Фотоаппарат Зоркий-11 обзор и инструкция

Зоркий-11 является представителем небольшого, но самостоятельного семейства фотоаппаратов Зоркий с автоматическим управлением экспозицией.

В семейство входят три модели — Зоркий-10, Зоркий-11 и Зоркий-12.

Обзоры десятой и двенадцатой модели у меня уже есть, сейчас настала очередь одиннадцатой.

Зорркий-10 и Зоркий-11 вышли одновременно в 1964 году. Вместе это первые советские фотоаппараты с полностью автоматическим режимом управления экспозицией.

Правда, это не чисто советская разработка. По имеющейся в Сети информации, эти аппараты являются довольно близкими репликами японской камеры Ricoh Auto 35.

Отличия Зоркого-10 и 11 в том, что первый из них — это дальномерный фотоаппарат, а второй — шкальный — упрощенная модель.

Причем, судя по всему, наличие в линейке двух моделей — дальномерной и шкальной — тоже подсмотрено у Ricoh Auto.

Относитесь к этому как хотите, я традиционно в копировании удачных технических решений ничего плохого не нахожу. Главное потом самостоятельно их развить, а не плестись в хвосте вечно.

Для советского фотопрома в 1964 году аппарат с автоматическим управлением экспозицией — это было круто.

На ресурсе sovietcams.com есть фото прототипа Зоркий-11 (и Зоркий-10 тоже есть). Прототипы, конечно, очень похожи на иностранный оригинал.

В серию аппараты пошли с иным немного дизайном и дополнительно с гнездом синхронизатора.

Я Ricoh в руках не держал, но предположу, что форма спусковой клавиши Зоркого все-таки удобнее.

Выпускался Зоркий-10 до 1977-го года, а вот Зоркий-11 свернули существенно раньше — в 1968-м.

Почему так случилось, сейчас уже вряд ли кто-то может сказать достоверно.

Я выскажу предположение (не опираясь ни на какие документы).

Электроника в СССР всегда была удовольствием дорогим. Автоматический фотоаппарат не мог стоить дешево. Поэтому, Зоркий-10 был достаточно дорогим и, скажем так, имиджевым аппаратом, т.к. своими ТТХ он не блистал.

На сайте Георгия Абрамова указано, что розничная цена Зоркий-10 в 1976 году была 100 рублей. А на историческом сайте КМЗ цена Зоркий-4К с объективом Юпитер-8 2/50 в 1977 указана как 49,5 руб.

О как. Сравните цену и сравните функционал. Зоркий-4К выигрывает всем, кроме отсутствия автоматики. И он стоит вдвое меньше.

Герой обзора Зоркий-11, хоть и был шкальником, но вряд ли это делало его сильно дешевле. Не стоит узел дальномера столько, чтобы цена снизилась ощутимо.

Поэтому, для Зоркого-11 просто не было на рынке ниши. Если пользователь готов был платить за аппарат такие деньги, то хотел получать максимум всего. Если пользователь желал экономить, то первым делом отказывался не от дальномера, а от автоматики.

В 1967 году Зоркий-11 свернули, и в том же году вышел Зоркий-12. Это очень интересный малогабаритный фотоаппарат под стандарт пленки Rapid. У меня есть его обзор — рекомендую.

Я полагаю, что замена в линейке одиннадцатой модели на двенадцатую — это была попытка вдохнуть жизнь в логику имиджевого советского фотоаппарата. Зоркий-12 — камера тоже автоматическая, тоже шкальная, но очень компактная, более симпатичная и под стандарт пленки с упрощенной зарядкой.

Зоркий-12 в 1967-м — это что-то вроде модного гаджета, аксессуара.

Правда, в СССР потребители больше ценили функционал и безотказность, чем имидж, поэтому, Зоркий-12 тоже не полетел. В 1968-м свернули и его.

Дальше до 1977-го Зоркий-10 выпускался в одиночку.

Его, в свою очередь свернули, возможно, по причине выхода в 1978-м фотоаппарата ФЭД-Микрон-2. Это, конечно, достаточно поверхностная гипотеза. Но аппараты из одного сегмента и ФЭД современнее.

Кстати, с 1978 года на КМЗ прекратили выпуск каких бы ни было Зорких.

Хорошо, что на счет конкурентов?

Прямых отечественных конкурентов у Зоркий-11 в 1964 году просто не было. Зоркие -10 и -11 — больше никто не имел тогда автоматического управления экспозицией.

До появления ФЭД-Микрон (с 1968) — еще 4 года.

До линейки Вилия-Авто (с 1973) — 9 лет.

В том же 1964 году вышел ФЭД-10. Это конкурент, скорее Зоркому-10, т.к. дальномер. Но ФЭД-10 это полуавтомат. Автоматического режима у него нет.

Вот такая ситуация.

В сегменте шкальников, — Смена-8, вот, наверное, и самый конкурент Зоркому-11. Точнее, — не конкурент, понятно.

Большого разнообразия в модельном ряду Зорких-11 нет.

Особняком стоит вот такая модификация с почему-то двумя винтами на обеих боковых стенках. Это очень редкий вариант. Фото с sovietcams.com.

Чаще отличия сводятся к написанию названия — кириллицей или латиницей. Также экспортные партии могли именоваться ZENIT JUNIOR.


Оба фото с sovietcams.com.

Вот, кстати, наглядный пример овладения предприятием законов маркетинга. Еще в 1962-м году предприятие собираюсь отказаться от названия «Зенит», а в конце 60-х уже использует этот бренд к месту и не к месту.

Сегодня у нас в обзоре экземпляр Зоркий-11 в неплохом состоянии за номером 6502059, т.е. 1965 года выпуска. Его и рассмотрим.

Фотоаппарат Зоркий-11

Зоркий-11 выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1964 по 1967 год. Было выпущено около 60 тыс. экземпляров.

Объектив Индустар-63 2,8/45, несъемный.

Зоркий-11 — это программный автомат. Затвор — центральный, выполняет также функцию диафрагмы.

В зависимости от освещенности объекта съемки автоматика отбивает экспопары от 1/250+f22 до 1/30+f2,8. Изменить сочетание выдержка — диафрагма невозможно.

Имеется, однако, и выдержка В.

Замер осуществляется селеновым фотоэлементом. Он же вырабатывает энергию для работы схемы замера. Несмотря на автоматику, батарейки аппарату не нужны.

Аппарат оборудован холодной скобой для вспышек и проводным синхроконтактом. Также в наличии автоспуск.

Весит мой экземпляр 667 грамм.

Элементы управления:

Корпус Зоркий-11 представляет собой увесистый алюминиевый параллелепипед. Кирпич. Спереди — светлый металл, сзади — металл крашеный черным. Все поверхности — гладкие. Ни рифления, ни оклейки кожзаменителем — ничего этого нет.

Линии простые, рубленные. Оформление — супер минималистичное.

Вопреки традиции — больше всего элементов управления у Зоркого-11 — снизу!

Там расположены (слева направо):

— курок взвода затвора;
— дугообразное окошко счетчика кадров;
— кнопка отключения затвора при перемотке;
— штативное гнездо 3/8 дюйма;
— подъемная головка обратной перемотки.

Да, курок взвода расположен снизу. И да, — он слева.

Но это еще не все.


Для взвода затвора и транспортировки пленки курок нужно оттягивать не назад и в сторону, а вперед и в сторону. В левую, естественно.

Очень нетипично. Порядок работы всего этого показан на видео.

Задняя часть — абсолютно пустынна. Ровное и гладкое черное металлическое поле имеет только один изъян. Это — окуляр видоискателя.

Видоискатель у камеры сравнительно неплохой. Дает достаточно большую и светлую картинку.

В поле зрения:
— светящиеся кадрирующие рамки с компенсацией параллакса;
— стрелка гальванометра, по которой можно контролировать работу автоматики;
— справа — один из трех стилизованных символов дистанции (портрет, ростовой портрет, пейзаж)

Символы крупные и меняются при повороте кольца фокусировки.

Т.е. аппарат хотя и шкальный, но фокус можно наводить как-бы не отрываясь от видоискателя. Вообще, для 60-х подобный интерактив в видоискателе — это должно было завораживать.

На верхней панели — пустынно. Одиноко маячит только «холодная» шкала для вспышек.

Спереди, помимо объектива, слева находится окно видоискателя

Справа — большая клавиша спуска затвора и гнездо синхроконтакта под ней.

Клавиша спуска затвора — крупная, имеет очень большой вертикальный ход.

Объектив — смещен вправо и потому, места для хвата мало. Я бы сказал катастрофически мало.

Усугубляет ситуацию расположение кнопки спуска. Указательный палец, лежа на клавише, практически не участвует в удержании аппарата. Остальным пальцам с учетом запаса места на ход клавиши спуска — очень тесно и скользко на гладкой поверхности.

Если подключить синхроконтакт, то правой рукой аппарат просто не удержать (ведь вспышка, к тому же, добавит веса).

А левая, напомню, должна взводить курок. В общем, эргономика, на самом деле аховая и все это усугубляется необычным и неудобным расположением основных органов управления.

Много всего вынесено на объектив.

Самым дальним от корпуса ребристым кольцом на объективе выставляется чувствительность пленки. Окошечко с величинами чувствительности по стандарту ГОСТ находится сверху, а по стандарту DIN — продублировано снизу.

Ближним к корпусу кольцом осуществляется фокусировка. Ход кольца очень невелик — не более 50 градусов. В положении 3-х метров кольцо фиксируется.

Еще на объективе справа есть несколько поводков, позволяющих:
— переключить камеру в автоматический режим либо выставить диафрагму в ручном режиме (выдержка при этом будет всегда 1/30);
— включить выдержку В (отдельным поводком);
— взвести автоспуск.

Переключение диафрагм вынесено куда-то почти вниз и цифры относительного отверстия нанесены на шкалу так плотно, что поводок накрывает собой почти всю шкалу. Видно, что ручное управление диафрагмой — предполагалось номинальной функцией.

Работу автоматики можно более или менее контролировать. По нижней стороне видоискателя перемещается вертикальная стрелка. Он меняет свое положение в зависимости от уровня освещенности снимаемой сцены. Чем больше света, тем стрелка будет правее.
Еще в видоискателе обозначено несколько зон, по положению стрелки в которых можно понять ситуацию с экспозицией.

Слева внизу помещена красная горизонтальная полоса. Если стрелка на ней — света недостаточно. В арсенале аппарата нет нужного сочетания выдержки и диафрагмы. Или менять пленку или использовать вспышку.

Правее, уже сверху, помещены два треугольника.

Если стрелка между красной полосой и левым треугольником — выдержка будет от 1/30 до 1/100. Между треугольниками — от 1/100 до 1/200. Если стрелка правее правого треугольника — выдержка будет короче 1/200.

Переместив переключатель с отметки А на какую-либо диафрагму мы получим эту самую диафрагму и выдержку 1/30. В таком варианте полагается использовать вспышку.

Выдержка В доступна только в ручном режиме управления экспозицией и включается отдельным рычажком. Он на фото. Если переключатель диафрагм перевести в автоматический режим, выдержка В отключится, рычажок отщелкнится обратно.

Автоспуск включается переводом этого рычага в положение V. Взводить автоспуск можно только при взведенном затворе.

Чтобы аппарат открыть, нужно потянуть вниз небольшую Г-образную скобу в нижней части правого торца аппарат.


Задняя крышка откидывается на петлях влево. Пленка в аппарате движется справа-налево.

Отношение к камере:

Автоматические Зоркие — аппараты необычные и этим интересные. Для 60-х они представляли собой чудо техники, конечно.

Нетипичный и, прямо так скажем, неудобный дизайн с лихвой компенсировался WOW-эффектом у окружающих. Аппарат имиджевый.

Это как цельно-золотой телевизор. Его не смотрят — его показывают.

Но вот что меня в очередной раз напрягло — это качество материалов при изготовлении. Я уже писал об этом в статье о Зоркий-10. И вот опять.

Есть у меня на сайте и положительные отзывы на сей счет, но мне или катастрофически не везет или что-то тут все-таки не то.

Данный экземпляр Зоркого -11 видно, что хранили прилично. Тем не менее, в окнах чувствительности пленки видны откровенные пятна ржавчины.

Краска на нижней панели вся в мелких вздутиях.

Материалы для изготовления использованы плохие. У меня довоенные аппараты выглядят сохраннее!

А ведь мы имеем дело с дорогим флагманским аппаратом. И это странно.

На этом у меня все, удачи!

Инструкция (благодарность eugigufo.net):

PS Наш читатель Герман Соловьев поделился примерами фото, сделанных на Зоркий-10.  Аппарат немного другой, но объектив и автоматика – те же. Фото размещены в обзоре Зоркий-10.

Читайте также:

комментария 3

  1. Валерий:

    Не соглашусь с годом окончания выпуска камеры, т.к. имею в коллекции Зоркий-11 1968 года выпуска за № 6800939 (см. sovietcams.com, PM2335). Аппарат имеет некоторые отличия от ранее выпускавшихся – штативное гнездо 1/4″, рычаг взвода затвора и перемотки пленки новой формы (как на поздних Зорких-10) плюс некоторые конструктивные изменения внутри аппарата.

  2. Сергей Михайлович:

    Конкурент был ещё один. С 1966 года на ЛОМО начался выпуск пятипрограммного автомата «Сокол – автомат». Правда, это уже совсем другой уровень. Там применили фотозатвор «Copal Magic», использовавшийся в «Фуджике 35 Ауто М». «Сокол» тоже не полностью отечественная разработка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.