Фотоаппарат Зенит-412DX обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Зенит-412DX вышел буквально сразу после своего предшественника — Зенит-312м, — через год, — в 2000-м году.
Остановиться на этом аппарате мы должны хотя бы потому, что он завершает славную 12-ю линейку зеркалок от КМЗ.
Да, началась 12-я линейка в 1977 году с аппарата Зенит-TTL, а закончилась в 2005-м на Зенит-412DX.
28 лет, однако.
Кто-то скажет, что после Зенит-412DX выходил еще один фотоаппарат, — Зенит-412LS и ему следует отдать титул последнего в линейке, и будет, в общем, прав.
Но разницы между Зенит-412DX и -412LS нет почли никакой, это просто модификации одного и того же аппарата. Варианта LS у меня нет и я буду говорить о Зенит-412DX как о собирательном образе этих двух камер. Тем более, что завершился их выпуск одновременно.
Итак, что же такого нового появилось в Зенит-412DX?
Технически этот аппарат ничем не отличается от Зенит-312м, кроме одной интересной детали — новый аппарат не требует ручной установки чувствительности фотопленки.
Чувствительность Зенит-412DX устанавливает сам, исходя из DX-кода, нанесенного на кассету с пленкой.
DX-код на фотопленке
Что такое DX-код все знают, но я все-таки приведу небольшую справку.
Система кодирования фотопленок «DX» была предложена фирмой Kodak в 1983 году для достижения большей автоматизации процесса съемки и последующей обработки пленки.
Сам индекс «DX» никогда фирмой Кодак не расшифровывался, однако есть простая и логичная версия, что DX это Digital indeX, т.е. цифровой индекс.
На металлической кассете с DX-кодом имеются 12 площадок: или закрашенные черной изолирующей краской, или неокрашенные — электропроводящие контакты. Комбинация проводящих и непроводящих участков позволяет системе управления фотоаппаратом узнать параметры заряженной в камеру пленки.
Зоны 1 и 7 (см. рисунок кассеты) — всегда проводящие, это общие контакты — «земля», хотя они не обязательно задействуются.
Поля образуют два ряда.
Первый ряд кодирует чувствительность пленки. Второй ряд — количество кадров и допустимое отклонение от номинала экспозиции.
Эта табличка из WIKI показывает, как именно происходит кодировка.
Используя эти сведения довольно забавно самостоятельно определить, например, что на этом снимке изображена кассета с пленкой чувствительностью в 400 единиц ISO и длиной 24 кадра.
Важной особенностью стандарта DX является то, что разные по требованиям к информации о пленке устройства могут иметь разное количество считывающих контактов, вплоть до всего двух, например.
При этом, информированность устройства будет снижаться, но общий принцип будет оставаться прежним.
В 2000-м году, сегмент бюджетных фотоаппаратов в России был давно и прочно захвачен японскими мыльницами, которые кодами DX вовсю оперировали.
Вся доступная в продаже пленка была уже импортной и снабжалась DX-кодами.
Можно ли еще тогда было купить пленку отечественного производства, без DX-кода?
Вот интересный вопрос. За себя, по крайней мере, скажу так.
К 2000-му году в городе Хабаровске, в котором я в то время проживал, физически закрылись все магазины, в которых я приобретал фото-товары в советские времена. Поэтому, полагаю, что отечественную фотопленку приобрести было невозможно.
Также могу ответственно заявить, что и мысль такая мне бы в голову тогда не пришла.
В этих вот условиях, «научить» Зенит считывать DX-код было для КМЗ делом сколь очевидным, столь и не обязательным, на самом деле.
Думаю, конструкторам было самим приятно внедрить, наконец, хоть какую-то электронную новинку в свой аппарат.
Так, в отсеке для пленки появилось 3 контакта для считывания DX-кода, а с верхней панели аппарата исчез селектор чувствительности.
Своими тремя контактами Зенит-412DX мог определять чувствительность 100, 200 и 400 единиц.
При невозможности определить чувствительность, аппарат принимал ее за 100 единиц.
При этом, принятая аппаратом к расчету экспозиции чувствительность никак и нигде не отображается и этот факт напрягает своей неопределенностью.
В 2002 году вышла модификация Зенит-412LS. «LS » значит «Long Scale» или «Long System». Фото с sovietcams.com.
Аппарат имел 4 контакта и мог воспринимать больше значений DX-кодов, а именно диапазон 25-1600 ISO.
Помимо индекса LS, на расширенный диапазон указывала надпись на задней дверце. Фото с periscope.com.ua.
Правда, я как рядовой фотолюбитель, честно говоря, и не помню в продаже в те времена пленок с чувствительностью за пределами ассортимента 100, 200, 400 единиц ISO.
Поэтому, появление Зенит-412LS, это была, думаю, чисто имиджевая для предприятия штука. Ведь даже Зенит-312м позволял выставить чувствительность в более широком диапазоне, поэтому возможности Зенит-412DX формально были более узкими.
Хотя на деле ясно, что люди, которые использовали пленку из диапазона Зенит-412LS, вряд ли заинтересовались бы этим аппаратом.
На ресурсе КМЗ упоминается еще одна модификация аппарата — Зенит-412MS. «MS» означает Milli Second, т.е. миллисекунда, т.е. аппарат должен был иметь выдержку 1/1000.
Что же…. Маркетинг как науку тогда уже преподавали достаточно давно.
Но вот сам аппарат не появился, и от проекта не осталось даже фото.
Перейдем к осмотру моего экземпляра.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-412DX
Фотоаппарат Зенит-412DX выпускался на КМЗ с 2000 по 2005 год. Версия LS выпускалась с 2002 по 2005.Объем производства составил 21 тыс. и 25 тыс. экземпляров соответственно, что учитывая обстоятельства, и немало-то, на самом деле.
Штатные объективы были из новой серии, пришедшей на смену 44-м Гелиосам — один из МС Зенитар-М 2/50, МС Зенитар-М2 2/50, МС Зенитар-М2s 2/50
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Синхронизация вспышки на 1/30 через центральный синхроконтакт. Проводную синхронизацию убрали.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом, микрорастром, клиньями Додена
Аппарат оборудован автоспуском.
Вес моего экземпляра без объектива 536 грамм.
Внешне Зенит-412DX очень похож на предшественника — на Зенит-312м, однако, если поставить их рядом, то отличия видны. Даже в обводах корпуса.
Видимо, к 2000-м годам менять форму корпуса стало уже относительно просто и этим пользовались.
Дело в том, что на Зенит-412DX слева в верхней части корпуса теперь нет селектора чувствительности. Но если просто его убрать, то останется ровная площадка, что не очень красиво.
Поэтому, на новом аппарате кожух пентапризмы ниспадает к краям еще более полого и плавно, по дроге обтекая рулетку обратной перемотки и головку выдержек.
Благодаря этому аппарат смотрится еще более раздутым, почти шарообразным.
Пластик корпуса стал другой. И кстати, хотя и не могу сказать, что он смотрится дороже, но на мой вкус он стал очень даже пристойным. Вообще, с т.з. качества исполнения у меня к моему экземпляру претензий нет.
С т.з. эргономики — ничего против 312-го не изменилось. Неплохо, но на любителя. Наплыв под пальцы спереди справа реально удобный.
Из недостатков (для меня) — традиционно смещенная назад кнопка спуска (она у всей 12-й линейки такая), к которой нужно ощутимо тянуться.
На передней панели справа находятся индикатор и кнопка автоспуска.
Система ставшая уже традиционной с заводным колесиком на правом торце аппарата.
Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него пластиковая поворотная крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.
Аппарат рассчитан на писание от двух элементов СЦ-32.
По теме подбора замены советским элементам питания у меня есть специальная статья.
Видоискатель аналогичен Зенит-312м со всеми понятными недостатками всей 12-й серии. Не будем повторяться.
На кадровой рамке видоискателя, справа вертикально расположено 3 светодиода. Два красных и между ними зеленый. Это — система полуавтоматического управления экспозицией.
Система включается при полу-нажатии на кнопку спуска. Если кнопка не нажата, система отключена и не садит батарейки.
Снизу аппарата — только штативное гнездо. Оно в нижней части шахты зеркала ровно по оси объектива.
Сверху у Зенит-412DX слева-направо находятся:
— рулетка обратной перемотки;
— скоба для вспышек с синхроконтактом;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— перед кнопкой спуска находится пластиковая западающая кнопка отключения затвора для обратной перемотки;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра с курком;
— небольшое окошко счетчика кадров.
Курок пластиковый, не имеет транспортного положения.
Ход кнопки спуска длинный и достаточно тугой вначале хода.
Расчет экспозиции на Зенит-412DX происходит так:
1. Вставляем в аппарат кассету с DX-кодом и надеемся, что контакты не окислились.
2. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.
Моргающая диафрагма прикрывается и включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.
4. Смотрим в видоискателе на светодиоды.
Если горит красный верхний, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.
Если горит красный нижний, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.
Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.
Оптимальна экспозиция тогда, когда горит средний, зеленый светодиод. Или когда любое изменение выдержки или диафрагмы гасит один красный светодиод и зажигает другой.
При достижении оптимума дожимаем кнопку спуска.
Замок задней стенки скрытый, чтобы его открыть, нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.
На фото хорошо видны 3 контакта для считывания DX-кода.
Отношение к камере.
Я, вообще, положительно отношусь к заимствованию технологий. Если во всем мире распространилось DX-кодирование, — значит «надо брать».
С другой стороны, из всех манипуляций с аналоговым аппаратом, установка чувствительности, — это, пожалуй, операция, которая у меня лично вызывает меньше всего затруднений.
Вот само-сбрасывающиеся счетчики, в свое время, были, — да, — манной небесной. Постоянно забывал. А чувствительность по DX не сделала никакой революции в удобстве.
Тем более, что реально есть риск, что аппарат не считает код из-за окисленного, например, контакта, да и мало ли. Система работает молча и информировать ни о чем не собирается.
Вот выдержка 1/1000 из нововведений смотрелась бы куда актуальнее, т.к. пленка в 200 ISO в 2000-м была самым ходовым вариантом, а на улице с 200-й пленкой и 500-й выдержкой не очень комфортно.
В общем, фишка с DX-кодом смотрелась уже сильно вымученно в те годы. Увы, но никакой другой электроникой 12-я серия за время своей эволюции так и не обзавелась.
И, кстати, если вы решили снимать на древнюю пленку современными аппаратом, то DX-код можно изготовить самостоятельно. Сразу с необходимо коррекцией на снижение чувствительности. И Сети есть инструкции.
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-412 любой модификации и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.
Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.
Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.
Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Инструкция:
Так уж обязательно и на древнюю: весь современный чешский Fomapan не имеет DX-кода.
В 2000-ых были цветные пленки 800ед. В них остро нуждались мыльницы с темнозумами типа 38-210/4.5-13. Но поскольку зумнутые мыльницы далеко не каждому нашему гражданину были по карману и пленки 800 стоили подороже, то продавались не на каждом углу, в отличие от 100/200/400.
Видоискатель, затвор, выдержки, система питания…ничего не изменилось с 50х! годов. И какой огромный прогресс прошли западные фотоаппараты за это время. Почему так, остается для меня загадкой. Такой менталитет видимо.