Фотоаппарат Юнкор обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Рассмотрим еще одни детский фотоаппарат — Юнкор.
В очередной раз отмечу, что в СССР много внимания уделялось вовлечению молодежи в различные виды развивающего досуга.
Фотография — была популярным увлечением у советских детей, а без фото-кружка не обходился, наверное, ни один дом пионеров.
Фотография — это не только интересно, но и очень полезно, т.к. дает ребенку базовые знания в механике, оптике, химии.
Но занятие фотографией требует наличия оборудования, которое достаточно дорого для ребенка. Если лабораторным оборудованием и инвентарем юный фотограф мог пользоваться и в школьном кружке, либо дома, если родители также увлекались фотографией, то фотоаппарат, конечно, желательно иметь персональный и специальный.
Так и учиться удобнее и риска повредить дорогую вещь — меньше.
Начиная еще с довоенных времен советский фотопром производил специальные детские фотоаппараты. Это были максимально простые и дешевые модели, которые, тем не менее, не были игрушками и позволяли сделать полноценные снимки.
В 1937-41 годах на ГОМЗ выпускались Лилипут и Малютка.
Еще раньше, ориентировочно, в 1933-36 годах был фотоаппарат «Юный фотокор», который не нужно путать с героем обзора. «Юный фотокор» это совсем уже простой «аппарат» без затвора с картонным корпусом в виде ящика. Объектив однолинзовый 12,5/90 мм без диафрагмы и возможности фокусировки. Фото с photohistory.ru.
С началом Великой Отечественной Войны производство детских фотоаппаратов было, понятно, свернуто.
Вернулись к этому вопросу в конце 50-х, в результате в 1959 году на КМЗ вышел «Юнкор».
Интересно, что с 1953 года в СССР уже производились простые шкальные фотоаппараты Смена. К 1959 году одновременно выпускались модели Смен с первой по четвертую.
Т.е. простой и недорогой фотоаппарат у советского фотолюбителя был.
Тем не менее, я так думаю, обеспечить Сменами фото-кружки — было делом недешевым. Да и семей, которые не могли позволить себе даже Смену — было предостаточно.
Позже — в начале 70-х Смена займет все-таки роль детского фотоаппарата, но в 1959-м, Смена была еще камерой скорее небогатого взрослого.
Юнкор в отличие от Лилипута и Малютки — аппарат среднеформатный. Пленка становилась доступнее, поэтому, более дорогой формат, думаю, не создавал затруднений.
Зато, средний формат позволяет делать отпечатки размером до 6х6 см контактным способом, т.е. без использования фотоувеличителя. В комплекте к Юнкору шла деревянная рамка с прижимным стеклом.
Лилипуту, например, для печати карточек тоже примерно 6х6 см, требовалась специальная приставка, которая использовала переднюю часть аппарата как объектив фотоувеличителя. Т.е. нужно было эту приставку купить.
Контактная печать с узкой пленки смысла не имеет.
Юнкор позволяет делать кадры двух форматов на выбор — 6х6 или 4,5х6 см. Для второго варианта в комплекте была пара специальных вставок, сужающих кадровое окно.
Аппарат использует стандартный функционал пленки тип-120, т.е. контроль протяжки кадра по разметке на бумажном ракорде. Для этого в задней стенке Юнкора имеется два окошка.
Объектив Юнкора — двухлинзовый «Перископ». Это шаг вперед, против моноклей Лилипута и Малютки.
Объектив темный, но диафрагма теперь регулируется и имеет два значения: f8 и f11.
С точки зрения выдержки улучшений не случилось. У Юнкора как и у довоенных аппаратов в наличии 2 варианта: 1/60 и В.
Конструкция Юнкора — не советская разработка, это — компиляция нескольких моделей немецкого аппарата Pouva Start начала 50-х. Фото из Сети.
Юнкор выпускался до 1962 года. Далее сегмент детских фотоаппаратов занял Школьник производства Беломо. Его обзор у меня также имеется.
На смотря на немаленький объем выпуска — около 170 тыс. штук, Юнкор сейчас встречается достаточно редко.
Видимо, сказывается хрупкость корпуса и то, что аппарат все-таки для детей. Думаю, юные корреспонденты частенько ломали аппараты.
Возможно, существенные количества Юнкоров действительно поступали в различные кружки и секции, где их просто списывали по мере выхода из строя или морального устаревания.
Мне мой экземпляр пришлось искать довольно долго.
Наиболее часто корпус Юнкора — черный — как в обзоре. Однако, редко встречаются варианты, у которых одна или несколько деталей корпуса выполнены из красного бакелита. Все фото таких вариантов с photohistory.ru.
При этом, я не нашел ни одного изображения аппарата целиком собранного из красных деталей.
Сегодня в обзоре экземпляр 1961 года выпуска в отличном состоянии. Номеров на Юнкорах не ставили, но мне попался полный комплект с паспортом.
Давайте его рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Юнкор
Юнкор выпускался на КМЗ в 1959-62 годах. Объем выпуска около 170 тыс. экземпляров.
Аппарат среднеформатный, рассчитан на стандартную пленку тип 120. Формирует кадры 6х6 или 4,5х6 см. В первом случае на пленку умещается 12 кадров, во втором — 16.
Объектив — несъемный и безымянный, типа “перископ” 8/65. В паспорте написано, что линзы имеют просветление.
Оптическая схема выглядит примерно так.
Юнкор не требует фокусировки. Объектив его жестко сфокусирован на гиперфокальное расстояние и обеспечивает резкость от 2-3 метров и далее до бесконечности.
Объектив складной и имеет необычную конструкцию. По внешней стороне корпуса объектива нарезана резьба. При вращении объектива в ту или иную сторону, он или ввинчивается вовнутрь корпуса или, наоборот выдвигается наружу. Фотографирование происходит с выдвинутым объективом.
Укорачивается объектив для уменьшения габаритов аппарата при хранении и переноске.
Для приведения объектива из транспортного в рабочее положение, его нужно провернуть против часовой стрелки на один полный оборот.
Несмотря на визуальную схожесть с фокусировкой, вращение объектива Юнкора — это не более чем складывание и раскладывание. Фокусировка у Юнкора не предусмотрена.
Диафрагма представляет собой металлическую пластину с отверстием. При переключении диафрагмы на f11 — пластина выдвигается и перекрывает часть светового потока. На фото пластина выдвинута частично. Переключатель в промежуточном положении.
Затвор состоит из двух металлических шторок. Но отбивает выдержки — В (ручную) и М (моментальную) — 1/60. Т.е. автоматическая выдержка у Юнкора только одна.
Затвор Юнкора не требует взвода. Пружина, обеспечивающая срабатывание затвора сжимается в процессе нажатия на спусковую кнопку.
Синхроконтакта и скобы для принадлежностей у Юнкора нет. Автоспуска, естественно, тоже.
Вес моего экземпляра с ремнем (он не снимается) — 245 грамм.
Элементы управления:
Корпус Юнкора бакелитовый. Аппарат сравнительно крупный и при этом его удобно держать в руках. Форма корпуса достаточно эргономична.
Спереди аппарата находится объектив и по его оси — передний крупный глазок видоискателя.
Название аппарата нанесено на передний срез объектива снизу. По бокам от линзы находятся два переключателя. Левый (8/11) переключает диафрагмы, правый (В/М) – выдержки.
На задней стороне аппарата расположены окуляр видоискателя и пара круглых окошек с красными светофильтрами.
Окошки нужны для контроля разметки кадров на бумажном рекорде пленки. Верхнее используется, если кадровое окно сужено специальными вставками и формируются кадры 4,5х6 см. Нижнее окошко применяется без вставок для кадров 6х6 см.
Неиспользуемое в данный момент окошко перекрывается изнутри специальным диском на внутренней стороне задней дверцы.
Видоискатель Юнкора дает крупную и светлую картинку. Картинка квадратная, но сужение кадра в варианте 4,5х6 показано уголками на рамке в поле зрения видоискателя.
Снизу аппарата только штативное гнездо 3/8 дюйма на оптической оси.
В верхней части аппарата слева от надстройки видоискателя имеется головка протяжки пленки. Вращать ее нужно по часовой стрелке, стрелка указатель имеется. Пленка в Юнкоре движется справа налево. Головка протяжки стопора отсечки кадра не имеет. Протяжку нужно контролировать визуально по появлению отметок на ракорде в окошках на задней стенке.
Рычаг на головке протяжки — не имеет никакого отношения к взводу затвора. Этот рычаг нужен для открывания задней дверцы.
Задняя стенка Юнкора — съемная. Она не имеет никаких замков или выраженных зацепов и держится, практически, только на трении.
Если потянуть рычаг вперед, то небольшой упор под головкой протяжки оттолкнет заднюю стенку и она отделится.
Вставки, сужающие кадровое окно – это две отдельные металлические пластинки- скобки.
Справа от надстройки видоискателя находится полноценная спусковая кнопка с гнездом под тросик. Расположена кнопка удобно. Ход имеет длинный и в меру тогой.
Спусковой механизм Юнкора устроен просто, но изящно.
Светлая скоба, которую видна на фото со снятой задней стенкой — это и есть рычаг спуска затвора.
При выдвижении объектива скоба делает полный оборот и оказывается снова сверху, но в передней части корпуса под пластиной, на которую давит при нажатии спусковая кнопка.
Если объектив сложен, кнопка не нажимает на рычаг и нет возможности неверно экспонировать кадр.
Отношение к камере.
Юнкор аппарат прстой, но он содержит сразу несколько интересных и необычных технических решений. Это я всегда очень ценю в фототехнике, и потому Юнкор мне нравится.
На поиски Юнкора ушло довольно продолжительное время, но зато посчастливилось найти полный комплект. И это замечательно.
На этом все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Еще у меня есть видео-обзор этого фотоаппарата:
Инструкция:
Был у меня фотоконструктор с таким же затвором. Имхо, подобная камера – деньги на ветер, причем как камера, так и материалы. Смена/Комсомолец – разумный минимум для того времени.
“Смена/Комсомолец – разумный минимум для того времени.” – Смена отпадает, она 35 мм,а значит требует еще и увеличитель. А формат 6х6 см можно печатать контактным способом.
В начале 50-х отец служил в Германии. Там был куплен фотоаппарат “Pouva Start”. Старший брат-школьник фотографией не заинтересовался и аппарат пролежал до начала 70-х когда уже я изволил подрасти до понимания техники. Он стал моим первым аппаратом. Жив до сих пор и опять в шкафу. Когда попадается под руку то с удовольствием кручу его и вспоминаю. Немало было аппаратов после него, а сейчас уже беззеркалка “SONY NEX-6”. “Юнкор” несколько отличается от “Pouva Start”: добавили формат 6х4,5, но у оригинала был еще такой металлический флажок возле кнопки спуска который позволял блокировать кнопку на выдержке В, а также видоискатель был складной – две подпружиненные стеклянные линзочки в металлических рамках.