Фотоаппарат Смена-5 обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
И снова Смена. На этот раз — пятая. Аппарат это относительно редкий и однозначно этапный. Внимательно рассмотреть его просто необходимо.
Придя на замену 4-й модели, пятая Смена получила новый корпус. Далее все модели Смен десяток лет, вплоть до 9-й модели выпускались в этом корпусе, который получил прозвище «Смена-классик».
Смена-5 начала выпускаться в 1961 году. Это была самая середина оттепели имени НС Хрущева.
Советская промышленность в тот период старалась повернуться лицом к потребителю. Фотопром не был исключением. Появлялись новые типы фотоаппаратов. Часто конструкторы старались максимально удешевить аппарат, чтобы сделать его доступным как можно большей части населения.
Именно в то время появились, например, такие фотоаппараты как Мир (упрощенная версия Зоркий-4) или Заря (упрощенная версия ФЭД-2).
Тогда же появилась и Смена-5.
Ну, сам по себе новый корпус, видимо, с идеей удешевления никак не пересекался. Просто с 1953 года прежний дизайн основательно устарел и смотрелся уже откровенно архаично.
Как можно удешевить и без того простейший фотоаппарат?
Очевидным способом сэкономить стал отказ от футляра. Смена-5 продавалась без футляра, а крепления для ремня у нее были прямо на корпусе.
На фото в WIKI Смена-5 показана с футляром, а крепления похоже просто отломаны. Скорее всего, это недостоверный комплект. Правда вот инструкцию, где комплект описан, я не нашел. У кого есть поделитесь, пожалуйста, сканом.
Чтобы защитить объектив и его окрестности, Смена-5 комплектовалась массивной конической блендой, которую можно было навинтить «наоборот». В таком положении бленда полностью скрывала объектив и узел затвора.
Кроме бленды была в комплекте крышка на объектив. Только накручивалась она не на объектив, а на узкий торец бленды в «походном» положении.
В общем, решение достаточно здравое. Одновременно снижаем себестоимость (чехлы к Сменам хоть и были из линолеума, фактически, но пластиковый стакан все ж дешевле) и комплектуем аппарат дополнительным полезным аксессуаром.
Еще Смена-5 имела самый «темный» среди семейства объектив — f5,6 и у нее отсутствовала одна самая длинная выдержка 1/15.
Думаю, все это тоже — стремление удешевить конструкцию. Причем все, в общем, логично.
1/15 — это слишком длинно для съемки без штатива. А откуда штатив у человека, который может позволить себе только самый простой шкальник?
Снимая шкальником фотолюбители почти всегда прижимают диафрагму, увеличивая ГРИП и нивелируя этим погрешности в определении расстояния. F4,5 в этих условиях часто избыточна.
К счастью, конструкторы думали не только об экономии. Смена-5, получила новый отличный видоискатель.
Кроме того, шкалы диафрагм и выдержек были дополнены рядами цифр. Эти цифры в сумме должны давать экспозиционное число.
Такие числа мог, например, выдавать экспонометр Ленинград-2, выпускавшийся как раз в то время.
Считав с экспонометра экспозиционное число = 12 пользователь понимал, что правильной экспопарой будет, например, 1/60 (6) + f8 (6).
Или, как вариант, 1/30 (5) + f11 (7). 6+6 = 5+7 = 12
Не могу назвать это все мега-полезной функцией. Главным образом потому, что, если пользователь узнал экспозиционное число, то у него под рукой есть экспонометр. Любой экспонометр, даже такой вот, не электронный — предлагает все возможные экспопары разом.
А выучить правило «если выдержку увеличиваем, то для сохранения экспозиции диафрагму следует прикрыть, и наоборот» — несложно и без арифметических упражнений.
Тем не менее, поиск функционала шел и за это аппарату зачет.
Давайте его уже рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Смена-5
Смена-5 выпускалась на ЛОМО всего 2 года 1961-1962. В эти годы предприятие еще называлось ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ).
Штатный объектив — несъемный триплет Т-42 5,6/40. Предел диафрагмирования — f16.
Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.
Смена-5 первая из семейства получила набор выдержек из нового стандарта. У Смены-4 был еще старый набор.
Автоспуска у аппарата нет (мы экономим), а вот гнездо для проводного синхроконтакта имеется.
Вес моего экземпляра без бленды 305 грамм.
Элементы управления:
Корпус Смены по прежнему бакелитовый.
Характерной особенностью корпуса «Смена-классик» является наплыв для белее надежного хвата под левую руку.
Почему под левую? Просто потому, все операции с аппаратом выполняются правой рукой. Включая диафрагмирование и фокусировку. Аппарат то шкальный. А левой руке остается только одно — держать.
Кстати, форма корпуса вполне эргономична.
На передней части только объектив с узлом затвора (о нем позже) и переднее окошко видоискателя.
Массивная головка протяжки кадра открыта с 3-х сторон — спереди, сзади и справа. Перематывать пленку очень удобно. Кстати, пленка у Смены-5 движется теперь слева-направо. Ранее было наоборот.
Сзади — прямоугольный глазок видоискателя. Видоискатель у 5-й Смены дает абсолютно светлую картинку в реальном масштабе. Хороший видоискатель.
Сдвижная кнопка отпирания аппарата — на левом торце. Дверца снимается, а не откидывается — будьте осторожны, не уроните аппарат.
На нижней панели только штативное гнездо под старый стандарт 3/8 дюйма. Гнездо расположено по оси объектива.
Сверху у Смены-5 слева-направо находятся:
— Скоба для принадлежностей;
— Счетчик кадров с памяткой чувствительности пленки;
— Кнопка спуска
В основании объектива находится блок центрального затвора.
Выдержка переключается вращением ребристого кольца в основании объектива. Менять выдержку можно как при взведенном затворе, так и при спущенном. Синхронизация со вспышкой обеспечивается на любой выдержке.
Чтобы взвести затвор, нужно опустить заводной рычаг (на фото в центре) вниз до упора. Рычаг зафиксируется в таком положении.
Чтобы спустить затвор, нужно нажать кнопку на верхней части корпуса.
Кольцо управления диафрагмой находится на переднем срезе объектива. Управлять диафрагмой неудобно. Кольцо узкое и заглублено за передней срез объектива.
Шкала глубин резкости нанесена на погон вокруг объектива.
Для фокусировки нужно вращать весь объектив за накатку в передней части. Кольцо имеет модную расцветку «зебра».
Ближний предел фокусировки — 1 метр.
Шкала дистанций интересна тем, что значения расстояний нанесены теми же числами с дробными долями, как обозначаются диафрагмы. Например, 2,8 метров, 5,6 метров и т.д. Я такой подход видел ранее, но как ни вертел Смену в руках, так и не понял, зачем это нужно было делать.
Если знаете — напишите в комментарии.
Отношение к камере.
Ничего из того, чем отличается Смена-5 — не прижилось. Кроме нового корпуса, конечно.
Бленда реализована не очень практично. В ней нет особой надобности, но если ее вообще с собой не брать, то объектив остается незащищенным. Крышка то накручивается только на бленду.
Будучи надетой «по походному» бленда полностью блокирует все управление.
Смена-5 выпускалась всего 2 года и следующая модель уже имела и футляр и классический набор выдержек и более светосильный объектив.
Тем не менее, наличие непрерывного поиска новых идей даже в классе самых простых фотоаппаратов — вызывает уважение и отлично характеризует ту эпоху.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Пока не найдена.
…не метры это а значения диафрагм. т.е. 5,6 до 5.6 ( там и метры должны быть.) будет резко. Это очень удобная шкала резкости…т.к. на этих СМЕНАХ не было дальномеров.
Отличный был фотоаппарат! Эх, стырили у меня его году в 88-м.
а есть его инструция как собирать, разбирать? мне интересно его конструкция
У меня нет. Я в ремонте сам мало смыслю. Купите недорогую Смена-6 и изучите, как вариант.
Долго искал в свою коллекцию этот ф/аппарат.
Подскажите пожалуйста, какой посадочный диаметр резьбы для бленды и светофильтров на этой камере? Не могу нигде найти для каких моделей Смены предназначены насадочные линзы с посадочным диаметром в 32 мм.