Фотоэкспонометр ОПТЭК обзор и инструкция


Сегодня мы рассмотрим очень интересное устройство — экспонометр ОПТЭК.

“ОПТЭК” означает ОПТический ЭКспонометр.

В устройстве нет вообще ничего электрического. Уровень света определяется, фактически, на глаз. Тем не менее, точность расчета экспозиции — весьма высока.

Впервые попробовав ОПТЭК в работе так и хочется сказать «Да ладно?!»

Но обо всем по порядку.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Фотоэкспонометр ОПТЭК

ОПТЭК выпускался в 60-70 годах. Начиналось его производство на ЛОМО, потом ОПТЭК стали производить еще на нескольких предприятиях.

Мой экземпляр выпущен на Загорском оптико-механическом заводе (ЗОМЗ).

По форме устройство представляет собой эдакий кирпичик классических для советских экспонометров пропорций.

А вот по размеру, это, видимо, самый компактный экспонометр из всех советских. Размер самого длинного ребра корпуса всего 6 см. Вес устройства 35 грамм.

Корпус моего экземпляра бакелитовый!!!

На переднем торце экспонометра расположено узкое окошко светоприемника, забранное белым матовым стеклом.

Подчеркиваю, стеклом!

На верхней стороне — калькулятор экспозиции со вращающимся диском, и ближе к фотографу — узкая белая дверца.

Собственно, — все. Иных органов управления на ОПТЭК нету.

Рассмотрим калькулятор.

Передняя его часть — неподвижна и содержит числа диафрагм от f2 до f22.

Во вращающийся диск вписаны 4 кольца. Самое ближнее к центру кольцо содержит 5 распространенных на то время вариантов чувствительности пленки: 11, 22, 45, 90, 180 единиц. Каждый вариант чувствительности вписан в свой сектор, радиусы которого проходят через все кольца.

Прочие 3 кольца содержат значения выдержек. Колец три потому, что выдержки приведены для трех вариантов интенсивности освещения: «Солнечно», «Пасмурно», «В помещении».

Как работать с экспонометром?

1. Направляем ОПТЭК на объект фотографирования.

2. Открываем белую дверцу, которая сверху, и заглядываем в нее, держа устройство на некотором отдалении от глаз.

За дверцей расположено наклонное зеркало в котором видны числа.

Свет, попадая в корпус экспонометра через матовый светоприемник на переднем торце, далее проходит внутри корпуса через прозрачную пластину, на которую нанесены числа диафрагм.

Пластина эта имеет неодинаковую прозрачность. Слева, в районе f2 пластина максимально прозрачна. Справа, там где f22 — она сильно тонирована и имеет минимальную прозрачность.



Далее, наклонное зеркало меняет направление потока света и показывает цифры фотографу, который смотрит в устройство сверху.

3. Нужно просматривая на зеркале числа диафрагм слева направо, выбрать то число, которое все еще можно разглядеть.

Последнее из тех, что видны. Это число нужно запомнить.


4. Далее, переводим взгляд на калькулятор, и вращая диск совмещаем сектор с чувствительностью пленки в аппарате с тем числом диафрагмы на неподвижной шкале калькулятора, которое увидели за дверцей и запомнили.

5. Сейчас мы имеем множество секторов, в каждом из которых имеется диафрагма и целых 3 выдержки. Но нужно выбрать только одну.

Для этого смотрим на подписи на кольцах с выдержками. Нам нужно то, описание которого больше соответствует реальной ситуации вокруг. Например, если погода пасмурная, нам нужно второе кольцо и выдержки только на нем.

6. Собственно, все. После выбора кольца у нас имеются несколько совпавших диафрагм и выдержек. Каждое из совпадений является корректной экспопарой.

При прочтении этого может возникнуть вопрос — зачем выбирать кольцо с описанием погоды, если мы измеряем ФАКТИЧЕСКУЮ освещенность?

Моя догадка такова: Человеческий глаз — прибор сложный и умеет подстраиваться под уровень освещения. На ярком свету чувствительность падает, в полумраке — повышается.

Картинку одной и той же фактической яркости в разных условиях мы или увидим отчетливо или разглядеть не сможем — слишком ярко вокруг будет.

Выбирая кольцо с уровнем освещенности, мы неявно, вносим в расчет экспозиции поправку на текущий уровень чувствительности наших глаз к свету (!!!).

Работает ли это?

Да, удивительно, но работает. Не без накладок, конечно.

Естественно, самый большой затык там, где нужно выбрать кольцо.

Варианта всего три, а ситуаций бывает масса. Всякие там «Солнечно, но……..» или «в помещении, однако……..» — нужно как-то суметь правильно интерпретировать, а для этого нужен опыт обращения с устройством.

Но в более канонических случаях — все работает как часы.



Привожу пример.

Сфотографировать работу ОПТЭК, на самом деле не очень то и просто. Фотоаппарат в отличии от человеческого глаза приспосабливается к освещению мгновенно и потому норовит «увидеть» на зеркале сразу все цифры.

Я проводил эксперимент в условиях, которые можно охарактеризовать как «пасмурно». Cнимок картинки на зеркале, наиболее близкой к тому, что я видел своими глазами – на фото выше. Я f8 не видел совсем, аппарат немного разглядел.

Допустим, у меня 90-я пленка. Совмещаем 90 на внутреннем кольце с 5,6 на неподвижной шкале. Берем среднее кольцо с выдержками, на котором написано «Пасмурная погода».

Видим, что при f5,6 рекомендуется выдержка 1/25. А, например, при f2,8 — нужно поставить 1/100.


А вот что по этому поводу думает мой D800. Мнения практически совпали.

Невероятно, но факт!


Вот такая удивительная штуковина этот ОПТЭК.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Инструкция:


Вам может также понравиться...

комментария 3

  1. goodbyelicence:

    Любопытно, что есть еще как минимум один вариант этого прибора, отличавшийся оформлением вращающегося диска, у меня именно такой. У него: а) в самом малом кольце вместо значений чувствительности пленки – ничего, кольцо совсем пустое; 2) один из секторов с выдержками (где 50-10-2) выделен черным цветом, т.е. цифры светлые на черном фоне; 3) в центральном круге на черной пластмассе вместо эмблемы завода надпись “ЧУВСТ 45”. Инструкции у меня не было, но интуитивно догадался: выделенный сектор соответствует чувствительности 45 ед.ГОСТ, о чем напоминает надпись. Соответственно, сектора справа от него это 22 и 11, а сектора слева – 90, 180, 350 и 700 (стандартные значения светочувствительности того времени подглядел на старом “Ленинграде”). Классная вещь, примитив примитивнейший, а возможности больше, чем у селенового экспонометра. В помещении при свете люстры селену верить уже нельзя, а этот дает корректные значения! И еще, если позволите, пара уточнений: 1) прибор выпускался, скорее всего, не в 60-70-х, а в 50-х, возможно до 1960-61 г., если судить по значениям светочувствительности и ряду выдержек; 2) ряд значений диафрагмы, который виден в наклонном зеркале заканчивается не на f22, а на f16 (так, кстати, и в приведенной инструкции написано), больше там места нет.

  2. Виктор:

    Три верхних картинки не отображаются, хотя по ссылкам большие открываются

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *