Приставка для пересъемки диапозитивов ПД обзор и инструкция



Думаю, у многих сохранились с советских времен слайды или негативные фотопленки.

При этом, у меня, например, часто не со всех кадров были сделаны отпечатки. Фотопечать — занятие достаточно трудоемкое и это заставляло строго судить о ценности тех или иных кадров. Тратить бумагу и время на отпечаток или нет.

Сейчас, по прошествии времени, ценность старых кадров многократно возрастает. Было бы очень интересно посмотреть на многие снимки, которые, увы, не случились на бумаге.

Похожая ситуация со слайдами. Их, как правило, хранят, а вот есть ли рабочий диапроектор, чтобы детально рассмотреть?

В подобных ситуациях на помощь может прийти одно интересное приспособление от советского фотопрома. Это — «Приставка для пересъемки диапозитивов» или просто Приставка ПД.

Давайте ее рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Приставка ПД

Как следует из названия, предназначалась приставка для пересъемки диапозитивов. Предположу, что применяя обращаемую пленку можно было копировать и черно-белые негативы. Ну, если вдруг понадобилось.


Весит ПД 327 грамм. Качество изготовления хорошее, хотя люфты иногда дают о себе знать.

Приставка рассчитана только на 35 мм фотопленку.

ПД предназначена для совместного использования с другой приставкой — с ПЗФ. У меня есть ее обзор.

Занятно при этом, что выпускались эти приставки на разных предприятиях. ПЗФ выпускал завод «Диапроектор», г. Рогачёв, а ПД — оптико-механический завод «Зенит», г. Вилейка.

Годы выпуска ПД мне неизвестны. Судя по упоминанию в инструкции аппарата Зенит-TTL, начался выпуск, вероятно, в начале 80-х.

ПД представляет собой рамку для пленки, которая закреплена на зубчатой рейке. В задней части рамки имеется дверца для вкладывания рулонной пленки и белое матовое стекло. Сверху — гнездо для вкладывания слайда в собственной рамке.

В передней части ПД имеет небольшой мех, который надевается на объектив для полного устранения всяких боковых засветок и бликов на пленке. В нерабочем положении мех сложен и закреплен двумя боковыми защелками.

Порядок работы с ПД прост.


Первым делом нужно установить на фотоаппарат приставку ПЗФ. Вот ее обзор. Аппарат с приставкой лучше поставить на штатив.

Надеваем на ПЗФ объектив и выставляем его на бесконечность.

В комплекте к ПД прилагаются 2 кольца для соединения меха ПД с объективами Гелиос-44-2 и Индустар-50-2. Кольцо ввинчивается в резьбу для светофильтра.

Сейчас на вторичном рынке продаются, как правило, разукомплектованные ПД, и колец у них нет.

Хорошая новость в том, что передний край Индустар-61 Л/З входит во фланец меха ПД (моего экземпляра) как влитой. Даже закреплять мех не требуется. Но если все-таки нужно закрепить, то можно и слегка затянуть крепежный винт. У моего экземпляра конец винта завальцован и не повредит краску на объективе, если действовать осторожно.

Волна-9 в мех не входит, так что Индустар-61 Л/З, — это самый оптимальный вариант для работы с ДП сразу по всем соображениям.

Далее, на ПЗФ нужно выдвинуть немного подвижную рейку и на ее конец надеть ПД. Надетая ПД фиксируется затягиванием правого нижнего винта с массивной головкой.

Освобождаем мех на ПД и надеваем его на переходное кольцо или прямо на передний торец объектива. Получается вот такая конструкция, как на фото выше..

Впрочем, надевание меха на объектив — процедура не обязательная. Я в конечном счете от этого отказался. Проще приглушить свет. Мех довольно твердый и будучи освобожденным из фиксаторов вытягивается и почти достаёт до объектива, образуя нормальную бленду. Этого более чем достаточно.


Чтобы снимать с рулонной пленки, нужно откинуть сзади ПД дверцу (2 защелки сзади по бокам) и вложить пленку в канал. Конечно, дверцу нужно закрыть.

Чтобы переснять слайд в рамке, эту рамку нужно поместить в прорезь в верхней части ПД, предварительно вынув оттуда заглушку.

У ПД есть собственная зубчатая рейка и для перемещения по ней служит левый винт с головкой. Таким образом нужно ловить фокус. Вообще, при макросъемке фокусируются не вращением геликоида, а перемещением аппарата относительно объекта, ну или наоборот, как в данном случае.

Фиксируется каретка затягиванием правого верхнего винта. В моем случае головка отломана, но это никак не сказывается на функциональности.

Далее нужно поместить за матовым стеклом источник белого равномерного света. Я для этой цели использовал экран компьютера с белым листом Word.

На фотоаппарате включаем Live View.

Перемещая ПД по каретке левым винтом, ловим черновой фокус. Далее, выбираем удобную точку и увеличиваем по ней изображение на экране отоаппарата. Ловим чистовой фокус. Даже если изображение на самой пленке не очень резкое, сфокусироваться все равно можно по проявлению зернистости на пленке.

Фокусироваться лучше на открытой, чтобы матрица меньше шумела, но при съемке диафрагму лучше немного прикрыть.

Все, жмем на спуск. Лучше использовать двухсекундный таймер, чтобы избежать смаза от вибрации всей конструкции.


Если выдвигать рейку ПЗФ, то можно делать увеличенные фото отдельных участков слайда. Для выбора этого участка рамку ПД можно смещать по вертикали. Горизонтальное смещение возможно только за счет перемещения самой пленки.

Итого. ПД — уникальное приспособление, которое позволит вам вдохнуть новую жизнь в вашу коллекцию семейных слайдов. Пользоваться ею несложно, съемка проходит быстро. Воспоминания — бесценны.

Наверное, можно заморочиться сканированием старых пленок и слайдов. Вот не знаю, возьмутся ли в фотолабе за такое. Одно точно — даже бюджетные варианты сканирования выйдут куда дороже, чем комплект ПЗФ+ПД при не лучшем качестве.

Рекомендую попробовать.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Примеры снимков:


Инструкция (благодарность rangefinder.ru):



Вам может также понравиться...

комментариев 12

  1. Благодарю за дельный совет!Обязательно займусь оцифровкой негативов и слайдов !Эти две приставки у меня в отличном состоянии !!!

  2. Andrex_CH:

    Вот интересно,насколько качество будет отличаться от сканирования на NIKON COOLSCAN III LS-30 ? Есть в наличии и ПД и ПЗФ и никон. Но никон требует ремонта механики,все нет времени заняться,а то бы сравнил…Может и нет смысла замарачиваться с ремонтом никона

  3. Спасибо за интересную публикацию. Было бы интересно узнать, насколько возможна работа данных приставок с кропнутыми беззеркалками? И какой объектив лучше подходит? С фокусным расстоянием 50 мм или, с учетом кропа, 37мм

    • Iglex:

      Современные т.н. беззеркалки имеют видоискатель прямого видения, поэтому объектив проще подобрать экспериментально, нежели теоретизировать на эту тему.
      Я бы попробовал начать с обычного 50-мм объектива. Да, на кропнутой камере он будет работать как более длиннофокусный, но кто сказал, что с этими приставками можно работать только нормальным объективом? Можно спокойно ставить и 85 мм, и 135 мм, какой угодно, только при этом для сохранения равного масштаба изображения придётся мех больше растянуть. Только и всего.

      • Персъемка фотопленки на цыфрозеркалку сейчас очень популярно даже плагин Negative Lab Pro создали для удобной конвертации негативов в позитив -причем плагин настолько удачен (лекарство есть только к старым версиям – а они не очень -более поздние судя по отзывам куда получше) что многие отказываются от конвертации прогами для сканеров включая продвинутые сканеры -сканят просто в DNG а потом обрабатывают плагином. Насчет качества что лучше думаю пересъемка при серьезном подходе даст куда лучший результат чем например Никон4000 -но сканером сканить намного проще и быстрее.
        Вот на форуме плагина есть тема где народ делиться своими приспособлениями для пересъемки -есть очень серьезные агрегаты!
        https://forums.negativelabpro.com/t/lets-see-your-dslr-film-scanning-setup/27
        Кстати видел видео с подобной очень серьезной самоделкой но в роли цифрозеркалки там был СФ цыфрозад!

    • Иван:

      Я думаю, нет разницы зеркальный аппарат или беззеркальный. Аналогично по кропу. Для съемки плоского объекта нет разницы и в ФР объектива. Я бы начал пробовать с того, который более светосильный.

      • nukemall:

        А светосила тут причём? Пересъемку как и макросъемку в масштабе около 1:1 приходится делать при максимально возможно закрытой диафрагме, глубина резкости даже при этом микроскопическая, а плёнка имеет свойство выгибаться и коробиться.

    • nukemall:

      Такой приставке вообще пофигу с чем работать, это тупо рамка с мехом для крепления слайда или плёнки к объективу. Масштаб зависит от выдвижения объектива другим устройством – макромехом ПЗФ, для “кропа” это 1:1.5, для “полного кадра” – 1:1 т.е. в случае “кропа” выдвигать объектив требуется на меньшее расстояние. Объектив лучше брать имеющий самую высокую разрешающую способность, наиболее доступные из таковых – “штатники” с фокусным расстоянием около 50мм, “ширики” вообще не советую.

      • По идее из дешевых и сердитых вариантов -это хорошие объективы для фотоувеличителя – из недорогих и неплохих вариантов Вега-11У (или Родогоны) + кольца или мех. На основе Веги-11У народ макро много снимал типа портретов стрекоз -морда стрекозы на весь кадр.

        Если мегапикселей маловато – ни кто не мешает негатив снимать фрагментами (там другие технические сложности с позиционирование негатива) -а потом делать склейку (типа плагина для склейки панорам)

    • Илья:

      гелиос-44 с фокусным расстоянием 58 мм отрезает совсем чуть-чуть. Примерно 3-4 мм. Если это очень принципиально, можно снят. кадр два раза, потом склеить в йотошопе.

  4. Валерий:

    Уже года четыре гоняюсь за комплектом, но всё безрезультатно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *