьма разительно отличалась (имел обоих представителей, один 11 и три разных ЕТ – все отличающиеся от авторского стандарта:)

  2. Дмитрий:

    У моего номер 9213838 купил в марте 1993г.

  3. Александр:

    Немного дополню: В качестве штатника к варианту без прыгающей диафрагмы мог идти ещё замечательный “блинчик” Индустар 50-2, что, к стати, отражено в инструкции. (именно такой, производства КМЗ, мне подарили родители на Новый 1982 год). Сейчас у меня на работе есть (в комплекте некоего специфического оборудования) вилейская тушка ЕТ – от того, что был у меня в детстве, отличается только логотипом завода: “прыгалки” нет, штативное гнездо справа, серебристый…
    P/S/ В свое время сменил ЕТ на Зенит-19, который прослужил до перехода на цифру, пройдя со мной армию, институт, походы и экспедиции… И сейчас вполне живой, а вся накопленная оптика переселилась на Canon.
    Из всех Зенитов считаю его самым лучшим.

  4. Евгений. Москва:

    Вопрос вопросов, требующий отдельного освещения.
    Отлично, что в обзоре есть таблица переходников ! НО !
    Будет ли работать экспонометрия фотоаппарата с советским объективом ? Причем меня не интересует утрата автофокуса (и даром не надо), не интересуют и прочие приблуды автоматики, но вот режим экспонометрии “приоритет диафрагмы” в цифровой камере жизненно необходим. Но в магазинах говорят, что это невозможно, так как цифрокамера считывает диафрагму только через чипированный объектив. А я-то думал, что аппарат реагирует на условия “мало света”-“много света”, т. е. на реальную освещенность матрицы. (Хотя говорят, что Nicon-Df это может, работая с любым “Н” !!!!)
    Но если продавцы правы, значит цифроаппарат превращается в полностью ручной, где и выдержку и диафрагму надо ставить по внешнему экспонометру, как в Зорком ? А если это так, то тогда зачем все это ?
    Прошу дать на тему “Объективы СССР на цифровых камерах – вопросы экспонометрии” отдельную статью.

  5. Evgeny_UHHH:

    Евгений. Полностью в ручном режиме, но при использовании “одуванчика Лушникова” (не реклама!) много чего автоматизируется и по части экспонометрии в том числе. Неудобство только в одном. Нельзя запрогаммировать одуванчик на использование нескольких объективов. Для каждого объектива нужен свой, либо каждый раз программировать его при смене объектива.

  6. Аноним:

    клас

  7. Влад:

    НА моих никонах D-200 и D-600 экспонометрия работает прекрасно без одуванчика. Диафрагму закрываю – удлинняется выдержка, и наоборот. В меню есть пункт “объектив без CPU. Одуванчик нужен только для подтверждения фокусировки. А так достаточно переходника. Проблема только в фокусировке на бесконечность.

    • Иван:

      Nikon вообще больше “дружит” со старой оптикой. Нв D800 фокус без одуванчика подтверждается. Только вот, да, рабочий отрезок.

  8. Сергей:

    Подарили (заслужил) в 1988 году. Без прыгающей, гелиос 44-2. Пережил. ч/б, потом цветные фотолабы, потом лет 15 в подвале…. Недавно достал, зарядил… Работает))) Минус только в чехле, дешевый к/з развалился…. Но фотки ч/б получаются очень даже хорошо… (осталось только в современной химии разобраться)))))

  9. 01:

    Иван, спасибо за статьи! Читаю и пищу от удовольствия!

  10. Mihail:

    Добрый вечер! Подскажите пожалуйста знатоки! Выпускался ли на КМЗ Зенит ЕТ в черном корпусе в 1982 году! Кто знает?

  11. Роман:

    Не встречался ли кому данный аппарат с надписью “ДВМ” над окошком экспонометра? В интернете ничего найти не могу.

  12. Отличный фотоаппарат. Еще в детстве на него снимал. Сейчас иногда использую объектив Гелиос 44М, когда возникает желание поснимать для души.

  13. Iglex:

    «Универсальное» отличие «Зенита-ЕТ» от «Зенита-11», самое главное, не упомянутое вами, – это то, что «Зенит-ЕТ» собран в корпусе «Зенита-ТТЛ», а «Зенит-11» собран в корпусе нового поколения механических «Зенитов» – моделей 10, 11, 12, 12сд, 12xp – со всеми вытекающими отсюда конструктивными особенностями.
    Белорусы, как над «Зенитом-ЕТ» ни извращались, делали его только в старом корпусе.

  14. Сергей:

    Качество в конце 80х было низкое. У меня черз год активной эксплуатации сломались шторки. Хорошо что в то время ремонтировали.

  15. Аноним:

    Автор статьи путает аппараты разных годов выпуска. И ЕТ и 11-й идентичны. Белорусский ЕТ экспортировался всегда под маркой Зенит-11.

  16. Аноним:

    Зенит ЕТ чуть легче собратьев из КМЗ, т. к. шасси у него от модели Е, а не “расширенное” под байонет как у моделей КМЗ.

  17. Аноним:

    Зенит ЕТ – это классический дизайн в современном исполнении, а то что разные модификации под одним названием – обычная практика для западных фирм. Белорусы как никак ближе туда..

  18. Аноним:

    Приобрёл свой Зенит-ЕТ в 2003-м, в институте, новеньким, с хранения. Он и по внешнему виду, и по качеству снимков уничтожал всех тогдашних конкурентов. Вместе мы с ним смотрелись сногсшибательно! Тогда еще цифровики были мелкими грызунами против пленочных динозавров.

  19. Я – счастливый обладатель двух Зенитов-ЕТ, оба из Вилейки, один – 1982 года, с валдайским Г-44-2, с черными металлическими (латунными) крышками, после съемок на морозе у него поплыла шторка, теперь он ждет мастра или свободного времени. В его инструкции упомянут в качестве штатного старинный И-50-2, потом он был приобретен “для природы” рублей за 7. Второй – середины 80х, уже с Г-44М, тоже из Валдая, с прыгающей диафрагмой, к слову сказать, которой я практически не пользовался, в течение последних двух-трех лет у него стало облезать зеркало по краям. Но – жив курилка! Курки у обоих стальные с пластиковой лапой.

  20. Константин:

    У меня – Зенит-ЕТ с порядковым номером 86130834
    У него:
    – нижняя и верхняя крышка металлические (светлые).
    – рычаг перемотки пленки и взвода затвора – металлический, с пластмассовой головкой
    – экспонометр
    – объектив Индустар-50-2 (логотип КМЗ)
    – футляр черный, дерматиновый.
    Подарен отцу в 86-67 гг. Паспорт с коробкой. к сожаленью “ушли”.

    На нижней крышке логотип, похожий на птицу (аист, журавль) вот такой
    https://sxstatic.ru/producers/12255/zenit_belomo.png

  21. Лежит дома такой. Любимый фотоаппарат папы был, ностальгия, мне не разрешалось его брать! )) Благодаря ему, дома много детских фотографий!

  22. Alexmax:

    Штативное гнездо долго не переносили потому, что было некоторое количество специализированных съемочных кронштейнов, заточенных под такое расположение. Типа всяких насадок на микроскопы, осциллографы и т.д. У меня есть в коллекции насадка на осциллограф, заточенная именно под Зенит.

  23. игорь:

    в моем ет был объектив 44-3. и уже в нашу эпоху цифрозеркалок я сравнил несколько разных объективов на кэноне 550. и в итоге 44-3 дал лучшую картинку чем 44-2 и м77. все объективы в силу старости и сырости-плесени-грибка я разбирал и чистил

  24. Семён:

    Аппарат оставляет интересное ощущение, схожее с винтовкой второй мировой войны. Тяжелый, грубый, максимально простой. Трещащий длинный взвод как протягивание пулеметной ленты. Шумный спуск, сотрясающий аппарат как от выстрела, громким хлопаньем зеркала и рывком шторок. Темновато – грязноватый видоискатель как какая то прицельная оптика с военной техники.
    Ради этих ощущений стоит попробовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *