Обзор линейки фотоаппаратов Алмаз (модели 101, 102, 103, 104)

Алмаз — это линейка из нескольких моделей фотоаппаратов. Правда, линейкой это можно назвать с некоторой натяжкой, т.к. все камеры Алмаз, кроме 103-й модели являются, по сути, прототипами.

В продажу поступал только Алмаз-103. Все прочие модели выпускались в единичных количествах или даже ЕДИНИЧНОМ количестве.

В связи с тем, что добыть какую-либо еще модель Алмаза в коллекцию и сделать самостоятельный обзор у меня шансов практически нет, тут я коротко расскажу обо всей линейке. Будет такая обзорная статья.

В этой статье все снимки всех моделей, кроме 103-й взяты из Сети. У меня есть только 103-й и его обзор находится в разделе фотоаппаратов. Вот на него ссылка.

Итак.

Линейка фотоаппаратов Алмаз

collect1Алмаз — это последняя попытка советского фотопрома создать профессиональную фотокамеру.

Напомню, до этого на протяжении всей свой истории советская промышленность профессиональных фотоаппаратов не выпускала. Профессиональный аппарат — это инструмент человека, для которого фото — это профессия, работа.
Профессионалу нужен аппарат с развитым функционалом. Аппарат должен быть системным, с массой разнообразных аксессуаров. Ну и главное, аппарат должен быть надежным. Абсолютно надежным, т.к. выход камеры из строя где-то далеко от цивилизации — это крах рабочего задания.

Ни функционалом, ни аксессуарами советский фотопром в конце 70-х профессионалов не баловал. Много проблем было и с надежностью. Ну не желала сложная техника работать стабильно и все тут.

Попытки переломить ситуацию были. Но все они были неудачными.

В конце 70-х был сделан очередной подход к попытке создать высококлассный фотоаппарат. Распространена информация о том, что заказчиком разработок был Cоюз Журналистов, а главным мотивом — экономия валютных средств.

Логично, ведь мало-мальски профессиональная аппаратура для журналистов закупалась за границей, естественно, за валюту.

Разработку поручили ЛОМО.

Интересное решение. С т.з. обывателя, КМЗ или Арсенал смотрелись бы логичнее. У ЛОМО ведь не было опыта производства зеркалок.

Сейчас мотивы тех лет и тех людей, власть имущих, понять уже нереально.

Возможно, кто-то считал, что КМЗ и Арсенал свой шанс имели и упустили. И это правда.

Возможно, не обошлось без интриг между всегдашними соперниками  — Арсеналом и КМЗ. ЛОМО стало золотой серединой.

Возможно, предполагалось, что ЛОМО имеет потенциал не меньше, а то и больше.

Сейчас Ленинградское объединение, в основном, ассоциируется с линейкой простых бюджетных шкальников Смена. Но нужно вспомнить, что ЛОМО за свою историю выпускало немало и аппаратов высокой сложности. Причем, предприятие не раз выступало новатором. Первооткрывателем.

Да и гражданская фото-продукция это ведь лишь небольшая надводная часть айсберга.

И ЛОМО и КМЗ и Арсенал — это в первую очередь оборонные предприятия. Поэтому сравнить реальный их потенциал с учетом мобилизации ВСЕХ внутренних ресурсов — современному обывателю невозможно.

Известно, что представители КМЗ консультировали конструкторов ЛОМО, делились опытом создания зеркалок.

25225_96nikon-f2as-a1-1000x700
Алмаз создавался с оглядкой на существующие иностранные образцы камер. Основным прототипом принято считать Nikon F2. Сходство очевидно.

Тем не менее, Алмаз нельзя считать копией Nikon F2 или иной иностранной камеры. ЛОМО создавало аппарат с оглядкой, но вполне самостоятельно.

Механический затвор сделан по схеме ламелей с вертикальным ходом, применяемой Арсеналом, однако конструкция затвора разработана на ЛОМО.

Экспонометрия для аппаратов проекта Алмаз разрабатывалась так же на ЛОМО (в Алмаз-102 на базе микросборки МС121).

Тип крепления выбрали байонет К. К тому времени советских аппаратов с таким креплением не было еще, насколько мне известно.

Все аппараты в линейке предполагались со съемной пентапризмой и возможностью смены фокусировочного экрана.

Также планировался интересный ассортимент аксессуаров, расширяющих функционал камеры. Например, сменные задние дверцы, одна из которых позволяет впечатывать в кадр дату, а вторая — зарядить в аппарат пленку в 250 кадров.

databackfm2501fm2503Возможность использования приставного моторного привода с Алмазом была впервые реализована на отечественной камере.

Вероятно, задумок было еще больше, только не обо всех имеется доступная информация.

Вообще, в систему был явно заложен модульный принцип, позволяющий оперативно создавать конфигурацию, пригодную для решения любых профессиональных задач.
Такого сочетания функциональных возможностей никогда не было ни у одного советского фотоаппарата.

Есть сведения, что не самостоятельно, но с привлечением мастерской, фотограф мог еще гибче настраивать систему. Встречается информация, что так можно было поменять тип крепления оптики.

Вероятно (это только мое предположение) предполагался апгрейд модели 103 до системы экспозамера, аналогичного или похожего на 102.

В общем, линейка задумывалась зачетная. Давайте коротко пройдемся по модельному ряду.

Алмаз-101

Информации об этом аппарате очень мало. А достоверной еще меньше. Причина в том, что аппарат был выпущен в ЕДИНСТВЕННОМ экземпляре. В этом сходятся все источники.

f7bee9dd59131c60cfc6aa1faa95b629almaz101b
Хотя, маловероятно, что вот так с нуля взяли и сделали единственное работающее устройство (забегая вперед — устройство небывалого технического уровня). Скорее всего, были макеты, неудачные неработающие варианты с тупиковыми решениями конструкции и т.д. Какие-то из них могли отличаться внешним видом, конструкцией и предполагаемыми ТТХ.

9cb8f452ac088c30f8fc19d9eeb7c0988825429dd0c22ad6ed3eb0c897638a97almaz101aНа фото в Интернете, похоже, один и тот же экземпляр.

В Сети встречается следующая информация о камере:

Алмаз-101 — автомат с приоритетом диафрагмы. Планировалось оснащение электромеханическим затвором собственного ЛОМОвского производства.

Электропитание от батареи 6В (возможно, как и Алмаз-102, РХ28).
Экспонометрическая индикация — смешанная — оптическая и цифровая. Значение диафрагмы снималось оптически.

Затвор электронно-управляемый металлический ламельный с вертикальным ходом металлических шторок и с диапазоном выдержек: 8, 4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и 1/1000 сек. При отсутствии электропитания затвор отрабатывает одну моментальную выдержку и «B».

Штатный объектив — МС Волна 1,4/50.

Фокусировка ручная по сменному фокусировочному экрану.

Съемная пентапризма с полем зрения 98%.

На счет года выпуска источники расходятся. Есть сведения о 1978 годе. Другие источники указывают на 1982 год.

Тут интересно то, что если правильный второй вариант, то Алмаз-101 не был первым в линейке. 102-й и 103-й вышли раньше.

В любом случае, концепция была супер-инновационной.

В указанный отрезок времени на КМЗ из камер попроще вышли свеженькие Зенит-ЕТ и Зенит-12сд, а из уровнем повыше — Зенит-18 и Зенит-19.

На Арсенале выпускался Киев-17 вообще без экспозамера и Киев-15 — автомат с приоритетом выдержки. Последний — аппарат, конечно, интересный, но очень уж экзотичный.

Зенит-Автомат — выйдет только в 1984 году.

Итого, на то время, неважно, в 1979 году или в 1982-м, в СССР аппарата, который хотя бы близко бы подходил к функционалу 101-го Алмаза — не существовало.

Ну, правда, говорить о том, что 101-й реально существовал — тоже нельзя. Единственный экземпляр (не факт, что это не был нерабочий макет) — не показатель существования.

Алмаз-102

Со 102-й моделью ясности побольше. Все благодаря тому, что выпустили 102-х аж 63 штуки.

f46f6711bdd297d5be2ded98f8ac195d58f1237a3aae05c533f8a20980fedc2467e3bb137e4eb71583d2b3962080e44bТираж в 63 штуки не тянет даже на установочную партию, конечно. Но, тем не менее, в Сети немало качественных снимков аппарата и даже вполне доступна инструкция.

Начался выпуск 102-й модели в 1979 году. Характеристики ее менее футуристичные, чем у 101-й, но все равно отличные.
Главное отличие, — Алмаз-102, — это полуавтомат, что для 1979 года далеко не фантастика, но достаточно актуально.

Вся экспонометрия сосредоточена в съемной пентапризме увеличенного размера.

видоисатель 102a102v
Важная фишка — в поле зрения видоискателя отражается значение диафрагмы, выдержки, и кроме того, в цифровом виде показывается величина пере- / недо-экспонирования в пределах 2-х стопов, а также стрелка, указывающая направление, в котором следует вращать кольцо диафрагм, чтобы экспозицию улучшить.

Круть!

Диафрагма в визир передается, скорее всего, оптическим способом с поверхности объектива. Источники расходятся во мнениях, но на иллюстрации в инструкции снизу пентапризмы есть окошко, которое смотрит на объектив.

А вот выдержка отображается другим способом, хотя и не светящимися цифрами. Светится только величина поправки.

Вообще, высокая головка выдержек – это часть самой пентапризмы. На снимках и иллюстрациях в инструкции видно, что если пентапризму снять, то становится видна головка выдержек непосредственно на аппарате. Эта головка также снабжена подписями значений выдержек, ее можно использовать непосредственно.

2b3c287724ade1e10ffa9aa156ea9142b1b1bd1df66823710edb3d4fd5887a5b
снята пентапризма 102Головка аппарата и удлинитель головки на пентапризме, сращиваются штифтом, который виден на одном из снимков. Скорее всего, при надевании пентапризмы должно действовать правило о выравнивании головок выдержек, но инструкция об этом молчит.
В общем, значение выдержки вводится одновременно и в пентапризму и в аппарат. В этих условиях с равным успехом можно было реализовать как светящиеся цифры выдержки, так и механическую смену чисел в прорези окошка. Выбрали, похоже, механический вариант.

В верхней части пентапризмы есть окошко для подсветки индикации за счет внешнего верхнего света.

Экспозамер производится при открытой диафрагме. Для его работы не нужно нажимать репетир, требуется только полу-нажатие на спусковую кнопку.

Аппарат значение выставленной диафрагмы получает, надо так полагать, через байонет, а в экспонометрию оно передается по контактным группам, которые тоже хорошо видны на фото.

Также в пентапризму передается чувствительность пленки, ну, и, понятное дело, питание, т.к. батарейный отсек находится в корпусе аппарата снизу.

Затвор у Алмаз-102 электронно-управляемый металлический ламельный с вертикальным ходом металлических шторок и с диапазоном выдержек 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и B.

По сравнению со 101-м, не хватает трех длинных выдержек, но это совсем не страшно. Набор зачетный.

Объектив — МС Волна 1,4/50. Тоже отличный вариант.

Фокусировка — ручная и по сменному фокусировочному экрану.

Питание от одной батареи PX-28 на 6 вольт. На сколько понимаю, это полный аналог современной 4LR44.

В общем, аппарат прикольный, и самое главное, в нем, вроде бы, нет ничего такого, прям, нереально сложного!

Тем не менее, аппарат не взлетел. И именно по причине сложности. Предприятию не удалось наладить сколько-нибудь стабильный выпуск работоспособных изделий.

Одной из причин часто называется модульная конструкция. Видимо, внутри эта концепция проявляется также сильно, как и снаружи.

Предполагалось, что за счет заменяемых модулей аппараты можно будет легко ремонтировать, просто заменяя блоки и чуть ли апгрейдить их.

Не удивлюсь, если предполагалась возможность в мастерской с помощью готовых комплектов превращать 103-и модели в 102-е. Это только моя гипотеза, конечно.

Но модульная схема усложняла конструкцию и требовала подгонки модулей друг под друга. В итоге, сложностей оказалось больше, чем пользы, а надежность стала ниже критического уровня.

В Сети часто фигурирует цена на 102-й Алмаз — 650 рублей.

Это очень дорого. На ресурсе КМЗ сказано, что цена Зенит-19 в 80-х была 295 рублей. Вдвое ниже при том, что функционал то схож. Превосходство Алмаз-102, конечно, обширно, но не так уж принципиально в каждом конкретном моменте.

Но нужно понимать, что ни о какой розничной продаже аппаратов речи идти не могло. Их всего 63 штуки выпустили. Поэтому, достоверность указанной цифры невелика, даже если она пропечатана на коробках. Думаю, в реальности стоил бы аппарат дороже и в розницу не продавался бы по причине бесперспективности найти частного покупателя за такую цену. Аппараты распределялись бы по организациям.

Еще интересное наблюдение.

Комплект поставки 102-й модели беднее, чем 103-й. Посмотрите на вырезки из инструкций.

комплект 102комплект 103
У 103-го Алмаза (он уровнем ниже, чем 102-й), в комплекте есть 3 сменных фокусированных экрана.

А у 102-го их нет!!! Это как??? Это ж одна из супер-фишек как раз для мега-профессионалов.

Еще в комплекте 102-го нет тросика, держателя для ламп-вспышек, наглазника и байонетной крышки аппарата.

Последнее тоже удивительно, т.к. кто, если не профессионал постоянно меняет объективы? Полезна крышка то, и цена ей копейки.

Возможно, сокращая комплект, пытались снизить и без того высокую цену, но я так думаю, дело просто в том, что реальных продаж аппарата не было и перед нами не реальная инструкция, а ее макет / набросок, равно как и сам 102-й Алмаз, — это прототип.

Чего говорить, если в комплекте поставки не указан… объектив. Забыли.

Еще, в комплект к моему 103-му шел переходник для объективов с резьбой М42 в фирменной коробке. В инструкции о нем не говорится.

Алмаз-103

103-й Алмаз, это единственная модель, которая выпускалась более или менее серийно. Выпустили их аж 9508 штуки.

Подробно этот аппарат рассмотрен у меня в соответствующем обзоре, тут приведу только небольшое сравнение со 102-й моделью.

P8139070P8139078
Итак, Алмаз-103 — это полностью механический аппарат без экспонометрии.

Выпуск начат в 1982 году, т.е. основательно позже, чем 102-я модель.

Пентапризма съемная, но классического размера и в ней нет никакой электирики и ничего в поле зрения видоискателя не отображается.

Набор выдержек — аналогичен Алмазу-102.

Другой штатный объектив. Вместо МС Волна 1,4/50 теперь МС Волна 1,8/50. Менее светосильный, но отличный объектив.

Что у 103-го шикарно, это комплект поставки. Просто масса полезных вещей. Тут ЛОМО реально порадовало щедростью и продуманностью комплектации.

Алмаз-104

Алмаз-104 — это попытка наладить все-таки выпуск модели с экспонометрией. По сути, это несколько более поздняя вариация Алмаз-102, все основные характеристики совпадают.

almaz-104_100e9f82d838636657b494da6608c0d035d
Немного изменили электронную схему, это было связано с дефицитом специализированных компонентов экспонометрии для Алмаз-102.

a104v-05Индикация корректности экспопараметров стала обозначаться не цифрами, а цветными светодиодами (красный, оранжевый, зеленый, оранжевый, красный.

Есть информация, что для этой модели планировалось использование уже закупленных немецких затворов.
Но, за почти 10 лет, довести конструкцию аппарата до товарного вида так и не смогли. Алмаз-104 был выпушен в количество то ли 6, то ли 10 штук в районе 1988 года и на сем эпопея серии Алмаз завершилась.

Да, освоить профессиональный фотоаппарат советская промышленность оказалась неспособна.

Даже у достаточно массовых 103-х Алмазов себестоимость на 1986 год составляла 669 рублей, а оптовая цена была установлена — 240 рублей. Предприятие выпускало Алмазы в убыток.

Печаль…

На этом я краткое описание линейки Алмазов завершаю. Но у меня есть и более традиционный обзор фотоаппарата Алмаз-103. Также рекомендую.

Удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Заполнять можно не все поля.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.