Фотоаппарат ФЭД-Атлас (ФЭД-11) обзор и инструкция



Сегодня мы рассмотрим вторую и последнюю модель в линейке аппаратов ФЭД-10,11. Линейка небольшая, включает всего две модели. Обзор ФЭД-10 у меня есть, если вам интересна тема, рекомендую начать чтение с него.

ФЭД-11 пришел на смену десятому в 1966 году. При этом, цифровой индекс особо не афишировался. Этот аппарат имел собственное имя — ФЭД-Атлас. Именно так и «ФЭД» и «Атлас» вынесено на переднюю панель через дефис.

Интересно вот, что означает в данном случае слово «Атлас»? Ну, наверное, имелись в виду не ткань и не сборник карт, таблиц, диаграмм.

Что тогда? Звезда в созвездии Тельца? Спутник Сатурна?

Возможно, как бывало уже, название подобрано таким образом, чтобы иметь две трактовки — официальную и внутрифирменную. Но, что в этом случае имелось в виду, сейчас уже, скорее всего, никто не знает.

Отличий между десятой и одиннадцатой моделями немного.

Опять же, сейчас невозможно уже точно узнать, что сподвигло предприятие на разработку и запуск новой модели. Однако, рискну предположить, что основной мотив был в отказе от опции сменной оптики.

Напомню, ФЭД-10 был рассчитан на применение сменной оптики (!!!)

Штатный объектив аппарата фиксируется в байонетном креплении оригинальной конструкции. Имеются также механические передачи диафрагмы из аппарата в объектив и положения геликоида в обратную сторону.

Все это выглядит хорошо, но вот самой сменной оптики под ФЭД-10 никто никогда не видел. На отсутствие в природе сменных объективов указывают даже в инструкции к ФЭД-10.

Аппарат, меж тем, выпускался и, видимо, считался перспективным. Но нести затраты на узел байонетного крепления, который никому не нужен — просто экономически не оправдано для предприятия.

Поэтому, я предполагаю, ФЭД-Атлас появился в первую очередь в результате перехода на несменный объектив.

Хотя, кое-какие улучшения все же имели место. О них чуть позже.

Итак, объектив ФЭД-Атлас несъемный. Хотя некоторые источники указывают обратное.

Интересно также, что одно из колец на объективе ФЭД-Атлас имеет накатку, но закреплено оно неподвижно. На этом самом месте у ФЭД-10 находится кольцо байонета. Я снять объектив ФЭД-Атлас не смог. Возможно, есть какой-то секрет, недокументированная опция.

Но сейчас я склонен считать, повторюсь, что объектив не снимается и в этом основной смысл появления данной модели.

Уже говорил, что аппарат, скорее всего, виделся руководству отрасли перспективным. Иначе как объяснить, что линейку, которая, скорее, уже «не летела» к 1966 году, не свернули, а попытались модернизировать?

Давайте посмотрим, что предлагал пользователю рынок дальномерных фотоаппаратов в 1966-67 годах.

От самого предприятия в магазинах имеются сразу несколько моделей ФЭДов. Самая продвинутая из конкурентных моделей — ФЭД-4 была уже в таком курковом исполнении.

ФЭД-4 имеет также встроенный селеновый экспонометр, но он несопряженный. ФЭД-Атлас предлагает именно сопряженный замер, т.е. полуавтоматическое управление экспозицией.

С этой т.з. Атлас — представитель более высокоуровневого сегмента.

Еще, за счет наличия центрального затвора ФЭД-Атлас синхронизируется со вспышкой на любых выдержках. ФЭД-4 только на 1/30.

Собственно, преимущества Атласа на этом и заканчиваются.

Зато, ФЭД-4 имеет выдержку 1/500, и, главное, для него доступен большой парк сменной оптики. Уж Юпитер-12 2,8/35, с учетом массы текущего предложения, можно, думаю, считать достаточно доступным в советские времена объективом.

А широкоугольный объектив, это, как говорится, совсем другая песня!

КМЗ в 1967 году предлагает фотолюбителям, например, Зоркий-4 и Зоркий-10.

Первый — без замера. Второй — с автоматикой экспозиции, но без ручного управления.

С этой т.з. ФЭД-Атлас занимает позицию повыше, чем Зоркий-10, пожалуй.

ЛОМО с 1956 года выпускает Ленинград и с 1966 года — Сокол Автомат.
Ленинград встроенного экспонометра не имел.

Технический уровень Сокола однозначно выше, но он и был существенно дороже. У меня нет сравнения цен в одинаковый год. В Wiki есть сведения, что стоимость ФЭД-Атлас в 1968 году составляла 105 рублей, а Сокол Автомат в 1977-м стоил 145 руб.

Вот не знаю, можно ли впрямую сравнивать. Тем не менее, Сокол стоил, конечно, дороже.

В общем, ФЭД-Атлас занимал на советском фото-рынке вполне самостоятельную нишу средне-продвинутого дальномера. С этой т.з. желание сохранить линейку вполне понятно.

ФЭД-Атлас — аппарат не очень массовый. Объем выпуска — около 22 тыс. экз. По советским меркам это немного.

Тем не менее, особого ажиотажа среди коллекционеров по поводу Атласа — нет.

Известно две основных модификации ФЭД-Атлас. У одной встроенный автоспуск имеется, у второй его нет.

По этому вопросу в литературе путаница. Все источники сходятся в том, что выпуск одной из модификаций, более ранней (1966-67 годов), составил только ~1200 экз. Т.е. аппараты этой модификации должны быть довольно редкими и пользоваться спросом у коллекционеров.

А вот что это за модификация?

Книга «1200 фотоаппаратов из СССР» считает, что более ранней была модель с автоспуском. А с 1967 года автоспуск убрали, и основной выпуск был именно этого варианта.

Сайты sovietcams.com, bar90cameras.ru и photohistory.ru, а следом за ними и Wiki полагают, что первым и более редким вариантом был вариант без автоспуска.

Мой экземпляр автоспуска не имеет, но он датирован ровно 1967 годом и относится он к более раннему или более позднему выпуску понять нельзя.

Если в поисковике просмотреть изображения по запросу «ФЭД-Атлас», то больше выдается, пожалуй, фотографий камер с автоспуском.

Итого, присоединюсь к мнению о том, что мой вариант более редкий. Но, повторю, ажиотажа вокруг ФЭД-Атлас нет. И варианты без автоспуска появляются. Это ставит несколько под сомнение версию о количестве в 1200 штук.

Вариант с автоспуском выглядит так. Автоспуск, совмещенный с переключателем режимов синхронизации находится справа от объектива под спусковой кнопкой. Фото из Интернета.


В 1967 году была также ограниченная партия аппаратов ФЭД-Атлас с юбилейным штампом «50 лет Октября». Фото с sovietcams.com. Вот эти аппараты, конечно, представляют собой более крупную коллекционную ценность.


Ну что, настала пора рассмотреть подробнее мой экземпляр за номером 6706090.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат ФЭД-Атлас

ФЭД-Атлас (ФЭД-11) выпускался Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» в 1966-1971 годах.

Выпуск этого аппарата составил около 22 тыс. штук. Аппарат не пользовался большим спросом, т.к. был достаточно дорог, но не давал при этом никаких принципиальных преимуществ против более простых моделей.

Да, полуавтоматическое управление экспозицией позволяло делать снимки, тем кто не очень погружен в вопрос фото-процесса. Но, все-таки, не так уж сильно упрощалась задача фотографа.

Штатный объектив — несъемный Индустар-61 2/52

Предел диафрагмирования — f16 (у ФЭД-10 было f22).

Затвор — центральный залинзовый. Отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, B.

Вполне достойный набор. Правда, отсутствие 1/500 несколько обескураживает на аппарате верхнего сегмента.

Синхронизация со вспышкой на любой выдержке.

Экспонометр — встроенный с селеновым фотоэлементом. Поддерживается полуавтоматическая установка экспозиции.

Синхроконтакт проводной. Автоспуск был на части выпуска. На моем экземпляре автоспуска нет.

Весит мой экземпляр с объективом 777 грамм.

Элементы управления:


Принципиальных отличий между ФЭД-10 и ФЭД-Атлас не так уж много. Однако, во внешнем оформлении произошло несколько изменений, благодаря чему камеры смотрятся по разному.

Основные внешние отличия:

Декоративная рамка в верхней части лицевой панели стала выше и уже, из-за чего визуально поменялись пропорции камеры, хотя размеры корпуса не изменились.

Площадка вокруг объектива лишилась декоративных текстурированных вставок.

Поводки колец корректировки экспозиции стали более крупными и пластмассовыми.

Справа на верхней панели исчезла надстройка с диском выбора чувствительности пленки.

Забавно, но в руках ФЭД-Атлас стал лежать хуже!

Справа от объектива еще у ФЭД-10 было совсем немного места под хват рукой. Немного помогала текстурированная вставка, которая ложилась в аккурат под средний палец и способствовала все-таки более надежной фиксации камеры.

У ФЭД-Атлас не только исчезла эта вставка, так и еще и поводки корректировки экспозиции стали более громоздкими — мешают. В общем, держать ФЭД-Атлас одной рукой неудобно.

Объектив расположен не небольшом выступе в передней части корпуса. На этом же выступе слева внизу находится гнездо проводного синхроконтакта, а справа вверху — спусковая кнопка.

К объективу мы еще вернемся.

Спуск у ФЭД-Атлас короткий и мягкий.


В верхней части лицевой панели, внутри декоративной рамки собраны слева направо:
— переднее окошко видоискателя;
— окошко дальномера в центре прямоугольного светоприемника, формирующего светящуюся рамку в видоискателе;
— окошко селенового фотоэлемента.

База дальномера 41 мм.

Сзади находится круглый окуляр видоискателя и металлическая лапка курка взвода затвора и протяжки кадра.

Видоискатель у ФЭД-Атлас хороший. Он дает тонированную, но достаточно светлую и весьма большую картинку.

Пятно видоискателя крупное круглой формы. Картинка с дальномера видна хорошо и фокусироваться удобно.

В поле зрения видны светящиеся кадрирующие рамки, которые движутся при вращении кольца фокусировки и автоматически компенсируют параллакс.

В верхней части видоискателя находился светящаяся шкала с отметкой нормальной экспозиции. По шкале ходит стрелка, глядя на которую можно не отрываясь от видоискателя экспозицию скорректировать.

Разметки на шкале нет. Отмечена только норма. Можно узнать, есть отклонение вверх или вниз, но на сколько сильно отклонение возможно понять только экспериментальным путем.

Вообще, реально корректировать экспозицию без отрыва от видоискателя ФЭД-Атлас мне показалось немного вымученной идеей. Но предупреждение о неверной экспозиции в поле зрения все равно очень полезная штука.

Замок задней стенки находится на правом торце корпуса. Чтобы аппарат открыть, нужно потянуть вниз небольшую скобу внизу планки замка. После этого правую сторону задней стенки нужно тянуть назад.

Но имейте в виду, что стенка съемная, а не откидная. Не уроните аппарат.


Снизу в правой части помещен счетчик кадров и кнопка отключения затвора при обратной перемотке. Счетчик стал самосбрасываемым и лишился колесика подводки.

Штативное гнездо на 3/8 дюйма — по оси объектива.

На верхней панели слева-направо расположены:
— головка обратной перемотки с рулеткой;
— «холодная» скоба для вспышек;
— прямоугольное окошко экспонометра;

Ага, головка обратной перемотки у Атласа обзавелась рулеткой. Это всегда удобнее.


Скоба осталась «холодной», но над ее оформлением поработали. Форма стала сложнее и приобрела некоторые претензии на дизайн.

Окошко экспонометра стало прямоугольным. Теперь в нем два треугольных маркера, которые указывают навстречу друг другу позицию оптимальной экспозиции. По шкале ходит стрелка гальванометра.

У ФЭД-10 в окошке была еще стрелка с колечком, но у Атласа позиция оптимальной экспозиции всегда на одном и том же месте.

Справа нет больше надстройки для ввода поправки на чувствительность.

У ФЭД-10 при вводе чувствительности сдвигалась стрелка с колечком. Кольца выдержки и диафрагмы тоже эту стрелку с колечком сдвигали. Механика довольно сложная требуется для этого всего.

Одновременно, в зависимости от уровня освещения по шкале движется стрелка гальванометра.

Положение оптимальной экспозиции было там, где обе стрелки встречаются.

У Атласа ситуация иная. Поправка на чувствительность перенесена на кольца корректировки экспозиции. Механически передвигаемой стрелки с колечком — нет. По шкале движется только стрелка гальванометра. Позиция оптимальной экспозиции всегда в середине шкалы.

Я предполагаю, что изменение чувствительности, выдержки и диафрагмы включили через переменные сопротивления в электрическую цепь с фотоэлементом и гальванометром. Это позволило бы убрать всю механику.

Хотя иногда мне кажется, что вся механика сохранилась и вместо стрелки с колечком она теперь сдвигает….сам гальванометр… Причем, их ведь в аппарате два.

Не знаю, вовнутрь не заглядывал. Но ощущения возникают.

Окрестности объектива:

У ФЭД-Атлас затвор центральный, а замер сопряженный. Поэтому в основании объектива находятся кольца управления выдержкой и диафрагмой.

Самое ближнее к корпусу аппарата кольцо меняет выдержки (у ФЭД-10 было наоборот). На этом кольце нет накатки, но есть два поводка, один из которых (левый) имеет также подпружиненную кнопку.

Следующее кольцо меняет диафрагмы.

Вращать кольца нужно за пластиковые поводки слева и справа.

По умолчанию кольца сцеплены и вращаются вместе одновременно. Причем, если поворачивать их вправо, то выдержка будет укорачиваться, а диафрагма открываться. Влево — наоборот.

Чтобы расцепить кольца нужно нажать на кнопку левого поводка. В этом случае кольцо диафрагм будет поворачиваться одно, независимо. Менять непосредственно выдержку нельзя, — только вместе с диафрагмой.

В нижней части объектива есть шкала для ввода чувствительности. Чтобы ввести значение, нужно нажать ногтем узкую утопленную кнопку (слева на фото) и передвинуть полозок.

Процесс подбора экспозиции на ФЭД-Атлас выглядит так:

1. Выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Оцениваем на глаз освещенность и выставляем примерную выдержку. Если света мало — подлиннее, если много — покороче.

Это необязательный пункт, но его выполнение позволит избежать лишних итераций в дальнейшем.

Диафрагму ставим на среднее значение.

3. Направляем аппарат в сторону снимаемой сцены. В зависимости от уровня освещенности стрелка гальванометра отклонится в сторону избытка или недостатка света.

4. Расцепляем кольца и, вращая кольцо диафрагм, стараемся привести стрелку в середину шкалы.

Примерную выдержку мы установили ранее и потому, скорее всего, нам удастся это сделать не доворачивая кольца.

5. Если кольцо диафрагм уперлось в стопор, а стрелка все еще не в середине шкалы, — нужно сцепить кольца и повернуть их в обратную сторону. Экспозиция при этом меняться не будет, но снова появится свобода для изменения диафрагм. Затем снова расцепляем кольца и продолжаем менять диафрагму в нужном нам направлении.


6. Когда стрелка заняла место в середине шкалы — экспозиция оптимальна и более того, все настройки уже внесены в аппарат. Однако, фотографа может не устраивать конкретная экспопара.

В этом случае нужно не расцепляя колец вращать их до достижения нужного сочетания выдержки и диафрагмы. Экспозиция при этом меняться не будет.

На практике процесс достаточно удобен, хотя и предполагает регулярно лишние приседания.

В правой части шкалы выдержек имеются значения в 4, 8, 15, 30, 60 целых секунд, выделенные красным. Это только расчетные значения для выдержки «от руки».

Если при калькуляции выпали такие значения выдержек, то нужно запомнить рекомендованную диафрагму, перевести кольцо выдержек в положение В, расцепить кольца и выставить рекомендованную выдержку.

Идем далее по объективу.

Следующее кольцо хотя и с накаткой но оно неподвижно.

Самое дальнее от аппарата кольцо отвечает за фокусировку. Кольцо широкое. Накатка хотя и только снизу, но в целом все удобно.

МДФ 0,9 метра, шкала ГРИП имеется.

Отношение к камере:

Все-таки, сегмент пользователей, которым нужно только «жать на кнопку» в СССР всегда был невелик.

Во-первых, фото это было увлечение, которое дарило людям удовольствие именно тонкостями процесса. И (по себе сужу) в меньшей степени — результатом.

Во-вторых, в Союзе был слаб сопутствующий сервис. Ну, позволяет аппарат вам снимать не вникая в экспозицию, хорошо. А проявка, печать? Это все равно нужно делать самостоятельно.

Я вот не слышал об услуге проявки и печати фотографий с пленки заказчика в СССР. Может была такая? Если знаете, пишите в комментариях.

А коли большую часть процесса все равно нужно знать и уметь, так зачем создавать сложности вокруг упрощения подбора экспозиции?

В общем, платить за такую оптимизацию мало кто был готов. Потому и не пользовались автоматические и полуавтоматические дальномеры в СССР спросом.

ФЭД-Атлас и всю линейку свернули 1971 году, причем, на сколько знаю, никакой новый дальномерный аппарат нишу Атласа не занял. Концепция просто «не полетела».
Хотя чисто технически для середины 60-х аппарат, конечно, был хорош.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция (благодарность eugigufo.net):


Вам может также понравиться...

комментариев 7

  1. 10111:

    Камера интересная, сделана очень грамотно и добротно. Даже не по-советски как-то.
    Гальванометр в ней ровно один, к слову.

  2. 10111:

    Еще объектив у Атласа снимается. Только механика связи объектива и камеры сделана уже несколько иначе, чем в 10й модели. Вероятно предполагалось, что будет несколько видов комплектации оптикой, как это было в немецких шкальниках и дальномерках. Т.е. оптика лишь условно была сменной. Но оптику только для этой камеры разрабатывать не захотели или не смогли.

  3. Андрей:

    Положим, услуга проявки фотопленки была в прейскурантах каждого советского фотоателье, даже помню цену— 35 копеек, то есть ровно столько стоила пленка. А вот цену печати фотографий что то не припоминаю, но наверняка такая услуга тоже была.

    • Если ВСЕ не самому делать (от покупки фотоаппарата до получения готового снимка), то и не стоило было заниматься ФОТОГРАФИЕЙ. Как думаете?

  4. Если ВСЕ не самому делать (от покупки фотоаппарата до получения готового снимка), то и не стоило было заниматься ФОТОГРАФИЕЙ. Как думаете?

  5. Eugene:

    От концепции не отказались, если посмотреть далее. ФЭД вернулся к ней с 35 моделью чуть позже.
    Вообще, заниженная ценность данной модели мне не понятна. Какой еще фотоаппарат по доступной цене мог предложить: центральный затвор, сменную оптику (10-й), встроенный экспонометр, а главное – полный набор длинных выдержек. Ведь для 64-й пленки, если фотограф увлеченный, необходимы 1/15, 1/8, 1/4 и т.д. Как без них снимать в метро, в сумерках, в тускло освещенных деревенских домах? Ближайший конкурент – Сокол-2, замедлителя не имел, что лишает его привлекательности для искушенных любителей.
    Минус ФЭДа – селеновый, конечно, экспонометр. Но, как я упомянул, они вернулись с 35 моделью – с широкоугольным несменником, электронным замером, большим диапазоном выдержек. Но по классу – это уже был роуд-компакт.

  6. Е.О.:

    у меня камера под номером 6705801 и автоспуск имеется. Учитывая близость к вашим цифрам а так же информации с вики, то их выпускали параллельно, и без автоспуска прекратили выпускать. Вероятно была разница в цене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *