Фотоаппарат Киев-4 обзор и инструкция



При беглом осмотре все дальномеры Киев кажутся на одно лицо. Ну, за вычетом наличия / отсутствия экспонометра, конечно. На аппаратах нет даже номера модели.

Однако, отличия между моделями имеются. Правда, отличия эти не затрагивают основные характеристики камер, а сосредоточены в области комфорта использования и второстепенного функционала.

Главные ТТХ дальномерных Киевов изначально были такими высокими, что инженеры Арсенала почти 40 лет могли позволить себе пребывать на некотором «расслабончике».

В итоге, попытка что-то более или менее радикально улучшить в камере Киев-5 закончилась, скорее, неудачей. Аппарат интересный, но с рыночной, а не коллекционерской точки зрения — провальный.

Недавно e меня был обзор Киев-3. На фото он виден слева. Сейчас мы рассмотрим Киев-4. Он справа.

В линейке эти модели не идут подряд. Между ними есть еще Киев-3А. Фото с sovietcams.com.

Киев-3А отличается от Киев-3 только наличием гнезда проводного синхроконтакта.

Киев-3А выпускался недолго — с 1965 по 1959 год. При этом, в 1955 был прекращен выпуск Киев-3, а уже в 1957 вышел Киев-4.

Итак, что изменилось?



В верхней части уменьшилась высота надстройки экспонометра.

Одновременно серьезно изменилась головка калькулятора экспозиции слева. На смену монументальности пришла функциональная компактность.

Рассчитывать экспозицию стало удобнее. Все шкалы видны с одного удобного ракурса. Высота аппарата уменьшилась.

Снизу исчез откидной упор. Это, конечно, минус. Но зато штативное гнездо переместилось на оптическую ось, и отсутствие упора еще позволило немного снизить высоту аппарата.

Если смотреть сверху, то сильно уменьшилась площадь «остекления» шкалы экспонометра. На функциональность это вообще никак не повлияло , но на мой вкус несколько снизило харизму аппарата. Уменьшение количества поправочных к-тов, думаю, мало кого расстроило.

4-я модель выпускалась долго — с 1957 по 1980 годы. Внутри модели также имеются некоторые вариации — только визуальные.

Ранние модификации (как в обзоре):
— имели на скобе для вспышек двойную надпись «Изготовлено в СССР / Made in USSR»;
— на верхней поверхности надстройки экспонометра не было т-образного ребра жесткости;
— самая короткая выдержка была 1/1250.

Ребра жесткости появились уже в 1958-59 годах. Тогда же надпись изменилась на «Сделано в СССР». Фото с bar90cameras.ru.

В 1974 году самая короткая выдержка изменилась на 1/1000, а на рычаге автоспуска появилась пластиковая накладка. Фото с sovietcams.com.

Если в 1957 году у Киев-4 все еще не было полноценных конкурентов на советском фото-рынке, то в 60-х лидерство хотя и осталось, по гамбургскому счету, было уже не таким очевидным. С 1964 года ФЭД-4 составил вполне ощутимую конкуренцию. Он, правда, не имел выдержки 1/1000, зато с 1966 года ФЭД-4 имел курок.

Основные варианты Киев-4 сейчас не являются редкостью. Найти исправный экземпляр в хорошем состоянии совсем не сложно.

В обзоре сегодня камера 1958 года с забавным номером 5800085. По классификации sovietcams.com это KIEV-4 (TYPE 1).



Фотоаппарат Киев-4

Киев-4 выпускался на киевском заводе Арсенал с 1957 по 1980 годы. Объем выпуска данной модели мне найти не удалось.

Аппарат под 35мм пленку, дальномерный. База дальномера 90 мм.

Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.

Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).

Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1250 и B. У более поздний модификация самая короткая выдержка 1/1000.

Штатный объектив Юпитер-8М 2/50.

Тип крепления — байонет Contax-Киев наружный и внутренний.

Камера снабжена автоспуском, и проводным синхроконтактом.

Киев-4 относится к линейке, оборудованной встроенным несопряженным селеновым экспонометром. Вариант без экспонометра назывался Киев-4А.

Штативное гнездо 3/8 дюйма.

Вес моего экземпляра без объектива — 640 грамм.

Элементы управления

Спереди, помимо объектива и размещенных на оправе байонета шкал расстояний и глубины резкости, расположены слева направо:

— окошко видоискателя;
— ниже — гнездо проводного синхроконтакта;
— панель селенового фотоэкспонометра, закрытая подъемной крышкой;
— большой прямоугольный глазок дальномера
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.

База дальномера 90 мм. Очень большая база. Дальномер Киева имеет самую большую базу дальномера из всех советских фотокамер.

Панель экспонометра закрывается крышкой. Чтобы крышку поднять, нужно нажать на небольшую кнопку в петле слева.

В закрытом состоянии крышка предохраняет селен экспонометра от выгорания, а в открытом — образует эффективную бленду, отсекающую засветку от неба. Ребра на передней панели экспонометра, думаю, должны также защищать от бокового света.

Кнопка старта автоспуска скрыта под рычагом его взвода.

Сзади — только глазок видоискателя.

Сам видоискатель — я бы назвал средним. Он дает не очень крупную и затемненную картинку.

Область дальномера в центре большая, прямоугольная, светлая.

Снизу камеры расположены:
— два поворотных замка, запирающие съемную заднюю стенку;
— кнопка отключения затвора при обратной перемотке;
— штативное гнездо.


Верхняя панель имеет сложную форму из-за расположенной по центру надстройки экспонометра.

Слева направо на ней расположены:

— несопряженный калькулятор экспозиции, на вершине которого помещена подъемная головка обратной перемотки;
— скоба для принадлежностей;
— стрелочный индикатор экспонометра;
— фокусировочное колесико и расположенная за ним нажимная пластина, разблокирующая стопор внутреннего байонета;
— дугообразное окошко счетчика кадров и зубчатое колесико установки первого кадра;
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора; совмещенная с головкой выдержек и расположенной в центре кнопкой спуска.

Расчет экспозиции на Киеве-4 выглядит так:
1. Вращаем внутреннее кольцо на калькуляторе за два поводка и выставляем перед стрелкой чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Открываем заслонку экспонометра.
3. Вращаем внешнее кольцо калькулятора за доковую накатку так, чтобы в окошке экспонометра стрелка совместилась с ромбообразным индексом.
4. После совмещения стрелки с индексом, любая из расположенных напротив друг друга пара диафрагмы и выдержки — являются корректной экспопарой.
5. Если света мало и стрелка не дотянулась до ромба, то можно попытаться совместить ее с индексами 2 или 4 на той же шкале. В этом случае, значение выдержки, вычисленное на калькуляторе нужно умножить на соответствующий коэффициент.



Колесико фокусировки — интересный элемент, присущий дальномерным Киевам. У этих аппаратов фокусировку можно осуществлять вращая непосредственно объектив во внутреннем байонете или можно крутить специальное небольшое колесико в верхней части корпуса указательным пальцем.
За колесиком расположена пластинка при нажатии на которую разблокируется внутренний байонет, если он запаркован в положении бесконечности.


Более подробно работа байонета Contax-Киев описана в отдельной статье. Тут углубляться в этот вопрос не буду. Рекомендую посмотреть, это очень интересный тип крепления.

Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная.

Эта же головка меняет выдержки. Для изменения выдержки головку нужно приподнять и повернуть до нужного значения.

Неудобно то, что выдержки выгравированы мелко, самые ходовые посажены очень плотно. Расположено это все на боковой поверхности головки, под нависающей накаткой и со стороны надстройки экспонометра. В общем, мне лично приходится приглядываться.

Это неудобство было исправлено в модели Киев-4М.

Кнопка спуска имеет сравнительно тугой и короткий ход.

Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.

Отношение к камере

Киев-4 — хороший вариант для коллекции. Выглядит интересно и внушительно. Найти хороший экземпляр несложно и недорого. Даже в коробке с документами и достаточно ранний. Конструкция вполне надежная. Подавляющее большинство виденных мной вариантов были вполне рабочими.

Внимание, новинка! Оцените новый формат материалов – видеообзор.

Также предлагаю короткий ролик 360-видео в HD-качестве

на этом у меня все, удачи!

Инструкция (благодарность eugigufo.net):



Читайте также:

комментария 3

  1. 10111:

    Остается догадываться, как арсенальцы умудрились полностью скопировать некоторые детали западногерманского Contax IIIa и им за это ничего не было.

    • Некто:

      СССР “тырил” дизайны изделий целиком, а уж стырить дизайн какой-то детали – это вообще рядовое дело было.

      • М.Ф.:

        После проигрыша в войне, решением союзников все лицензионные ограничения на немецкую технику были анулированы, а оборудование заводов стало частью репараций. Первоначально планировалось организовать производство советской версии “Контаксов” в Казани, но затем решение было принято в пользу Киева. В организации производства на первоначальном этапе приняли участие и немецкие специалисты. Кстати аналогичный аппрат выпускался и в Японии. “Контакс” в свое время был конкурентом “Лейки” и отличался от последней не только конструкцией, но классом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.