Фотоэкспонометр ФЭКС-1 обзор и инструкция

Первые впечатления часто обманчивы.

Имея вполне заурядный внешний вид бумажного экспонометра, ФЭКС-1 является устройством более сложным и интересным.

ФЭКС-1 — это оптический экспонометр. ФЭКС расшифровывается как «ФотоЭкспонометр Клиновой Ступенчатый». В основе этого приспособления лежит оптический клин, т.е. прозрачная пластина с возрастающим от одного края к другому тонированием (затемнением).

Принципиально ФЭКС-1 близок к экспонометру ОПТЭК, в котором оптический клин тоже есть. Только выполнен ФЭКС-1 в формате бумажного конверта с вращающимся диском-калькулятором, что делает его похожим на представителей многочисленного семейства бумажных экспонометров. Например, на такой.

По правде говоря, еще пару месяцев назад я просто не знал о подобных экспонометрах. Потом совершенно случайно мое внимание почему-то привлекло объявление с ФЭКС-1.

Сейчас я знаю, что есть еще экспонометр на том же принципе КИВ-2. Фото с photohistory.ru. Но его мне пока не удалось раздобыть.

Судя по изображению, в КИВ-2 оптический клин имеет плавно изменяющееся затемнение. У ФЭКС-1 клин дискретный, ступенчатый, что и отражено в названии.

Фотоэкспонометр ФЭКС-1

Экспонометр ФЭКС-1 выпускался в Москве в 60-70-х годах артелью (артелями) «Художник» имени Героя Советского Союза Доватора
(Горпромсовет Горхудожсоюз), «25 лет Октября», «Красный Октябрь».

Устроен ФЭКС-1 несложно. Он состоит из картонной обложки, внутри которой вращается картонный же диск.

Темное пятно в центре — это не заклепка. Внутренний диск имеет меньший диаметр и ось его вращения вместе с заклепкой смещена выше.

А в центре конверта видно одно из круглых окошек в центральном диске, в которые вклеены кусочки тонированной пленки. Всего окошек пять. Тонирование имеет неодинаковую плотность. Все вместе это и есть ступенчатый оптический клин.

Над окошком в круглой прорези показан его номер. Первое окошко имеет наименьшую плотность тонирования, пятое — наибольшую.


Таблицы нанесены на экспонометр с двух сторон. Одна сторона для дневного света, вторая — для искусственного.
Определение экспозиции при искусственном свете происходит точно так же, как и при дневном. Но используются в этом случае только окошки с номерами 2, 3, 4.

Площадь внешнего конверта поделена на сектора. На пять или на три в зависимости от стороны.

Сектора пронумерованы. Номера нанесены на внутреннюю окружность. В каждом секторе по внешней дуге отложены значения чувствительности пленки в единицах ГОСТ от 11 до 250 в пяти интервалах, а по левой стороне — диафрагмы от f1.5 до f16.

На пересечении чувствительности и диафрагмы находится рекомендованная выдержка.

Пользоваться ФЭКС-1 очень просто. Пример для дневного света.

Вначале нужно выставить первое окошко, поднести экспонометр к глазу и смотреть на сцену съемки через пленку в окошке.

Экспонометр нужно держать как можно ближе, так, чтобы посторонняя засветка не влияла на чувствительность глаза.

Далее, нужно вращать внутренний диск по часовой стрелке, меняя окошки перед глазом до тех пор, пока в тенях снимаемой сцены не пропадут детали.

Если детали в тенях перестали различаться, значит нужное окошко выбрано. Смотрим на его номер в круглом вырезе конверта над окошком, а потом ищем сектор с этим номером.


В секторе выбираем один из интервалов чувствительности, в который попадает заряженная в аппарат пленка.

Сочетания выдержек под интервалом чувствительности и диафрагм в левом столбике сектора — это рекомендованные экспопары. Выбираем любую на одном уровне и переносим в аппарат.

На сколько ФЭКС-1 эффективен?

Вот, неоднозначное мнение у меня сложилось.

Теоретически, непосредственный визуальный контроль деталей в тенях, можно с некоторой натяжкой приравнять к spot-замеру.

Это может позволить более верно оценить экспозицию в сложной ситуации типа «съемка ярким днем, но объект в тени».

Практически, то, что видно через окошки мне показалось недостаточным для нужной оценки деталей.

Привожу пример снимка через первое окошко. Погода на улице — сентябрь, середина дня, легкая облачность.

Или время не пощадило пленку в окошках и они помутнели или точность устройства изначально оставляла желать лучшего.

В 60-70-х годах в конкурентах у ФЭКС-1 был ОПТЭК, и, по крайней мере, Ленинград-2. Плюс, немалый зоопарк бумажных табличных экспонометров.

Предположу, что против Ленинград-2 и ОПТЭК герой этого обзора основательно выигрывал в цене.

А против табличных экспонометров — простотой калькуляции и, теоретически, — точностью.

В общем, у ФЭКС-1 была, таки, своя ниша.

Правда, большого распространения экспонометры типа ФЭКС-1 и КИВ-2 все же не получили. Это, скорее всего, значит, что ниша эта была не столь очевидна.

На этом у меня все. Удачи!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

А еще у нас открылся форум! Присоединяйтесь!


 

 

Инструкция:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.