Фотоаппарат Эликон-35С обзор и инструкция


Рассмотрим сегодня фотоаппарат Эликон-35С.

Фотоаппараты с названиями Эликон выпускались на БелОМО, причем, сразу на двух предприятиях. При этом, каждое предприятие выпускало свои модели и развивало их по своей логике. Без пересечений.

Поэтому, различают Минские линейки Эликонов (ММЗ им. С. Вавилова) и Вилейские (завод «Зенит»).

Эликон-35С относится к Вилейской группе.

Эликон-35С — это первый советский программный автомат со встроенный вспышкой.

Аппарат выпускался с 1982 года. Для советского фотопрома в 80-е — это очень неплохой с т.з. технологий фотоаппарат. Если бы я в средней школе узнал о существовании такого аппарата (существовании не в журнале «Техника Молодежи», а на полках в магазинах) — вероятно, не поверил бы.

Автомат со вспышкой — это действительно совершенно новый класс фотоаппарата. Необычный и непривычный в то время.

На стадии прототипирования модель носила название Орион-35С. Фото с sovietcams.com. Обратите внимание на то, как реализована подъемная вспышка.

В серию камера пошла с небольшими изменениями и уже под именем Эликон-35С.

Эликон-35С отличается большим визуальным разнообразием. Эта модель включает значительное количество различных модификаций. Отличия чисто визуальные, но вполне заметные.

Стили надписей, текстуры корпуса, разного рода значки на корпусе.

Вот, например, ранний серийный образец. Отличается необычным рисунком корпуса и просто-таки изобилует разного рода маркетинговыми метками. Тут и значки электронной вспышки, и надпись «Программный автомат».

Вот Эликон-35С в крайне необычном прозрачном корпусе. Фото с sovietcams.com. Это, конечно, очень редкий вариант. Невероятно интересно кому и как пришла в голову такая идея. Ожидаемо непрозрачная задняя дверца, впрочем, несколько портит эффект.

Вот для примера еще один из экспортных вариантов. Фото с sovietcams.com.

Как смотрелся Эликон-35С на фоне прочих предложений советского фотопрома?

Ну, шкальных аппаратов с автоматом экспозиции хватало и до появления этой серии. Зоркий-11 вообще в 1964 году еще вышел, а Вилия-Авто в 1973-м.

Внесем уточнение и будем смотреть только шкальники с замером на фоторезисторе.

И тут выбор был. С 1976 года выпускался Силуэт-электро, с 1978 — Орион-ЕЕ.

Существовали и более высокоуровневые автоматические дальномеры от предприятий-конкурентов. С 1978 — ФЭД-Микрон-2, с 1966 линейка Сокол и с 1980 — Электра-112.


Более того, к моменту выхода Эликон-35С в 1982 году давно уже существовали зеркалки с автоматом экспозиции. Это Киев-10 с 1965 года и Киев-15 с 1973-го. И практически одновременно с Эликоном, в 1983 году появился Зенит-Автомат.

В общем, автоматическим управлением экспозицией в то время никого уже было не удивить, пожалуй.

Новым было добавление в фотоаппарат встроенной вспышки.

Вспомним, что в 80-х в основном применялись пленки с чувствительностью 64 единицы. Ну, иногда, возможно, 125-я. Эта пленка уже считалась слишком крупнозернистой. 250-ю я вообще применял один или 2 раза.

64-я пленка — основная рабочая лошадка советского фотографа в 80-х.

А с такой чувствительностью света не хватает практически никогда. Если ваш цифровой аппарат позволяет поставить ISO меньше 100, ну или 100 — попробуйте выставить что-то подобное и позамерять экспозицию в помещении.

Еще не забудьте, что современная светодиодная лампа — это эквивалент 100-ватной лампы накаливания. Не думаю, что в 80-х многие люстры были с несколькими сотками.

В общем, о смазе приходилось беспокоиться практически во всех случаях, ну, кроме съемки на улице в ясный день.

Вспышку можно приобрести отдельно. Но большинство моделей советских вспышек компактностью не отличались, и не так уж много моделей предполагало работу от батареек. Зарядка вспышки от электросети — это, конечно, то еще приключение на мероприятиях, вечеринках и т.д.

В общем, наличие встроенной вспышки — это очень и очень удобно. Тем более, что аппарат берет на себя управление диафрагмой. Т.е. те действия, которые пользуясь внешней вспышкой должен не забывать делать фотограф, опираясь на табличку на вспышке.

Подобная таблица позволяет определить диафрагму в зависимости от чувствительности заряженной в аппарат пленки и от расстояния до объекта съемки. Рассчитав диафрагму, ее нужно еще выставить на объективе фотоаппарата.

Эликон-35С при активации вспышки сам меняет диафрагму в зависимости от выставленной чувствительности и положения кольца фокусировки.

Это совсем несложно технически, но полезно для потребителя и эффектно с т.з. маркетинга. Удачное сочетание.

А еще и выдержка синхронизации 1/125. И объектив достаточно широкоугольный.

Думаю, Эликон-35С отлично себя чувствовал при съемках традиционного сюжета «домашние посиделки».

Прямое продолжение этого аппарата — модернизированный Эликон-35СМ вышел в 1990 году. Все улучшения были «в тему», как говорится, но в 90-х это уже была потеря темпа.

Эликон-35СМ следовало выпускать через 2 года после 35С. Нет там никаких таких изменений, чтобы 8 лет их вводить.

В 90-х и спрос на фототехнику снизился и на рынок уже начал массово приникать импорт, с которым отечественный фотопром конкурировал с трудом.

Вот такая традиционная история. Хороша ложка к обеду.

Рассмотрим сам аппарат.

Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.


Фотоаппарат Эликон-35С

Эликон-35С выпускался БелОМО на заводе «Зенит» в городе Вилейка с 1982 по 1990 год. Объем выпуска мне неизвестен.

Аппарат шкальный, фокусировка по шкале дистанций.

Объектив несъемный Индустар-95 2,8/38. МДФ = 1 метру.

Затвор совмещен с диафрагмой, управляется электронно.

В режиме программного автомата затвор отбивает фиксированные экспопары от 1/8 + f2,8 до 1/500+ f16. Изменить сочетания выдержек и диафрагм нельзя. Выдержки В нет.

Встроенная вспышка имеет ведущее число 10 при чувствительности пленки 90 единиц ГОСТ.

Данных о выдержке синхронизации я в инструкции не нашел. В Wiki указана 1/125. Если это так, то для 80-х годов на аппарате такого класса — это отлично.

Эликон-35С не оборудован автоспуском.

Вес моего экземпляра с батарейками 335 грамм.

Элементы управления:

Корпус аппарата «старой школы» — угловатый, еще пока без эргономичных наплывов. Имеется, однако, оклейка мягким текстурированным материалом. Покровы корпуса в основном пластиковые, но по весу чувствуется, что внутри металла хватает. И задняя дверца – металлическая.

Качество материалов и сборка — средние. Без явных провалов, я бы сказал, но и без особого качества. Ожидаемый уровень для советского аппарата этого класса. Но явно придраться не к чему.

В передней части аппарата сразу бросается в глаза крупный рефлектор вспышки.

Под рефлектором — сдвижная кнопка активации вспышки. Если кнопку сдвинуть к объективу, то вспышка немного приподнимается и начинает заряжаться.

Вспышка имеет ведущее число 10 при чувствительности пленки 90 единиц ГОСТ. Лучше понять, что означает ведущее число вспышки, вы можете из специальной статьи.

В целом, вспышка у Эликон-35С сравнительно маломощная, но ее достаточно для решения большинства любительских задач. У моего D800 ведущее число встроенной вспышки, если память не изменяет, 12 при 100 ISO.

Подъем вспышки совсем небольшой. Это скорее символ, чем реальное отнесение рефлектора от оси объектива. О готовности вспышки к съемке можно узнать по загоревшейся лампе на задней панели справа от видоискателя.


Одновременно с поднятием вспышки включается режим, при котором диафрагма переключается одновременно с вращением кольца фокусировки на объективе.

Чувствительность пленки выставляется ребристым кольцом вокруг линзы объектива.

Над линзой помещено окошко со шкалами чувствительности. Доступны единицы DIN и ISO.

Под линзой находится глазок с сернисто-кадмиевым (CdS) фоторезистором системы экспозамера.

На нижней панели расположены:
— штативное гнездо;
— кнопка отключения затвора при обратной перемотке пленки;
— крышка батарейного отсека.

Эликон-35С питается от двух пальчиковых батареек АА.

Сзади глазок видоискателя и правее от него лампа готовности вспышки.

Видоискатель у Эликон-35С хороший. Он дает крупную тонированную картинку. В поле зрения имеются кадрирующие рамки и еще яркая красная лампа в левом верхнем углу, которая загорается при полу-нажатии в случае, если аппарат не может подобрать нужную экспозицию.

Сдвижная кнопка отпирания дверцы расположена также сзади, на самой дверце слева.

На верхней панели имеем слева-направо:
— головку обратной перемотки с рулеткой;
— спусковую кнопку;
— рычаг протяжки кадра и взвода затвора;
— окошко счетчика кадров.

Спусковая кнопка хорошо расположена. Она имеет достаточно жесткий ход и узкий торец с гнездом под тросик. Края вокруг гнезда совсем тонкие и неприятно отпечатываются на пальце.

Курок взводится легко, имеет положение «наготове», но его не помешало бы немного скрыть в рельефе корпуса.

Отношение к камере


Об Эликон-35С можно сказать ровно то же самое, что ранее говорил об Эликон-35СМ. Аппарат попроще, но и вышел на 8 лет раньше, следовательно, доперестроичный потребитель был куда менее избалован.

Я думаю, что аппарат пользовался популярностью. Эликон-35С по классу близок именно к «мыльницам», которые, как известно, в итоге и завоевали рынок.

Небольшой размер, автоматика экспозиции, достаточно широкий объектив, вспышка — почти полный набор.

Возможность вынуть из портфеля компактный фотоаппарат и немедленно сделать снимок в темноватой комнате — это очень нужная возможность.

Правда, потребителя могла отпугивать цена. На photohistory.ru указано 90 рублей в 1986 году. Тогда это было немало.

Увы, но любое применение электроники сразу делало советскую технику очень дорогой. Высокая цена не очень дружит с логикой мыльниц – простых и массовых универсальных аппаратов. В том числе и поэтому в СССР этот класс устройств всегда был в подвешенном состоянии.

На этом у меня все, удачи!

Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!

Инструкция (благодарность eugigufo.net):

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.