Фотоаппарат Зенит-15М (БелОМО) обзор и инструкция



Зенит-15М — это белорусский постсоветский зеркальный фотоаппарат. Выпускался он в 90-х годах.

Все знают, что многие камеры, изначально разработанные на КМЗ, спустя некоторое время, передавались на оптико-механический завод в белорусском городе Вилейка. Завод этот входил в состав БелОМО и даже был назван без особых затей — «Зенит».

На «Зенит» передавались модели не самые новые и не самые сложные. Зато, с отработанным уже технологическим процессом. Красногорские специалисты помогали налаживать производство.

Таким образом, увеличивалось производство недорогой зеркальной фототехники, которая в СССР всегда была дефицитна.

Первым примером такой кооперации с КМЗ может служить Зенит-Е. На КМЗ этот аппарат начали выпускать в 1965-м, а на БелОМО — в 1973-75 годах.

Аналогичным образом передавались такие модели как Зенит-11, Зенит-ЕТ, Зенит-TTL.

Впрочем, кооперация-кооперацией, но и конкуренция между советскими предприятиями тоже была всегда. Делились технологиями заводы таки неохотно. Команды на передачу документации шли «сверху».

Большинство переданных на БелОМО моделей зеркалок имели селеновый несопряженный экспонометр. Массово выпускаемые на заводе «Зенит» камеры относились все-таки к классу аппаратов начального уровня.

К 1990-му, перед развалом СССР, из указанных выше моделей на БелОМО массово продолжал выпускаться, думаю, только Зенит-ЕТ. Даже Зенит-TTL, который на БелОМО мог также выходить под названием Зенит-15, к началу 90-х был почему-то свернут, причем, давно — в 1985-м, судя по всему.

Зенит-ЕТ — это был уже совершенно устаревший аппарат, конечно. В сегменте зеркалок начального уровня давно уже стали обязательной нормой TTL замер и светодиоды в видоискателе.

Зенит-12сд на КМЗ выпускался с 1983 года, а в 1990-м вышел уже Зенит-122.

Передавалась ли документация на 12-ю серию от КМЗ на БелОМО — точно неизвестно. На историческом сайте КМЗ такая возможность допускается.

Тем не менее, до распада СССР аппараты 12-й серии на БелОМО не производили.

К концу 80-х заводу «Зенит» был нужен более современный аппарат, и там освоили выпуск зеркалок, близких, по сути, к Зенит-12сд или к Зенит-122. Это был Зенит-15М или, точнее, целая группа аппаратов под этим собирательным названием.

Полной копией ни того ни другого белорусский аппарат не был.

Логика обновления приевшегося всем за 25 лет дизайна витала в воздухе, и также как КМЗ осовременили дизайн 12-й серии в Зенит-122, также БелОМО покрыло корпус своего аппарата пластиковыми панелями в собственном дизайне.

Блок рычага протяжки и счетчик кадров походили то на Зенит-12сд, то на Зенит-122. Наиболее распространенный вариант – первый. Он в обзоре.

Кроме того, самые первые прототипы Зенит-15М имели диапазон выдержек от 1 с до 1/1000 с. Очень амбициозно. Фото с sovietcams.com.

Что там был за затвор и какова его история мне неизвестно. Если это усовершенствованная вариация на тему классического механического затвора Зенита — то попытка очень интересная. В конце концов, ничего фантастического в этом нет.

Правда, что-то все-таки пошло не так и основная масса (подавляющее большинство) аппаратов семейства имеют диапазон выдержек 1/30 — 1/500, т.е. полный аналог Зенит-12сд, например.

Редко под разными названиями встречаются варианты с дополнительной выдержкой 1/1000. Фото с sovietcams.com.

Собственно, даже эта небольшая разница позволила бы белорусским Зенитам неплохо смотреться на фоне 12-й красногорской серии. 1/1000 — полезная выдержка.

Но все это так и осталось нереализованным.

Я далее буду сравнивать Зенит-15М с Зенит-122, т.к. аппараты
— сверстники, но в основе моей модификации Зенит-15М лежит все-таки больше Зенит-12сд. Это хорошо видно хотя бы по счетчику кадров.

Зенит-15М — не единственное название аппарата. Это семейство выпускалась просто-таки под рекордным количеством наименований: Зенит-12xs, Зенит-12xsl, Зенит-12pro, Зенит-21xs, Визит, Альбар-15. Даже Зенит-122 (!!!)


Все фото этих аппаратов с sovietcams.com.


Есть ли корреляция между названием и диапазоном выдержек — не знаю. Возможно, попытка добавить выдержку 1/1000 делалась регулярно и без привязки к названиям.


На некоторых фото виден репетир диафрагмы. У всех остальных (в т.ч. у моего экз. Зенит-15М) в этом месте стоит заглушка.

Интересно смотрится белорусский аппарат Зенит-122. Это не копия одноименной камеры от КМЗ. Дизайн — свойственный семейству Зенит-15М.

В общем-то, данный пример можно считать достаточно грубым фэйком со стороны БелОМО. Видимо, предприятия приноравливались к новым рыночным реалиям и с разных боков пробовали, как работают авторские права на постсоветском пространстве.

Немного особняком среди постсоветских белорусских Зенитов стоит Зенит-130. При аналогичном функционале дизайн аппарата чуть-чуть отличается.

Зенит-15М как обзоре — встречается сейчас достаточно часто. Причем, зачастую с хорошим объективом.

Вариант Зенит-21xs — реже, и т.д. вплоть до очень редких вариантов.

В обзоре сегодня экземпляр массового Зенит-15М в отличном состоянии 1994 года выпуска за номером 9427667.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Фотоаппарат Зенит-15М

Фотоаппарат Зенит-15М выпускался на БелОМО в 1988-1996 годах. Первые пару лет, судя по всему, ушли на попытки создать аппарат с более широким диапазоном выдержек. С 90-х пошли уже массовые вариации на тему Зенит-12сд.

Объем выпуска мне неизвестен.

Штатный объектив — Гелиос-44М-Х 2/58 разных модификаций. В моем случае — МС HELIOS-44М-7 и такая комплектация не редкость.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки (массовые модификации): 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30 проводная и через центральный синхроконтакт.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом и микрорастром. Клиньев в моем варианте нет.

Аппарат оборудован автоспуском.

Вес моего экземпляра без объектива 570 грамм.

Элементы управления:

Дизайном Зенит-15М походит, в общих чертах, на Зенит-122. Кожух пентапризны — широкий и приземистый. Пластиковые накладки на корпусе. Впереди под пальцами правой руки наплыв для более надежного хвата.

Выглядит все это неплохо.

При этом, материалы панелей корпуса у Зенит-15М подобраны существенно более дорогими и качественными!

Задняя дверца белорусского Зенита — металлическая, а не пластиковая. Поверхность корпуса не глянцевая, а приятно текстурирована. Текстуры пластиковых и металлических элементов — очень похожи, а сам пластик подобран хорошо. В некоторых местах не сразу и сообразишь, что это — металл или пластик.


Качество сборки и подгонки деталей не вызывают у меня нареканий.

Единственно, чего против Зенит-122 не хватает 15-му, это наплыва под большой палец на задней стенке.

Нет, я всю большую часть свой пленочной практики снимал на Зенит-12сд и мне норм. Но держать Зенит-122 все-таки куда удобнее.

На передней панели справа видно гнездо проводного синхроконтакта.

Ниже находится автоспуск. Кнопка, запускающая отсчет времени желтого цвета, а ниже ее, ээээ… Рычаг?.. В общем, там полукруглая деталь, выполняющая функцию взводного рычага автоспуска.

В невзведенном состоянии эта деталь максимально вписывается в наплыв под пальцы. Для этого ее и выполнили в такой форме.


Нормально с т.з. эргономики и элемент новизны есть. Хотя технически — это все тот же стандартный автоспуск с рычагом и кнопкой.

Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него крышка батарейного отсека.

Аппарат по паспорту рассчитан на питание от секции 4РЦ53.

По теме подбора замены советским элементам питания у меня есть специальная статья.

При этом, у меня в батарейном отсеке находилась пластиковая гильза с внутренней пружиной под четыре батарейки СЦ-32. В инструкции о такой возможности не говорится. Непонятно.

В итоге, я вполне успешно запитал аппарат от 4LR44.

Кстати, крышка батарейного отсека не поворотная, а сдвижная.

Видоискатель Зенит-15М, в общем-то, аналогичен Зенит-122. Только клиньев нет. Я не знаю, это общая черта всего семейства или есть вариации.

Отсутствие клиньев – это жаль.

Светодиоды индикации экспозамер — расположены горизонтально в верхней части видоискателя. Их как и у Зенит-122 три штуки, они двухцветные. Центральный — зеленый, боковые (выполнены в виде стрелок) — красные.

Система включается при полу-нажатии на кнопку спуска.

Снизу аппарата — только штативное гнездо. Оно в нижней части шахты зеркала, но не на оси объектива.

Сверху у Зенита-15М слева-направо находятся:
— селектор чувствительности пленки (DIN/ISO) с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— скоба для вспышек с синхроконтактом;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— вокруг кнопки спуска находится западающая втулка отключения затвора для обратной перемотки;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра со счетчиком кадров.

Головки выбора чувствительности и выдержек — выполнены из металла. Они крупные, высокие и снабжены отличной накаткой. Прям приятно подержаться.

Спусковая кнопка весьма и весьма тугая. На моем Зенит-122 — помягче.


Расчет экспозиции на Зените-15М происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.

Моргающая диафрагма прикрывается и включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.

4. Смотрим в видоискателе на светодиоды.

Если горит левый, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Если горит правый, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.

Крайние светодиоды выполнены в виде стрелок и все подобрано так, что и кольцо диафрагм и головку выдержек нужно вращать в том направлении, куда указывает стрелка. Все интуитивно просто.

Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.

Оптимальна экспозиция тогда, когда загорается центральный — зеленый светодиод. Нормально также, если светодиоды переключаются с одного на другой при любом изменении экспозиции.

Замок задней стенки скрытый, чтобы его открыть, нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.

Отношение к камере.

Зенит-15М — аппарат вполне удачный. Мне понравился. Выглядит он современнее, чем Зенит-12сд, а тактильно куда приятнее, чем Зенит-122. В 90-х приобрел бы с удовольствием.

Сумели бы белорусы запилить в свою камеру выдержку 1/1000, даже без дополнительных длинных, — вообще вышел бы просто отличный вариант.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


PS Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-15М и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.

Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony Alpha / Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1
Nikon M42-Nikon Z

Инструкция:


Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Виталий:

    Отличный обзор! Ждал его очень долго)
    Было бы интересно еще увидеть Ваш обзор на китайские «Зениты», которые они выпускали после развала СССР, стремясь урвать деньжат, играя на известности советского бренда)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *