Объектив Мир-1В обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Мир-1В 2,8/37
Широкоугольный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов.
Мир-1 разработан в ГОИ в 1954 году на основе оптической схемы Flektogon. При этом, Мир-1 не копирует впрямую никакие иностранные образцы и является отечественной разработкой.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Мир-1 присутствовал в группе советских объективов, получившей высшую награду Гран-при.
Мир-1, по всей видимости, выпускался в СССР в наибольшем количестве вариаций и модификаций. Это и не удивительно, т.к. умеренный широкоугольник – это наиболее полезное фокусное расстояние для массового потребителя.
Сегодня мы рассмотрим раннюю версию этого объектива с резьбой М42.
Для дальномерных фотоаппаратов Мир-1 не выпускался. Первые версии этого объектива были для зеркальных Зенитов с резьбой М39 и рабочим отрезком 45,2 мм.
Конструкторы достаточно быстро пришли к выводу о бесперспективности этого типа крепления и перешли на резьбу М42 с рабочим отрезком 45,5 мм. При этом, первым делом, на новое крепление перевели всю существовавшую ранее оптику.
Меняли объективы минимально. По большому счету — только крепление и цвет корпуса. Новые версии объективов стали черными, чтобы не слепить отраженным светом солнца встроенные экспонометры, которые начали массово применяться на новых аппаратах.
В остальном, новые объективы были очень похожи на своих предшественников. В маркировку оптики добавили в конец индекс «2». Так появились Гелиос-44-2, Индустар-50-2, Таир-11-2, Гелиос-40-2, Юпитер-6-2, и, наконец, Мир-1-….. Эээ….. Нет. Новый Мир получил название Мир-1В.
Почему «В»?
Есть мнение, близкое к официальному, что «В» значит «Вологодский», т.к. производство Миров было передано в ВОМЗ, расположенный в Вологде.
Я иных версий не знаю. И такое, конечно, возможно. Скажу, однако, что не помню иных примеров, когда объективы маркировались буквами по городу производства, хотя прецедентов производства одинаковых объективов на разных предприятиях и в разных городах СССР — множество.
К тому же, на все советские объективы наносились эмблемы предприятия-производителя. Есть эмблема ВОМЗ и на Мире-1В. Стилизованный лук со стрелой. Зачем было дублировать отсылку к предприятию?
Ну, да, не суть….
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 37 мм
Угол поля зрения: 60°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/5
Рабочий отрезок — 45,5 мм
Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 10
Регулировка диафрагмы — бесступенчатая
Предустановка диафрагмы — есть
Ближний предел фокусировки — 0,7 м
Соединения:
объектива с камерой — M42×1
для ввинчивающихся насадок — M49×0,75
для надевающихся насадок — ∅51 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 45/23 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,78
Вес — 185 грамм
Просветление однослойное едва заметного желто-фиолетового цвета.
Мир-1В очень похож на своего предшественника с резьбой М39. Визуальное отличие только в цвете.
Ближнее к корпусу камеры кольцо отвечает за фокусировку. Форма кольца очень типична — гибрид гайки и шестеренки.
Кольцо достаточно узкое и расположено чрезмерно близко к камере. Но благодаря форме пользоваться им нормально.
Полный ход геликоида — длинный — под 280 градусов.
Объектив снабжен кольцом предустановки диафрагмы со специальным кольцом.
Это — самое дальнее от камеры кольцо. Вращается оно с четкой фиксацией на значениях диафрагмы. Но сама диафрагма при этом не меняется.
За непосредственно изменение диафрагмы отвечает среднее кольцо — самое широкое. Этим кольцом можно изменить величину диафрагмы от 2,8 до того значения, которое выставлено передним кольцом предустановки.
Логика тут простая. Сначала мы выбираем ту диафрагму, на которой хотим снимать. И выставляем ее передним кольцом. Затем мы фокусируемся на открытой диафрагме. Да далее, поймав момент — не отрываясь от окуляра и не глядя на шкалы— просто поворачиваем среднее кольцо до упора в сторону закрытия диафрагмы и жмем на спуск.
Но при этом, среднее кольцо, хотя и снабжено риской, которая ходит по шкале диафрагм, но при движении риски от большего числа диафрагмы к меньшему, — фактически диафрагма будет закрываться! И наоборот.
Это — нормально и ничего не сломалось.
Положение риски среднего кольца на шкале диафрагм — ни о чем не говорит и выставить нужную диафрагму средним кольцом глядя на шкалу — невозможно.
Лепестков диафрагмы у моего экземпляра 10 штук. Это много для широкоугольника. Лепестки черные матовые. На всех значениях они образуют вполне ровные круги.
Мир-1В — не очень светосильный объектив, но для широкоугольника такой светосилы более чем достаточно.
Стоит ли покупать Мир-1В для цифровой фотокамеры?
В ряде случаев такой смысл есть. Переходники с М42 существуют на все современные фотосистемы.
На кропе «в лице» Мир-1В вы получите неплохой полтинник. F2,8 немного темновато, но не критично.
На полном кадре Мир-1В, пожалуй, не даст особых преимуществ против современных объективов, даже штатных зумов на широком конце.
Хотя, есть и ценители картинки Мира-1!
Объектив один из самых дешевых сейчас — стоит попробовать просто ради любопытства.
Для владельцев зеркалок Nikon пару слов отдельно, и новости у меня плохие….
Как вы знаете, для компенсации разницы в рабочих отрезках между стандартом Nikon и резьбой М42 с сохранением фокусировки на бесконечность, существуют переходники с линзой.
Особенность Мира-1В такова, что при фокусе вблизи бесконечности, оправа задней линзы объектива начинает выступать за задний срез резьбы и упирается в линзу переходника.
В итоге, сфокусировать объектив на бесконечность невозможно.
Что это значит? Это значит, что владельцы зеркалок Nikon, неважно, есть ли в переходнике линза, или нет, сфокусироваться на далекие объекты не смогут.
А какой тогда смысл в широкоугольном объективе?
В итоге, если у вас зеркалка Nikon и очень хочется попробовать Мир-1 с бесконечностью, то единственный вариант – это найти версию Мир-1 со сменным хвостовиком А.
Это, правда, относительно редкая модель и стоит она дороже. В ближайшее время я сделаю обзор такого объектива.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
По поводу пессимизма о Никоне. Не всё так мрачно. Обычно переходник с линзой даёт сильный перебег “бесконечности” на Мире 1В. Крутить фокусировочное кольцо к “бесконечности” смысла нет. То есть в положении резкости на бесконечности кольцо имеет положение не далее “2м”, и задняя часть линзоблока не доходит до линзы переходника. Хороший переходник с линзой практически никак не ухудшает картинку (резкость, цвета и т.д.)
У меня ,,Мир-1в” черный М42 в раннем корпусе 1973 года выпуска.Крепкий надежный конструктив,однослойное просветление.Использовал на кропе Кенон.Впечатления неоднозначные.Более-менее резкость появляется с диафрагмы 8.Даже на 5.6 мягковат.Широкий угол – несомненное достоинство.Геометрические искажения проявляются и на кропе,особенно при сьемке архитектуры.Цветопередача приемлемая,но субьективно – недостаточно контрастный.Может быть,нужна бленда.Ожидаемой резкости я от него не получил.Мое мнение – обьектив для портретов,хоть и широкоугольник.
Странная конструктивная особенность – переднюю линзу очень легко случайно открутить или ослабить, особенно при установке фильтров, она никак не закреплена.
И неудобно что нет разметки шкалы диафрагмы при её свободном использовании, без предустановки, непонятно какая выставлена.
Почему же он дороже Гелиоса в два раза, если так плох?