Фотоэкспонометр РАПРИ Э201 обзор и инструкция


РАПРИ Э201 — один из самых необычных советских фотоэкспонометров. Устройство уникально и принципом действия и методом применения и своей конструкцией.

Во-первых, РАПРИ — это визуальный экспонометр. При его использовании требуется визуальная оценка пользователем непосредственно наблюдаемой через видоискатель устройства картинки.

Мы рассматривали уже несколько визуальных экспонометров на основе оптического клина. Это ФЭКС-1, ОПТЭК и КИВ-2.

Но РАПРИ — это электронное устройство и принцип действия иной.

Во-вторых, и в-главных, РАПРИ — это так называемый «спотметр». Он реализует точечный экспозамер с углом восприятия менее 1°.

Точечный замер необходим в случае, если яркость ключевого элемента снимаемой сцены сильно отличается от яркости прочих элементов и общей яркости сцены.


Например, мы фотографируем человека в кадре, изобилующим тенями и источниками счета. Нам бы хотелось, чтобы именно лицо человека было экспонировано с оптимальной плотностью. Все прочие советские электронные экспонометры рассчитают экспозицию на основе средней яркости всей сцены, или какой-то части, но все равно довольно крупной части. Лицо будет экспонировано неверно.

Угол восприятия лучшего советского экспонометра Свердловск-4 – около 12х8° — радикально больше.

РАПРИ Э201 реализует именно точечный замер.

Есть у устройства еще несколько дополнительных функций, но мы традиционно рассмотрим только экспозамер при фотографировании. Конечно, поддерживается только метод отраженного света.

Данный экспонометр выпускался на московском заводе «Радиоприбор». Годы выпуска ориентировочно с 1989 по середину 90-х. Объем выпуска неизвестен.

Сейчас такие экспонометры встречаются сравнительно нечасто, хотя редким и ценным его назвать тоже нельзя.

Откуда взялся индекс 201 — очередная тайна советского фотопрома.


Продавалось устройство в картонной коробке. Чехла в комплекте не было. Это, конечно, серьезный минус.

Качество инструкции у моего экземпляра из разряда «обнять и плакать». Оберточная бумага и более чем средненькое качество печати.

Это при том, что устройство многофункциональное и очевидно, что может возникать потребность обращаться к инструкции не один раз.

Вот в этом весь советский фотопром. Довольно прорывное, к тому же не дешевое устройство и весьма плохая его периферия.

Устройство довольно крупное, но не тяжелое. Вес его 152 грамма с батарейками.

Качество исполнения неплохое, но очень четко чувствуется, что материалы и конструктив дешевле, чем устройство заслуживает. Все-таки уникальный электронно-оптический экспонометр у нас тут, «а не вот это вот все».

Вероятно, это максимум того, что могло предложить изначально оборонное предприятие.

Диапазоны исходных и рассчитываемых значений:

Чувствительность фотоматериала ГОСТ (ISO): от 1,6 до 400 единиц. Есть также шкала DIN.

Мой экземпляр выпущен в 1990 году и значения чувствительности уже под современный стандарт, в т.ч. 100, 200, 400 единиц.

Диафрагма: от f/1 до f/32

Выдержка при фотографировании: от 1/1000 секунды до 16 минут.

РАПРИ Э201 требует для работы 6 батареек РЦ-53. Для начала-середины 90-х это, конечно, уже атавизм. Может ли устройство корректно работать от более современных источников питания с иным вольтажом — неизвестно. Возможно, потребуется простая коррекция и не более того.

Теме подбора современных аналогов для советских батареек у меня посвящена отдельная статья.

Батарейки вкладываются в вынимаемый пенал. Чтобы его выдвинуть нужно нажать на круглую эмблему с другой стороны корпуса. Держится все просто на трении.


Схема устройства из журнала «Советское фото» №2 за 1990 год (источник — photohistory.ru)


Если вы не обратили внимания, то здесь я красными стрелками показал, как движется свет внутри устройства от переднего к заднему окуляру видоискателя.


Самое очевидное предположение — конечно о том, что свет просто проходит цилиндрическую часть насквозь. Но это совсем не так.

Что же… Наверное, более простого варианта реализации не было.

При более подробном изучении устройства понимаешь, что в бочке ожиданий супер-точных замеров присутствует ложка суровой действительности.

Дело в том, что в устройство по специальной шкале светлот требуется ввести величину передачи светлотных различий деталей объекта съемки. Грубо говоря, это коэффициент отражения света именно той поверхности, по которой мы проводим точечный замер.

Вы умеете определять эти коэффициенты налету? Я — нет.

Хорошая новость в том, что в инструкции приведено несколько соответствий шкалы и реальных объектов:

  • Глубокая тень
  • Уголь
  • Асфальт мокрый
  • Асфальт сухой
  • Средне серый
  • Лицо
  • Светлая одежда
  • Снег

Плохая новость в том, что действительно реальных объектов перечислено всего два: Лицо и Светлая одежда.

Я напомню, мы ведь проводим точечный замер. Поэтому вариант «Снег» означает не то, что наш объект на снежном фоне. Этот вариант означает, что мы фотографируем именно снег как главный элемент композиции.

Вы часто фотографируете снег? Я — нет.

По мне, перечень примеров, тем более что они в инструкции, где место не очень лимитировано, можно было бы серьезно расширить. Навскидку, не хватает вариантов «Зеленая листва», «Светлые облака», «Грозовые тучи».

А вот вариант «Лицо» можно было бы нанести в виде пиктограммки на само устройство. Конечно, этот вариант самый востребованный.


Если коэффициент отражения света для конкретного объекта вам неизвестен, инструкция предлагает использовать вариант «Средне серый». Он помечен специальным индексом – точкой.

Думаю, в большинстве случаев погрешность будет нематериальной.


В середине верхней цилиндрической части устройства находится несколько конец желтого цвета.

Ближнее к пользователю кольцо (на фото внизу) – неподвижное и на него нанесена шкала светлот.


Среднее кольцо свободно вращается. В задней его части находится шкала чувствительности, а в передней — шкала диафрагм.

Итак, первым делом нужно выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки напротив нужной части шкалы светлот.

В данном случае я выставил 64-ю пленку напротив варианта «Лицо». Это на 1 позицию правее маркера «Средне серый»

Нижняя часть корпуса устройства выполняет функцию рукоятки а-ля пистолетной.

За нее экспонометр нужно удерживать левой рукой. При этом под большой палец ложится клавиша включения. Нажимаем на клавишу (загорается контрольная лампа на левой стороне), подносим экспонометр к глазу и смотрим в видоискатель на объект съемки.

Картинка в видоискателе ОЧЕНЬ маленькая. Просто крошечная. Еще она тонирована оранжевым. Изображение видится монохромным.

На самом деле, разглядеть в видоискателе детали снимаемой сцены не всегда и просто.

Но зато дальше начинается самое интересное.


В середине видоискателя имеется круглое пятно. При нажатой клавише это пятно подсвечивается изнутри лампой за серым светофильтром. Яркость лампы меняется с поворотом дальнего от пользователя кольца. На этом кольце есть накатка по краю и нанесены выдержки.

Если повернуть кольцо в одну сторону до упора, точка в центре видоискателя будет совершенно черной.


Если до упора повернуть кольцо в другую сторону — лампа в центре будет гореть очень ярко.


Задача пользователя подобрать такое положение кольца, при котором точка в центре максимально сольется и будет неотличима по плотности от выбранного главного элемента снимаемой сцены.


Принцип понятен. Лампа, видимая через светофильтр становится равной по яркости элементу сцены. В оранжевом видоискателе картинка видится монохромной. Поэтому элементы снимаемой сцены отличаются от пятна в центре только яркостью. Если яркость одинаковая, пятно совершенно невидно на фоне нужного элемента.

За тем, как точка в видоискателе «исчезает» довольно интересно наблюдать. Выглядит вполне эффектно. Особенно для техники СССР 90-х годов.


После этого, на дальнем и среднем кольцах будут выстроены друг напротив друга корректные экспопары — выдержка + диафрагма.

В данном случае можно, например, выбрать 1/60 + f/2,8 и у меня будут хорошо проработаны листики на картине.

На сколько Э201 реально полезен массовому потребителю?

Сложно сказать. С одной стороны, любитель может избежать очевидных ошибок при съемке на фоне снега или в сумерках. Обычный экспонометр обязательно выберет ошибочную экспозицию. С другой, эти кейсы описаны в литературе. Если понимать в чем загвоздка и сделать пару дублей с экспосдвигом – все и так получится.

Стоило ли для этого покупать недешевое устройство и потом носить его с собой? Думаю, нет.

Скорее, это приспособление для достаточно узкого круга задач профессиональных (от слова “профессия”) фотографов. .

Вот такой занятный экспонометр РАПРИ Э201.

На этом у меня все. Удачи!



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *