Фотоаппарат Зенит-АМ обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Мы продолжаем изучать линейку красногорских фотоаппаратов, начатую очень удачной камерой Зенит-Автомат.
Зенит-Автомат начал выпускаться в 1984 году, и период производства растянулся на 10 лет. При этом, выпущено было не так уж много этих камер — всего около 68 тыс. штук.
Вот тоже вопрос, на который сейчас уже не найти однозначного ответа. Удачная конструкция. Современная, достаточно надежная, явно востребованная. Успех аппарата отмечается как на предприятии, так и у потребителей.
Почему всего 68 тыс. штук?
Скорее всего, в основном, вопрос в цене. На ресурсе КМЗ цена Зенит-Автомат с Гелиос-44К-4 в 80-х указана 235 руб, а Зенит-12сд тоже с Гелиос-44М-4 в 1987-м — 195 руб. Да, Автомат дороже, но так ли уж критично дороже?
И это ж все-таки автоматический аппарат с замером на открытой!
Но не суть.
Важно, что в 1987 году на КМЗ с производства снимается Зенит-19 и с ним из ассортимента предприятия уходит верхнеуровневая полуавтоматическая зеркалка.
За ТОР-отвый уровень теперь единолично отвечает Зенит-Автомат, а на роли полуавтомата отдувается не самый продвинутый Зенит-12сд.
Есть мнение, что Зенит-19 свернули по указанию сверху, чтобы не создавать конкуренцию продукту Арсенала — Киев-19. Мы недавно его рассматривали.
Хотя возможно, резьбовой аппарат со стрелочной индикацией замера к 1987 году уже просто смотрелся устаревшим, с чем я лично соглашусь.
Тут немного нужно отвлечься и пару слов сказать о таком аппарате, как Зенит-14.
Зенит-14 создавался за основе Зенит-Автомат, но как полуавтомат. Принципиальное создание в те годы на имевшейся в СССР электронной базе фотоаппарата, который работах бы и в автоматическом и полуавтоматическом режимах — было нерешаемой задачей.
Поэтому, Зенит-14 должен был закрыть сегмент рынка для потребителя, который не желал полагаться на автоматический режим приоритета диафрагмы и хотел бы больше контролировать выбор экспозиции.
В этой роли Зенит-14 отлично подходил на смену Зенит-19.
Во всех основных ТТХ Зенит-14 был аналогичен Зенит-Автомат и потому, располагал диапазоном выдержек от 1 с до 1/1000, большим светлым видоискателем (95% покрытия), светодиодной индикацией, и, конечно, замером на открытой диафрагме.
Бинго! Мы видим новый флагманский отечественный фотоаппарат. Конкуренцию по ТТХ ему мог бы создать только Киев-20 но к 1987 году он уже не выпускается несколько лет.
На этих фото ранние эскизы Зенит-14, взятые с ресурса zenitcamera.com.
А тут еже тот вид, в котором аппараты поступали в продажу. Фото с сайта fotocataloque.ru
Можно предположить, что коли Зенит-Автомат был камерой достаточно надежной, то и Зенит-14, электроника которого проще — также не был бы несильно ломким.
Увы, Зенит-14 был выпущен в количестве всего 567 штук в 1987-1990 годах и дальше не полетел.
Есть, опять же, мнение, что свернули этот аппарат, чтобы не создавать конкуренции новинке от Арсенала Киев-19М.
Есть еще иное немного предположение. Оно состоит в том, что Зенит-14 массово выпускать собирались, но на БелОМО, где уже освоили несколько моделей Зенитов и собирались переходить на новый уровень сложности аппаратуры.
Но в 90-х вы знаете, что началось, и проект Зенит-14 на БелОМО развернут не был.
Зенит-14 сейчас встречается очень редко.
Но мы вернемся к теме сегодняшнего обзора.
Хотя сегмент продвинутых полуавтоматов на КМЗ в конце 80-х по политическим или иным причинам явно не летел, но вот развивать линейку автоматических зеркалок предприятие продолжало.
Поэтому, в 1989 году в серию пошел аппарат Зенит-АМ.
Буквы «АМ» означают «Автомат Модернизированный», Зенит-АМ по-прежнему был чисто автоматическим аппаратом.
В чем заключалась модернизация?
Первое, что поменялось, — это затвор. На Зенит-Автомат затвор был матерчатый шторный. На Зенит-АМ затвор заменили на ламельный ФЗЛ-84 с вертикальным ходом металлических шторок.
Такой затвор ранее применялся на аппарате Зенит-19. Не пропадать же добру?
Ассортимент выдержек из-за смены типа затвора не изменился, но плюшек пользователю все-таки перепало.
Во-первых, выдержка синхронизации укоротилась с 1/60 до 1/125.
Во-вторых, без батареек аппарат стал способен отрабатывать две механические выдержки — В и 1/125, что является серьезным улучшением, на самом деле. Зенит-Автомат без батареек неработоспособен вообще.
В-третьих, в поле зрения видоискателя добавили третий светодиод и благодаря этому стало возможным отличать ситуации «выдержка будет длиннее 1/30» и «света вообще недостаточно».
Еще на Зенит-АМ одно из гнезд контактов, которое ранее отвечало за электронный спусковой тросик, заменили на гнездо внешнего электропитания.
В комплект к аппарату прилагался внешний блок питания — коробочка на 4 пальчиковые батарейки с кабелем и штекером. Тут и емкость пальчиков, конечно, больше, и держать внешний блок питания в холода можно за пазухой.
Ламельный затвор тоже холод переносил хорошо.
Итого, Зенит-АМ был, пожалуй, самым морозоустойчивым фотоаппаратом с TTL замером на то время.
С т.з. внесенных изменений, надежность Зенит-АМ не должна была пострадать. Затвор ФЗЛ-84 к тому времени выпускался уже около 5 лет и надежность его была на уровне.
Прочая электронная начинка от базового Автомата не отличалась.
Тем не менее, в конце 80-х, начале 90-х качество производства на предприятии снижалось, конечно, равно как и строгость контроля. Поэтому, вполне можно предположить, что средний экземпляр Зенит-АМ все-таки менее .надежен, чем средний экземпляр Зенит-Автомат более ранних выпусков
В течение периода выпуска внешний вид Зенит-АМ почти не менялся. Внешне разве что, с 1992 надпись «Сделано в СССР» поменялась на «Сделано в России». С т.з. внутреннего устройства, первые выпуски имели функцию экспопамяти, более поздние вроде бы ее лишились.
Нужно также отметить, что в 1992 году вышел фотоаппарат Зенит-АМ2, который был упрощенной версией Зенит-АМ.
Упрощение заключалось в отсутствии электронного автоспуска. Упоминается еще и отсутствие встроенной окулярной заслонки, но на моем Зенит-АМ этой заслонки тоже нет.
Был еще фотоаппарат Зенит-АМ3, но о нем сведений очень мало и источники сходятся в том, что отличия от Зенит-АМ2 если и были, то очень незаметные. В инструкции я нашел единственное отличие от –АМ2, — это отсутствие механических выдержек. Затвор Зенит-АМ3 был полностью энергозависимым. Фото с zenitcamera.com
Общая хронология и объемы выпуска линейки Зенит-АМ:
Зенит-АМ — 1988—1999, 11 802 экз;
Зенит-АМ2 — 1992-1997, 27 240 экз;
Зенит-АМ3 — 1993-1994, 13-17 экз.
Суммарный объем выпуска всей линейки Зенит-АМ еще меньше, чем Зенит-Автомат, хотя продолжительность выпуска почти та же.
Но тут, думаю, больше уже влияла экономически ситуация в стране и вообще состояние советского фотопрома к тому времени.
Население побогаче покупало уже импортную технику, а победнее — мало вообще думало о приобретении новых фотоаппаратов.
Но давайте уже посмотрим подробнее на мой экземпляр фотоаппарата
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-АМ
Зенит-АМ выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1988 по 1999 год.
Общий выпуск составил ~11 тыс. штук.
Штатный объектив — МС Гелиос-44К-4 2/58, МС Гелиос-77K-4 1,8/50 или МС Зенитар-К1,9/50.
Крепление объектива — байонет К. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма и экспозамер на открытой диафрагме.
В комплект к фотоаппарату входил переходник для объективов с резьбой М42.
Затвор — фокальный с электронным управлением, с вертикальным движением металлических ламелей.
Выдержки меняются автоматически в режиме приоритета диафрагмы от 1 до 1/1000. Есть ручная выдержка B.
Выдержка синхронизации 1/125.
Затвор умеет отбивать 2 механические энергонезависимые выдержки — В и 1/125.
Фотоаппарат оборудован горячим и проводным синхроконтактами, а также электронным автоспуском.
Имеется гнездо для подключения внешнего блока питания.
Размер поля изображения видоискателя — 23×35 мм (95% покрытия кадра)
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром, матовым кольцом и клиньями Додена.
Вес моего экземпляра без объектива 540 грамм.
Элементы управления:
Внешним видом Зенит-АМ очень похож на своего предшественника Зенит-Автомат. Немного поменялась форма кожуха пентапризмы и так еще по мелочи.
Внутри аппарата металлическое шасси, наружные покровы корпуса все пластиковые. Мягкая оклейка присутствует на традиционных местах.
Слева от объектива в верхней части передней панели находится светодиодный индикатор автоспуска. В то время, пока автоспуск ведет отсчет, индикатор мигает красным цветом.
Как пользоваться автоспуском — чуть ниже.
Ниже индикатора — на скошенной грани шахты зеркала помещены два гнезда. Верхний для синхронизации вспышки с проводом, нижний — для подключения внешнего блока питания.
На правой части передней панели хорошо заметна дверца батарейного отсека. Чтобы отсек открыть, нужно нажать на небольшую кнопку на дверце снизу. Дверка откидывается к объективу.
Аппарат имеет усовершенствованное электропитание и потому может работать как с традиционными РЦ-53 и их аналогами, так и с более доступными сейчас батарейками на 6V,
Подробнее о замене советских батареек — смотрите тут.
В нижней части шахты зеркала находятся две клавиши. Верхняя — это фиксатор замка байонета. Нижняя — репетир диафрагмы.
Репетир нажимается назад и вниз. Он довольно тугой и пользоваться им не очень удобно.
Сзади имеется прямоугольный глазок видоискателя. Окулярной заслонки у моего экземпляра нет.
Видоискатель у Зенит-АМ отличный. Картинка крупная и очень светлая. Имеются клинья.
В правой верхней части находятся 3 светодиода, отвечающих за индикацию экспонометрии.
Включается экспонометр при полу-нажатии на кнопку спуска.
Если горит верхний красный светодиод (треугольник вершиной вниз) света избыточно и аппарату требуется выдержка короче 1/1000.
Если горит нижний красный светодиод (треугольник вершиной вверх) света недостаточно и аппарату требуется выдержка длиннее 1 с.
Если горит средний зеленый светодиод, аппарат готов произвести съемку. Но при этом, если светодиод горит непрерывно, то выдержка будет в интервале от 1/30 до 1/1000 и можно снимать с рук.
А если зеленый светодиод мигает, то выдержка ожидается от 1 с до 1/30 и аппарат лучше установить на штатив.
Визуально все очень прилично и наглядно, но критика остается прежней с Зенит-Автомат еще.
Во-первых, знания того, что выдержка от 1/30 и короче — мало, т.к. 1/30 это слишком длинная выдержка, чтобы уверено снимать штатным объективом с ФР 58 мм без смаза.
Во-вторых, отличие выдержек 1 с и 1/30 с — все-таки очень большое. Аппарат то можно на штатив установить, но окружающий мир тоже ведь движется.
Ну, и т.д.
На нижней панели имеем штативное гнездо на 1/4 дюйма и кнопку отключения затвора при обратной перемотке пленки.
На верхней панели, слева-направо расположены:
— головка обратной перемотки со складной рулеткой, вписанная в блок ввода чувствительности пленки и величины экспокоррекции;
— «горячая» скоба для вспышек;
— небольшая кнопка старта автоспуска с красной точкой, между кожухом пентапризмы и селектором режимов работы;
— селектор режимов работы автоматики с кнопкой спуска в центре;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
Выбор чувствительности и экспокоррекция, это, на самом деле, одно и тоже на Зенит-АМ.
Вводить чувствительность нужно за небольшой поводок сдвигать по кругу окошко, в котором видны числа чувствительности и это же движение перемещает шкалу коррекции. После этого нужно, вращая головку за внешнюю накатку, выставить нужную величину коррекции. Ноль, например.
Доступны коррекции до + / – 2 стопа с шагом в 1/3.
Экспокоррекция — это единственный, по сути, способ вмешаться в работу автоматики.
Автоспуск работает просто. Взводим затвор и нажимаем на миниатюрную кнопку. Автоматика начнет отсчет, а светодиод на передней панели начнет мигать. Секунд через 8 затвор сработает. Очень удобно сделано.
Спуск Зенит-АМ срабатывает существенно тише, чем на Зенит-Автомат. И толчок при этом, по моим субъективным ощущениям слабее.
Кнопка спуска расположена хорошо, ход имеет короткий и очень мягкий.
Селектор режимов работы имеет 4 положения:
— А — это автоматический режим, основной;
— Х — режим синхронизации со вспышкой, выдержка будет 1/125;
— В — режим выдержки от руки, затвор будет открыт, пока кнопка нажата;
— L — это блокировка кнопки спуска, чтобы случайное нажатие не садило батарейки.
Без электропитания затвор будет работать в положении В и Х. Это очень хорошее нововведение, т.к. например, при работе со вспышкой аппарат на 100% функционален и без батареек.
Курок имеет два положения “походное ” и “на готове”.
Открывается Зенит-Автомат классически. Нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.
Отношение к камере.
Зенит-АМ — это пример хорошей модернизации хорошего аппарата.
Другое дело, что такая модернизация должна бы проходить каждый год-два, а не на седьмой.
По мне, больше всего аппарату не хватает более подробной индикации выбранной автоматикой выдержки. Даже с помощью 3-х имеющихся светодиодов можно было закодировать 3-4 интервала, вместо двух. Типа «Один мигает; два мигают; один горит постоянно, второй мигает» и т.д.
Затвор то точно знает, какую выдержку собирается отработать. Значит вопрос только в схеме горения / мигания светодиодов. Неужели нереально сложно?
Ну и затвор ФЗЛ-84 вроде бы потенциально мог отрабатывать выдержку 1/2000. Для начала 90-х это было бы вполне актуально.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Отличная статья, хороший разбор. НО !
Описательные параметры камеры (скорость выдержек и т.п.) вполне можно вычитать из описания самому. Для камер с автоматикой важнее другое – особенности работы с ней, а главное – нюансы экспонометрии ! Вот, например, из обзора следует, что ввод чувствительности и экспокоррекция – это одно и тоже. Не совсем понятно. Потом,если снимать при усредненной освещенности, тем более попадая в 1/30-1/500 с то на пленке все будет достаточно ровненько. А если перепад в освещенности ? Ну там светлый предмет на темном фоне или наоборот, (съемка зимой) или прочие неравномерности – как камерой работать, если экспопамяти нет, а с экспокоррекцией непонятно что.
Огромная просьба – выложить хотя бы основные практические приемы при работе с ней (ну и с любыми другими советскими автоматами).
И еще – рассказывайте побольше не только о запроектированных достоинствах камер (например о возможности механических выдержек), но и о типичных проблемах. Например, у всех автоматов отмечается такой глюк – затвор открывается, но не закрывается.
Говорят, что не во всех случаях камеру надо сразу в ремонт тащить. Можно сделать так, что затвор закроется (то ли из режима автоспуска, то ли еще как-то).
Слово, очень необходимы практические советы. Заранее благодарны.
Хорошая камера
Мой АМ был куплен осенью 1993-го. В первом экземпляре была сбита юстировка, и мне его поменяли. Второй сначала работал нормально.
Затвор, на самом деле, и отрабатывал 1/2000. Во всяком случае, при горящем верхнем индикаторе он что-то отрабатывал, и это что-то было похоже на правильную выдержку – если судить по результату. Так же затвор нормально отрабатывал длинные выдержки. Я экспериментировал – ночью ставил аппарат на штатив и последовательно снимал, с каждым кадром закрывая диафрагму на одно значение, засекая выдержку по секундомеру. Максимум получался что-то около минуты, точно сейчас не помню. И затвор честно эту выдержку держал! Сам!
В мануале на аппарат ничего про экспопамять сказано не было, но по факту она была. Что-то читал, что это получилась баг-фича, то есть разработчики не предполагали такой вариант работы, но по факту он был.
Затвор работал достаточно мягко, чтобы руками удерживать выдержку порядка 1/15 или около того. По сравнению с классическими Зенитами он, конечно, почти совсем не вибрировал.
Штатный объектив я заменил на алмазовскую Волну, они тогда продавались в Гостинном Дворе за копейки.
Забавным багом аппарата было расположение синхроконтакта – в него было легко ткнуть пальцем, и если на горячем башмаке стояла включенная вспышка, то он заметно кусался. Приходилось закрывать его заглушкой.
Довольно скоро затвор начал дурить. На режиме X вместо 125 отрабатывал что-то типа 250 с понятным результатом. Обходилось съёмкой в автоматическом режиме с экспокоррекцией минус пара ступеней. Так же косячил и автоматический режим, что так же лечилось экспокоррекцией. В итоге в году примерно 96-м я его слил и приобрёл себе Пентакс Спотматик, и это было хорошо.
У меня был АМ2, покупал примерно в 1993 году. Неплохой фотоаппарат, удобный, хорошо лежал в руке, с аккуратно изготовленными деталями, но весьма небрежно собранный. Почти сразу начала отваливаться пластиковая накладка на курок, но это мелочь – просто затянул потуже винтик. Но, немного позже перестал работать счетчик кадров. Пришлось лезть в корпус. Оказалось, что рычажок связывающий курок со счетчиком был отштампован с погрешностью и быстро переставал обеспечивать сцепление. Пришлось самому вырезать новый рычажок из кусочка жести. Примерно через год начал заедать затвор. Ничего особо глобального – просто разболтался один из винтов крепления и после этого пришлось периодически лазить в корпус и подтягивать этот винт. В общем – явно сильно упала технологическая дисциплина.
При этом фотографии получались вполне хорошими, объектив (Гелиос 4-44) мне нравился. Но такое количество погрешностей портило настроение. Года через три поднакопил денег и купил корпус зеркального Солигора. Установил на него Гелиос и с удовольствием фотографировал этим вполне удачным гибридом еще лет пять. Ну, а потом пришла эпоха цифровых фотоаппаратов).
К теме затвора и его похожести на затвор от Зенит 19.
У меня есть З-19 из первых выпусков (с 60-х) и более поздних (с 125-х)
Есть АМ2 94 года.
Затвор по внешнему виду совершенно не похож на затвор З-19.
У З-19 горизонтальные пластины, а у АМ2 «веерные».
Продолжу тему затвора. На Зенит-19 ставился затвор ФЗЛ (фокальный затвор ламельный) без цифровых индексов. По причине большого количества рекламаций (не закаленные детали, неточность изготовления) в 82-84 годах затвор модернизировали, появилась выдержка 125-х и ему присвоили индекс ФЗЛ-80у.
В этот-же период происходит разработка нового затвора для Зенит-20..-21..-22 , возможно даже были заимствованы разработки иностранных производителей, в плане крепления ламелей и устранения их перехлеста. Вот именно этот затвор получает индекс ФЗЛ-84. Более того его изначально проектируют с возможностью установки в корпус Зенит-Автомат.
ФЗЛ-84 имеет механическую выдержку синхронизации 125-х которая обеспечивается подкаленным поводком, из-за нестабильности качества поводок со временем может изменить форму и выдержка изменит значение. Плюс натяжение пружин ведущей и ведомой шторок производится винтами не имеющими контрения или фиксации краской, вследствие чего скорость движения ведущей шторки может замедлится. Как следствие ведомая шторка в процессе движения нагоняет первую из чего следует видимое укорачивание выдержки и неравномерная засветка кадра.
По поводу Зенит АМ-3 и экспопамяти. АМ-3 изначально проектировался как усложнение конструкции модели АМ путем отказа от механических выдержек, установки отобранных из общей массы пружин перемещения шторок, добавлением в электронную схему элементов временного запоминания экпозиционных параметров.
Отказ от выдержек В и Х теоретически приводил к повышению надежности и “дуракоустойчивости”. Излишне большое усилие нажатия на кнопку спуска на выдержке В при невзведенном затворе приводит к прогибу как минимум 2-х деталей.
Применение тарированных пружин позволило уменьшить ход настроечных винтов и установки на них контргаек с фиксацией краской.
Экспопамять реализована на той-же схеме что и АМ-2 последних выпусков (АМ2 написано прописью, слово ZENIT не рельефное) добавлением всего лишь 1 резистора и 2 конденсаторов. Платы для АМ-2 и АМ-3 собирал один человек и никак их не помечал в процессе, очень часто платы с “памятью” попадали на сборку АМ-2 , что становилось приятным сюрпризом для покупателей 😉
Здравствуйте! Давно фанат именно модели Зенит АМ, но на днях стал обладателем Зенита АМ сборка Вилейка. Есть ли какие-то данные (документы, статьи). В интернете нашёл маленькую заметку в “Иди, и снимай”. Хотел бы раскопать побольше. У меня 1989 года.
Если такой аппарат действительно существует 😉 хотелось бы увидеть фото элементов на корпусе позволяющих идентифицировать эту модель, отличной от Зенит АМ выпуска КМЗ. Действительно на некоторых сайтах упоминается возможность сборки Зенит АМ на Вилейском заводе в Белоруссии, однако там же пишут что, фотоаппарат АЛЬБАР производства БелОМО является автоматическим 😉
Как только восстановлю кнопку и уберу стандартные болячки АМ, то обязательно выложи фото. Там заводским методом затерт герб КМЗ и набита Вилейка. Всё сделано на станке, это не калька и цвет краски полностью совпадает с КМЗ. Да и смысл подделывать это если мне аппарат достался за 1500 как условно рабочий.