Фотоаппарат Зенит-212к обзор и инструкция



P4161798Продолжая рассказ о фотоаппаратах Зенит из 12-й линейки, я вынужден выйти за рамки, обозначенные названием своего Проекта — «Фототехника СССР».

Дело в том, что предыдущая модель, которую мы рассмотрели — Зенит-122 начала выпускаться в 1990 году, — за год до распада СССР.
Сейчас по хронологии очередь дошла до Зенит-212к, но его выпуск стартовал в 1995 году, когда СССР уже не было.

Многие авторитетные издания о советском фото на 122-м повествование прекращают.

Но, я так думаю, многим будет интересно, чем там все-таки все кончилось :о)

Да, и, в конце концов, ведь технические наработки, само предприятие и его сотрудники, а значит и продукция — все это было еще в 90-х совершенно советским наследием.

Поэтому, линейка Зенитов у нас продолжается.

Итак, мы остановись на Зенит-122 в прошлый раз. Повторюсь, аппарат это, в принципе, неплохой, а самая главная его проблема в том, что появился он слишком поздно.

Ему б лет на 5 хотя бы раньше выйти. В 1985 году Зенит-122 имел бы несомненный успех. Или даже в 1983-м, вообще вместо Зенит-12сд стоило выпустить 122-й, он ничем таким, прям, не отличается технически, что нельзя было поставить на бюджетную зеркалку в 83-м.

А в 1990 году Зенит-122 был уже констатацией полной потери темпа.

И дальше, увы, было только хуже.

В 1995 году вышла очередная модель в 12-й серии — Зенит-212к.

Чем порадовали разработчики?

Первое, что бросается в глаза — это совершенно новая округлая форма корпуса, которая изобилует признаками повышенной эргономики.

Зенит-212к, — это первый серийный фотоаппарат КМЗ, дизайн и детали корпуса которого проектировались с помощью компьютерной системы автоматизированного проектирования (САПР).

Ну да, в начале 90-х персональные компьютеры были уже совсем не редкостью.
Благодаря замечательному сайту zenitcamera.com, у нас сейчас есть несколько уникальных изображений.

СнимокТут CAD-модель фотоаппарата в окнах программы. Судя по характерной дисторсии, видимо, снимок сделан с экрана ЭЛТ монитора.
Снимок1Тут 3D-модель фотоаппарата (вариант с текстурной поверхностью).
Ну, на внешнем виде и эргономике мы еще остановимся ниже, а пока продолжим рассматривать новинки.

Второе, на что обращаешь внимание (хотя это важнее), аппарат сменил, таки, резьбовое крепление на байонет К.

Попытки перейти на байонет делали еще на 122-м Зените, но тогда от идеи отказались. А теперь все-таки решились. Буква К в названии именно на байонет К и указывает.

Оно и логично. В 1995 году уже давно и успешно выпускались такие байонетные аппараты как Зенит-Автомат, Зенит-АМ и даже Зенит-АПК.


Была уверенность, что выпуск оптики с байонетом К удается все-таки постепенно наладить. Никто ж не знал, что в 98-м случится.

Ну и для любителей резьбовой классики по-прежнему выпускается Зенит-122, который ничем не хуже.

В общем, на байонет перешли.

Ну, и последнее из новшеств. Зенит-212к получил две новые выдержки. Да, целых две. 1/15 и 1/8.

На сколько это полезно? По мне, — почти ни на сколько. Напротив, в 95-м году вовсю продавалась уже импортная цветная фотопленка. Чувствительность 200 и 400 единиц ISO стала обыденностью. В этих условиях выдержка 1/1000 смотрелась бы куда полезнее.

А в остальном — все осталось как было на 122-м.

Давайте рассмотрим мой экземпляр.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Зенит-212к

Фотоаппарат Зенит-212к выпускался на КМЗ с 1995 по 2005 год.

Штатный объектив — один из нескольких вариантов:
— MC Гелиос-44K-4 2/58;
— MC Гелиос-77K-4 1,8/52;
— MC Зенитар-K 2/50;
— MC Зенитар-K-2 2/50.

Есть информация, что объектив MC Зенитар-K 2/50 специально разрабатывали под Зенит-212к.

Однако, например, в приведенной ниже инструкции о MC Зенитар-K 2/50 ничего не говорится.

Крепление объектива — байонет К. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30 проводная и через центральный синхроконтакт.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 4,3Х.

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом, микрорастром, клиньями Додена

Аппарат оборудован автоспуском.

Вес моего экземпляра без объектива 570 грамм.

Элементы управления:

Внешний вид Зенит-212к радикально отличается от всего, что мы видели у КМЗ до этого. Пожалуй, теперь дизайн аппарата есть все основания называть именно «дизайном» (иностранным словом), т.к. проектировали корпус на заграничном, вероятнее всего, ПО :о)

P4161795
Аппарат стал существенно выше. Наверное, все-таки причина в замедлителе, который обеспечивает две дополнительные длинные выдержки.

Высокий кожух пентапризмы теперь сильно скруглен. Это вам не прежний «гробик». Кожух понижается к краям очень полого, поэтому головки селекторов чувствительности и выдержек частично окружены наплывами.

Видно, что конструкторы много думали об эргономике. Поверхность корпуса изобилует разного рода анатомическими наплывами и углублениями под пальцы.

Покровы корпуса со всех сторон пластиковые, но внутри по-прежнему металлическое шасси.

Является ли Зенит-212к как-то особенно невероятно удобным? На мой вкус, нет, не является.

Вот очень выраженный выступ спереди под пальцы правой руки — это весьма удачное решение. Современные аппараты все имеют такой или даже большего размера.

Углубления под пальцы слева спереди бесполезны. Левая рука, как правило, поддерживает аппарат за объектив, а не за корпус.


Массивный наплыв справа сзади вынуждает держать большой палец ниже, чем мне удобно.

Главное для меня — это неудобное расположение кнопки спуска. Кнопка сильно смещена назад. Собственно, против 12-го и 122-го Зенитов ничего не изменилось. Но сейчас аппарат стал толще. Средний и безымянный пальцы правой руки отстоят дальше и ниже, т.к. охватывают выступ на корпусе.

Кнопка спуска мелкая и неудобная. Палец на ней не лежит.

Перед кнопкой спуска вплотную посажена западающая кнопка отключения затвора для обратной перемотки. Поэтому, нажимать на спуск нужно так, чтобы палец не свешивался вперед.

В итоге, указательный палец очень ощутимо тянется назад.

Конечно, ничего особо критичного в перечисленном нет. Привычка выработается быстро. Просто, несмотря на проделанную большую работу по совершенствованию эргономики, видно, что необходимость ограничиваться чисто внешними изменениями, а также откровенные ляпы, все это сильно девальвирует усилия конструкторов.

P2181287P2181311
На передней панели, как и ранее, справа гнездо проводного синхроконтакта.

Ниже находятся индикатор и кнопка автоспуска. Так тот узел стал выглядеть еще на 122-м Зените.

Еще чуть ниже и ближе к объективу кпопка фиксатора байонета.

Заводить автоспуск нужно не рычагом, а колесиком с накаткой на правом торце аппарата. Колесико нужно вращать вверх, оно тугое и для полного завода нужно 8-9 движений. Не очень удобно.

В процессе заводки цвет индикатора меняется на зеленый. Иным образом понять, что автоспуск заведен нельзя.

Чтобы включить автоспуск, нужно нажать кнопку. После срабатывания затвора цвет индикатора снова становится красным.

P2181290Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него поворотная крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.

Аппарат рассчитан на писание от двух элементов СЦ-32.

По теме подбора замены советским элементам питания у меня есть специальная статья.

Видоискатель аналогичен тому, что был у 122-го. Да, это все те же 65% площади кадра. Привет, 1965 год, здравствуй, Зенит-Е. Как сам?
Имеются, правда, клинья Додена.

На кадровой рамке видоискателя, справа вертикально расположено 3 светодиода. Это — система полуавтоматического управления экспозицией.

Система включается при полу-нажатии на кнопку спуска. Если кнопка не нажата, система отключена и не садит батарейки.

P2181294Снизу аппарата — только штативное гнездо. Оно в нижней части шахты зеркала ровно по оси объектива.
P2181293Сверху у Зенита-212к слева-направо находятся:
— селектор чувствительности пленки с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— скоба для вспышек с синхроконтактом;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— перед кнопкой спуска находится пластиковая западающая кнопка отключения затвора для обратной перемотки;
— рычаг взвода затвора и транспортировки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
P2181297К головке выдержек тоже есть претензии. Она сильно «залита» кожухом пентапризмы и с боков ее уже не охватить пальцами. Это не очень удобно. Возможно, предполагалось переключать выдержки одним большим пальцем, но для этого головка никак совершенно не адаптирована.
Курок пластиковый, не имеет транспортного положения и довольно сильно оттопырен назад.

Кнопка спуска, уже говорил, тонкая. Полу-нажатие довольно мягкое, в этом преимущество байонетного крепления против резьбового. А вот финальный ход кнопки, напротив, очень тугой. Даже странно до чего тугой.

На селекторе только одна шкала чувствительностей – ГОСТ/ISO.

Расчет экспозиции на Зените-212к происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.

Моргающая диафрагма прикрывается и включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.


4. Смотрим в видоискателе на светодиоды.

Если горит верхний красный, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.

Если горит нижний красный, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.

Оптимальна экспозиция тогда, когда загорится центральный зеленый светодиод. Когда это происходит, дожимаем спуск до конца.

Замок задней стенки скрытый, чтобы его открыть, нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.

P2181299P2181302
В дверце Зенит-212к есть еще одно нововведение, о котором не упомянул, — прозрачное окошко напротив кассеты с пленкой. Как уже говорил, в 95-м в стране уже очень широко продавались импортные фотопленки, на кассете у которых наглядно написаны все необходимые параметры. Через прозрачное окошко было видно кассету и она выполняла роль памятки. Это удобно, конечно.

Отношение к камере.

Ровно в 1995 году я окончил школу и поступил в ВУЗ. В то время со своим Зенит-12сд я еще не был совсем уж белой вороной, но смотрелся уже довольно хардкорно. У большинства знакомых были японские автоматические мыльницы. В городе было уже несколько минилабов. Проявлять пленки и самостоятельно печатать фотографии я прекратил в это примерно время.

У одного из одногрупников в те года я впервые увидел видеокамеру стандарта Video-8, а в 1996 (или 97-м, не помню точно) году обзавелся первым ПК.

Это все так — для воссоздания антуража того времени.

На сколько Зенит-212к в рамках всего этого смотрелся своим появлением уместно?

Да, почти нисколько. IMHO, конечно.

Нет, верхний сегмент аппаратов КМЗ типа Зенит-АПК мог еще как-то внушать надежду на рывок и дальнейшее шествие снова в ногу или почти в ногу с мировыми трендами.

Но вот бюджетная 12-я серия…. Эта ветка в 95-м потеряла уже своего клиента и развивать ее смысла, я так думаю, не было. 122-го было достаточно, чтобы номинально закрывать сегмент.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Аноним:

    Спуск такой тугой, что надо быть гераклом чтобы его продавить – на практике не смазать кадр это надо постараться, а если снять объектив и заглянуть в байонет и понажимать кнопку спуска, то видно что конструктора понаставили пружин на привод диафрагмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *