Табличный экспонометр



Табличный экспонометр Комбинат ГУМП Ленгорисполкома Дзержинского райсовета

P8074349В СССР выпускался с десяток видов табличных экспонометров, так что представленная модель — только одна из, так сказать.

Табличный экспонометр, это, по сути, таблица, изображенная на картоне или ином материале. В таблице перечислены различные факторы, влияющие на экспозицию и сами составляющие экспозиции – шкалы выдержек и диафрагм.

Ориентируясь в ситуации (погодные условия, сюжет съемки, применение фильтров и вспышек и т.д.), фотограф находит в таблице нужные позиции и считывает там рекомендации по параметрам съемки.

Как правило, табличные экспонометры снабжались вращающимися или сдвижными элементами, облегчающими поиск.

Представленная в обзоре модель, по косвенным данным, выпускалась в начале 50-х, но вообще выпуск табличных экспонометров был и в 60-70 годах, т.е. тогда, когда существовали уже и аппараты с TTL замером.

Простота и дешевизна — это очень важные параметры для Советской действительности.

Были ли табличные экспонометры приемлемо точны?

У нас будет возможность это проверить.

P8074352P8074353Представленное в обзоре устройство представляет собой двуслойную картонную обложку, внутри которой на металлической заклепке вращается картонный же диск с зубчиками по краю.

На диск нанесены различные параметры, которые видны через специальные прорези-окошки в обложке. При вращении диска цифры в окошках меняются.

На самой обложке также нанесены шкалы с параметрами. С помощью вращения диска можно сопоставлять значения на подвижных (на диске) и неподвижных (на обложке) шкалах.

Как пользоваться экспонометром?

Вначале я думал, что механика будет аналогична той, что применялась на Смене-8М. Т.е. диафрагма будет прямо привязана к чувствительности, а выдержка к нескольким символам погоды, — а-ля «Ясно», «Облачно» и т.д.

Оказалось все куда сложнее.

Итак, экспонометр имеет две стороны. Одна – для дневного света, вторая — для искусственного.

Дневной свет.

Первым делом смотрим на прямоугольную табличку. Она в третьей четверти сверху.

В таблице строки соответствуют месяцам. По два месяца на строку. Один указал слева, второй справа.

Слайд1На каждой строке в колонках указаны интервалы времени суток. Интервалы разбросаны по таблице так, что чем светлее в это время суток, тем правее данный интервал в таблице.

Например, для января и декабря (первая строка), 10 и 14 часов соответствуют первой колонке, а интервал с 11 до 13 включительно — второй колонке.

Обратите внимание, что в разных месяцах одно и то же время попадает в разные колонки. Так, в декабре и январе 10 часов приходится на первую колонку.

В феврале и ноябре — во вторую.

В марте и октябре — в третью и т.д.


Это потому, что в феврале в 10 часов светлее, чем в январе, а в марте – светлее, чем в феврале.

Примечательно, что, например, в январе и декабре экспонометр не даст никаких рекомендаций для времени суток ранее 10 утра и позднее 14. Слишком темно по мнению расчетчиков.

В целом, таблица описывает высоту солнца в заданное время в динамике в течение года. Чем выше поднимается солнце, тем больше оно дает света. В течение суток максимально солнце поднимается в полдень. А в течение года — в июне и в июле.

Естественно, высота солнца зависит от географической широты местности. Поэтому, на экспонометре честно указано, что он рассчитан для широт Ленинград – Киев.

Итак, зная месяц и время съемки, мы определяем колонку в таблице. Атмосферные явления пока игнорируются. До них очередь дойдет.

Далее вращая диск нужно выбрать в нижней его части сюжет съемки и сопоставить выбранный сюжет с выбранной ранее колонкой.

Сюжеты предлагаются следующие:

— Облака, снег, морская даль;
— Снег и пляж с передним планом;
— Пейзаж без переднего плана
— Пейзаж с передним планом, светлые улицы;
— Портреты и группы на воздухе;
— Люди под деревьями, темные улицы
— В лесу;
— В комнате у окна;
— В комнате 1 м у окна;
— В комнате 2 м от окна.

Выбор сюжета позволяет скорректировать чисто астрономическую светимость солнца на тот фактор, какая часть этого света попадет в кадр.

Как видим, перечислено немало сюжетов, в том числе те, которые создают традиционно сложности для экспонометров. Например, снег или тень под деревьями.

Но состояние атмосферы все еще не учтено.

P8074358Далее, в самом верху диска нужно выбрать чувствительность заряженной в аппарат пленки. Чувствительность предлагается выбрать в диапазоне 8-250 единиц ГОСТ.

Помимо единиц ГОСТ предлагается шкала в DIN и в единицах, которые применялись в СССР до введения ГОСТ — в «Х и Д».

Выбрав чувствительность пленки нужно зацепить ногтем треугольный вырез, указывающий на число и провернуть диск вправо до упора.

Так вводится корректировка на тип пленки.

Вот теперь настала очередь погоды. Под шкалами чувствительности есть две дополнительные шкалы для корректировок экспозиции. Первая — отвечает за погоду. Предлагаются следующие варианты:

— Очень пасмурно;
— Пасмурно;
— Солнце в облаках;
— Безоблачно.

Технология та же. Цепляем ногтем треугольный вырез над соответствующим значением и проворачиваем диск вправо до упора. Для варианта «Безоблачно» — диск уже в нужном положении, поворачивать его не нужно.

Вот теперь состояние погоды тоже учтено!


Если объектив со светофильтром, его плотность можно учесть с помощью второй корректировочной шкалы.

Тут все то же самое.

20170812_202946Все! В нижней части диска, ближе к середине имеются шкалы выдержек и диафрагм. Диафрагмы нанесены на обложку и неподвижны. Выдержки — на диске и видны в прорези обложки. За счет того, что мы вращали диск, внося корректировки, сейчас напротив чисел диафрагм выстроились рекомендованные выдержки с учетом всех факторов.

Любая из совпадающих комбинаций — это корректная экспопара.

Как видим, все несложно и при этом количество учитываемых факторов – достаточно велико. Насколько точно все это работает?

Тест 1.

P8064188Дело происходило в августе в 15-20. За окном такая вот погода. Сюжет я выбрал «Пейзаж без переднего плана». Пленку — 130 единиц. Погоду оценил как «Безоблачно».

Экспонометр для диафрагмы f5,6 рекомендует выдержку 500.

Проверяем.

20170809_152210На своем Nikon объектив перевел в ФР 50 мм. Выставил чувствительность 125 единиц. Поймал в центр кадра серый дом напротив. Неба в кадре совсем немного, но есть. Попадает также темная зелень. Диафрагма — 5,6.

Nikon выбрал выдержку 500. Совпадает!


Тест 2

20170811_084705Тот же август, но 8-30 утра. Вот что за окном. Я полагаю, что это «Пасмурно». Сюжет тот же — «Пейзаж без переднего плана». Пленка — 130 единиц.

Экспонометр для диафрагмы f5,6 рекомендует выдержку 125.


20170811_084945На цифрозеркалке установки те же. Она ставит аналогично 125. Снова совпадает.

Тест 3

20170811_085603Съемка в помещении. Такой вот незамысловатый натюрморт. Август, 8-40 утра, на улице все еще «Пасмурно». Сюжет — «В комнате 1 м у окна».

Экспонометр для диафрагмы f5,6 рекомендует выдержку 2.


20170811_085654Nikon, глядя на все это дело, ставит 4. Погрешность в один стоп. Для пленки — более чем допустимая погрешность. Можно считать, что снова попали.

Я не ставил задачей полноценную проверку точности расчета данного табличного экспонометра. Месяца через три обязательно проведу еще пару тестов, а пока, думаю, достаточно того, что уже проделано.

Проверить обратную сторону (искусственный свет) я не могу по банальной причине. У меня нет дома ламп накаливания. А корректно перевести мощность светодиодных ламп в мощность ламп накаливания я не умею.

Да и что-то мне подсказывает (чисто интуитивно), что КПД современных ламп накаливания в видимом спектре — повыше будет, чем в 50-х.

20170812_203143Иначе, чем объяснить, что шкала начинается от 100 ватт? У меня пока были лампы накаливания — их мощность была до 60 ватт, даже если в светильнике одна лампа.

Прибор вроде для индивидуального использования, а максимальная мощность в шкале 1000 ватт. Это чего за монстр такой?

В общем, для этой стороны обойдемся теорией.

Первым делом, нужно вращая диск сопоставить расстояние от лампы до объекта съемки с чувствительностью пленки. Это все внизу диска.

20170812_203102Интересно, что шкал чувствительности две — для пленки Ортохром и Панхром. Шкалы смещены относительно друг друга.

Там, где Панхрому достаточно 65 единиц, там Ортохрому нужно 130.

Все это потому, что пленка Панхром была чувствительна ко всему видимому спектру, а Ортохром — к сине-фиолетовой и жёлто-зелёной частям.

В свете лампы накаливания преобладает красно-желтая часть спектра, поэтому, пленка Ортохром требовалась большей чувствительности.


Далее, в верхней части диска ищем мощность лампы, цепляем вырез и проворачиваем диск вправо до упора.

Далее вводится еще две поправки.

Первая — на светоотражение объекта съемки. Можно выбрать окрас объекта: темный, средний или светлый.

Вторая — на тип светильника: со светорассеивающим экраном, без рефлектора и с рефлектором.

Есть еще вариант расчета с применением магниевой вспышки, но за полной непонятностью данного примера современным пользователям (мне в первую очередь), — описывать этот расчет не буду.

Подведем итог.

Ясно, что устройство такого типа физически не может давать точный расчет под каждую жизненную ситуацию, число которым миллион.

Тем не менее, видно, что, ну ладно, не в 100, но, скажем, в 80% случаев — рекомендации прибора были достаточно точны. А там, где фотограф сомневается — можно ведь делать дубль кадра с иной экспозицией.

Поэтому дифирамбы табличным экспонометрам петь не будем, но отнесемся к устройству, которому, между делом, более 60 лет, — с уважением.

Оно вполне работает. И работает неплохо. К тому же оно переживет мой Nikon и будет точно также хорошо работать лет, эдак, через 100.

На этой оптимистической ноте я завершаю, всем удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. Аноним:

    Такие (похожие) и 80-е годы продавались. У самого был – а откуда школьнику взять деньги на электронный?

    Насчёт ламп – одной 60-ти ваттной (даже самой современной) для съёмок в помещении маловато. Ну, а 1000 ватт – это, вероятно, какой-нибудь сценический прожектор в школьном актовом зале. Обычное дело.

  2. Сергей:

    Вам прислать инструкцию к этому экспонометру?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *