Фотоаппарат Зенит-ЕТ обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Зенит-ЕТ, — это не просто фотоаппарат, это, своего рода, явление в советском фото. Явление, которое можно наблюдать, удивляться и строить по его поводу разные гипотезы.
Начиналось все примерно так: В 1981 году на КМЗ вышли 2 фотоаппарата — Зенит-10 и Зенит-11. Аппараты не были совсем уж революционными, скорее это был глубокий рестайлинг Зенитов –Е и –ЕМ соответственно.
Но вышли новые аппараты вполне удачными. Особенно 11-я модель.
Правда, несмотря на все свои достоинства, Зенит-11 был все-таки аппаратом далеко не передовым. Даже в сегменте не очень сложных камер, на КМЗ уже тогда развивалась линейка Зенитов TTL / 12 с внутрикамерным замером экспозиции.
А ведь еще был выпуск камер более высокого уровня!
В общем, не мог КМЗ Зениту-11 выделить мощности, достаточные для удовлетворения спроса на действительно хороший и недорогой аппарат.
Было принято вполне разумное и очевидное решение — начать выпуск новых аппаратов параллельно на заводе «Зенит» г. Вилейка. Напомню, опыт производства фотоаппаратов Зенит-Е параллельного на КМЗ и БелОМО уже был.
Камеру стали готовить к передаче в производство на БелОМО и так появился, собственно, Зенит-ЕТ.
Таким образом, Зенит-ЕТ, — это реплика Зенитов -10 и -11.
Зачем понадобилось вводить новый буквенный индекс? Чем не устроили прежние, числовые?
Достоверно это неизвестно.
Возможно, на КМЗ хотели дистанцировать свои 11-е, «оригинальные» модели от белорусских. Не секрет, что качество изделий БелОМО было пониже, чем у Красногорских, а конкуренция между предприятиями, несмотря на социалистическое равенство и братство, — была и довольно серьезная.
Зенит-ЕТ на КМЗ выпускался всего 2 года — фактически только в период становления производства в Белоруссии.
А вот в Вилейке Зениты-ЕТ выписались параллельно с 11-ми на КМЗ 10 лет, между прочим (!!!)
Вот, возможно, решили подчеркнуть разницу.
А может быть, при подготовке документации для передачи в нее сразу вносились изменения с целью, например, удешевить передаваемый аппарат или подогнать технологические процессы под какие-то рамки, существовавшие на заводе «Зенит».
Поэтому, решили, что аппарат получается достаточно новым для самостоятельного индекса.
В любом случае сейчас можно уже только гадать…
Что означает индекс «-ЕТ»?
Официально он не расшифровывался. На ресурсе КМЗ сообщается версия хотя и неофициальная, но от самого предприятия, т.е. главная, по сути.
Согласно этой версии, буква «Е» осталась от Зенита-Е, а буква «Т» была добавлена в честь директора КМЗ Трифонова В.Г.
Если логике этой версии следовать, то нужно вспомнить, что Зенит-Е получил свой индекс не за «Exponometer», а от фамилии тогдашнего директора Егорова Н.М.
В этом случае «ЕТ» означает «Егоров-Трифонов».
Вам как? Мне странно немного.
Почему не просто Трифонов, не Зенит-Т? Аппарат то существенно отличался от Зенита-Е. Более чем достаточно, чтобы считать его совершенно самостоятельной заслугой текущего директора.
Товарищу Воронину Л.А., например, ничто не помешало получить «именной» Зенит-В, хотя он, в общем, мало чем отличается от Зенита-Е.
Да и чего, в Вилейке не было своего директора с амбициями??? Зачем для аппарата, который разрабатывается специально для передачи в БелОМО, придумывать название, в котором зашифровано два Красногорских директора??? Не конструктора, а именно директора!!!
Ох, сомнительная версия.
К слову сказать, «ЕТ» сочетается удачно. Солидно, весомо.
Но самое необычное с фотоаппаратом Зенит-ЕТ происходило уже во время его продолжительного выпуска на БелОМО.
Зенит-ЕТ — это, видимо, самый изменчивый фотоаппарат СССР.
Ну, про цвет корпуса — молчу, видели не раз.
Но, выпускались, например, варианты Зенита-ЕТ без привода моргающей диафрагмы.
Пример на фото.
Тут, правда, можно сказать, что конкретно эти экземпляры были репликами не Зенита-11, а Зенита-10. В общем-то, почему бы и нет?
— А почему самостоятельный индекс не присвоили?
— А зачем?
— Ну так покупателя в заблуждение вводите!
— Да бросьте вы, в самом деле……
А чем, например, объяснить, что на некоторых Зенитах-ЕТ не было селенового экспонометра (фото слева), а на некоторых замок был старой конструкции — снаружи (фото справа)???
При этом, весь этот зоопарк назывался одинаково — Зенит-ЕТ.
Логику такой изменчивости полностью понять сложно на самом деле.
Возможно, предприятие испытывало периодические сложности с комплектующими. Возможно, шла постоянная работа над удешевлением продукции. Особенно и то и другое было актуально в 90-х.
Но мой, например, экземпляр, 91-го года выпуска, действительно мало чем отличается от Зенита-11. Он вполне хорошо собран. Более того, мне попался заводской комплект с объективом МС Гелиос-77М-4.
Согласитесь, не похоже на ситуацию «даешь все максимально дешево».
В общем, у меня такое впечатление ,что какого-то единого вектора развития фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО — не было. Выпускались то варианты попроще, то посложнее и покруче. А возможно и одновременно шло параллельное производство обоих сегментов. И под одним именем.
Что же все-таки из себя представляет Зенит-ЕТ?
Давайте рассмотрим его подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Зенит-ЕТ
Фотоаппарат Зенит-ЕТ выпускался на КМЗ с 1981 по 1982 год. И на заводе «Зенит» БелОМО с 1982 по 1995 год.
Красногорких аппаратов выпушено всего около 60 тыс. штук. Зато Белорусских — под 3 миллиона.
Камера хорошая и массовая.
Зенит-ЕТ, в общем и целом, очень похож на Зенит-11. Если не приглядываться, можно подумать (и не ошибиться сильно), что аппараты идентичны.
Как говорилось выше, было множество странноватых вариаций Зенитов-ЕТ, но мы говорим об основной линии.
Визуально некоторые отличия в глаза бросаются, но нужно понимать, что выпускаясь десятилетиями, в мелочах советские аппараты с ходом времени могли меняться довольно сильно.
Из постоянных отличительных признаков, на сколько мне известно, можно выделить всего несколько и они не очень принципиальны:
— рычаг взвода затвора у ЕТ был пластиковый, у 11-х пластиковая была только лапка;
— штативное гнездо у ЕТ — на старом месте — справа. У 11-х оно смещено ближе к оси объектива.
Возможно, внутри есть еще отличия не видные простому пользователю.
Если вам известны еще универсальные отличия Зенитов-ЕТ от 11-х — пишите в комментариях!
Штатный объектив мог быть одним из:
— Гелиос-44-2 2/58;
— МС Гелиос-44-3 2/58;
— Гелиос-44М-4 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-5 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-6 2/58 или МС версия;
— МС Гелиос-77М-4 1,8/50
Как говорится, «от и до»… Верхние два объектива не имеют моргающей диафрагмы.
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Синхронизация вспышки на 1/30.
Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с кольцом микрорастра.
Вес моего экземпляра без объектива 630 грамм.
Элементы управления:
Над объективом Зенита-ЕТ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.
Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — окуляр видоискателя.
Видоискатель Зенита-ЕТ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Этот атавизм аппарат унаследовал от Зенита-Е с 60-х годов.
В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально справа. Это тоже атавизм с мохнатых времен. Почему его не сместили ближе к центу как у Зенита-11 — непонятно.
Вся нижняя панель — пластиковая. Это, хотя и не постоянная отличительная особенность, но нововведение Зенита-ЕТ в этой линейке. По мне, так это хорошее решение. Меньше царапин и на аппарате и на мебели.
Сверху у Зенита-ЕТ слева-направо находятся:
— калькулятор экспозиции с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— «горячая» скоба бля вспышек;
— головка выдержек;
— нажимная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.
Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть и ничего больше.
Выдержки, конечно, можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
При взведении затвора головка не вращается.
Расчет экспозиции на Зените-ЕТ происходит абсолютно традиционно:
1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.
Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN
2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.
В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.
3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.
4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.
5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.
Для обратной перемотки пленки у Зенита-ЕТ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку. Рулетка очень удобная.
Если головку рулетки вытянуть вверх до упора и потом еще немного потянуть, откроется задняя крышка аппарата. Это очень удобно и надежно.
Важно также, что при захлопывании крышки, она зафиксируется даже при поднятой головке.
Отношение к камере.
Зенит-ЕТ — аппарат, который наиболее сильно у меня ассоциируется с БелОМО, среди зеркалок.
Помню, очень давно, в детстве, вскользь в новостях по телевизору показали ролик о производстве фотоаппаратов в Белоруссии. Буквально несколько секунд на экране был конвейер, по которому шли черные аппараты. С очередным из них женщина-мастер в белом халате производила какие-то манипуляции.
Этот ряд черных аппаратов и желтые отблески на линзах — навсегда врезались в память.
Зенит-ЕТ — хороший, добротный аппарат с непростой и интересной историей. Миллионы штук этой рабочей лошадки фотолюбителей делали счастливыми миллионы советских граждан.
* В статье использованы материалы Фёдора Лисицына (FVL). С некоторыми его мнениями об истории Зенит-ЕТ согласны не все. Альтернативные мнения хорошо представлены в комментариях к статье. А истина….. Она – где-то рядом!
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
У меня – Зенит-ЕТ с порядковым номером 85160326.
У него:
– нижняя крышка металлическая
– рычаг перемотки пленки и взвода затвора – металлический, с пластмассовой головокой
– экспонометр
– боковая защелка открытия задней крышки
– объектив Гелиос 44-2 2/5,8
В каком году я его купил – не помню. И паспорт утерян.
Как думаете, на каком заводе он выпущен?
А на камере нет никаких эмблем, значков? Обычно предприятия ставили свой логотип.
Скорее всего БелОМО
Такой же только 88 года. И перемотка не утапливанием втулки а поворотом
Насколько помню, это наиболее массовый вариант в 80-х. Автор же статьи описывает как стандарт куда более позднюю модификацию. Внешность 11 и ранних ЕТ весьма разительно отличалась (имел обоих представителей, один 11 и три разных ЕТ – все отличающиеся от авторского стандарта:)
У моего номер 9213838 купил в марте 1993г.
Немного дополню: В качестве штатника к варианту без прыгающей диафрагмы мог идти ещё замечательный “блинчик” Индустар 50-2, что, к стати, отражено в инструкции. (именно такой, производства КМЗ, мне подарили родители на Новый 1982 год). Сейчас у меня на работе есть (в комплекте некоего специфического оборудования) вилейская тушка ЕТ – от того, что был у меня в детстве, отличается только логотипом завода: “прыгалки” нет, штативное гнездо справа, серебристый…
P/S/ В свое время сменил ЕТ на Зенит-19, который прослужил до перехода на цифру, пройдя со мной армию, институт, походы и экспедиции… И сейчас вполне живой, а вся накопленная оптика переселилась на Canon.
Из всех Зенитов считаю его самым лучшим.
Вопрос вопросов, требующий отдельного освещения.
Отлично, что в обзоре есть таблица переходников ! НО !
Будет ли работать экспонометрия фотоаппарата с советским объективом ? Причем меня не интересует утрата автофокуса (и даром не надо), не интересуют и прочие приблуды автоматики, но вот режим экспонометрии “приоритет диафрагмы” в цифровой камере жизненно необходим. Но в магазинах говорят, что это невозможно, так как цифрокамера считывает диафрагму только через чипированный объектив. А я-то думал, что аппарат реагирует на условия “мало света”-“много света”, т. е. на реальную освещенность матрицы. (Хотя говорят, что Nicon-Df это может, работая с любым “Н” !!!!)
Но если продавцы правы, значит цифроаппарат превращается в полностью ручной, где и выдержку и диафрагму надо ставить по внешнему экспонометру, как в Зорком ? А если это так, то тогда зачем все это ?
Прошу дать на тему “Объективы СССР на цифровых камерах – вопросы экспонометрии” отдельную статью.
Евгений. Полностью в ручном режиме, но при использовании “одуванчика Лушникова” (не реклама!) много чего автоматизируется и по части экспонометрии в том числе. Неудобство только в одном. Нельзя запрогаммировать одуванчик на использование нескольких объективов. Для каждого объектива нужен свой, либо каждый раз программировать его при смене объектива.
клас
НА моих никонах D-200 и D-600 экспонометрия работает прекрасно без одуванчика. Диафрагму закрываю – удлинняется выдержка, и наоборот. В меню есть пункт “объектив без CPU. Одуванчик нужен только для подтверждения фокусировки. А так достаточно переходника. Проблема только в фокусировке на бесконечность.
Nikon вообще больше “дружит” со старой оптикой. Нв D800 фокус без одуванчика подтверждается. Только вот, да, рабочий отрезок.
Подарили (заслужил) в 1988 году. Без прыгающей, гелиос 44-2. Пережил. ч/б, потом цветные фотолабы, потом лет 15 в подвале…. Недавно достал, зарядил… Работает))) Минус только в чехле, дешевый к/з развалился…. Но фотки ч/б получаются очень даже хорошо… (осталось только в современной химии разобраться)))))
Иван, спасибо за статьи! Читаю и пищу от удовольствия!
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста знатоки! Выпускался ли на КМЗ Зенит ЕТ в черном корпусе в 1982 году! Кто знает?
Не встречался ли кому данный аппарат с надписью “ДВМ” над окошком экспонометра? В интернете ничего найти не могу.
Отличный фотоаппарат. Еще в детстве на него снимал. Сейчас иногда использую объектив Гелиос 44М, когда возникает желание поснимать для души.
«Универсальное» отличие «Зенита-ЕТ» от «Зенита-11», самое главное, не упомянутое вами, – это то, что «Зенит-ЕТ» собран в корпусе «Зенита-ТТЛ», а «Зенит-11» собран в корпусе нового поколения механических «Зенитов» – моделей 10, 11, 12, 12сд, 12xp – со всеми вытекающими отсюда конструктивными особенностями.
Белорусы, как над «Зенитом-ЕТ» ни извращались, делали его только в старом корпусе.
Спасибо за информацию. Не знал.
Качество в конце 80х было низкое. У меня черз год активной эксплуатации сломались шторки. Хорошо что в то время ремонтировали.
Автор статьи путает аппараты разных годов выпуска. И ЕТ и 11-й идентичны. Белорусский ЕТ экспортировался всегда под маркой Зенит-11.
Чушь.
Зенит ЕТ чуть легче собратьев из КМЗ, т. к. шасси у него от модели Е, а не “расширенное” под байонет как у моделей КМЗ.
Чушь.
Зенит ЕТ – это классический дизайн в современном исполнении, а то что разные модификации под одним названием – обычная практика для западных фирм. Белорусы как никак ближе туда..
И опять чушь.
Приобрёл свой Зенит-ЕТ в 2003-м, в институте, новеньким, с хранения. Он и по внешнему виду, и по качеству снимков уничтожал всех тогдашних конкурентов. Вместе мы с ним смотрелись сногсшибательно! Тогда еще цифровики были мелкими грызунами против пленочных динозавров.
Я – счастливый обладатель двух Зенитов-ЕТ, оба из Вилейки, один – 1982 года, с валдайским Г-44-2, с черными металлическими (латунными) крышками, после съемок на морозе у него поплыла шторка, теперь он ждет мастра или свободного времени. В его инструкции упомянут в качестве штатного старинный И-50-2, потом он был приобретен “для природы” рублей за 7. Второй – середины 80х, уже с Г-44М, тоже из Валдая, с прыгающей диафрагмой, к слову сказать, которой я практически не пользовался, в течение последних двух-трех лет у него стало облезать зеркало по краям. Но – жив курилка! Курки у обоих стальные с пластиковой лапой.
У меня – Зенит-ЕТ с порядковым номером 86130834
У него:
– нижняя и верхняя крышка металлические (светлые).
– рычаг перемотки пленки и взвода затвора – металлический, с пластмассовой головкой
– экспонометр
– объектив Индустар-50-2 (логотип КМЗ)
– футляр черный, дерматиновый.
Подарен отцу в 86-67 гг. Паспорт с коробкой. к сожаленью “ушли”.
На нижней крышке логотип, похожий на птицу (аист, журавль) вот такой
https://sxstatic.ru/producers/12255/zenit_belomo.png
Лежит дома такой. Любимый фотоаппарат папы был, ностальгия, мне не разрешалось его брать! )) Благодаря ему, дома много детских фотографий!
Штативное гнездо долго не переносили потому, что было некоторое количество специализированных съемочных кронштейнов, заточенных под такое расположение. Типа всяких насадок на микроскопы, осциллографы и т.д. У меня есть в коллекции насадка на осциллограф, заточенная именно под Зенит.
в моем ет был объектив 44-3. и уже в нашу эпоху цифрозеркалок я сравнил несколько разных объективов на кэноне 550. и в итоге 44-3 дал лучшую картинку чем 44-2 и м77. все объективы в силу старости и сырости-плесени-грибка я разбирал и чистил
Аппарат оставляет интересное ощущение, схожее с винтовкой второй мировой войны. Тяжелый, грубый, максимально простой. Трещащий длинный взвод как протягивание пулеметной ленты. Шумный спуск, сотрясающий аппарат как от выстрела, громким хлопаньем зеркала и рывком шторок. Темновато – грязноватый видоискатель как какая то прицельная оптика с военной техники.
Ради этих ощущений стоит попробовать.
у меня зенит ет на продажу