Фотоэкспонометр МКИП ЭП-4 обзор


У меня уже есть обзор экспонометра МКИП — это была модель ЭП-3.

Сейчас мне удалось добыть ЭП-4. Оба варианта — весьма редкие устройства сейчас. Собрать пару — это неплохой результат.

Интересно, что о гипотетических ЭП-1 и ЭП-2 мне не удалось найти никаких упоминаний. Возможно, их просто не было. Возможно, это были специализированные штучные изделия для науки или военных.

Разработан экспонометр в НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут, создан в 1929 году в Москве).

Выпускалось устройство силами МКИП (Мастерские контрольно-измерительных приборов, Москва). С 1956 года МКИП в составе МКБК (Московского конструкторского бюро киноаппаратуры).

Думаю, не стоит пояснять, что в СССР специализированное кино- фото- НИИ занималось в первую очередь не товарами народного потребления.

Экспонометры МКИП считаются профессиональными приборами. Отчасти потому, что вначале 50-х любое электронное устройство для фотографии — по умолчанию было профессиональным. Любители пользовались бумажными экспонометрами.

Но на несколько необычных свойств экспонометра мы все-таки обратим внимание ниже. Я полагаю, что принадлежность к профессиональному оборудованию — это не пустая формальность.

Кстати, я нигде не встречал расшифровки буквосочетания “ЭП”. Ну, “Э” – это понятно, экспонометр. А что значит “П”? Может как раз “профессиональный”? Хотя мне этот вариант видится маловероятным, на самом деле.

Модель ЭП-3, судя по всему, выпускалась в 1951-1952 годах.

С героем обзора ЭП-4 проще. Годы выпуска гравировались на корпусах. Мой экземпляр датирован 1953-м годом и имеет номер 1109. На сайте Георгия Абрамова представлены фото с гравировками 1953, 54 и 55 годов. Причем, на одном из фото на устройстве 1953-го года очень маленький номер — 246.


По фото логично предположить, что модель ЭП-4 выпускалась в 1953-55 годах и объем выпуска составил до 2,5 тыс. экз. Это гипотеза.

Рассмотрим само устройство.

Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Спонсоров и Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.


Экспонометр МКИП ЭП-4

ЭП-4 — это прямой потомок 3-й модели. Вся логика осталась неизменной, но конструкторы хорошо поработали над улучшением эргономики.

Устройство стало компактнее и легче, хотя под бакелитовыми покровами корпуса явно много металла.


Корпус по-прежнему состоит из двух частей, которые могут поворачиваться относительно друг друга. Так, светоприемник можно повернуть на сторону калькулятора (для замера освещенности) или на противоположную сторону (для замера яркости). Или вообще, направить в бок (чтобы выставить из-за угла, почему бы и нет).

Часть корпуса со светоприемником будем считать верхней. На верхней части закреплены две откидные насадки.

Одна насадка — из небольших линз, расположенных в виде сот — для замера яркости. Эта насадка сужает угол охвата фотоэлемента до 45 градусов.


Вторая насадка — с матовым стеклом — для замера освещенности.

Насадки закреплены на верхнем торце устройства в поворотном механизме. Используемая в данный момент насадка прикрывает светоприемник, а вторая — просто зафиксирована с обратной стороны.


Вполне просто и рационально. У ЭП-3 насадки были съёмными и это банально приводило к потере, что и демонстрирует пример моего экземпляра.

Конструкцию ЭП-4 изменили по принципу «все свое ношу с собой».

Чтобы сменить насаду нужно отвести плоский металлический рычажок (видно на фото) к противоположной стороне устройства. Фиксаторы освободятся и пружины немного откинут насадки.

Далее их нужно повернуть нужной стороной и прижать для защелкивания фиксатора.

Для измерения малых яркостей предусмотрен режим замера без насадок и с полностью открытой диафрагмой. В этом случае угол охвата фотоэлемента в шахте ограничен примерно 100 градусами.


В данном режиме насадки располагают по бокам устройства и они удерживается пружинами под некоторым углом. На старых фото с низким качеством мне всегда было интересно, что это за усы.

Уже упоминал диафрагму.

Для расширения диапазона измерений экспонометры МКИП снабжены диафрагмой перед шахтой фотоэлемента. К сожалению, мне диапазон изменения яркостей от 35–50 до 140–200 апостильб ни о чем не говорит. Но рискну предположить, что данный диапазон несколько шире традиционных любительских задач.

Управление диафрагмой у ЭП-4 реализовано более удобно — через небольшое колесико с накаткой. На колесике нанесены коэффициенты кратности от 1 до 200.


Т.е. с помощью диафрагмы можно снизить световой поток вплоть до 200 раз.

Колесико фиксируется со щелчком на значениях коэффициентов 1, 2, 10, 20, 50, 200.

На нижней части экспонометра находится шкала гальванометра и вращающийся калькулятор экспозиции.

По шкале за стеклом ходит стрелка. Шкала размечена числами от 1 до 10.

Цифру, на которую указывает стрелка необходимо умножить на коэффициент кратности, соответствующий степени открытости диафрагмы. Так получится условная интенсивность света.

На левом торце устройства, рядом с поводком, освобождающим насадки, есть небольшая черная кнопка, при нажатии которой стрелка гальванометра фиксируется на текущей величине. Так, можно произвести замер из положения, в котором неудобно смотреть на шкалу. Потом зафиксировать стрелку и уже повернув устройство нужной стороной и посмотреть на шкалу.

Переходим к калькулятору. Тут все в целом похоже на ЭП-3.

Есть 3 диска. От внутреннего к внешнему это:

I. Неподвижный. Шкала диафрагм f1–f45 в верхней части и индексы типов замера (яркость, малая яркость, освещенность) — в нижней.

II. Подвижный. Шкала выдержек от 1/5000 секунды до 2-х минут в верхней части и поводок-селектор чувствительности.

III. Подвижный. Шкала чувствительности о 4 до 2000 единиц ГОСТ сверху и шкала условной интенсивности света от 0,25 до 2000 попугаев — снизу.

Верхний диск калькулятора прикрыт круглой пластиковой пластиной чисто декоративного характера.

Тут, если вы не обратили внимание, хочу акцентироваться на некоторых величинах, нанесенных на калькулятор.

Ну, f1 и f45 — это, хотя и экстремально, но не выходит за рамки разумного.

А как вам выдержка в 1/5000, например? Или чувствительность в 2000 единиц ГОСТ. 1953-й год, на секундочку.

Даже если предположить, что крайние 1-2 стопа на шкалах сделаны просто, чтобы понимать, насколько мы отклонимся от замера, упершись в границу ТТХ своей аппаратуры, все равно — шкалы избыточны для классического фото.

Предполагаю, что экспонометр использовался также (в основном?) для научных (в т.ч. военных) целей, где:

а) снимаемые сцены могут иметь огромный разброс по интенсивности света;
б) узкоспециализированное съемочное оборудование и фотоматериалы могут быть заточенными под конкретные нестандартные задачи и обладать экстремальными характеристиками.

Вот как-то так.

Порядок действий при работе с экспонометром.


Предположим, мы измеряем яркость. В этом случае на светоприемник надевается ячеистый фильтр.

1. Допустим, при открытой диафрагме стрелка гальванометра зашкалила. Начинаем прикрывать диафрагму. Аналогично при к-те = 2. При повороте колесика на к-т = 10 стрелка встала посреди шкалы. Это устраивает.

2. Смотрим на шкалу. К сожалению, у моего экземпляра стрелка уже не шевелится. Представим, что стрелка указывает на число 5.

3. Число 5 нужно умножить на к-т 10, соответствующий примененной диафрагме. Получается 50. Это — интенсивность света в уловных величинах.

4. Вращая внешний (III) диск смотрим на нижние шкалы и выставляем 50 напротив индекса «яркость» на внутреннем диске (I) .

Обратите внимание на то, что первоначальные индексы, нанесенные заводским способом — подправлены вручную. От индексов в сторону вручную прочерчены линии – указатели. Думаю, это делалась при ручной индивидуальной юстировке экспонометров.

5. Вращая средний (II) диск ловим чувствительность на внешнем (III) диске в рамку. Допустим, у нас 65 единиц ГОСТ.

6. Все. В верхней части I и II дисков выстроились экспопары. Например, сейчас можно снимать при f5.6 и 1/200.

Экспонометр МКИП ЭП-4 комплектовался кожаным футляром на молнии. По сравнению с ЭП-3 футляр стал компактнее. Однако, при этом исчезла возможность использовать устройство с частично снятым футляром.

В целом использование экспонометра МКИП ЭП-4 нахожу удобным. Все органы управления хорошо продуманы. Качество сборки на высоте. Габариты не так уж сильно превышают привычные для подобных устройств величины.

На этом у меня все про это невероятно интересное устройство. Удачи!

Инструкция (пока не найдена)


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.