Фотоаппарат Чайка обзор и инструкция


Сегодня в центре нашего внимания фотоаппарат Чайка первой модели.

Серия аппаратов Чайка выпускалась БелОМО (в те годы еще Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова). Данная модель была первой в линейке и вышла в 1965 году.

Все Чайки это аппараты полуформатные, т.е. они рассчитаны на стандартную 35 мм пленку, но формируют на ней кадры вдвое меньшего размера. Не 24х36, а 24х18 мм.

Название Чайка линейка получила в честь Валентины Терешковой, — первой женщины-космонавта, совершившей свой полет 16 июня 1963 года. Позывным Терешковой было слово «Чайка».

На текущий момент у меня в обзоре уже есть обзоры пары аппаратов этой линейки. Чайка-2 и Чайка-3.

Несмотря на то, что камеры это, вроде как, не очень «крутые», но они весьма своеобразные. Продуманные. Тщательно и с любовью сконструированные. А в чем-то даже необычные.

Мне рассматривать их было интересно, и потому я с удовольствием возвращаюсь к линейке.

Отличия между моделями я, как правило, описываю в обзоре более поздней, но статья по второй Чайке уже вышла. Поэтому, остановлюсь на отличиях тут.

Что же можно сказать о самой первой модели, что в ней было улучшено при переходе на вторую?

Изменений сравнительно немного. И не все можно считать улучшениями.

Все ТТХ аппарата остались прежними. Формально у второй Чайки объектив стал съемным. Но сменной оптики для Чаек никто никогда не видел.

Из мелочей:

1. У первой Чайки кнопка спуска представляет собой довольно широкую и удобную клавишу. Гнездо для тросика расположено левее кнопки. У второй Чайки гнездо для тросика встроили в кнопку. Кнопка стала круглой и уменьшилась в размерах.

По мне, клавиша приятнее.

2. Для обратной перемотки у первой Чайки была полноценная рулетка. У второй — это вытяжная головка. Мне рулетка нравится меньше. Тем более, что при вытягивании головки одновременно отключается мерный валик. Т.е. при обратной перемотке у второй Чайки не нужно удерживать специальную кнопку.

3. Изменилась конструкция памятки чувствительности пленки. Тут отличие только визуальное. Разницы нет.

4. Курок взвода затвора и транспортировки пленки и Чайки-2 получил небольшую пластиковую лапку. У первой Чайки курок — это просто фигурная металлическая пластинка.



Пластиковая лапка не то, чтобы сильно удобнее, но чуть солиднее выглядит.

5. То, что объектив Чайка-2 съемный — это бесполезно, но зато у него есть шкала глубин резкости. Чайка первой модели этой полезной шкалы лишена, хотя место на объективе есть.

Вот, наверное, и все.

В сухом остатке — аппарат был действительно доработан. Да, по мелочи, и да — отчасти ради оптимизации производства, а не для пользователя. Но развитие налицо.

При этом, первая Чайка нельзя сказать, что хуже. Совершенного адекватный аппарат без явных просадок.

Выпускалась первая Чайка недолго и каких-то заметно отличающихся модификаций не имеет.

Сейчас эта модель встречается реже, чем вторая и третья, но сильно редким аппарат назвать нельзя.

Сегодня в обзоре экземпляр в хорошем состоянии 1965 года выпуска с номером 5037867. Его и рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Чайка

Чайка первой модели выпускалась в 1965—1967 годах Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова. Объем выпуска — около 170 тыс. экз.


Объектив несъемный Индустар-69 2,8/28. Напомню, для полуформатного (читай — кропнутого) аппарата 28 мм — это нормальный объектив. Предел диафрагмирования f16.

МДФ 1 метр.

Затвор — центральный пятилепестковый — отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.

Проводной синхроконтакт имеется, но скобы для вспышек нет.

Автоспуска тоже нет.

Вес моего экземпляра— 395 грамм.



Элементы управления

Чайка — аппарат компактный, плотно сбитый, выглядит очень лаконично.

Верх и низ корпуса выполнены из светлого металла, средняя часть оклеена мягким кожзамом.

Спереди, помимо объектива, расположены: окошко видоискателя (слева), гнездо спускового тросика (правее) клавиша спуска (еще правее), гнездо проводного синхроконтакта (справа снизу).

Видоискатель, что ожидаемо, сориентирован вертикально. Чтобы сделать горизонтальный кадр, аппарат нужно повернуть.

Картинка, которую видоискатель дает не очень крупная, но довольно светлая.

Сзади, помимо глазка видоискателя находится курок взвода затвора. Курок двигается в горизонтальной прорези корпуса и ход его довольно короткий, под стать компактному корпусу аппарата. Все удобно и органично смотрится.

На ребре корпуса на стыке задней и верхней панелей имеется углубление, в которое помещено зубчатое колесико, управляющее выдержками.

Окошко, в котором видны выдержки забрано прозрачным пластиком. Смотрится все очень неплохо. Это, конечно, нельзя назвать богатым оформлением, но для своего класса аппарат отделан вполне на уровне.

На нижней панели расположены:
— штативное гнездо;
— кнопка отключения мерного валика при перемотке;
— памятка чувствительности пленки;
— рулетка обратной перемотки.

Вращение рулетки через весь корпус передается наверх на вилку катушки. Решение довольно симпатичное.
Задняя крышка аппарата откидная. Замок точно такой же как на Зенит-Е находится на левом торце.

Верхняя панель Чайки выглядит очень лаконично.

Тут находятся только два забранных прозрачным оргстеклом окошка.

В том, что ближе к центру — видны числа выдержки, а то, что правее — окошко счетчика кадров.

Объектив очень короткий.

Диафрагма управляется кольцом на переднем торце объектива.

Кольцо фокусировки в передней части объектива. Шкала расстояний содержит также некие обозначения в виде групп из одной, двух, трех и четырех точек.

Я было обрадовался, что наконец-то конструкторы сподобились сделать какую-то более подвинутую подсказку для съемки на ГФР, но инструкция вернула меня на землю.

Увы, точки это замена символов дистанции. Картинки не уместились. Одна точка — портрет и т.д.

Отношение к камере

Мне Чайки нравятся. Вся линейка. Это простые, незатейливые аппараты. Аналоги Смен по большинству ТТХ. Но материалы и элементы конструкции скорее от дальномеров. Поэтому смотрятся вполне содидно и в руках держать приятно.

На этом у меня все, удачи!



Инструкция (благодарность eugigufo.net):


Вам может также понравиться...

комментария 3

  1. Чайка II красивше, чем остальные Чайки.

  2. Илья+Михайлович:

    главное отличие от Смены – четырехлинзовый анастигмат схемы Тессар

  3. Вадим:

    Снимал обеими “Чайками”. У второй лучше дизайн, а так совершенно идентичные камеры. Очень удобно снимать. Полуформатный кадр это было очень удобно в путешествиях. Как-бы ведешь фотодневник. Мой аппарат был “Чайка-ІІ”, но экземпляр попался чудовищного качества. Самооткрывающийся замок задней крышки. Счетчик кадров жил своей жизнью – хотел считал, а хотел нет. Окончательно меня добил центральный затвор который перестал закрываться. Одолжил у товарища первую “Чайку” и никаких проблем. Чего явно не хватало так это экспонометра. В новых моделях он наконец появился, но я уже ушел к “Зениту”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *