Комплект Фотоснайпер ФС-12 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Настал черед поговорить о таком явлении в советском фото, как Фотоснайпер.
Фотоснайпер — это комплект фото-аппаратуры. Комплект предназначен для съемки удаленных объектов длиннофокусным объективом с надежной фиксацией фотоаппарата (для избежания смаза), но без использования штатива.
В классический комплект Фотоснайпер (экзотику прямо сейчас не трогаем) входят:
— адаптированный из базовой модели фотоаппарат Зенит (применялось несколько видов);
— сильно адаптированный объектив Таир-3 4,5/300;
— специальное крепление, включающее рукоятку (наподобие пистолетной) со спусковым крючком, ложе и плечевой упор (приклад),
— классический штатный объектив Гелиос;
— объемный кофр / кейс, в котором умещается все оборудование;
— масса различных мелочей, в т.ч. комплекты светофильтров под оба объектива, ремни, бленда на Таир, кассеты для пленки, отвертки и т.д.
Набор очень большой и солидный.
Концепция Фотоснайпера понятна. Длиннофокусный объектив не может быть очень уж светосильным. Хотя f4,5 для 300 мм — это недурно, между прочим. Современные образцы, стоимостью несколько килобаксов мы к сравнению принимать не будем.
Итак, объектив не светосильный и при этом длиннофокусный, т.е. очень чувствителен к шевеленке. Есть общеизвестное простое правило. Для минимизации риска шевеленки, знаменатель выдержки должен быть равен или превышать фокусное расстояние объектива в миллиметрах.
У классического Зенита была только одна выдержка, которая правилу удовлетворяет полностью, — это 1/500. И одна, удовлетворяющая условно, — 1/250.
Много найдется ситуаций для 64-й пленки, чтобы снимать на 1/500 при f >= 4,5?. Нет, не много.
Выход — снимать с выдержками подлиннее, со штатива.
Но фотокомплект позиционировался как инструмент съемки на природе, в походах, для фотоохоты.
Есть возможность таскать с собой штатив по тайге? Нету.
Даже если штатив вдруг имеется, разворачивать его — это долго. Маневренности никакой. На изменение сюжета среагировать невозможно. Какая уж тут фотоохота? Штатив — это атрибут студийной съемки.
В общем, нужна фиксация аппарата надежная, но без штатива.
Решение со всей очевидностью подсмотрели у конструкторов оружия, которые все эти вопросы давно придумали, как решить. В итоге, Фотоснайпер и приобрел всем привычную форму.
Немного истории.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Я не знаток импортной техники, но, на сколько могу судить, комплекты типа Фотоснайпер в 70-х — 90-х годах прошлого века за рубежом распространены особо не были. Вот я нашел одно, буквально, фото. Praktica Super-TL-1 и объективом VOSS 400 mm
Если заблуждаюсь — пишите в комментариях.
Зато в СССР концепция фотоаппарата с прикладом и длиннющим объективом — однозначно находила отклик в сердцах, как конструкторов, так и потребителей.
Есть в облике Фотоснайпера что-то завораживающее для советского человека все-таки.
Несмотря на все это, придумали Фотоснайпер на Западе, конечно.
Если многочисленные штучные и около-концептуальные модели не рассматривать, то наиболее близким по сути прототипом следует считать
Leica Gun или Leica Gewehr, созданный немецкой компанией Leitz в 30-х годах.
Моделей, судя по всему, было даже несколько, привожу пару фото из Сети.
Интрига конструкции в том, что фотоаппаратом в комплекте была дальномерная Лейка.
Но при фокусном расстоянии объектива в 300 мм, дальномер аппарата для фокусировки бесполезен.
Конструкторы решили эту проблему вполне красиво, они дополнили комплект зеркальной приставкой.
Приставка с подъемным зеркалом и матовым стеклом, конструкционно схожа с зеркальными фотоаппаратами.
Спереди приставки крепился объектив. Сверху — видоискатель. Не знаю, была там пентапризма или просто второе зеркало.
Сзади к приставке крепилась слегка адаптированная дальномерная Лейка.
И вся эта конструкция устанавливалась на деревянное ложе с прикладом.
Объектив был специальный, его рабочий отрезок включал всю глубину зеркальной приставки. Фокусировка осуществлялась по матовому стеклу, фотограф наблюдал сцену непосредственно через объектив. Дальномер аппарата никак не использовался.
В момент съемки зеркало поднималось до открытия затвора.
Именно эта немецкая конструкция легла в основу первого отечественного Фотоснайпера — ФС-2.
ФС-2 разрабатывался на ГОИ, а выпускался на КМЗ в 1944–1945 годах. Аппаратом в комплекте был адаптированный ФЭД, а объектив — Таир-2 (ГОИ 4,5/300).
На ресурсе КМЗ сказано, что Фотоснайперы — это первая фото-продукция предприятия и объем выпуска ФС-2 составил 343 штуки.
ФС-2 бы чисто военной продукцией. Он предназначался для фоторазведки с наземных наблюдательных пунктов, осуществляемой путем быстрой крупномасштабной съемки удаленных предметов, с рук, с приклада, без применения подставок или штативов.
ФС-2 — это очень редкий, интересный и невероятно дорогой сейчас комплект. Привожу несколько фото из Сети.
В гражданском варианте Фотоснайпер появился только в 1965 году на базе аппарата Зенит-Е, адаптированная версия которого называется Зенит-ЕС, а весь набор именовался ФС-3.
Дополнительная буква «С» в названии аппарата означает «Снайпер».
Интересно, что базовый Зенит-Е вышел ровно в этом году. Это значит, что разработка комплекта Фотоснайпер была задумана сразу и велась параллельно.
Почему именно Зенит-Е? Полагаю, потому, что это первая зеркалка с зеркалом постоянного визирования.
ФС-3 выпускался 18 лет — с 1965 по 1982 год (!!!). Сведений об объеме выпуска у меня нет, но объемы, думаю, были, а сам комплект однозначно был предметом вожделения миллионов советских людей.
Это при том, что экспозамер Зенита-ЕС был, конечно, совершенно бесполезным при съемке через Таир.
Фотоснайпер засветился даже в мультфильме Простоквашино. Изобразили его, правда, как некий гибрид с ФС-2, но аппарат явно зеркальный, так что имелся в виду, конечно, ФС-3.
Следующая модификация — ФС-12 появилась вместе с массовыми и функциональными Зенитами 12-й серии. Внутрикамерный TTL замер с этого момента позволял уже вполне точно оценивать экспозицию с 300 мм объективом и менять ее не отвлекаясь от визирования. Функционал Фотоснайпера существенно увеличился.
ФС-12 выпускался с 1982 года и включал несколько модификаций.
С модификациями есть некоторый беспорядок и даже ресурс КМЗ, обычно, расставляющий все по полкам, в данном случае полной ясности не дает.
Первой была модификация просто ФС-12 на базе аппарата Зенит-12 (модификация Зенит-12С). Есть сведения, что базой служил Зенит-TTL, но это одно и тоже с Зенит-12, так что верно и то и другое.
Далее, наиболее распространенными модификациями были ФС-12-2 и ФС-12-3.
Отличие простое — у «-2» оптика (оба комплектных объектива) без многослойного просветления, у «-3» с многослойным просветлением.
Аппарат в обоих случаях был Зенит-12сд (адаптированный вариант —Зенит-12СДС).
Вот тут есть интересный момент. Верхняя панель Зенит-СДС совершенно не похожа на Зенит-12СД. Ясно, что аппараты под комплект адаптировались, но причем тут верхняя панель?
Визуально Зенит-12СДС походит на Зенит-122, но только если не сравнивать их рядом. В действительности, корпус у Зенит-12СДС свой собственный, не похожий ни на кого другого.
Зачем, интересно было бы узнать?
Полагаю, визуальная схожесть с Зенит-122 может кого-то запутать.
Были модификации на базе аппарата Зенит-12XP.
В WIKI сказано, что именно комплект на базе Зенит-12XPS называется ФС-12-3, но это не так.
Последняя цифра означает именно наличие просветления, а аппараты Зенит-12сд и Зенит-12xp отличаются только названием. Второй из них это а-ля экспортная версия.
Комплекты с Зенит-12СДС и Зенит-12XPS никак не отличались маркировкой самого комплекта.
В обзоре, например, комплект ФС-12-2 на базе Зенит-12XPS. Все надписи нанесены латиницей. Фото ниже, тут не привожу.
Далее был комплект на базе Зенит-122 (адаптированная версия — Зенит-122С). Сам комплект стал называться ФС-122
Был еще комплект ФС-412, но не думаю, что он получил распространение. В те времена население страны уже больше думало о выживании в 90-е, а не о приобретении дорогих комплектов для фото-охоты.
Отдельного внимания заслуживает комплект ФС-4, который даже вроде бы продавался в розницу в каких-то небольших количествах. Может как-нибудь повезет такой заиметь.
В качестве базы там использовался Зенит-16 или позже Зенит-19.
Как можно судить по фото, эргономика была существенно переработана. На сколько позволяет мой опыт обращения с ФС-12, берусь предположить, что ФС-4 стал в применении существенно удобнее.
В комплекте использовался новый объектив Телезенитар 4,5/300.
Коротко пройдусь по разработкам, которые не пошли в серию. Только по самым интересным, т.к. было их много и это не тема статьи.
В 70-х — 80-х годах разрабатывался интересный, но непонятно зачем нужный вариант Фотоснайпера для фотоаппарата Зоркий. Конструкция была сложна тем, что для визирования (только для визирования) обладала двумя объективами.
Помимо обычного канала через телеобъектив и зеркало в видоискатель (с углом поля зрения 8° для объектива Таир-3 4,5/300), имеется прямой незеркальный канал наведения с углом поля зрения 41°24′, позволяющий осуществлять обзор объектов съемки и предварительное кадрирование. После выбора и захвата объекта съёмки, происходит переключение оптической системы на наблюдение через зеркальный телеканал и окончательная наводка.
Интересно, но коммерчески не могло быть оправдано.
Очень амбициозным проектом был комплект Телефот 1992 года.
В качестве базы использовался фотоаппарат Зенит-АПК-С и объектив MC АПО Телезенитар-K 4,5/300.
Кроме того, дополнительно в комплект прикладывались полуторократная афокальная насадка и двухкратный телеэкстендер. Различные комбинации составных частей позволяли получать фокусные расстояния: 300 мм (только телеобъектив), 450 мм (объектив и насадка), 600 мм (объектив и телеэкстендер) и 840 мм (вся система в сборе).
Предполагалось включать в комплект систему ночной съёмки на базе ЭОП (электронно-оптического преобразователя) с лазерной подсветкой (!!!!!!!!).
Предполагалась система быстрой фокусировки, сенсорный электроспуск (!!!!!!!!!).
Естественно, дальше опытного образца ничего никуда не пошло. А жаль…
Ладно, давно пора уже рассмотреть подробнее мой экземпляр Фотоснайпера.
Фотоснайпер ФС-12-2 на базе Зенит-12XPS
Выглядит Фотоснайпер в сборе, конечно, сверх-брутально.
Весит все это дело тоже порядочно — 2,77 кг.
Удобен ли Фотоснайпер в использовании? Знаете, нет, не удобен и это вызывает удивление.
Плечевой упор слишком длинный и слишком низко расположен. При визировании приходится тянуть шею вперед и вправо.
Я думаю, конструкторы слишком увлеклись аналогией со стрелковым оружием. Стрелок при прицеливании держит голову очень похоже, как при фотографировании Фотоснайпером.
Но фотосъемка это, все-таки, не стрельба. Отдача отсутствует и в этом принципиальная разница. Упор именно в плечо не так важен, равно как и вся форма конструкции. Использовать Фотоснайпер было бы куда удобнее, если бы упор осуществлялся не в плечо, а, например, в грудную клетку, а сам приклад был бы короче и резче шел вниз, что поднимало бы сам аппарат выше.
Именно такие изменения и произошли в ФС-4, но это очень редкий комплект.
ФС-12 комфортнее использовать со снятым плечевым упором, он легко снимается, но вот надежность фиксации, конечно, при этом страдает.
Нижняя часть Фотоснайпера представляет собой ложе, к которому крепится объектив и рукоятка со спусковым крючком.
В передней части ложа находится фокусировочный барабан, а в средней — ребристая шайба со штативным винтом. Этим винтом ложе и привинчивается к объективу.
Нажатие спускового крючка передается двумя отдельными толкателями на:
— массивную планку внизу объектива (это — часть системы моргающей диафрагмы)
— цилиндрическую втулку внизу аппарата, в которой продублирована спусковая кнопка.
Система отрегулирована так, что вначале прикрывается диафрагма, и только потом происходит спуск затвора.
Ложе с рукояткой можно снять. Функциональность аппарата при этом сохранится, однако все станет менее удобным, конечно.
На фото хорошо видны:
— фокусировочный барабан;
— штативное гнездо в двумя углублениями под штифты, с помощью которых обеспечивается соосность;
— массивная светлая планка, при нажатии на которую закрывается до рабочего значения моргающая диафрагма;
— светлая втулка внизу аппарата, в центре которой помещена дублирующая кнопка спуска.
–
Объектив Таир-3С 4,5/300
Буква «С» указывает на принадлежность к Фотоснайперу. Базовая модель объектива называется Таир-3А.
Не все знают, но Таир-3С, несмотря на отсутствие в названии литеры «А», также имеет сменный хвостовик. Об объективах со сменными хвостовиками А у меня есть отдельная статья.
Объектив претерпел очень существенную адаптацию. Оптическая схема не изменилась, но внешний вид и функционал серьезно отличаются от базовой модели. Вот они рядом для сравнения.
Во-первых, у Таир-3С нет привычного кольца фокусировки.
Управляться классическим кольцом было бы неудобно, и конструкторы заменили его на фокусировочный барабан. Вращать его можно одновременно поддерживая объектив снизу.
Шкала дистанций нанесена на сам барабан, а вот шкалой ГРИП пожертвовали.
Во-вторых, Таир-3С поддерживает моргающую диафрагму. Таир-3А такой функции не имеет.
Правда, механизм «моргалки» пришлось создавать уникальный и не могу назвать решение изящным.
Итак, объектив имеет классическое кольцо, которым выставляется диафрагма. Одновременно, чуть дальше от аппарата расположено еще одно кольцо с массивной головкой. Кольцо подпружинено.
Перед началом кадрирования это кольцо следует повернуть в направлении стрелки. В положении, когда головка поравняется с окошком, в котором видно диафрагменное число, кольцо зафиксируется.
Диафрагма при этом полностью открывается, несмотря на выставленное иное значение.
При, примерно, полу-нажатии на спусковой крючок, один из толкателей в ложе нажимает на планку снизу объектива, кольцо срывается со стопора и пружина поворачивает его влево. Диафрагма закрывается до выставленного рабочего значения.
Кольцо поворачивается с довольно громким металлическим лязгом. Если при съемке нужна тишина, кольцо необходимо придерживать.
В-третьих, Таир-3С передает значение рабочей диафрагмы в фотоаппарат (!!!).
Таким образом, замер экспозиции Фотоснайпера осуществляется при открытой диафрагме, но в расчете используется, естественно, рабочее значение.
Диафрагма передается электрическим способом. Для этого служит специальный провод со штекером. Штекер присоединяется к разъему в массивной цилиндрической надстройке в нижней части фотоаппарата.
В-четвертых, у Таир-3С нет встроенной металлической складной бленды, которая есть у Таир-3А. У Таир-3С имеется только накручивающаяся резиновая бленда, которую в народе прозвали «вантуз».
Несмотря на очевидную ассоциацию, такой размен понятен. Ходить по лесу и цеплять ветки деревьев и кочки, сподручнее, все-таки, не тонкостенным металлическим стаканом, а таким вот вантузом. Объектив будет сохраннее.
Аппарат Зенит-12XPS
Кроме дизайна верхней панели аппарат несильно отличается от своего базового прототипа. Фотоснайперскую принадлежность выдают только надстройки на нижней панели, которые достаточно громоздки, не убираются и снижают, конечно, эргономику.
Ровно аппарат уже не поставить.
Во всем прочем, это обычный Зенит-12сд, обзор которого у меня есть, повторяться не буду.
В комплект Фотоснайпера входил штатный Гелиос. Очень предусмотрительно. При установке его на аппарат получался вариант для универсальной повседневной фотосъемки.
Отношение к комплекту.
Я не нашел объемов выпуска Фотоснайперов. Но сейчас предложение этих комплектов на Авито велико. Фотоснайперов в СССР на руках было очень много и я стльно сомневаюсь, что количество людей, увлеченных фотоохотой, хотя бы близко приближалось к количеству комплектов.
Сейчас комплекты, как правило, продаются в состоянии близком к новому. Покупали их явно не чтобы ходить с ними по лесам, а чтобы ими просто обладать.
Фотоснайпер — это сосредоточение крутизны и брутальности, которых так не хватало в СССР.
Фотоснайпер (для тех, кто не знал название — Фоторужье), — предмет вожделения всех советских школьников, для многих из которых ставший исполнившейся мечтой.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Если у вас имеется комплект Фотоснайпер любой модификации, вы можете использовать объективы на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.
Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.
Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.
Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Инструкция:
Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Заполнять можно не все поля.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.
Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов
На счет неудобности не могу согласиться, у меня в руках лежит как влитой. Думаю это индивидуально, ведь регулировок длины или положения приклада там нет и выставить под себя не получится. Мне настолько понравилось, что переделал под цифровую камеру)
здравствуйте, какой используется штекер на таире?
Ш2П, диаметр 2,8 мм.
У меня экспортный фотоснапер 12S. Необычно то, что Зенит там во всем похож на 12сдс (светлый видоискатель, скрытый запор задней крышки), но индикация в видоискателк не светодиодами как на 12сд или 12хр, а стрелочная со знаками + и -. Возможно, что для Запада впециально выпусками некий гибрид, так как там предпочитали индикацию стрелкой.
Это на базе Зенита-12 (без букв). Были такие, не только для Запада.
Насчет удобства работы с фотоснайпером ФС12 – я обнаружил, что если приклад установить в перевернутом виде (с более длинной частью упора сверху) то приклад теперь опирается не в плечо, а на плечо, что повышает положение окуляра. В таком положении намного удобнее приложить глаз к окуляру и вести съемку. А длину приклада можно компенсировать слегка отводя назад плеча, на которое опирается приклад. Рекомендую попробовать.