Фотоаппарат Киев-III обзор и инструкция


Киев-III выпускался в 1949-55 годах. Т.е. это — один из самых первых послевоенных советских фотоаппаратов.

Кроме того, это еще и один из самых функциональных и технически совершенных аппаратов того периода. А можно сказать, что и самый.

Киев-III не является советской разработкой, это — копия немецкого фотоаппарата Contax-III. Секрета из этого факта особо не делали. Скорее, приводилась мысль о том, что Киев-III — это не копия, это именно Contax-III, выпущенный на территории СССР.

Как известно, после Второй мировой войны все германские патенты были аннулированы и все немецкие разработки свободно копировались.

К тому же, техническая документация, оборудование и задел деталей для фотоаппаратов и объективов Contax были вывезены из Германии в СССР в счет репараций.

На новом месте производство было развернуто на Киевском заводе Арсенал.

Базой производства служили оригинальные немецкие станки и чертежи узлов фотоаппаратов. Немецкие специалисты консультировали персонал завода. Какое-то время аппараты полностью, а позже частично собирались из комплектующих, произведенных еще в Германии.

Немного про начало модельного ряда. Мы сейчас говорим о Киев-III. Киев-II — это аппарат аналогичный третьему во всем, кроме экспонометра. У второй модели экспонометра нет.

Документация и прочее на вторую и третью модели вывозились в СССР одновременно. В производство на Арсенале Киев-II был запущен раньше — в 1947 году. Думаю, причина просто в том, что экспонометр с несопряженным расчетом экспозиции — это ведь довольно сложное устройство и на его освоение ушло еще какое-то время.

А вот Киев-I не существует. Хотя Contax-I — был. Но его реплику в СССР не выпускали. Вот он на фото из сети.

Как уже говорилось, Киев-III — это был аппарат высочайшего класса. Круче — только горы. С минимальными изменениями в функционале эта концепция выпускалась до 1985 года и была актуальной.

В период выпуска установочных партий с 1949 года, конкурентами Киев-III в сегменте узкой пленки были только ФЭД и Зоркий первых моделей.

В среднем формате были еще Комсомолец и Москва-2.

Больше ничего на память не приходит. Конечно, все эти камеры классом ниже.

Хотя, более или менее массовым выпуск Киев-III считается, что начался с 1952 года — попозже.

В 1951-м уже вышел Зоркий-3. У него и выдержка 1/1000 была и дальномер, сопряженный с видоискателем, и задняя стенка съемная. Но вот экспонометра встроенного не было.

А экспонометр — это все-таки штука очень нужная. И у Киев-III он не для галочки.

Встроенный экспонометр на советском фотоаппарате не семейства Киев появился впервые на Искра-2 в 1961 году, насколько помню. Поправляйте, если ошибаюсь. И это — средний формат.

А под узкую пленку такие конкуренты массово нагрянули уже только в 1964 — Тут и ФЭД-4 и ФЭД-10 и Зоркий-10 и семейство Зенит-4.

Кстати, у Зоркий-3 еще нет автоспуска. А у Киев-III — есть.

В общем, Киев-III — однозначно был мечтой и вожделением советских фотолюбителей 50-х годов.

По интересной практике, принятой Арсеналом на дальномерных аппаратах не ставили индекса, обозначающего модель. В инструкции писали, «Киев-III», например, причем, именно так — римскими. А аппарат был просто Киев.

Отличить третью модель от прочих с экспонометром, впрочем, несложно.
Киев-III не имеет гнезда синхроконтакта под передним окошком видоискателя слева. У остальных более поздних синхроконтакт есть.

Выпуск Киев-II и Киев-III одновременно прекратился в 1955 году. Но только с тем, что вышли модели Киев-IIА и Киев-IIIА. Все отличие как раз и заключалось в появлении гнезда проводного синхроконтакта.

О массовом и одновременном внедрении синхронизации вспышек в советские фотоаппараты я писал в статье о Зоркий-С, посмотрите, там есть интересный материал.

Самые первые выпуски Киев-III в 1949-51 годах собирались из немецких еще комплектующих, хотя бы частично. Таких аппаратов было мало и встретить их сейчас сложно. Ясно, что на предприятиях Германии под конец Войны вряд ли было прямо много складских запасов готовых узлов. Смысл?

Поэтому, очевидно, что действительно массовое производство Киев-III началось только тогда, когда Арсенал наладил выпуск отечественных комплектующих.

Хотя, вот на сайте sovietcams.com приведен пример как на камере 1954 года на головке калькулятора экспозиции использована шкала чувствительности в единицах DIN. По-видимому, это означает, что отдельные детали немецкого производства все-таки могли использоваться при сборке Киев-III, по крайней мере, до 1954 года.

Еще на немецких головках перед шкалой диафрагм гравировалась буква F. Фото с sovietcams.com.

С 1951 года перед серийным номером аппарат на скобе для принадлежностей стали проставлять букву А. Такой аппарат в обзоре. Реже попадаются буквы Б. Фото с sovietcams.com.

Смысл этих буквенных индексов точно неизвестен. На сайте bar90cameras.ru как достоверный факт сказано, что буква означает класс точности экспонометра. «А» — это высший класс точности по ГОСТ. «Б», — видимо, пониже.

Нууууу….. Мне кажется, что заранее гравировать буквы рядом с номерами, а потом монтировать скобы строго с нужной буквой на камерах после установки того или иного экспонометра — это нерационально чисто с т.з. логистики. Но, всякое бывает.

В 1952-54 годах надписи с названием на передней панели начинают частично менять на двойные — кириллица + латиница, выполненные декоративными шрифтами. Вероятно, первоначально такие эмблемы были на экспортных моделях — отсюда и латиница. Поэтому четкого перехода на новый тип написания нет. Фото с sovietcams.com.

Впрочем, на Киев-IIIА названия уже в основном такие двойные. А далее — только такие.

Сейчас Киев-III поздних выпусков редкостью не является, и найти такой несложно. В обзоре аппарат в очень хорошем состоянии с номером А545346.


Фотоаппарат Киев-III

Киев- III выпускался на киевском заводе Арсенал с 1949 по 1955 годы. Общий объем выпуска около 120 тыс. штук.

Аппарат под 35мм пленку, дальномерный. База дальномера 90 мм.

Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.

Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).

Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1250 и B.


Штатный объектив Юпитер-8 2/50. Ранние выпуски могли комплектоваться объективом ЗК 2/5см.

Тип крепления — байонет Contax-Киев наружный и внутренний.

Камера снабжена автоспуском, синхроконтакта не имеет.

Киев-III относится к линейке, оборудованной встроенным несопряженным селеновым экспонометром.

Штативное гнездо 3/8 дюйма.

Вес моего экземпляра без объектива — 709 грамм.

 

Элементы управления

Спереди, помимо объектива и размещенных на оправе байонета шкал расстояний и глубины резкости, расположены слева направо:

— окошко видоискателя;
— панель селенового фотоэкспонометра, закрытая подъемной крышкой;
— большой прямоугольный глазок дальномера
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.

База дальномера 90 мм. Очень большая база. Дальномер Киева имеет самую большую базу дальномера из всех советских фотокамер.

Панель экспонометра закрывается крышкой. Чтобы крышку поднять, нужно нажать на небольшую кнопку в петле слева.


В закрытом состоянии крышка предохраняет селен экспонометра от выгорания, а в открытом — образует эффективную бленду, отсекающую засветку от неба. Ребра на передней панели экспонометра, думаю, должны также защищать от бокового света.

Кнопка старта автоспуска скрыта под рычагом его взвода.

Сзади — только глазок видоискателя.

Сам видоискатель — я бы назвал средним. Он дает не очень крупную и затемненную картинку.

Область дальномера в центре большая, прямоугольная, светлая.

В общем, против первых ФЭД и Зорких — выигрыш, против Зоркий-3 — скорее, проигрыш, хотя очень большая база дальномера — это все-таки преимущество.

Снизу камеры расположены:
— два поворотных замка, запирающие съемную заднюю стенку;
— кнопка отключения затвора при обратной перемотке;
— штативное гнездо;
— откидной упор.


Откидной упор позволяет поставить аппарат с каким-нибудь массивным сменным объективом на горизонтальную поверхность, и он не будет заваливаться вперед.

Верхняя панель имеет сложную форму из-за расположенной по центру надстройки экспонометра.

Слева направо на ней расположены:

— несопряженный калькулятор экспозиции, на вершине которого помещена головка обратной перемотки;
— скоба для принадлежностей;
— стрелочный индикатор экспонометра;
— фокусировочное колесико и расположенная за ним нажимная пластина, разблокирующая стопор внутреннего байонета;
— дугообразное окошко счетчика кадров и зубчатое колесико установки первого кадра;
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора; совмещенная с головкой выдержек и расположенной в центре кнопкой спуска.


Головка калькулятора — это прям башня. Монументальная.

Расчет экспозиции на Киеве-III выглядит так:
1. Открываем заслонку экспонометра.
2. Вращаем среднее ребристое кольцо на калькуляторе и в окошке на боковой поверхности выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.
3. Вращаем нижнее ребристое кольцо калькулятора так, чтобы в окошке экспонометра стрелка совместилась с ромбообразным индексом.
4. После совмещения стрелки с индексом, любая из расположенных напротив друг друга пара диафрагмы (в средней части башенки) и выдержки (в нижней части) — являются корректной экспопарой.
5. Если света мало и стрелка не дотянулась до ромба, то можно попытаться совместить ее с индексами 2, 5, 10, 20, 40 на той же шкале. В этом случае, значение выдержки, вычисленное на калькуляторе нужно умножить на соответствующий коэффициент.

Колесико фокусировки — интересный элемент, присущий дальномерным Киевам. У этих аппаратов фокусировку можно осуществлять вращая непосредственно объектив во внутреннем байонете или можно крутить специальное небольшое колесико в верхней части корпуса указательным пальцем.
За колесиком расположена пластинка при нажатии на которую разблокируется внутренний байонет, если он запаркован в положении бесконечности.

Более подробно работа байонета Contax-Киев описана в отдельной статье. Тут углубляться в этот вопрос не буду. Рекомендую посмотреть, это очень интересный тип крепления.

Счетчик кадров с ручной установкой начала пленки.

Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная.

Эта же головка меняет выдержки. Для изменения выдержки головку нужно приподнять и повернуть до нужного значения.

Неудобно то, что выдержки выгравированы мелко, самые ходовые посажены очень плотно. Расположено это все на боковой поверхности головки, под нависающей накаткой и со стороны надстройки экспонометра. В общем, мне лично приходится приглядываться.

Относительно того, можно ли менять выдержки при невзведенном затворе — не все ясно. В инструкции написано что, рекомендуется менять выдержки при взведенном затворе. Лучше следовать рекомендации.

Кнопка спуска имеет сравнительно тугой и короткий ход.

Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.

Отношение к камере

Тут я хочу очень коротко восхититься гением немецких конструкторов, создавших Contax-III в 1936 году, на секундочку. Повторюсь, Киев-4М был вполне актуален в 1985 году на момент окончания производства, и далее — в ходе использования владельцами. А ведь отличий между Киев-4М и Киев-III не так уж много. Немецкие конструкторы создали фотоаппарат с запасом на половину века вперед. Невероятно.

На этом у меня все, удачи!

Инструкция:

Инструкция для фотоаппаратов Киев-II и Киев-III были в одной книжке. Экспонометр Киев-III рассматривался как дополнительная опция. Эту общую инструкцию вы можете найти в обзоре Киев-II. Тут не дублирую.

Читайте также:

комментария 3

  1. Сергей Михайлович:

    Выдержки можно менять и при невзведённом затворе. Процедура упрощается, т.к. уменьшается сила сопротивления пружин механизма. У меня есть Киев-4а 1960 года выпуска. До сих пор исправен, и на него можно снимать. Он мне очень хорошо послужил, когда мои дети были маленькими. Вплоть то середины 1990 годов многие фотографы-бытовики использовали такие фотоаппараты. Великолепное качество изображения, потрясающая надёжность, простота использования. Что ещё надо профессионалу для полного счастья?

  2. 10111:

    Киевы выпускали не на оригинальном немецком оборудовании – оно было практически полностью уничтожено при бомбардировке Дрездена. А его остатки, которые вывозились в СССР, были разграблены и добиты по дороге.
    Поэтому по договоренности с немецкой стороной в Йене предполагалось возобновить выпуск фотоаппаратов Contax, для чего планировалось построить 3 производственные линии. Две из них должны были отправиться в СССР, одна оставалась в Германии (но по факту все 3 линии отправились в СССР). Йенские Контаксы, которых успели выпустить некоторое количество, отличались от оригинальных Дрезденских (и внешне, и конструктивно). При этом Киев является именно йенским Контаксом. Хотя при сборке ранних Киевов использовались некоторые детали из сохранившегося задела в Дрездене. Например, у дрезденского и йенского Контаксов разные шрифты на шкале выдержек. Ранние камеры попадаются как с дрезденскими шкалами, так и с йенскими.

    • Здравствуйте. Но потом – то свои кадры вырастили киевляне?
      По нынешним меркам все советское это – не свое. И “Восток”, и АК – 47, и “Киев”, и атомный проект, и…
      Хорошо что до ППШ не добрались. Хоть Штирлиц – то наш?
      Что, у нас в стране одни дебилы жили?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.