Фотоэкспонометр ФЭКС-1 обзор и инструкция



Первые впечатления часто обманчивы.

Имея вполне заурядный внешний вид бумажного экспонометра, ФЭКС-1 является устройством более сложным и интересным.

ФЭКС-1 — это оптический экспонометр. ФЭКС расшифровывается как «ФотоЭкспонометр Клиновой Ступенчатый». В основе этого приспособления лежит оптический клин, т.е. прозрачная пластина с возрастающим от одного края к другому тонированием (затемнением).

Принципиально ФЭКС-1 близок к экспонометру ОПТЭК, в котором оптический клин тоже есть. Только выполнен ФЭКС-1 в формате бумажного конверта с вращающимся диском-калькулятором, что делает его похожим на представителей многочисленного семейства бумажных экспонометров. Например, на такой.

По правде говоря, еще пару месяцев назад я просто не знал о подобных экспонометрах. Потом совершенно случайно мое внимание почему-то привлекло объявление с ФЭКС-1.

Сейчас я знаю, что есть еще экспонометр на том же принципе КИВ-2. Фото с photohistory.ru. Но его мне пока не удалось раздобыть.

Судя по изображению, в КИВ-2 оптический клин имеет плавно изменяющееся затемнение. У ФЭКС-1 клин дискретный, ступенчатый, что и отражено в названии.

Фотоэкспонометр ФЭКС-1

Экспонометр ФЭКС-1 выпускался в Москве в 60-70-х годах артелью (артелями) «Художник» имени Героя Советского Союза Доватора
(Горпромсовет Горхудожсоюз), «25 лет Октября», «Красный Октябрь».

Устроен ФЭКС-1 несложно. Он состоит из картонной обложки, внутри которой вращается картонный же диск.

Темное пятно в центре — это не заклепка. Внутренний диск имеет меньший диаметр и ось его вращения вместе с заклепкой смещена выше.

А в центре конверта видно одно из круглых окошек в центральном диске, в которые вклеены кусочки тонированной пленки. Всего окошек пять. Тонирование имеет неодинаковую плотность. Все вместе это и есть ступенчатый оптический клин.


Над окошком в круглой прорези показан его номер. Первое окошко имеет наименьшую плотность тонирования, пятое — наибольшую.


Таблицы нанесены на экспонометр с двух сторон. Одна сторона для дневного света, вторая — для искусственного.
Определение экспозиции при искусственном свете происходит точно так же, как и при дневном. Но используются в этом случае только окошки с номерами 2, 3, 4.

Площадь внешнего конверта поделена на сектора. На пять или на три в зависимости от стороны.

Сектора пронумерованы. Номера нанесены на внутреннюю окружность. В каждом секторе по внешней дуге отложены значения чувствительности пленки в единицах ГОСТ от 11 до 250 в пяти интервалах, а по левой стороне — диафрагмы от f1.5 до f16.

На пересечении чувствительности и диафрагмы находится рекомендованная выдержка.

Пользоваться ФЭКС-1 очень просто. Пример для дневного света.

Вначале нужно выставить первое окошко, поднести экспонометр к глазу и смотреть на сцену съемки через пленку в окошке.

Экспонометр нужно держать как можно ближе, так, чтобы посторонняя засветка не влияла на чувствительность глаза.

Далее, нужно вращать внутренний диск по часовой стрелке, меняя окошки перед глазом до тех пор, пока в тенях снимаемой сцены не пропадут детали.

Если детали в тенях перестали различаться, значит нужное окошко выбрано. Смотрим на его номер в круглом вырезе конверта над окошком, а потом ищем сектор с этим номером.


В секторе выбираем один из интервалов чувствительности, в который попадает заряженная в аппарат пленка.

Сочетания выдержек под интервалом чувствительности и диафрагм в левом столбике сектора — это рекомендованные экспопары. Выбираем любую на одном уровне и переносим в аппарат.

На сколько ФЭКС-1 эффективен?

Вот, неоднозначное мнение у меня сложилось.

Теоретически, непосредственный визуальный контроль деталей в тенях, можно с некоторой натяжкой приравнять к spot-замеру.

Это может позволить более верно оценить экспозицию в сложной ситуации типа «съемка ярким днем, но объект в тени».

Практически, то, что видно через окошки мне показалось недостаточным для нужной оценки деталей.

Привожу пример снимка через первое окошко. Погода на улице — сентябрь, середина дня, легкая облачность.

Или время не пощадило пленку в окошках и они помутнели или точность устройства изначально оставляла желать лучшего.

В 60-70-х годах в конкурентах у ФЭКС-1 был ОПТЭК, и, по крайней мере, Ленинград-2. Плюс, немалый зоопарк бумажных табличных экспонометров.

Предположу, что против Ленинград-2 и ОПТЭК герой этого обзора основательно выигрывал в цене.

А против табличных экспонометров — простотой калькуляции и, теоретически, — точностью.

В общем, у ФЭКС-1 была, таки, своя ниша.

Правда, большого распространения экспонометры типа ФЭКС-1 и КИВ-2 все же не получили. Это, скорее всего, значит, что ниша эта была не столь очевидна.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:


Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Фёдор:

    У меня есть КИВ-2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *