Фотоаппарат Киев-15 ТЕЕ обзор и инструкция

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:



P8074193На дворе начало семидесятых. Обе советские мега-корпорации — КМЗ и Арсенал интенсивно работают над созданием современного высокоуровневого фотоаппарата с внутрикамерным экспозамером.

На КМЗ сегмент камер высокого уровня, откровенно говоря, хромает. Никак не удается создать удачную модель. Появляются все новые прототипы.
На Арсенале ситуация иная. У них зеркалка с 1965 года всего одна. Киев-10. Но зато это камера достаточно высокого уровня, к ней существует парк оптики и аксессуаров и у нее есть потенциал для развития.

Ведь Киев-10 — это, таки, автомат с приоритетом выдержки. А с некоторым приседанием и полу-автомат с более практичным приоритетом диафрагмы.

Еще немаловажно, что Киев-10 — реально производится. Не миллионами, но десятками тысяч.

Совершенно логично, что Арсенал собирается создавать свою камеру на базе Киева-10.

К слову, сказать, КМЗ тоже не дремлет. На очереди, и даже на прилавках, (я немного нарушаю сейчас хронологию), есть кое-что и от красногорцев.

Но сегодняшняя статья — о Киеве-15.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Киев-15 ТЕЕ

Киев-15 выпускался на Киевском Арсенале с 1973 по 1985 год. Всего было выпущено около 35 тыс. экземпляров.

Киев-15 существовал в двух вариантах:

— Киев-15 TEE и
— Киев-15 TTL

И TEE и TTL означают одно и то же, а именно то, что экспозамер – внутрикамерный.

Но если расшифровка TTL всем известна, — это «Through The Lens», «через объектив», то, как конкретно расшифровать TEE, я не знаю.

Если вам известна расшифровка — пишите.

Конкретно разница между этими моделями в том, что в Киеве-15 TEE было встроено два Cds фоторезистора. Один был основным. Второй подключался в сложных условиях низкой освещенности и повышал точность замера.

В модели Киев-15 TTL электронная схема стала более совершенной и остался только один фоторезистор. Исчезла необходимость подключать второй вручную.

Субъективно модель TTL сейчас встречается раз в 5 реже, чем TEE. Все-таки, слабая электронная база — главный бич советской фото-промышленности.

Штатный объектив — Гелиос-81 Автомат 2/53.

Крепление объектива — байонет Киев-автомат. Рабочий отрезок — 44 мм.

Оптика под байонет Киев-автомат имеет прыгающую диафрагму.

Затвор — металлический, ламельный с веерным ходом. Отбивает выдержки: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

P8074205Цвет ламелей — красная медь — подчеркивает диковинность затвора. Конструкция затвора содержала некое балансировочное устройство, что снижало вибрацию при срабатывании.

Синхронизация вспышки на всех выдержках от 1/60 и длиннее.
Киев-15 оборудован кронштейном для вспышек с горячим синхроконтактом. Проводной синхроконтакт тоже имеется.

Автоспуска у фотоаппарата нет.

Размер поля изображения видоискателя — 22×34 мм или 86,5% площади кадра. Отлично.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло и микрорастр.

Вес моего экземпляра без объектива 914 грамм.

Внешний вид (назвать это дизайном можно все-таки только с солидной натяжкой) Киева-15 — порядочно изменился. Аппарат стал менее футуристичным по сравнению с 10-й моделью, но сохранил необычность и узнаваемость.



Элементы управления:

P8074195На передней панели аппарата слева от объектива сразу бросается в глаза селектор диафрагм. Конструкторы сильно изменили место расположения этого устройства. У Киева-10 селектор располагался справа от объектива, был существенно ниже, и большей частью был скрыт в шахте зеркала. Сразу видно, конструкторы предполагали, что камера будет использоваться в основном в режиме автомата.
Но практика показывает, что возможность ручного управления — это очень важно и потому удобство переключения диафрагм было радикально улучшено.

P8074212Пользоваться новым селектором удобно. Он даже снабжен двумя шкалами. Одну шкалу видно, если смотреть на камеру с фронтальной стороны. А вторую — если смотреть сверху.
P8074214Буква А на селекторе означает автоматический режим. Киев-15 это автомат с приоритетом выдержки. Пользователь выставляет на органах управления чувствительность заряженной пленки, светосилу объектива и требуемую выдержку. Аппарат осуществит внутрикамерный замер освещенности, рассчитает требуемую диафрагму и закроет ее до расчетного значения в момент нажатия на кнопку спуска.
Если аппарат в режиме автомата, и, по мнению автоматики, света недостаточно, кнопка спуска блокируется.

Если вместо буквы А на селекторе выбрать конкретное значение — это будет ручной режим. Диафрагма при нажатии на кнопку спуска будет закрываться именно до этого значения.

Под селектором диафрагм находится кнопка байонета.

Справа от объектива внизу имеется гнездо проводного синхроконтакта.

P8074198На задней панели сейчас только окуляр видоискателя.

Видоискатель у Киева-15 все такой же отличный. Он выдает большую (около 87% покрытия), и равномерно светлую картинку. В центре видоискателя — круглые области с нанесенным микрорастром.
Справа в поле зрения, по прежнему, находится шкала диафрагм, по которой ходит стрелка экспонометра и два полупрозрачных лепестка ограничителей.

Шкала обнесена рамкой и в ней отложены значения диафрагм. F2, f4, f8, F16 — нанесены с конкретными значениями, промежуточные помечены точками.

По шкале ходит стрелка. В зависимости от прочих параметров съемки, она указывает на рассчитанное автоматикой значение диафрагмы. Если аппарат в режиме А, то именно эту диафрагму мы и получим при нажатии на кнопку спуска.

Как уже говорилось, кроме стрелки на шкале имеются 2 тонированных подвижных лепестка сверху и снизу, отсекающие часть шкалы.

На верхний лепесток через байонет механически передается светосила объектива. Т.е. если на аппарат установлен, например, объектив Юпитер-11 4/135, то часть шкалы выше f4 будет отсечена.

Естественно, ведь отработка большего относительного отверстия невозможна, даже если оно выставлено на селекторе диафрагм.

Об этом механика аппарата и предупреждает.

При выходе стрелки гальванометра в положение выше верхнего лепестка, автоматика блокирует кнопку спуска. Понятно, что у объективов с разной светосилой блокировка случится при разной освещенности. Там, где с Юпитером-11 кнопка будет заблокирована, там с Гелиосом-81 автоматика, возможно, разрешит снимать.

Отлично реализованное решение, которое осталось еще с Киева-10.

Второй лепесток отсекает часть шкалы снизу, если некоторые, наиболее закрытые варианты диафрагмы физически недопустимы при заданной чувствительности пленки и выдержке.

Важной особенностью автоматики Киева-10 и 15 является возможность имитации режима полуавтомата с приоритетом диафрагмы.

Делается это так:

Выставляем на селекторе диафрагм ручное значение.


Если на аппарате не родной объектив, а надетый через переходник объектив с резьбой М39, то селектор можно не трогать, а диафрагму нужно выставить на объективе кольцом предустановки. Но не закрывать ее.

Выбранную диафрагму нужно запомнить.

И в том и в другом случае нужно не забыть выставить светосилу объектива на селекторе.

Потом, глядя в видоискатель, не отрываясь от него, вращаем селектор выдержек до тех пор, пока стрелка на шкале не укажет на выбранное нами значение диафрагмы, т.е. пока автоматика не подтвердит, что выдержка соответствует выбранной нами диафрагме.

По сути, это и есть полуавтоматический режим с приоритетом диафрагмы. Единственное отличие — нужно помнить выставленную диафрагму. Специально сигнала подтверждения подбора экспозиции не существует.

Если объектив родной — жмем на спуск. Если М39 — закрываем диафрагму до предустановленного значения одним движением специальным кольцом на объективе.

На мой взгляд, такой режим даже полезнее автоматического.

И очень удачно, что в комплект к Киевам-15 шли переходники с резьбы М39 на байонет Киев-автомат.

Киевы позволяли без проблем с рабочим отрезком использовать оптику от прошлого поколения Зенитов.

Назвать эти объективы старыми в 1974 году язык не поворачивается. Парк оптики был достаточно широкий, а качество отменное.

При этом, новые Зениты с резьбой М42 полной совместимости со старыми объективами не обеспечивали (почему, читайте в соответствующей статье).

А Киевы, пожалуйста, — в коробочном комплекте давали М39 оптике вторую жизнь без переделок и лишних приседаний.

Мое почтение!

P8074203На нижней панели слева направо находятся:
— сдвижная кнопка отпирания задней дверцы;
— откидная рулетка обратной перемотки;
— штативное гнездо — ровно по оси объектива;
— кнопка отключения затвора;
— винтовая крышка батарейного отсека с прорезью под монетку.
Кнопка отпирания теперь не прячется под сложенной рулеткой, а сама рулетка приобрела более классический внешний вид.

Вид видом, но расположение рулетки снизу — это само по себе необычно, ведь зацепы, за которые можно вращать катушку с пленкой внутри кассеты — расположены сверху (если пленка идет в аппарате слева направо).

В Киеве-15 пленка идет традиционно, значит зацепы у катушки сверху. А рулетка то снизу…

Чтобы передать вращение с рулетки на катушку, требуется целая трансмиссия.

Батарейный отсек. Да, с отказом от селенового фотоэлемента аппарату нужно питаться электричеством от батарейки. Киев-15 рассчитан на одну ртутно-цинковую батарейку РЦ-53 или и на дисковый никель-кадмиевый аккумулятор Д-0,06.

Всего одна батарейка, заметьте.

По теме подбора аналогов советским элементам питания у мея есть отдельная статья.

P8074199Переходим к верхней панели.

Сверху у Киева-15 слева направо:

— Многофункциональный селектор выдержек, чувствительности пленки, светосилы объектива и режима замера;
— Тумблер включения / отключения замера;
— Кнопка проверки годности батарейки;
— скоба для вспышек с горячим синхроконтактом;
— окошко счетчика кадров;
— кнопка спуска;
— рычаг взвода затвора и транспортировки отснятого кадра.
P8284473Селектор слева минимально вписан в обводы корпуса и смотрится громоздко и немного инородно. Зато им более или менее удобно пользоваться, ведь функций на него навешено немало.

Первым делом, нужно выставить светосилу объектива. Тут, конечно, можно и погундеть, если хочется. Повод вроде есть.
Дело в том, что светосила объектива механически передается в камеру через байонет. И даже участвует в работе автоматики. Кнопка то блокируется, если стрелка дальше максимальной открытой диафрагмы.

А вот в расчет экспозиции это значение светосилы не попадает. Чтобы учесть светосилу в расчете, нужно выбрать этот показатель на селекторе. Для этого вращаем светлое кольцо за 2 поводка до появления в окошке нужной светосилы.

Дважды, в общем, светосила в аппарат вносится. Хотя, через байонет она передается только с родным объективом. Для замера с объективом М39 указать светосилу нужно как-то непосредственно. Поэтому гундеть мы не будем.

Далее выставляем чувствительность пленки. Для этого вращаем выступающую вверх головку до указания треугольного маркера на нужную чувствительность. Головка вращается туго, поэтому самое большое кольцо с накаткой нужно придерживать.

Теперь наступила очередь выдержки. Тут все традиционно. Вращаем самое большое колесо с накаткой.

Делать это можно как при взведенном, так и при спущенном затворе.

Ну и наконец, в условиях низкой освещенности, нужно подключить дополнительный фоторезистор. Для этого нужно на выдержке 1/60 (только на этой), приподнять центральную головку и повернуть ее так, чтобы красная точка на ее вершине указывала не на большой желтый кружок, а на маленький.


Самая короткая выдержка, которой можно пользоваться в таком режиме — 1/60.

Экспозамер прожорлив до батарейки, поэтому его нужно не забывать выключать.

Очень хорошо, что годность батарейки можно проверить. Для этого есть целый ритуал. :о)

Левым селектором нужно выставить выдержку 1/60, светосилу f2 и чувствительность 32. Делается это в режиме основного замера, т.е. на большой желтой точке. Но сам замер должен быть выключен!

Нажимаем на кнопку контроля батареи и смотрим в видоискатель. Если стрелка доходит до f5,6 — батарейка годная!

Кнопка спуска переехала с передней панели на верхнюю. Такое положение более привычно, конечно. Ход кнопки небольшой и довольно мягкий. Передача диафрагмы в объектив с системой Киев-автомат — существенно мягче, чем в объектив М42 с моргающей диафрагмой.

Отношение к камере

Что ни говори, а способность Арсенала развивать и поддерживать свои фотосистемы — вызывает заслуженное уважение.

Система Киев-автомат, ну чего уж там, — система имиджевая и тупиковая. Она была прорывной на старте, но перспектив к дальнейшему развитию не имела.

Тем не менее, Арсенал не бросил затею после Киева-10, а создал вскоре существенно усовершенствованный Киев-15TEE. Потом улучшили электронику и появился Киев-15TTL.

Ко всему этому был не очень широкий, но вполне самодостаточный парк оптики.

P8074306На Арсенале выпускалась версия объектива Гранит-11 со сменным хвостом под Киев-автомат в комплекте.

В комплект к аппаратам прикладывали макрокольцо с передачей диафрагмы.
P8074344В комплект входил переходник с объективов М39. На фото Киев-15 с объективом Таир-11. Это не какой-то изыск от энтузиаста, а вполне реальное решение, доступное «из коробки».

Сделали бы и переходник с М42, к гадалке не ходить, но не помещалось это крепление по диаметру в байонет Киев-автома. Вот досада!
Фотосистема прожила вполне полноценную жизнь в более чем 20 лет.

Не чета многим проектам от КМЗ. Передовым, но брошенным и не доведенным до ума….

Сам аппарат.

На то время в сегменте продвинутых отечественных Киев-15 практически не имел конкурентов. Теоретически имел. Практически – нет.

Да, аппарат специфический. Но вы видели советские верхнеуровневые камеры начала 70-х все такие белые и пушистые?

Я — не видел.

Все что были — все со странностями. И все не очень надежные. Это ведь были времена смелого поиска. Времена ошибок и находок.

Киев-15 — аппарат замечательный и очень интересный. Продуманный в мелочах и визуально узнаваемый. Крупный и тяжелый, но эргономичный на сколько это возможно. С отличным функционалом и множеством приятных плюшек от производителя.

Также предлагаю видео-обзор этого аппарата:.

На этом у меня все. Не забывайте о лайках и репостах. Удачи!

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.


Инструкция:

К15ТЕЕ_0
К15ТЕЕ_00
К15ТЕЕ_000
К15ТЕЕ_001
К15ТЕЕ_002
К15ТЕЕ_003
К15ТЕЕ_004
К15ТЕЕ_005
К15ТЕЕ_006
К15ТЕЕ_007
К15ТЕЕ_008
К15ТЕЕ_009
К15ТЕЕ_010

Вам может также понравиться...

комментариев 11

  1. Юрий:

    Спасибо Вам! И:
    TEE = Through Electronic Eye – Посредством Электронного Глаза

    • Иван:

      Спасибо за информацию!

    • Купил один раз Киев-15, стопроцентный брак! Сначала указатель приклеенный отвалился, затвор на 1/60 выдержке полностью не открывался при работе со вспышкой, одна треть кадра пропадала. И впридачу трещина была на ламели затвора в переходе от круглой части к веерной. Подшаманил и избавился от такого счастья.

  2. Юрий:

    совсем НЕ помешает тут Инструкция по его ремонту:

    https://rangefinder.ru/manual/repair/kiev15_repair.pdf

  3. Юрий:

    Полагаю, Инструкция по его ремонту тут будет к месту:

    rangefinder.ru/manual/repair/kiev15_repair.pdf

    (просто капут!)

  4. Виктор:

    Фотоаппарат хрень! Лепестки затвора барахлили а ремонт только на заводе Арсенал! Вообщем выбросил деньги на ветер! Два раза отсылал на завод ! первый раз по гарантии а второй обошёлся в 42 рубля СССР! потом на полку, а позднее на свалку!

    • 10111:

      Реанимировал даже самые убитые трупики – ни у одного не было проблем с затвором. Закисают рычаги – это да. Но затворы в них надежные.

  5. runner:

    TEE по международной классификации означает сочетание заобъективного измерения TTL и автомата диафрагмы EE (Electric Eye). В Советском фото начала 90-х или конца 80-х есть статья на два номера, с перечислением всех аббревиатур.

  6. Вопрос к 10111 – похоже Вы чинили Киевы 15. Может быть и Киев 10 знаете? У меня почти новый 10, на котором затвор и диафрагма работают только в ручном режиме. В видоискателе только один широкий красный флажок (второго флажка или сектора нет), который передвигается вместе со стрелкой гальванометра при переключении выдержек. Стрелка как бы прилипла к центру флажка. А автоматическом режиме спускная кнопка заблокирована невзирая на настройки выдержки и количество света. Есть предположения?

    • 10111:

      Вероятно, у вас отвалился лепесток-ограничитель. Вот стрелку он и двигает.

  7. 10111:

    К слову, у обзоре неточность. В Киев-15ТТЛ и ТЕЕ количество резисторов одинаковое – их 2 штуки. Но у 15ТЕЕ есть 2 режима. В режиме “много света” перед резисторами устанавливается ограничивающая количество света маска (рамка с двумя отверстиями). В режиме “мало света” эта маска отводится в сторону. У 15ТТЛ этой маски нет и резисторы стоят другие. При этом чувствительность фоторезисторов ниже – при плохом освещении замер у 15ТТЛ уже не работает, в то время как у 15ТЕЕ еще остается работоспособным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *