Фотоаппарат Зенит-Автомат (Automat) обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Зенит-Автомат — аппарат известный. Известный, хотя объем выпуска был не столь уж большим — нет и сотни тысяч.
Тем не менее, Зенит-Автомат оставил яркий след в советской фото-истории. Для предприятия это был однозначно удачный аппарат, а для потребителей — хорошее приобретение, дарящее положительные эмоции.
Немало Автоматов дожило до наших дней в полностью исправном состоянии, что тоже способствует известности и положительному информационному полю вокруг аппарата.
Что представляет собой камера?
Главная особенность, которая и легла в основу названия (предприятие даже отказалось от цифрового индекса) — это автоматическое управление экспозицией. Имеет место приоритет диафрагмы.
Нет, Зенит-Автомат не был ни первым советским автоматическим зеркальным фотоаппаратом, ни даже первым автоматическим аппаратом на КМЗ.
До него были вполне серийно выпускаемые Киев-10, Киев-15, Зенит-18. Был концептуальный, но очень редкий Зенит-Д. О нем я немного пишу в обзоре его штатного объектива Гелиос-Д.
Тем не менее, Зенит-Автомат стал именно тем автоматическим аппаратом, который просто работал. Не требовал разного рода плясок с бубнами, не ломался через раз, не капризничал. Просто работал.
Конечно, Зенит-Автомат появился не с бухты-барахты. В 70-х, начале 80-х годов на КМЗ шли непрерывные разработки автоматических зеркалок.
Есть, например, сведения о ряде проектов, имеющих обозначения Зенит-20, -21, -МК, -22, -23.
Эти разработки не являются прямыми родственниками Зенит-Автомат. Тем не менее, в качестве иллюстрации работ над автоматической камерой — пару слов о них впишу.
Зенит-20 и Зенит-21 — это две конкурирующее разработки двух проектных групп начала 80-х годов. Разрабатываемый ими концепт должен был иметь следующие характеристики:
Полный автомат (автомат выдержки, автомат диафрагмы, программный автомат), ручная установка параметров экспозиции. Электронный автоспуск, возможность подключения приставного электропривода, автоматическое переключение на выдержку синхронизации при работе с фотовспышкой.
Привожу несколько фото из Сети. Тут нужно оговориться, что разработки тех лет несколько сумбурны. Одни и те же индексы присваивались то одному, то другому прототипу. В Сети есть несколько вариантов аппаратов с одним и тем же индексом. Я не ставил целью найти все варианты изображений, т.к. тема обзора иная. Просто привожу, как иллюстрацию, к тому, что работы велись, прототипы регулярно появлялись.
Исторических материалов очень мало, но изучая их, делаешь такое обобщение: Общий смысл разработок тех лет сводился не к созданию нового аппарата как такового, а к поиску возможности сделать новый аппарат в условиях, когда отечественных электромоторов нужных габаритов не существует, отечественная цифровая электроника отсутствует, а точность обработки деталей оставляет желать лучшего.
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
История 20-х Зенитов (и многих других разработок) описывается так:
— прогрессивная идея, прототип;
— понимаете того, что выпускать такое предприятие не сможет;
— давайте откажется от этого;
— и от этого;
— и еще, наверное, от этого.
В итоге, от всего новаторства остается только новая форма корпуса.
— А вот это давайте попробуем.
Вот еще интересный концепт Зенита из середины 70-х. Зенит-ПАК называется.
Автоматический фотоаппарат с зеркалом постоянного визирования, электронным управлением выдержки шторного затвора, сменными объективами с прыгающей диафрагмой, вертикальной протяжкой плёнки и зарядкой системы Kodapak (под кассеты типа 126). Гнездо для разовой вспышки FlashCube с автоматической сменой граней вспышки. Светоизмерение по системе TTL.
В этом смысле своим успехом Зенит-Автомат в не последнюю очередь обязан тому, что не во всем основан на передовых технических решениях. В некоторых случаях имел даже шаг назад.
В некоторых, но не во всех, конечно. Были и прогрессивные новшества.
Например, Зенит-Автомат был первым Зенитом, имевшим байонетное крепление оптики на основе открытого стандарта Asachi Pentax K.
У этого байонета величина выставленной диафрагмы передается в аппарат механически, что позволяет делать замер по открытой диафрагме, а расчет экспозиции осуществлять по выставленной. И при этом не устраивать плясок с бубнами типа электрических контактов на Зенит-18.
Зенит-Автомат не имеет ручного управления экспозицией. Только автоматическое. Это — своего рода капитуляция предприятия перед суровой советской реальностью.
Вообще, на КМЗ аппараты без ручного управления считались совсем любительскими и потому, топовая зеркалка с исключительно автоматическим управлением никак в голове конструкторов не укладывалась.
Но цифровая электронная система управления была слишком дорогой, а при аналоговых схемах точная настройка экспонометра в обоих режимах (и автоматическом и ручном) — была невозможна. Тут нужно отдать должное тому, что ГОСТы в СССР были весьма строгие.
Благо, на Западе в ту пору появился как раз сегмент простых любительских зеркалок с только автоматическим режимом. Глядя на это, конструкторы переступили через психологический барьер и отказались от ручного режима.
Есть мнение, что прообразом Зенит-Автомат стал аппарат фирмы, Ricoh, возможно похожий на этот. Подчеркну, что прообраз и копирование — это разные вещи. Зенит-Автомат перенимал только идеи. Конструкцию он унаследовал в основном у отечественных предшественников.
С затвором вышло интересно.
Конструкторы отказались от затвора с металлическими ламелями, который к тому времени воспринимался уже как mainstream, и вернулись к матерчатым шторкам.
Правда, это не мешало новому затвору справляться с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды и при этом быть очень тихим и «нетряским».
Кроме всего прочего, камера получила компактный современный корпус, хороший видоискатель, светодиодную индикацию и еще несколько приятных мелочей, о которых поговорим ниже.
В общем, аппарат вобрал максимумом того что могла дать отечественная электронная промышленность в отношении точности и надежности.
Пора уже рассмотреть сам аппарат подробнее, но остановлюсь еще на одном моменте. Среди коллекционеров ходит термин «Француз».
Так называют Зенит-Автомат, оснащенный системой управления экспозицией разработки французской фирмы EFCO. Так впервые на отечественной зеркальной фотокамере было применено полностью цифровое управление на элементарной базе Motorola и микропроцессор.
Аппарат предназначался исключительно на экспорт во Францию и в СССР не продавался.
Внешне аппарат НИКАК не отличается от обычных моделей с надписями «ZENIT-AUTO» или «ZENIT-AUTOMAT». Сама по себе надпись латиницей ничего не значит. Отличить «француза» можно только его включив.
Наиболее простые отличия — это большая частота мигания светодиода автоспуска и отработка строго выдержки в 1 секунду с закрытой крышкой объектива и заслонкой видоискателя.
Еще, классический Автомат при малой освещенности отбивал выдержки и длиннее 1 секунды, в «француз» с цифровым управлением — строго 1 секунду.
В целом, цифровое управление позволяет экспонометрии аппарата работать точнее, но наиболее интересно во «французе» не это.
При создании программы для его электроники была допущена ошибка, благодаря которой аппарат обзавелся новой полезной функцией — экспопамятью.
Ошибку обнаружили, но признали полезной и функцию сохранили.
Вот коротко о «французе». Давайте теперь рассмотрим сам аппарат. Обычный, не «француз».
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-Автомат
Зенит-Автомат выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1984 по 1994 год.
Общий выпуск составил 68 тыс. штук.
Штатный объектив — Гелиос-44К-4 2/58 или Гелиос-77K-4 2/50, с мульти-просветлением и без.
Крепление объектива — байонет К. Буква К в названии объектива указывает именно на это. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.
Затвор — с электронным управлением, шторно-щелевой, матерчатый с горизонтальным движением шторок. Выдержки меняются без дискретных значений от 1 до 1/1000. Есть ручная выдержка B.
Выдержка синхронизации 1/60.
Управление экспозицией — автоматическое. Замер на открытой диафрагме.
Фотоаппарат оборудован горячим и проводным синхроконтактами, а также автоспуском.
Автоспуск впервые на Зенитах — электронный с индикацией мигающим светодиодом.
Для работы с автоспуском и при длительных выдержках в видоискателе есть окулярная заслонка. С ее помощью видоискатель перекрывается, чтобы свет, проходящий через него, не вносил искажений в экспозамер.
Кроме автоспуска камера оснащена гнездом для подключения внешней спусковой кнопки (электронный тросик).
В комплект камеры должен был входить отрезок кабеля со штекером, а вот кнопку электронного тросика покупатель фотокамеры должен был подобрать самостоятельно.
Размер поля изображения видоискателя — 23×35 мм (95% покрытия кадра)
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром, матовым кольцом и клиньями Додена.
Вес моего экземпляра без объектива 540 грамм.
Элементы управления
Дизайн Зенит-Автомат получил свой собственный. Аппараты из этой линейки легко отличимы от всех прочих. Нужно признать, дизайн вышел удачным.
Зенит-Автомат выглядит современнее, солиднее, чем классические Зениты, но в нем нет такой прямоугольной монументальности, как, например, у Зенит-19.
Еще корпус Автомата очень низкий. Аппарат получился компактным и визуально пропорциональным.
Внутри аппарата металлическое шасси, но наружные покровы корпуса все пластиковые. Мягкая оклейка присутствует на традиционных местах.
Слева от объектива в верхней части передней панели находится светодиодный индикатор автоспуска. В то время, пока автоспуск ведет отсчет, индикатор мигает красным цветом.
Как пользоваться автоспуском — чуть ниже.
Ниже индикатора — на скошенной грани шахты зеркала помещены два гнезда. Верхний для синхронизации вспышки с проводом, нижний — для электронного тросика.
На правой части передней панели хорошо заметна дверца батарейного отсека. Чтобы отсек открыть, нужно нажать на небольшую кнопку на дверце снизу. Дверка откидывается к объективу.
В приложенной инструкции написано, что питается Автомат от 4-х батареек РЦ-53.
В WIKI сказано, что помимо РЦ-53 можно применять батарейку РХ-28 на 6 вольт.
Тонкость тут в том, что 4 РЦ-53 дают не 6 вольт, а около 5,2.
Экспонометрия советских аппаратов достаточно долго была очень зависима от напряжения элементов питания. Потому, собственно, РЦ-53 и применялись.
Подробно об этом у меня написано в статье о замене советских батареек современными аналогами.
Я предполагаю, что какое-то время выпуски Зенит-Автомат имели электрическую схему, зависимую от напряжения и были рассчитаны строго на РЦ-53. Но за 10 лет производства электроника стала более современной и начала допускать применение элементов питания с неким диапазоном вольтажа.
Все это — гипотеза. Приложенная инструкция описывает аппарат 1987 года выпуска. В ней о РХ-28 не говорится.
Мой экземпляр 1994 года отлично работает от аналога РХ-28 — современной 4LR44.
Это я к чему? Если ищите Зенит-Автомат, чтобы снимать, ищите более современную модель с инструкцией. Если там написано, что камера рассчитана на 6 вольт, то вам и проще будет найти батарейки, и экспонометрия с большей вероятностью не будет врать.
В нижней части шахты зеркала находятся две клавиши. Верхняя — это фиксатор замка байонета. Нижняя — репетир диафрагмы.
Репетир нажимается назад и вниз. Он довольно тугой и пользоваться им не очень удобно. Решение, применяемое на Алмазе, мне видится более рациональным.
Сзади имеется прямоугольный глазок видоискателя.
Видоискатель у Зенит-Автомат отличный. Просто отличный.
Картинка крупная и очень светлая. Крупнее, чем у Зенит-19 и существенно светлее. Есть клинья.
В правой верхней части находятся 2 красных светодиода, отвечающих за индикацию экспонометрии.
Зенит-Автомат управляет экспозицией только автоматически, поэтому светодиоды работают совсем не так, как на полуавтоматических аппаратах.
Включается экспонометр при полу-нажатии на кнопку спуска. Корректно он работает только при взведенном затворе. При спущенном огонек гореть будет, но ничего не покажет путного.
Мерцание двух светодиодов одновременно значит, что аппарат готов сделать снимок, все его устраивает и выдержка будет короче, чем 1/30.
Непрерывное горение нижнего светодиода значит, что аппарат собирается применить выдержку от 1/30 и длиннее. Какую именно — неизвестно. В его арсенале выдержки до 1 секунды по паспорту, а фактически Зенит-Автомат (не «француз») мог отработать и более длительную.
Как минимум, аппарат нужно установить на штатив. Ну, или открыть диафрагму.
Но плохо еще и то, что полную неготовность аппарата сделать снимок из-за недостаточности света — определить невозможно.
Если горит верхний светодиод, тут все более конкретно. Это значит, что выдержка требуется короче 1/1000, а короче Зенит-Автомат не умеет. Прикрываем диафрагму или выбираем сцену потемнее.
Главная претензия к новым Зенитам, у потребителей, конечно, заключалась именно в невозможности даже примерно понять, какую выдержку собирается применить автоматика. Предупреждение об 1/30 — этого явно недостаточно.
Во-первых, и 1/30 — это слишком длинно даже для штатного объектива. О длиннофокусных молчу.
Во-вторых, никто именно 1/30 не обещает.
Можно пытаться менять диафрагму или вводить экспокоррекцию (эта функция есть), так, чтобы вывести аппарат только-только в мерцание обоих светодиодов и потом по величине коррекции прикинуть, на сколько стопов мы удлиним выдержку, если вернемся к исходному замеру. Но это, конечно, — пляски с бубнами.
Левее видоискателя — рычажок заслонки.
На нижней панели имеем штативное гнездо на 1/4 дюйма и кнопку отключения затвора при обратной перемотке пленки. Больше ничего нет.
Сверху, слева-направо расположены:
— головка обратной перемотки со складной рулеткой, вписанная в блок ввода чувствительности пленки и величины экспокоррекции;
— «горячая» скоба для вспышек;
— малюсенькая кнопка старта автоспуска, зажатая между кожухом пентапризмы, селектором режимов работы и пластиковым выступом с отметиной плоскости пленки;
— селектор режимов работы автоматики с кнопкой спуска в центре;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
Выбор чувствительности и экспокоррекция, это, на самом деле, одно и тоже на Зенит-Автомат.
Вводя чувствительность нужно за небольшой поводок сдвигать по кругу окошко, в котором видны числа чувствительности и это же движение перемещает шкалу коррекции. После этого нужно, вращая головку за внешнюю накатку, выставить нужную величину коррекции. Ноль, например.
Доступны коррекции до + / – 2 стопа с шагом в 1/3.
Экспокоррекция — это единственный, по сути, способ вмешаться в работу автоматики.
Автоспуск работает просто. Взводим затвор и нажимаем на миниатюрную кнопку. Автоматика начнет отсчет, а светодиод на передней панели начнет мигать. Секунд через 6 затвор сработает. Очень удобно сделано.
Спрятали кнопочку автоспуска так далеко не зря. Автоспуск электронный и его не нужно специально взводить. Он всегда готов к работе. Случайное нажатие при взведенном затворе активирует автоспуск.
Затвор Зенит-Автомат может и тихий, но зеркало лязгает очень громко и звонко. И толчок создает ощутимый.
Кнопка спуска расположена хорошо, ход имеет короткий и очень мягкий. Просто не к чему придраться. Комфортно.
Селектор режимов работы имеет 4 положения:
— А — это автоматический режим, основной;
— Х — режим синхронизации со вспышкой, выдержка будет 1/60;
— В — режим выдержки от руки, затвор будет открыт, пока кнопка нажата;
— L — это блокировка кнопки спуска, чтобы случайное нажатие не садило батарейки.
Без истопника питания аппарат работать не будет. Вообще. Даже выдержка В не будет отрабатываться.
Открывается Зенит-Автомат классически. Нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.
Отношение к камере
Зенит-Автомат — это камера, которой советский фотопром имеет все основания гордиться.
Да, в Автомате удачно практически все. В нем много нового, необычного для тогдашних пользователей.
И главное — все это работало. Работало достаточно надежно. До неубиваемости механических Зенитов Автомату, конечно, далеко. Но уровень поломок был приемлемым для действительно сложной камеры.
Зенит-Автомат — это яркий успех КМЗ, которого к 80-м начало уже остро не хватать.
Мое личное отношение?
Зенит-Автомат — это аппарат любительский. Я совершено согласен с тем, что уровень информированности фотографа о выдержках, которые применяет аппарат — совершенно недостаточен.
Помню, во времена советской юности я каким-то боком узнал о существовании Зенит-Автомат (в руках не держал) и меня тогда, отчетливо помню, смущало ровно это — невозможность контролировать выдержку.
Сейчас могу добавить еще 5 копеек — напрягает полная неработоспособность камеры без батареек.
С другой стороны, разве любительский — значит плохой?!
Вовсе нет. В классических ситуациях днем на природе снимать этим Зенитом одно удовольствие.
А в полутемном помещении? А в полутемном помещении все равно нужно применять вспышку. А со вспышкой Зенит-Автомат ничем от обычного механического Зенита не отличается.
Поэтому отставим в сторону юношеский максимализм и не будем ворчать. Аппарат отличный.
Также предлагаю короткий ролик 360-видео в HD качестве.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
У меня было два Зенита-Автомата, оба 1993 года выпуска. Именно с ними в трудные девяностые, когда в оборонке месяцами не платили зарплату, я начинал профессиональную деятельность фотографа-бытовика. Невозможность прочитать в видоискателе экспозиционные параметры меня не напрягала, так как, имея приличный стаж за плечами, я мог устанавливать выдержку и диафрагму “на глаз” с приемлемой точностью. И потому примерно мог оценить, что же “видит” экспоавтоматика. Камера имела грамотно спроектированную “чёрную камеру” внутри – с хорошим рифлением и глубоким чернением, потому паразитных засветок от стенок камеры или нижней стороны зеркала практически не было. Объектив “МС Гелиос-44К-4” давал хорошую картинку, вполне конкурентноспособную (если сравнивать с объективами “МС Волна 1,8/50” и “SMC Pentax-M 1.4/50”). И, что было немаловажно, с Зенитом-Автоматом хорошо работали японские автоматические вспышки. А по поводу матерчатого затвора… Canon A-1 – великолепная камера прошлого – тоже имела матерчатый затвор.
У меня Зенит-Автомат, 92 г., отлично работает от 6-вольтовой батарейки. Однако следует отметить, что предварительный контроль питания перед съемкой очень актуален. Ибо при севшей батарейке (или если ее нет), аппарат не просто неработоспособен (это-то не беда), но если взвести затвор – потом можно смело и безуспешно искать мастера, который его разблокирует…
То есть если потом снова вставить батарейки в фотоаппарат, затвор сам не разблокируется?
Если действовать согласно инструкции и вставить батарейки при включенном режиме В затвор сработает. Если зеркало оставалось в поднятом положении необходимо его деблокировать сдвинув рычаг разблокировки опускания в сторону шторок, желательно делать это неметаллическим предметом, например спичкой, дабы не повредить чернение. Рычаг находится внутри шахты зеркала, внизу слева если смотреть со стороны объектива. Его специально пришлось сделать доступным именно для таких случаев.
Мне пришлось продать оба своих Зенита-Автомата в 90-е годы. Но он мне очень нравился, нравилась и идея, заложенная в его конструкции. И, спустя годы, когда позволили финансы, я купил его аналог – «Contax 167 MT». «Зенит – Автомат» – это великолепная камера для семейных съёмок, для прогулок и выездов за город. Она разгружает мозг фотографа (мои «рабочие лошади»’были чисто механические, даже без встроенного экспонометра – «Алмаз – 103» и «Nikon F»), и позволяет сосредоточиться только на объекте съёмки. «Зенит – Автомат» у меня оставил самые лучшие воспоминания. Это была лучшая советская 35-мм камера.
Есть у меня Зенит Автомат с французской электроникой.
Несколько дополню его отличия от обычного.
1. Как упоминалось в тексте, при работе автоспуска непосредственно перед срабатыванием затвора индикатор начинает мигать быстрее.
2. Камера не даёт сделать снимок, если света слишком много или слишком мало. Например, если закрыть рукой объектив и нажать на спуск, то затвор не сработает. Если загорится верхний диод, то затвор тоже не сработает.
3. Отличается индикация в видоискателе. Если света мало, но выдержка позволяет сделать снимок, то нижний диод мигает. Если света мало и выдержки 1с не хватает, то он просто горит и сделать снимок невозможно.
4. При невзведенном затворе автоспуск не работает. Также его нельзя включить на выдержке В. У обычной версии он срабатывает всегда.
5. В отличие от простой версии, как описано в тексте, есть экспопамять. Очень полезная функция для автоматической камеры.
Стоит добавить к предыдущему комментарию дополнительный пункт.
6. Если выдержку предполагается отрабатывать в диапазоне 1/30 – 1/1000 по скважности (длительности) свечения индикаторов можно примерно понять к какому пределу она будет ближе. Одинаковая скважность говорит о выдержке в диапазоне 1/125 – 1/200. Данное обстоятельство, к примеру, при более длительном свечении нижнего светодиода позволяет слегка приоткрыть диафрагму или просветлить на одно деление переменный нейтральный фильтр, дабы укоротить выдержку и тем самым избежать “смаза” изображения.