Фотоаппарат Юность обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
В этом обзоре мы рассмотрим дальномерный фотоаппарат начального уровня Юность. Выпускалась Юность на ЛОМО (в то время еще ГОМЗ) и уже одно это означает, что аппарат будет самобытный и интересный.
ЛОМО выпускало совсем мало видов классических механических дальномеров. Я, собственно, только 2 и знаю.
Разработка концепции фотоаппарата для молодых фотолюбителей началась на ГОМЗе в конце 1956 года. Перед конструкторами ставилась задача создать камеру чуть более совершенную, чем самые простые Смены.
Первый экспериментальный образец появился 1957 году и назывался «Спорт». Но аппарат с таким именем в СССР уже был. Так назывался первый советский зеркальный фотоаппарат в конце 30-х. От этого названия отказались быстро — до этапа серийного выпуска, и реальных камер с таким названием существует всего несколько штук экземпляров. Уже в 1957 году аппарат получил имя «Юность».
На протяжении не очень длинного выпуска дизайн аппаратов несколько раз менялся, так или иначе, в сторону упрощения. Несколько раз менялся порядок нумерации и место указания номера. На фото одна из ранних модификаций аппарата.
Еще в 1960 году была предпринята попытка совместить видоискатель и дальномер Юности и уменьшить габариты камеры. Проект носил имя «Юность-2».
Предприятию не удалось решить поставленные задачи. Новую модель назвали Маяк и аппарат по параметрам был идентичен Юности. В том числе, в части раздельного видоискателя и дальномера. Маяк был только немного компактнее Юности.
Массово Маяк не выпускался. Есть мнение, что существует единственный «живой» экземпляр этого аппарата.
Известно также, что для аппарата Юность была разработана лампа-вспышка «Огонек» оригинальной конструкции. Фото такого комплекта привожу. В серийное производство Огонек не пошел
Юность сложно назвать продвинутым аппаратом. Это — явно модель начального уровня.
С кем этот аппарат конкурировал на рынке СССР?
Конкуренты были серьезные. Существовали уже такие дальномерные аппараты как ФЭД-2 (с 1955), Киев-2А и -3А (с 1956) и Зоркий-4 (с 1956).
Все перечисленные советские фото-гиганты имели в своем арсенале отличный системный дальномер.
Юность проще, чем любой из этих фотоаппаратов. Она — даже не системная, т.к. у нее не сменный объектив.
Как же так получилось, что ленинградцы отстали от конкурентов?
Ответ прост, и, конечно, ЛОМО ни разу не отставало. Просто на предприятии реализовывали концепцию двух параллельных линеек дальномерных аппаратов — старшей и младшей.
Юность была в младшей линейке. А в старшей, конечно, был Ленинград (с 1956) — аппарат премиум-класса.
Настало время взглянуть на героя нашего обзора подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Юность
Юность выпускалась с 1957 по 1961 год на Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ (ГОМЗ).
Выпущено было чуть больше 50 тыс. штук.
Объектив несъемный Триплет Т-32 3,5/45. Предел диафрагмирования — f22.
Оптическая схема выглядит примерно так:
Затвор — центральный междулинзовый. Отбивает выдержки: 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В. Синхронизация со вспышкой на любой выдержке.
Аппарат оборудован проводным синхроконтактом и автоспуском.
Вес моего экземпляра 580 грамм.
Элементы управления:
Юность — аппарат небольшого размера, но весь такой пузатый. Объектив выглядит массивно и необычно.
В передней части корпуса находится объектив и органы управления экспозицией на нем.
Над объективом располагаются три окошка. Центральное — от видоискателя, боковые от дальномера. Дальномер Юности не совмещен с дальномером. Его база 47 мм, это больше, например, чем у Зоркого-4 (38 мм)
Собственно, только эти 3 окошка спереди и выдают сразу Юность с головой как аппарат из 50-х. Всем остальным она смотрится очень солидно.
Сзади видны 2 небольших круглых глазка. Левый от дальномера.
И дальномер и видоискатель дают почти одинаковые по размеру небольшие картинки. Картинка дальномера имеет большее увеличение и тонирована. Пятно в центре — прямоугольное, крупное, светлое, четко очерченное. Использовать дальномер вполне удобно.
Снизу аппарата находится штативное гнездо под старый стандарт 3/8 дюйма и замок задней крышки.
Гнездо расположено по оси объектива. Замок на Юности необычной конструкции. На ранних аппаратах нескольких марок такой принцип применялся, но потом от него отошли.
Чтобы открыть крышку нужно кнопку замка так ,чтобы стрелка указывала не на букву «З» (Закрыто), а на букву «О» (Открыто), а затем кнопку нужно вдвинуть в пазу в направлении той же буквы «О».
Задняя стенка — съемная. Аппарат рассчитан на 2 кассеты.
Верхняя панель имеет фигурную форму. Боковые стороны ниже середины и в этих понижениях помещены головки.
Слева направо на верхней панели имеются:
— головка обратной перемотки с памяткой типа и чувствительности пленки;
— «холодная» скоба для вспышек;
— кнопка спуска (он спереди и снабжена гнездом под тросик);
— кнопка отключения затвора для перемотки пленки (она смещен назад и имеет ровный верх);
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров сверху.
Переходим к объективу. Фокус наводится ближним к корпусу узким кольцом с выраженной накаткой.
На погоне объектива нанесена шкала глубин резкости, а вот шкалу дистанций нужно еще поискать…
Конструкторы поместили ее на обратном уклоне кольца фокусировки в узком зазоре между кольцом и корпусом аппарата. Цифры на шкале видны только под определенным углом. К тому же они очень мелкие.
Управление экспозицией.
В этой части конструкторы постарались максимально обратить недостаток несменного объектива в достоинство аппарата. Управление экспозицией у Юности имеет несколько особенностей, связанных с использованием экспозиционного числа.
Экспозиционное число — это условная величина, характеризующая одновременно освещенность объекта и чувствительность заряженной в аппарат пленки.
Фотоэкспонометры тех лет могли рассчитывать такое экспозиционное число, например, Ленинград-2.
Чтобы нормально экспонировать кадр пленки при неком экспозиционном числе, нужно, чтобы диафрагма и затвор аппарата пропустили к пленке строго определенное количество света.
Сложность в том, что это самое определенное количество света может быть обеспечено множеством комбинаций выдержек и диафрагм.
А экспозиционное число будет одно.
Как все это реализовано?
Экспозиционные числа от 7 до 17 нанесены на верхнюю часть внешнего кольца на переднем срезе объектива.
К слову, цифры всех шкал на переднем срезе объектива нанесены вверх-ногами, т.е. ориентированы так, чтобы пользователю было удобно их читать, держа аппарате перед собой и слегка заваливая его назад.
На конкретное число указывает специальный рычаг-указатель. Он же указывает на выбранную диафрагму, шкала которых идет параллельно экспозиционным числам на внутреннем кольце.
На внешнем же кольце, но внизу — шкала выдержек.
Диафрагма меняется с помощью кольца в средней части объектива. Накатка этого кольца похожа на накатку кольца фокусировки.
Выдержка управляется тоже кольцом — самым передним.
Теперь очень важный момент.
На снимках видно, что шкала экспозиционных чисел расположена, по сути, на кольце управления выдержкой и перемещается вместе с этим кольцом.
В свою очередь, рычаг-указатель закреплен на кольце диафрагм и также может перемещаться вместе с этим кольцом.
Рычаг-указатель подпружинен и с его помощью кольца выдержек и диафрагм по умолчанию сцеплены и могут вращаться только одновременно и в одну сторону.
Чтобы двигать только одно из колец, их нужно расцепить. Для этого следует нажать на заднюю часть рычага-указателя.
Так вот, узнав экспозиционное число из показаний экспонометра, его следует выставить на оправе объектива Юности.
Сделать это можно любым из двух способов:
— перемещая указатель (одновременно меняя диафрагму);
— перемещая саму шкалу экспозиционных чисел (одновременно меняя выдержку)
Возможно, потребуется комбинация этих действий. При изменении экспозиционного числа кольца должны быть расцеплены, естественно.
Когда нужное число выставлено — сочетание выдержки и диафрагмы уже обеспечивают правильную экспозицию.
Остается проверить, отвечает ли данное сочетание творческой задумке фотографа.
Если фотографу нужная иная экспопара, ему следует не расцепляя кольца повернуть их до совпадения указателей с нужной выдержкой или диафрагмой.
Сцепленные кольца двигаются так, что при открывании диафрагмы выдержка укорачивается. И наоборот. В результате, экспозиция не меняется. И это наглядно видно, т.к. выбранное нами экспозиционное число остается неизменным!
Все вместе это напоминает режим программного сдвига (P) на современных фотоаппаратах.
Гнездо проводного синхронизатора и рычаг автоспуска находятся в нижней части объектива.
Вот, наверное, и все.
Отношение к камере.
Советский фотопром не очень-то баловал пользователей разнообразием решений и моделей. В этой связи аппараты типа Юности – как яркие звездочки вызывают неподдельный интерес. Пусть это интерес скорее коллекционера, чем реального пользователя, ведь, по сути, Юность — аппарат не особо продвинутый.
Но смелость идей, способность создать камеру совершено не похожую ни на какие остальные (я нигде не встречал информации, что Юность, — это реплика иностранного аналога), — вызывает уважение к конструкторам в частности, и к той эпохе советского фотопрома в целом.
Удачи!
PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция
Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.
Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов
На самом деле вдохновлялись по ходу Олимпусом 35-S первой версии.
Подизайну Карл цейс контафлекс супер.