Фотоаппарат Зенит-122К обзор и инструкция


Зенит-122К — это не очень распространенная модификация фотоаппарата Зенит-122. Главное отличие — байонетное крепление оптики.

Линейка Зенит-122 началась в 1990 году как модернизация удачного, но порядком устаревшего фотоаппарата Зенит-12сд (с 1983).

По сведениям zenitcamera.com опытные образцы нового фотоаппарата изначально имели байонетное крепление сменной оптики (байонет К) и комплектовалось экспериментальным штатным объективом MC Гелиос-44K 2/58 c блендой байонетного крепления. Кроме этого, в отличие от последующих серийных камер, у опытных камер были: несколько другой вид рукояток, карман-памятка типа пленки спереди, цифровая градуировка диска автоспуска в секундах. Оси барабанов затвора — на подшипниках качения.

Фото с zenitcamera.com.

Таким образом, 12-я серия с этой модели должна была стать байонетной.

К слову, с 1984 года на КМЗ массово и успешно выпускались аппараты Зенит-Автомат с байонетом К. Преимущества байонета перед резьбовым соединением очевидны, поэтому все логично. На байонет переходить нужно.

Но было одно «но». Советский фотопром уверено провалил все ожидания по выпуску оптики с байонетом К.

Из действительно распространенных объективов с байонетом К можно отметить только штатные модели. Все, что сменное — уже варьирует от сравнительно до очень редкого.

Сменная оптика с байонетом Н для аппаратов Киев — была существенно более доступной.

Да, геометрия байонета К такова, что не составляет труда сделать колечко-переходник с резьбы М42. Поэтому, резьбовой объектив можно установить на байонетный фотоаппарат.

С рабочим отрезком все будет нормально, но перестанет работать моргалка (механизм моргающей диафрагмы).

Это, конечно, нивелировало все преимущества нового байонетного фотоаппарата и вызывало недовольство у пользователей.

Кроме того, читатель Iglex напомнил мне, что для использования с переходником диаметр опорной поверхности резьбового объектива должен быть больше диаметра переходника. Т.е. опираться объектив должен на байонет аппарата, а не только на переходник. Увы, не все модели советских объективов отвечали этому требованию. В частности, такие популярные объективы как Юпитер-21М 4/200 и Мир-1 2,8/37 – так использовать нельзя.

Поэтому, КМЗ выполнил такой вот финт ушами: большая часть аппаратов Зенит-122 пошла в серию как резьбовые. Эта модель содержала, конечно несколько нововведений, но по большом счету мало чем отличалась от Зенит-12сд.

Зато, и линейку обновили и пользователи с большим накопленным парком старой, но вполне зачетной резьбовой оптики — могли эту оптику использовать.


Для тех, кто сумел-таки добыть что-то из новых байонетных сменных объективов, выпускали модификацию Зенит-122К. Ее мы сейчас и рассматриваем.


Соотношение выпуска резьбового Зенит-122 и байонетного Зенит-122К в советские и ранние постсоветские годы — неизвестно, но байонетных было сильно меньше.

В 2000-х КМЗ выпускал только или в основном байонетные 122-е, но это уже другая история.

Следующую попытку «штурма» байонета К предприятие предприняло в 1995-м с моделью Зенит-212К. Этот аппарат уже был полностью байонетным.

Но и эта попытка провалилась. Сменной оптики как не было, так и не появилось. Поэтому, в 1999-м вышел Зенит-312М и это снова был резьбой аппарат.

Конечно, все эти годы линейка Зенит-Автомат с несколькими последующими моделями — имела байонетное крепление оптики.

Но вот бюджетная 12-я серия перейти на байонет так и не смогла.

Сегодня в обзоре один из поздних аппаратов, ни разу не советский, зато в отличном состоянии, 2005 года выпуска с номером 02003858.

Фотоаппарат Зенит-122К

Фотоаппарат Зенит-122К выпускался на КМЗ с 1990 по 2005 год вместе с модификациями Зенит-122 и Зенит-122В.

Штатный объектив — МС Гелиос-44К-4 2/58, МС Зенитар-К 2/50 или МС Зенитар-К2 2/50.

Крепление объектива — байонет К. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30 только через центральный синхроконтакт. У Зенит-122 был еще проводной синхроконтакт.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом, микрорастром, клиньями Додена

Аппарат оборудован автоспуском.

Вес моего экземпляра без объектива 524 грамма.


Элементы управления:

Корпус Зенит-122К минимально отличается от Зенит-122.

Сборка 2005 года вполне недурна. Ну, к XXI-му веку улучшить качество пластика и сборки — это логично.


На передней панели справа находятся индикатор и кнопка автоспуска.

Там же справа на шахте зеркала расположена кнопка замка байонета.

Заводить автоспуск нужно колесиком с накаткой на правом торце аппарата. Колесико нужно вращать вверх и для полного завода нужно 4-5 движений.

В процессе заводки цвет индикатора меняется на зеленый.

Чтобы включить автоспуск, нужно нажать кнопку. После срабатывания затвора цвет индикатора снова становится красным.

Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него поворотная крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.

Аппарат рассчитан на писание от двух элементов СЦ-32 или СЦ-33.

По теме подбора замены советским элементам питания у меня есть специальная статья.

Свой видоискатель Зенит-122 унаследовал, в общем-то, от Зенита-Е со всеми его атавизмами двадцатипятилетней давности. Покрывает видоискатель всего 65% площади кадра и картинка в нем относительно невелика.

Правда, в наличии клинья Додена. На мой вкус, это серьезное улучшение.

На кадровой рамке видоискателя, справа вертикально расположено три светодиода. 2 красных и между ними — зеленый. Это — система полуавтоматического управления экспозицией.

Система включается при полу-нажатии на кнопку спуска. Если кнопка не нажата, система отключена и не садит батарейки.

Снизу аппарата — только штативное гнездо. Оно в нижней части шахты зеркала ровно по оси объектива.

Сверху у Зенита-122К слева-направо находятся:
— селектор чувствительности пленки с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— скоба для вспышек с синхроконтактом;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— перед кнопкой спуска находится пластиковая западающая кнопка отключения затвора для обратной перемотки;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.

Курок пластиковый, не имеет транспортного положения и довольно сильно оттопырен назад.

На селекторе только одна шкала чувствительностей ГОСТ/ISO.

Спусковая кнопка Зенит-122К имеет более плавный и легкий ход, чем у резьбовой версии аппарата. Это связано с особенностью конструкции моргающей диафрагмы у байонета К.

Расчет экспозиции на Зените-122К происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.

Моргающая диафрагма прикрывается и включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.

4. Смотрим видоискателе на светодиоды.


Если горит верхний красный, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.

Если горит нижний красный, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.

Оптимальна экспозиция тогда, когда загорается центральный зеленый светодиод.

Нормально также, если любое изменение экспозиции гасит один светодиод и зажигает другой.

Замок задней стенки скрытый, чтобы его открыть, нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.

Отношение к камере

Кстати, вот что интересно. Могло ли предприятие добавить в аппарат толкатель для резьбовых объективов? Местно внизу под зеркалом вроде ничем не занято.

Зенит-122К все равно осуществляет замер на рабочей диафрагме. Никакой разницы с резьбовым 122-м, кроме того, что диафрагму нечем прикрыть.

Плюс переходное кольцо в комплекте. Или пара.

Конечно, это увеличивало бы себестоимость, но ведь и поддержание выпуска двух параллельных моделей — штука не бесплатная. В итоге, возможно, цена готового полностью унифицированного изделия была бы такая же.

И все равно оставалась бы проблема несовместимости с рядом объективов из-за узкой опорной поверхности.


Ладно, история не терпит сослагательного наклонения.

На этом у меня все. Удачи!

Инструкция:



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Вам может также понравиться...

комментариев 7

  1. Виктор:

    У меня экземпляр с “пулей” зенитаром 2/50. Хороший резкий с открытой объектив со скучным рисунком и
    Люфт крышки уменьшил переворотом штырька, экспозамер имеет тенденцию к пересвету, что характерно для всего 12-го семейства.
    Пентаксовский переходник люфтит, поэтому Юпитер-11 встает нормально, а Мир-1, у которого торец по диаметру меньше переходника, болтается – приходится клеить малярную ленту на лепестки байонета.

    • Iglex:

      Мир-1, Юпитер-21 и прочие объективы, у которых диаметр опорной поверхности меньше диаметра адаптера, не предназначены для использования с адаптером на байонетной камере. Об этом сказано и в инструкции на Зенит-122К, и в инструкциях на адаптеры.

      • Иван:

        Да, вы правы. Скорректирую текст. Спасибо.

      • Виктор:

        Ну вот кстати с малярной лентой нормально снимает. А юпитер конечно 37А, а не 11.

        • Iglex:

          Вы знаете, вы мне напомнили, как в прошлом году одна замечательная девочка принесла мне Юпитер-8, который она хотела установить через переходник на цифровую беззеркальную камеру, но он, видите ли, болтался, поэтому она его посадила на суперклей.
          Объектив жив, переходник тоже, но, господи, чего мне это стоило…
          Вы имейте в виду: от малярной ленты до суперклея – один шаг!)

  2. Виктор:

    Разобрал это чудо техники (разобрал громко сказано, снял верхнюю крышку). Фоторезистор у него стоит прямо над окуляром за верхним углом пентапризмы, причем сам фоторезистор просто проволочка в корпусе без какой-либо оптики. Чего-то он, конечно, замеряет при таком раскладе, но ни о каком центровзвешенном замере речи не идет.

  3. Борис:

    В своей коллекции имею два аппарата. Оба 1995 года выпуска и оба имеют проводной синхроконтакт, а не заглушку. Похоже, что аппарат в обзоре жертва последующей “оптимизации расходов”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *