Фотоаппарат Электра-112 обзор и инструкция



P8239320Сегодня рассмотрим редкий и интересный фотоаппарат Электра-112. Электра это дальномерный аппарат производства ЛОМО. Выпускалась она в начале 80-х.
Ленинградское оптико-механическое объединение за всю историю выпускало массово всего 4 модели дальномеров, это:
Ленинград (1956—1968);
Юность (1957—1961);
— Сокол (1966—1978) и Сокол-2 (1977—1986);
— Электра-112 (1980—1984)

Сокол и Сокол-2 будем  считать одной моделью. Разница между ними минимальная.

Все как один дальномеры от ЛОМО — аппараты интересные и своеобразные. Обзоры первых  трех уже есть у меня на сайте, а обзор последнего — Электра-122 — вы сейчас читаете.

Некоторую информацию об аппаратах Электра я нашел в книге “Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди”.

Семейство Электра включает модели: Электра-112, Электра-113, Электра-111, ЛОМО-122.

Проект «Электра» является второй попыткой ведущего конструктора ЛОМО А. И. Лакомкина создать малоформатный автоматический фотоаппарат.

Прежняя похожая разработка конструктора – семейство фотоаппаратов «Селена Автомат» в серийное производство не пошла.

Небольшая справка по Селене.

Начало семейству Селена было положено еще в 1966 году. Разработка велась ведущим конструктором ЛОМО А. И. Лакомкиным.

Наиболее известный представитель семейства — Селена-Автомат. Селена-Автомат представляет собой малоформатный дальномерный фотоаппарат с автоматическим управлением экспозицией в режиме приоритета выдержки.

Selena-automat-1Selena-automat-2
Камера имела объектив Гелиос-79 2/45, центральный затвор с диапазоном выдержек от 1 до 1/500 и В. В поле зрения видоискателя при нажатии на кнопку спуска отображалась шкала диафрагм и автоматика помечала то значение, которое собиралась отработать.

Параллельно с «Селеной» на ЛОМО с 1964 года велся конкурентный проект «Сокол». Им руководил другой ведущий конструктор ЛОМО (ЛООМП) А. П. Авдонин.

Проекты были схожими и шли практически параллельно. Но так уж получилось, что аппарат Селена-Автомат вышел слишком сложным. Его конструкция состояла из более 600 деталей, производство и наладка были бы неоправданно ресурсоемкими. В самом конце 60-х проект «Селена» свернули, а в серийное производство пошел фотоаппарат «Сокол» с механизмом автоматической установки экспозиции, разработанный А.П. Авдониным.

Вернемся к Электре.


В конце 1979 А.И. Лакомкин показал опытный образец фотоаппарата Электра-112, и в том же году была выпущена ограниченная партия серийных фотоаппаратов.

io7jee13192На фото опытный образец фотоаппарата Электра-112 (1979 г.)


Все эти камеры имели хромированную верхнюю крышку, восьмизначный заводской номер и металлическую табличку cо стилизованным корабликом Адмиралтейства или логотипом ЛОМО на передней части корпуса.

iunfgz13304На фото ранний образец фотоаппарата Электра-112 №79000016. В практике коллекционирования самый ранний серийный фотоаппарат «Электра-112» имеет заводской номер №79000002.


Одновременно с выпуском первых серийных фотоаппаратов Электра-112, другой ведущий конструктор М. Г. Холомянский работал над созданием еще двух моделей этого семейства.

if5f0q13193Модель Электра-113 должна была иметь съемную заднюю крышку с устройством впечатывания даты на фотопленку, а Электра-111 — еще и более светосильный объектив с относительным отверстием 1:2. На фото опытный образец фотоаппарата «Электра-113» (1980 г.)
Эти наработки, однако, перспективными признаны не были и распространение получила только Электра-112.

i4wkfv13202Фотоаппарат ЛОМО-122 визуально идентичен камере Электра-112. Небольшая партия ЛОМО-122 была выпущена в 1983 году. На фото камера ЛОМО-122 №8300442.


Вот все, что у меня есть по истории.

Что с выходом Электры изменилось для потребителя по сравнению с Соколом?

P8239349
Аппарат стал компактнее.

Исчезла хитро-замороченная система пяти программ, но управление экспозицией по-прежнему автоматическое на основе сернисто-кадмиевого (CdS) фоторезистора. Причем, реализован приоритет диафрагмы, что не может не радовать.

Индикацию экспопары в видоискателе убрали, но в поле зрения все-таки есть пара сигнальных ламп. Неплохо.

Компенсация параллакса по-прежнему автоматическая. Отлично.

База дальномера сократилась до 33-х, примерно, миллиметров с 67-ми. Восторга не вызывает.

Объектив стал немного более широкоугольным (40 мм против 50) при прежней светосиле f2,8. Вот это хорошо, на мой вкус.

Диапазон выдержек существенно расширен в сторону длинных выдержек. Предел теперь 2 секунды против 1/30.

Кнопка спуска переехала на верхнюю панель с передней, что на мой взгляд, — удобнее

В общем, аппарат был задуман хороший.

Хорошим он, в, общем-то, и получился, но вот те задачи, которые,по моему предположению, его созданием преследовались — так и не были достигнуты.


Во-первых, надежность Электры была не выше, чем у Сокола. А то и ниже.

Во-вторых, стоимость аппарата более низкой не стала. В добавок, питалась Электра от 4-х батареек РЦ-53 (!!!), против одной в Соколе. А ведь это тоже расходы пользователю.

Я полагаю, что Электра-112 надежд ЛОМО не оправдала, иначе, чем объяснить, что свернули ее на 2 года раньше, чем Сокол-2?

Так или иначе, это все только мои домыслы и они не делают сам аппарат менее интересным. Давайте уже его рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Электра-112

Электра-112 выпускалась на ЛОМО с 1980 по 1984 год. Всего было выпущено около 21 тыс. экземпляров.

Аппарат дальномерный.

Затвор центральный с электронным управлением. Бесступенчато отбивает выдержки от 2 секунд до 1/500. Выдержка В отсутствует.

Электра-112 — это автомат с приоритетом диафрагмы. Диафрагму выставляет пользователь, аппарат сам подбирает выдержку, соответствующую диафрагме, чувствительности пленки и освещенности сцены.

P8239331Объектив — несъемный Индустар-73 2,8/40. Четырехлинзовый анастигмат – 4 линзы в 3 компонентах.
МДФ = 0,8 метра. Предел диафрагмирования — f22.

Индустар-73
Аналогичный объектив использовался в семействе аппаратов ЛОМО-135 и более редком Селена. Планировалась установка еще на ряд камер.

Затвор и диафрагма у Электры-112 – это разные узлы. Лепестков диафрагмы 5 штук.

Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным синхроконтактом. Проводной синхронизации нет. Автоспуск также отсутствует.

Вес моего экземпляра 530 грамм.

Элементы управления:

P8239322Электра-112 выглядит приятно. Корпус ее металлический. Присутствует мягкая оклейка. Аппарат компактный, хорошо лежит в руках.

Над объективом слева направо находятся — переднее окошко видоискателя, матовое стекло светоприемника, формирующего светящуюся рамку и отверстие окуляра дальномера почему-то в форме ромба.
Все это помещено за одним общим стеклом.

Справа под надписью «Электра-112» имеется декоративная нашлепка. Странная немного. Что-то типа глаза на фоне глобуса с меридианами. Все золотистыми линиями.

К чему бы это?

Больше спереди ничего нет, к объективу вернемся, как обычно, позже.

P8239324
Сзади виден довольно большой прямоугольный окуляр видоискателя.

Слева от него — кнопка (пониже) и индикатор (повыше) системы контроля годности батареек.

На задней стенке есть кармашек под кусок коробки от пленки, который будет служить памяткой.

Видоискатель у Электры-112 — отличный. Он дает тонированную, но достаточно четкую картинку. Картинка большая. Поле зрения видоискателя существенно превосходит поле объектива. Это удобно.

Область, которая попадет на пленку, помечена светящимися рамками. Компенсация параллакса автоматическая. Это значит, что при вращении кольца фокусировки на объективе, рамки будут перемещаться по диагонали, точно компенсируя параллакс.

В верхней части видоискателя помещены две стрелки системы управления экспозицией. О них расскажу позже, т.к. вся эта кухня — это основная изюминка аппарата.

Пятно дальномера небольшое, но с четкой картинкой. Фокусироваться удобно.

P8239342Контроль батарейки выполнен просто и удобно. Нажимаем кнопку, смотрим, чтобы загорелась зеленая лампа. Если не горит, значит батарейки сели.

Чтобы копка не нажималась случайно, она утоплена в корпус, а чтобы до нее добраться, имеется прорезь под ноготь. Просто и функционально.
P8239329Снизу аппарата большая крышка батарейного отсека, штативное гнездо и кнопка отключения затвора при перемотке в специальном углублении.

Электра-112 работает от 4-х батареек РЦ-53.
Теме подбора замены советским батарейкам у меня посвящена специальная статья.

P8239326Верхняя панель слева направо:

— головка обратной перемотки с откидной рулеткой;
— скоба для вспышек с центральным синхроконтактом;
— перед скобой две сигнальные лампы (красная и желтая) и две стилизованные стрелки тех же цветов, вписанные в квадратик;
— кнопка спуска в центре поворотной втулки;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.

Кнопка спуска не самая мягкая, но с коротким ходом и расположена удобно. Чтобы избежать случайное нажатие, кнопку можно заблокировать, повернув втулку влево.


Об управлении экспозицией.

Как уже говорилось, Электра-112 — это автомат с приоритетом диафрагмы. Выдержкой управляет автоматика.

В случае, если автомат собирается поставить выдержку длиннее 1/30, он предупредит пользователя о необходимости воспользоваться штативом.

P8239348В качестве такого предупреждения используется желтая лампа на верхней панели корпуса. На фото она как раз горит.  Этот сигнал также дублируется в видоискателе. Там загорается желтая стрелка.

Лампочки у Электры — это именно лампы накаливания. Никаких там новомодных светодиодов. Все серьезно.
Зато становится понятно, зачем сразу четыре батарейки.

Итак, автомат зажег желтый сигнал.

Если пользователь не желает пользоваться штативом и хочет укоротить выдержку, ему нужно приоткрыть диафрагму. Для этого кольцо диафрагм нужно вращать влево.

Чтобы максимально точно сориентировать пользователя, индикаторы в поле зрения видоискателя выполнены в виде стрелок и указывают они в ту сторону, в которую нужно вращать кольцо диафрагм.

На верхней панели правее ламп-индикаторов также имеются цветные указатели в виде стрелок, вписанных в квадратик.

И, наконец, на кольце управления диафрагмой имеются цветные стрелки, которые показывают, в какую сторону нужно вращать кольцо при загорании того или иного индикатора.

Вся эта забота о пользователе выглядит избыточной.

Ситуацию, когда автоматике нужна выдержка более длинная, чем вообще предусмотрено, – понять невозможно. Будет гореть все та же желтая лампа. Есть ощущение, что в темноте затвор может открыться на некий вообще неопределенно долгий период.

Кроме желтого индикатора имеется еще красный. Его автомат зажигает, если ему нужна выдержка короче 1/500, т.е. более короткая, чем есть в его ассортименте.

Проблема эта посерьезнее, чем просто длинная выдержка и потому индикатор красный.

Чтобы ситуацию спасти, нужно закрыть диафрагму, вращая кольцо вправо, о чем говорят все те же разнообразные указатели красного цвета.

В общем, все логично, но как-то гипертрофировано.

Окрестности объектива.

Объектив двухцветный, а для нанесения на него шкал используется несколько цветов надписей. Все это смотрится вполне современно.

P8239334P8239341
На переднем торце сверху виден глазок светоприемника фоторезистора.

За фокусировку отвечает ближнее к корпусу аппарата кольцо. Накатка выполнена из мягкого материала. Это приятно.

Имеется шкала ГРИП, а шкала расстояний продублирована футами.

Кольцо управления диафрагмой — чуть дальше. Оно из светлого металла и имеет два участка накатки.

Диафрагмы переключаются мягко с четкими щелчками.

P8239337P8239339
Прямо в кольце диафрагм выполнены окошки для выставления чувствительности пленки. То, что повыше — для единиц ГОСТ, пониже — для DIN.

Чтобы чувствительность изменить, нужно нажать на квадратную небольшую кнопку и передвинуть поводок. Все это находится в нижней части объектива на кольце диафрагм.

P8249357Открывается аппарат современно. Замок скрытый и для его открытия нужно потянуть вверх голову обратной перемотки. Задняя дверца откидывается на петлях.

Отношение к камере.

Электра-112 — аппарат вполне приятный. В нем все на уровне «хорошо» и выше. И дизайн и эргономика и функционал.

Автоматических дальномеров с приоритетом диафрагмы в СССР выпускалось совсем немного видов. Электра-112 — один из них.

Что Электру подводит, это электронная начинка.


Я сейчас даже не об уровне отказов говорю. Я говорю об общей неуверенности какой-то в работе системы. Топорности.

Видно, что для 80-х годов электронная база слабовата и простовата. Идеи заложены отличные, благо ЛОМО умело зажечь, а вот реализация хромает.

Аппарат мог бы быть суперским, но в очередной раз популярностью у населения не пользовался. Что, конечно, печалит.

На этом у меня все— удачи!

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14

Вам может также понравиться...

комментариев 27

  1. В студенческие годы параллельно “Зениту-ЕТ” я изрядно попользовал вилейский “Силуэт-автомат”. По описанию, внешности и всем свойствам это – слегка улучшенная копия описанной здесь “Электры-112”. Причем, “С-А” давал возможность именно что “схватить – нажать – снять”, что с любым “Зенитом” было затруднительно. А имеющегося диапазона выдержек в совокупности с достаточно “широким” и достаточно светосильным объективом хватало для съемки на 65ю пленку в помещении вечером – не надо было ни отходить на полметра за стену, ни придумывать каких-то дополнительных подсветок. И мороза он не боялся – достаточно было на улице носить батарейку в кармане.

    • Некто:

      Имею оба аппарата в отличном рабочем состоянии. Электра чуть габаритней (немного выше и чуть больше выступает объектив), но она же гораздо “круче” на фоне во многом упрощенного “Силуэта-Автомата”.
      Единственные реальные преимущества “С-А” – чуть шире объектив (38 мм vs 40 мм) и небольшая встроенная бленда. Также он бывает с белым и черным верхом (“Электра” всегда черная).
      При этом, судя по отзывам других реальных владельцев, надежность электроники у них примерно одинакова.

  2. Михаил:

    Читая ваш сайт, начал понемногу коллекционировать фотоаппараты.
    Сегодня попал мне в руки “Электра 112” за сущие копейки – 300р. Батареек что бы проверить у меня не было и взял без проверки.
    Подскажите, должен ли срабатывать затвор без питания?
    У меня и с питанием и без затвор только легонько щёлкает и всё.
    При этом с любым значением диафрагмы и чувствительности плёнки горит жёлтый свет.
    Судя по всему, этот экземпляр можно поставить на полочку. Или есть известный способ лечения?

    • Иван:

      Добрый вечер. Я думаю, аппарат неисправен и электронику чинить никто не возьмется. Но Электра в любом случае аппарат на полку. Для своего времени задумка была хорошей, но исполнение не очень. Да и автоматика ее сейчас далека от приемлемого уровня. С т.з. коллекционирования вам вполне повезло. Аппарат редкий. Если хотите поснимать, то возьмите лучше что-то чисто механическое. В качестве экспонометра можно сотовый телефон использовать.

      • Виктор:

        Пожалуй, соглашусь. Поддавшись ностальгии, взял “новую” Э-112 в состоянии “не знала пленки” выпуска 84 года в родной пенопластовой коробке, но без документов.
        При этом данный экземпляр обладает следующими особенностями:
        1. Кнопку после спуска затвора надо еще чуть додавить то тихого щелчка, чтобы затвор можно было взводить.
        2. Замер с лампочками включается после взвода затвора без полунажатия кнопки.
        3. С установленной вспышкой затвор отмеряет 1/7 с.

        Почитал сервис-мануал (есть в клубе дальномер), взяла тоска.

        П. 1 в принципе особо не мешает.
        По п. 2 замерил ток – с лампочкой 1.75-1.8 мА, без лампочки 1.15 мА, лампочка контроля батареи 0.65 мА. Учитывая стоимость LR-44 130 руб. за штуку – не смертельно, в чем-то даже удобнее. В отсек кстати войдут без дополнительных прокладок по диаметру и суммарной длине CR2+CR1620, проверять пока смысла не вижу.
        По п. 3 – можно просто вынуть батарею или вставить изолирующую прокладку.
        В остальном дальномер не двоит, замер проверил по серому экрану и звуку через приложение – точность в пределах 2/3 стопа, зарядил пленку, посмотрим.
        Хотел дальномер, но ФЭД-5 без проверки брать побоялся из-за выкрашивания передней шторки даже к “новых”, Зоркий-6 в силу почтенного возраста тоже.
        Можно было еще взять яшику электро 35 GX, это был бы уже фотоаппарат, а не пародия, в тех же габаритах и с тем же процессом, но тут пожадничал и “новизной” соблазнился.

        • Виктор:

          LR-44 конечно 130 руб. за 10 шт., а не за штуку.

        • 10111:

          От чего же тоска? Камера проста в разборке и обслуживании.
          1. Это зависит от регулировки кнопки спуска, на работу не влияет. Себе сделал так же, иначе спуск приходится наживать до упора, что неудобно.
          2. Скорее всего нужно почистить контакты под пластиной с “глобусом”. Для этого даже не нужно снимать верхнюю крышку, только снять обклейку.
          3. С установленной вспышкой затвор работает только на 1/30. Если выдержка длиннее, скорее всего залипают лепестки из-за грязи/смазки.

          • Виктор:

            Со вспышкой именно стабильно отрабатывает 1/7, без нее с короткими выдержками проблем нет.

        • 10111:

          В целом это весьма хорошая камера. Я бы сказал лучшая среди советских дальномерок с несменной оптикой.

        • 10111:

          Почистите контакты под пластиной с глобусом. Какой бы “новой” камера ни была, самой молодой из них скоро 40 лет.
          Делается это очень просто. Нужно отклеить обклейку со стороны задней крышки (крышку предварительно снять), снять фигурную защитную пластину под обклейкой (возможно придется снять нижнюю крышку, она крепится всего двумя винтами, не потеряйте пружинку от крышки батарейного отсека). Под защитной пластиной увидите 4 винта, их надо отвернуть и снять пластину с глобусом. Под ней увидите контакты шлейфов. Дело 10-15 минут, нужна одна часовая отвертка.

          • Виктор:

            Да, на дальномере пишут, что окисляются контакты.
            Попробую как-нибудь, сейчас уже пленку вставил, да и жалко отдирать такую красоту – камера эта у меня больше экспонат, чем инструмент.
            Глобус этот кстати не столько глобус, сколько слегка переделанный атом с той же яшики, странно, что они отказались от первоначального кораблика.

          • Виктор:

            В общем не удержался, почистил канцелярским ножом до блеска контакты на на шлейфах и на колодке – ничего не поменялось))).
            Плюс после сборки обнаружилось, что куда-то слиняла поролоновая прокладка задней крышки с правой стороны – скорее всего рассыпалась от старости. Приклеил туда на двусторонний скотч такую же прокладку из бархаток от использованных кассет.

    • Некто:

      Исправная Электра без питания отрабатывает короткую выдержку, какую точно не скажу, может 1/30.
      Насчёт правильности работы автоматики – сначала убедитесь что проходит контроль питания.

  3. Михаил:

    Спасибо за ответ!
    Да, так то я снимаю на Зенит 19 ну и на старые-добрые Зениты Е.
    А на такие экземпляры из любопытства интересно снимать, просто чтобы почувствовать как оно работает или должно работать)

  4. Михаил:

    В конце 80х видел эти аппараты на полках по сниженным ценам. Хотя и сниженные они были не дешевы. Аппарат имеет японского прародителя, что впрочем не редкость. По отзывам аппарат был не надежным, после десятка – двух отснятых пленок требовал регулировки. Несомненный плюс – удачный объектив. Пользовал такой на ЛОМО 135ВС.

    • Виктор:

      Купил ее тогда как раз после уценки (ее и зенит-ТТЛ уценили тогда ровно в 2 раза). Сразу после покупки отказался работать – выяснилось, что в батарейный отсек засунули 5(!) РЦ-53 вместо 4. Снимал нормально, слайд немного недосвечивал. Потом начали отваливаться элементы отделки, потом начались проблемы с дальномером. В результате забыл его при переезде.

  5. Андрей:

    Был у меня этот фотоаппарат в свое время. Снимал им довольного много, до самой « цифровой эры». И да, купил неисправным в комиссионке, отправлял в ремонт, и больше не ломался. Скажу, что снимать им было одно удовольствие. Выдержка, кстати до 8 секунд. Отличный мягкорисующий объектив, открываешь диафрагму на полную и снимаешь, не заморачиваясь с подбором выдержки. Портреты получаются на заглядение, конечно не ближе метра, тогда фон был красиво размыт. Автоматика никогда не промахивалась с экспозицией. В отличии от громоздкого и унылого « Зенита—Е» этот аппарат можно было просто выхватить и сделать фото. Вообще он небольшой, удобный и « крепко сбитый».

  6. Ярослав:

    Купил примерно года полтора назад себе Электру 112 за примерно 400 рублей с доставкой, и еще рублей 40 потратил на батарейку.
    Отщелкал (почти) пленку, и он сломался. Затвор намертво заел. Пленку достал, проявил, не особо впечатлило – большинство кадров пересвечено – фотографировал на 200ю пленку в довольно яркий день, экспонометр пытался как мог.
    Аппарат очень приятен в руке, но фокусировка не очень удобна – уж слишком мал ход, точная фокусировка очень усложнена (хотя к киеву в плане удобности и точности фокусировки большинству фотоапаратов уж очень далеко).
    Колесо выдержек тоже не очень удобно – одной рукой мне не удалось переключить.
    Также понравилось наличие блокировки спуска и возможность снять верхнюю часть чехла – в киеве я мне ее пришлось оторвать.
    Стрелочки экспонометра в яркий день очень плохо видно. Вечером получше.
    Соглашусь с автором – камера для полки.

  7. 10111:

    Хотелось бы поправить автора по поводу простоватой электронной базы. В камере использовались, пожалуй, самые прогрессивные на тот момент техники монтажа, включая широкое использование шлейфов. Конструктивно это была современная камера, не уступавшая японским аналогам.

    • Виктор:

      Да, помню снял верхнюю панель, ужаснулся и поставил обратно.
      Но вот лампы накаливания даже в начале 80-х уже были дичью в подобной технике.

    • Виктор:

      Плюс там вроде бы даже была какая-то микросхема от Motorola.

      • 10111:

        Микросхемы были свои. История с Моторолой вроде бы была у Зенита Автомат.

  8. Виктор:

    В общем что ещё могу сказать – при -20 работает не хуже смены 8м, а то и лучше – у последней застывает смазка в объективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *