Фотоаппарат Зенит-АПК обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Зенит-АПК является частью линейки Зенит-Автомат и прямым потомком серии Зенит-АМ.
Как бывало уже не раз, аппарат очень и очень спорный, но рассмотреть его нужно обязательно. Почему?
Зенит–АПК вышел в 1992 году. Этот факт не позволяет назвать аппарат однозначно советским.
Тем не менее, разработка этой модели началась, конечно, еще при СССР, инженеры, оборудование, все было советских времен. Поэтому, если вы не против, я буду считать Зенит-АПК, все-таки, советским аппаратом, в отличие, например, от Зенит-КМ, который разрабатываться начал в 1996-м.
И вот это допущение позволяет мне сделать такое заявление: Зенит-АПК — это самый продвинутый советский фотоаппарат, выпускавшийся серийно, за всю историю советского фотопрома.
Да, самый продвинутый, ни больше, ни меньше.
Задумывался Зенит-АПК как модернизация Зенит-АМ. Конкретно предполагалось добавить полуавтоматический режим управления экспозицией. Напомню, линейка Зенит-Автомат была в целом очень удачной, но отсутствие возможности вручную управлять экспозицией не позволяло считать аппараты линейки флагманскими и подходящими для профессиональных пользователей.
Сам проект изначально назывался Зенит-АП, где «АП» значит «Автомат-Полуавтомат».
Затвор на новом аппарате первоначально планировался ФЗЛ-84, тот же самый, что был на Зенит-АМ, но, насколько я смог понять из источников, использовалась его усовершенствованная версия с дополнительной выдержкой 1/2000. Зенит-АМ умел отбивать только 1/1000.
Правда, с усовершенствованием затвора сразу дело не пошло, поэтому, как альтернативный вариант проработали закупку импортных затворов.
Из двух японских фирм Seiko и Copal был выбран затвор фирмы Copal — EM-СMS-578MM.
С этого момента проект Зенит-АП разделился. Аппараты с ФЗЛ-84 стали называться Зенит-АПМ, а с затвором Copal — Зенит-АПК, где «К» это «Копал».
Зенит-АПМ было выпущено всего 15 экземпляров. Выдержка 1/2000 советским конструкторам так и не покорилась, это нужно признать. Фото с zenitcamera.com.
С Зенит-АПК у меня полной ясности нет. В одних источниках пишут, что затворы на аппаратах японские. В других сказано, что по итогам переговоров приобрести затворы все-таки не удалось, и купили только лицензию. Поэтому, на Зенит-АПК стоят затворы отечественного производства, выпускаемые по лицензии. Возможно также, в рамках этой же версии, японские затворы стояли на каких-то самых первых выпусках Зенит-АПК в небольших количествах.
Так или иначе, Зенит-АПК получил, таки, помимо автоматического, еще и полуавтоматический режим, и выдержку 1/2000 в придачу. Такой короткой выдержки советские аппараты не видывали еще.
Кроме супер-короткой выдержки новый затвор радовал пользователей также выдержкой синхронизации в 1/125.
В остальном аппарат был примерно аналогичен Зенит-АМ, а это значит, что все прочее у него было на «Хорошо» и «Отлично».
Зенит-АПК считался очень перспективным и на его основе планировалось создать целую линейку с моделями как более простыми, так и более продвинутыми.
В частности, можно отметить проект Зенит-ПМ. Буква «П» в названии обозначала полуавтомат, буква «М» — механические выдержки. Эта камера должна была сменить Зенит-122 и обещала механические выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000, синхронизацию на 1/60, байонет К, большой видоискатель, как на Зенит-АМ и трехсветодиодную индикацию как на Зенит-122.
Это был бы просто отличный аппарат начального уровня. Но, увы, он не случился. Я даже фото не нашел. О более сложных и говорить смысла нет.
В вот Зенит-АПК все-таки пошел в серию и был выпущен в количестве 6,4 тыс. экземпляров. Это немного, но это все-таки серия.
Конкурентом Зенит-АПК на постсоветском фото-рынке можно считать только Киев-19М, и красногорская камера имеет ТТХ существенно более внушительные:
1. Наличие автоматического и полуавтоматического режимов. Киев-19М — только полуавтомат.
2. Диапазон выдержек 1-1/2000. У Киев-19М — 1/2-1/500.
3. Выдержка синхронизации 1/125, против 1/60 на Киев-19М.
В качестве ответочки можно сказать, что затвор Зенит-АПК как минимум лицензионный, но я всегда говорю, что спокойно отношусь к заимствованию технологий.
В общем, Зенит-АПК действительно имел просто замечательные ТТХ. И это действительно самый высокоуровневый серийный аппарат, разработанный в СССР.
Что Зенит-АПК подвело, так это качество производства. Начало девяностых — совсем не то время, в которое можно было говорить о высоком качестве и строгом контроле.
Увы, но уровень брака у Зенит-АПК можно тоже считать рекордным.
Причем, что самое обидное, наиболее часто ломался уже не затвор, — бич и рок сложных советских фотоаппаратов. На Зенит-АПК, как правило, или выходит из строя электроника или эта самая аналоговая электроника плохо отрегулирована изначально, из-за чего затвор «врет». Цифровая электроника в советских аппаратах так и не появилась.
Конечно, перечисленные выше нарекания относились скорее не к аппарату, а к производству. Правильно настроенные экземпляры работают долго и счастливо.
Зенит-АПК пытались усовершенствовать в проекте Зенит-AUS (Automatic Unlimited System), но там в очередной раз ничего не полетело. Фото с zenitcamera.com.
Сейчас Зенит-АПК не пользуется популярностью у коллекционеров. Это странно и незаслуженно. Несмотря на небольшое количество выпущенных экземпляров и выдающиеся характеристики, аппарат не имеет ценности. Коробочные варианты можно приобрести за очень небольшие деньги.
Что же, пора немного восстановить историческую справедливость посмотреть экземпляр этой камеры подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-АПК
Зенит-АПК выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1992 по 1998 год.
Общий выпуск составил ~6,4 тыс. штук.
Штатный объектив — МС Гелиос-44К-4 2/58, МС Гелиос-77K-4 1,8/50, МС Зенитар-К 1,9/50 или МС Зенитар-К 2/50.
Крепление объектива — байонет К. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма и экспозамер на открытой диафрагме.
Затвор — фокальный с электронным управлением, с вертикальным движением металлических ламелей.
Выдержки меняются автоматически в режиме приоритета диафрагмы, имеется также полуавтоматичский режим. Диапазон выдержек от 1 до 1/1000. Есть ручная выдержка B
Для синхронизации подходят все выдержки, не короче 1/125.
Без батареек аппарат не работает вообще. Механических выдержек нет.
Фотоаппарат оборудован горячим и проводным синхроконтактами.
Есть гнездо под проводной дистанционный спуск. Автоспуска у моего экземпляра нет, но похоже, что на некоторых вариантах он мог быть в электронном виде.
Размер поля изображения видоискателя — 23×35 мм (95% покрытия кадра)
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром, матовым кольцом и клиньями Додена.
Вес моего экземпляра без объектива 530 грамм.
Элементы управления:
Дизайном Зенит-АПК напоминает Зенит-Автомат, однако, эргономика была существенно улучшена. Справа на корпусе и спереди и сзади появились наплывы для более надежного хвата. На мой вкус, корпус Зенит-АПК удобнее, чем у появившихся позже Зенит-212к, Зенит-312м и Зенит-412DX.
Внешние покровы корпуса полностью пластиковые, хотя внутри аппарата металлическое шасси. Тем не менее, все поскрипывает и похрустывает. Особых ляпов в сборке нет, но и ощущения солидности тоже не возникает.
Передняя часть корпуса.
Слева видна заглушка. По-видимому, на части моделей тут находится световой индикатор автоспуска.
Справа от объектива в наплыве шахты зеркала две клавиши. Верхняя (с буквой «Б») это клавиша замка байонета. Нижняя (с буквой «Р») это репетир.
Выше видна пластиковая заглушка гнезда дистанционного спуска. Заглушка нужна потому, что при неиспользовании проводного спуска, т.е. при пустом гнезде, можно случайно замкнуть контакт пальцем.
Однако, реализация в виде заглушки совершенно сырая, т.к. заглушка эта потеряется при первом же использовании тросика.
Еще, гнездо под тросик подписано так странно, что подпись отчетливо читается как «6V». В сети говорится о случаях, когда пользователи подключали к этому гнезду внешний блок питания от Зенит-АМ.
В правой части наплыва под хват находится батарейный отсек. Этот узел также не выглядит продуманным. Я, например, банально не нашел на корпусе указания, как ориентировать батарейку с т.з. полярности. Если будете использовать, ориентируйте плюсом вверх.
Аппарат имеет усовершенствованное электропитание и потому может работать как с традиционными РЦ-53 и их аналогами, так и с более доступными сейчас батарейками на 6V. Мой экземпляр отлично работает от 4LR44.
Подробнее о замене советских батареек — смотрите тут.
Сзади имеется прямоугольный глазок видоискателя и справа кнопка для повторного экспонирования.
Видоискатель у Зенит-АПК аналогичен Зенит-АМ. Это значит, что картинка крупная, покрытие хорошее, имеются клинья. Единственно, мне показалось, что видоискатель стал немного темнее.
В правой верхней части находятся 3 светодиода, отвечающих за индикацию экспонометрии.
На нижней панели имеем штативное гнездо на 1/4 дюйма и кнопку отключения затвора при обратной перемотке пленки. Еще на нижнюю панель переехал кармашек под памятку типа и чувствительности пленки.
На верхней панели Зенит-АПК, слева-направо расположены:
— блок из рулетки обратной перемотки, селектора выдержек, селектора чувствительности пленки и головки экспокоррекции;
— гнездо проводного синхроконтакта;
— «горячая» скоба для вспышек;
— селектор режимов работы автоматики с кнопкой спуска в центре;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
Левая часть верхней панели сильно нагружена органами управления, хотя реализовано все неплохо и управляться с хозяйством несложно.
Чтобы ввести чувствительность, нужно оттянуть вверх центральную верхнюю головку, повернуть ее до нужного значения чувствительности в окошке и опустить.
Если чувствительность менялась, то следом нужно обязательно поправить экспокоррекцию. Поворот верхней головки в поднятом состоянии не меняет настройки экспонометрии аппарата. При этой операции просто уходит в сторону нейтральное положение селектора экспокоррекции. Поэтому выставив чувствительность, далее нужно не поднимая головку выставить ее в нейтральное положение коррекции.
Верхняя головка невысокая и тугая. Оперировать ею неудобно, но, как правило, делать это приходится не очень часто.
Нижняя более широкая головка переключает выдержки. Помимо приятно большого набора ручных выдержек на селекторе имеется сектор А. В этом положении включается автоматический режим.
В том месте, где у Зенит-АМ находится кнопка включения автоспуска, у моего экземпляра Зенит-АПК — только пластиковая «пимпочка». По-видимому, у некоторых вариантов в этом месте все-таки включается автоспуск.
Селектор режимов работы имеет 3 индекса. Правда, физически положения у селектора все-таки 4, как и у Зенит-АМ. Два средних положения работают одинаково. Унификация.
— L — это блокировка кнопки спуска. Спуск очень легкий и короткий. Если аппарат транспортируется с взведенным затвором, кнопку лучше заблокировать. При не взведенном затворе блокированная кнопка не даст включаться от случайного нажатия экспозамеру, что сэкономит батарейку.
— E — основной рабочий режим. Затвор будет отбивать ручные выдержки или автоматические в зависимости от положения селектора выдержек.
— В — это ручная выдержка.
Спуск, как уже говорилось, мягкий и короткий. Расположена кнопка удобно.
Курок имеет положение «наготове».
Управление экспозицией на Зенит-АПК интуитивно простое.
Автоматический режим
Замер включается при полу-нажатии на спуск. Смотрим на светодиоды.
Если зеленый постоянно горит, значит все хорошо, выдержка ожидается от 1/30 до 1/2000 и можно просто дожимать спуск.
Если зеленый светодиод мигает, значит выдержка будет длинной — от 1 секунды, до 1/30 и аппарат лучше поставить на штатив.
Если горят красные светодиоды, верхний или нижний, то света, соответственно, слишком много или слишком мало и аппарат выдержку подобрать не может.
В этом случае нужно изменить диафрагму.
Полуавтоматический режим
В этом случае все то же самое, только менять выдержки нужно вручную до тех пор, пока не загорится зеленый светодиод вместо красных. Причем, если вы переключаете селектор не отрываясь от видоискателя, то мигание зеленого светодиода предупредит о том, что выбрана выдержка от 1/30 и длиннее.
В общем, все достаточно удобно.
Открывается Зенит-АПК классически. Нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.
Отношение к камере.
Зенит-АПК — это замечательный фотоаппарат, вся беда которого в том, что разработали его поздно, а делали халтурно.
Если от конструкционной сырости и банального брака абстрагироваться, то впервые имеем автоматический и полуавтоматический аппарат с простым, но вполне функциональным управлением в обоих режимах.
Плюс отличный набор выдержек, замер на открытой, хороший видоискатель и вполне зачетная эргономика.
Я свой Зенит-12сд приобретал в 94-м году, и до самого начала 2000-х он в руках небогатого студента белой вороной не выглядел. АПК же был бы очень и очень актуален.
А если бы его выпустили не 92-м, а, эдак, в 85-м, это был бы фурор. Я думаю, Copal готовы были предложить аналогичный затвор уже тогда.
Еще 5 копеек доброшу.
В СССР было немного объективов с переменным фокусным расстоянием, которые реально были более или менее доступны. К 90-м годам в таком ключе можно говорить всего о двух моделях.
Первый, это, конечно, Гранит-11 4,5/80-200. Гранит — это самый распространенный советский трансфокатор. Объектив действительно массовый, имеются варианты под резьбу М42 и под байонет Н.
А второй, это объектив более редкий все-таки, но тоже относительно распространенный. Я говорю о МС Вариозенитар-К 2,8-3,5/25-45.
Сейчас такие объективы встречаются довольно регулярно, может чуть реже, чем сами Зенит-АПК. Цены на Вариозенитары этой модели вполне адекватные. За них просят в среднем не дороже, чем за 9-й Юпитер.
Взгляните на диапазон фокусных расстояний — 25-45 (!!!)
Я, если честно, не понимаю, почему в СССР так массово выпускали Гранит-11. Сейчас, понятно, все повально увлечены портретами и боке.
Но в советские то времена это точно был не самый распространенный сюжет у фотолюбителей. Снимали в основном пейзажи, архитектуру, группы людей. И для этих сюжетов ФР 25-45 — это диапазон близкий к идеальному.
Плюс, на длинном конце с 3,5/45 можно снять вполне себе портрет с размытием, коли уж так нужно.
Кроме того, объектив ОЧЕНЬ компактный в отличие от того же Гранит-11.
В общем, именно Зенит-АПК в связке с МС Вариозенитар-К 2,8-3,5/25-45 — это просто мечта советского фотолюбителя тех лет в отпуске.
Система с байонетом Н имела подобный объектив — МС Янтарь-14Н 2,8-4/28-85, даже с более привлекательными параметрами, но это объектив нереально редкий. А Вариозенитар несложно найти сейчас, значит можно было достать и тогда.
В общем, хотя я забросил, в конце концов, рубрику «Мечта советского фотолюбителя 90-х», но итоги все-таки подведу тут. Как-никак с этой рубрики начинался мой сайт.
Итак, в данной номинации побеждает Зенит-АПК в комплекте с МС Вариозенитар-К 2,8-3,5/25-45. Можно даже без дополнительной оптики. В конечном счете, этого объектива достаточно для 95% сюжетов.
Но если хочется разнообразия, то редкость сменных объектов с байонетом К будет компенсироваться возможностью установить резьбовые объективы через переходник.
На втором месте — Киев-19М. У него нет настолько универсального объектива, поэтому, для полного счастья фотолюбителю нужен был парк сменной оптики, которая не была большой редкостью, но зато вся отличая, как на подбор.
На этом у меня все. Пусть ваши мечты сбываются!
Удачи!
PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Спасибо за обзор!
С нетерпением жду обзор на Зенит АМ-2!
МС Вариозенитар-К 2,8-3,5/25-45, безусловно, заслуживает отдельного обзора.
Iglex, обязательно будет!
Купил себе такой за 9000 руб. на Авито. Когда забирал в сдэке его заклинило. Но я его разобрал, смазал и собрал. Заработал. Но не заработал корректно экспонометр. Из 36 фото 1 удачная сделанная в ручном режиме. А ещё я не пойму какой задний отрезок у него с объективом Зенитар-К 1.9, 50 так как я намерил от фокальной плоскости до линзы 38,07 мм, а рабочий отрезок 46,25-45,62. замеры делал штангенциркулем. на бесконечности немного не сходятся клинья. не знаю критично ли это всё?
в итоге да критично. еду на рынок за индикаторной стойкой, кмд плитками, микрометрическим глубиномером, матовым стеклом и лупой)
В результате – экран врет или надо оптику подгонять под АПК? У меня 2 штуки и оба отличаются по фокусу от Зенит АМ-2. у них недоход по бесконечности, хотя на ам2 все ок
Так ну всё тестовую плёнку отснял. Всё ок. Жду Вариозенитар К и еду в Сочи снимать!
Итак я на вокзале и жду поезда в Сочи! С собой уникальный комплект Зенит АПК, Вариозенитар- К и экспонометр Свердловск- 4!
Очень интересно. Ждём фото и отзывы по аппарату и объективу.
Добрый день!
В тексте небольшая неточность, там 1/2000 а не 1/1000, даже в начале текста на этом был акцент сделан)
Вот абзац с ошибкой
“Выдержки меняются автоматически в режиме приоритета диафрагмы, имеется также полуавтоматичский режим. Диапазон выдержек от 1 до 1/1000. Есть ручная выдержка B”
P.S приобрел наконец-то себе в коллекцию АПК, посмотрим как покажет себя)
А я вот имею Янтарь-14Н, но не имею ни Вариозенитара, ни АПк…
Ого. Янтарь-14 это серьёзно. Не продаёте?
Извините, не продаю. Но оптически он ничего особенного из себя не представляет (относительно западных зумов). Заметное виньетирование на открытой и падение разрешение к краю, плюс фокус “плывёт” с изменением фокусного.
Тяжелый, скорее всего всё из металла.