Фотоаппарат Смена-5 обзор

PA129535И снова Смена. На этот раз — пятая. Аппарат это относительно редкий и однозначно этапный. Внимательно рассмотреть его просто необходимо.
Придя на замену 4-й модели, пятая Смена получила новый корпус. Далее все модели Смен десяток лет, вплоть до 9-й модели выпускались в этом корпусе, который получил прозвище «Смена-классик».

PA129530
Смена-5 начала выпускаться в 1961 году. Это была самая середина оттепели имени НС Хрущева.

Советская промышленность в тот период старалась повернуться лицом к потребителю. Фотопром не был исключением. Появлялись новые типы фотоаппаратов. Часто конструкторы старались максимально удешевить аппарат, чтобы сделать его доступным как можно большей части населения.

Именно в то время появились, например, такие фотоаппараты как Мир (упрощенная версия Зоркий-4) или Заря (упрощенная версия ФЭД-2).

Тогда же появилась и Смена-5.

Ну, сам по себе новый корпус, видимо, с идеей удешевления никак не пересекался. Просто с 1953 года прежний дизайн основательно устарел и смотрелся уже откровенно архаично.

Как можно удешевить и без того простейший фотоаппарат?

Очевидным способом сэкономить стал отказ от футляра. Смена-5 продавалась без футляра, а крепления для ремня у нее были прямо на корпусе.

На фото в WIKI Смена-5 показана с футляром, а крепления похоже просто отломаны. Скорее всего, это недостоверный комплект. Правда вот инструкцию, где комплект описан, я не нашел. У кого есть поделитесь, пожалуйста, сканом.

PA129550Чтобы защитить объектив и его окрестности, Смена-5 комплектовалась массивной конической блендой, которую можно было навинтить «наоборот». В таком положении бленда полностью скрывала объектив и узел затвора.
Кроме бленды была в комплекте крышка на объектив. Только накручивалась она не на объектив, а на узкий торец бленды в «походном» положении.

PA129546PA129548
В общем, решение достаточно здравое. Одновременно снижаем себестоимость (чехлы к Сменам хоть и были из линолеума, фактически, но пластиковый стакан все ж дешевле) и комплектуем аппарат дополнительным полезным аксессуаром.

Еще Смена-5 имела самый «темный» среди семейства объектив — f5,6 и у нее отсутствовала одна самая длинная выдержка 1/15.

Думаю, все это тоже — стремление удешевить конструкцию. Причем все, в общем, логично.

1/15 — это слишком длинно для съемки без штатива. А откуда штатив у человека, который может позволить себе только самый простой шкальник?

Снимая шкальником фотолюбители почти всегда прижимают диафрагму, увеличивая ГРИП и нивелируя этим погрешности в определении расстояния. F4,5 в этих условиях часто избыточна.

К счастью, конструкторы думали не только об экономии. Смена-5, получила новый отличный видоискатель.

PA129552PA129553
Кроме того, шкалы диафрагм и выдержек были дополнены рядами цифр. Эти цифры в сумме должны давать экспозиционное число.

P8084366Такие числа мог, например, выдавать экспонометр Ленинград-2, выпускавшийся как раз в то время.

Считав с экспонометра экспозиционное число = 12 пользователь понимал, что правильной экспопарой будет, например, 1/60 (6) + f8 (6).

Или, как вариант, 1/30 (5) + f11 (7). 6+6 = 5+7 = 12

Не могу назвать это все мега-полезной функцией. Главным образом потому, что, если пользователь узнал экспозиционное число, то у него под рукой есть экспонометр. Любой экспонометр, даже такой вот, не электронный — предлагает все возможные экспопары разом.
А выучить правило «если выдержку увеличиваем, то для сохранения экспозиции диафрагму следует прикрыть, и наоборот» — несложно и без арифметических упражнений.

Тем не менее, поиск функционала шел и за это аппарату зачет.

Давайте его уже рассмотрим.

Фотоаппарат Смена-5

Смена-5 выпускалась на ЛОМО всего 2 года 1961-1962. В эти годы предприятие еще называлось ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ).

Штатный объектив — несъемный триплет Т-42 5,6/40. Предел диафрагмирования — f16.

Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.
Смена-5 первая из семейства получила набор выдержек из нового стандарта. У Смены-4 был еще старый набор.

Автоспуска у аппарата нет (мы экономим), а вот гнездо для проводного синхроконтакта имеется.

Вес моего экземпляра без бленды 305 грамм.

Элементы управления:

Корпус Смены по прежнему бакелитовый.

PA129536Характерной особенностью корпуса «Смена-классик» является наплыв для белее надежного хвата под левую руку.

Почему под левую? Просто потому, все операции с аппаратом выполняются правой рукой. Включая диафрагмирование и фокусировку. Аппарат то шкальный. А левой руке остается только одно — держать.
Кстати, форма корпуса вполне эргономична.

На передней части только объектив с узлом затвора (о нем позже) и переднее окошко видоискателя.

Массивная головка протяжки кадра открыта с 3-х сторон — спереди, сзади и справа. Перематывать пленку очень удобно. Кстати, пленка у Смены-5 движется теперь слева-направо. Ранее было наоборот.

PA129539Сзади — прямоугольный глазок видоискателя. Видоискатель у 5-й Смены дает абсолютно светлую картинку в реальном масштабе. Хороший видоискатель.
PA129562Сдвижная кнопка отпирания аппарата — на левом торце. Дверца снимается, а не откидывается — будьте осторожны, не уроните аппарат.
PA129543На нижней панели только штативное гнездо под старый стандарт 3/8 дюйма. Гнездо расположено по оси объектива.
PA129542Сверху у Смены-5 слева-направо находятся:
— Скоба для принадлежностей;
— Счетчик кадров с памяткой чувствительности пленки;
— Кнопка спуска
В основании объектива находится блок центрального затвора.

Выдержка переключается вращением ребристого кольца в основании объектива. Менять выдержку можно как при взведенном затворе, так и при спущенном. Синхронизация со вспышкой обеспечивается на любой выдержке.

PA129558Чтобы взвести затвор, нужно опустить заводной рычаг (на фото в центре) вниз до упора. Рычаг зафиксируется в таком положении.

Чтобы спустить затвор, нужно нажать кнопку на верхней части корпуса.
Кольцо управления диафрагмой находится на переднем срезе объектива. Управлять диафрагмой неудобно. Кольцо узкое и заглублено за передней срез объектива.

Шкала глубин резкости нанесена на погон вокруг объектива.

Для фокусировки нужно вращать весь объектив за накатку в передней части. Кольцо имеет модную расцветку «зебра».

Ближний предел фокусировки — 1 метр.

Шкала дистанций интересна тем, что значения расстояний нанесены теми же числами с дробными долями, как обозначаются диафрагмы. Например, 2,8 метров, 5,6 метров и т.д. Я такой подход видел ранее, но как ни вертел Смену в руках, так и не понял, зачем это нужно было делать.

Если знаете — напишите в комментарии.

Отношение к камере.

Ничего из того, чем отличается Смена-5 — не прижилось. Кроме нового корпуса, конечно.

Бленда реализована не очень практично. В ней нет особой надобности, но если ее вообще с собой не брать, то объектив остается незащищенным. Крышка то накручивается только на бленду.

Будучи надетой «по походному» бленда полностью блокирует все управление.

Смена-5 выпускалась всего 2 года и следующая модель уже имела и футляр и классический набор выдержек и более светосильный объектив.

Тем не менее, наличие непрерывного поиска новых идей даже в классе самых простых фотоаппаратов — вызывает уважение и отлично характеризует ту эпоху.

На этом у меня все. Удачи!

Инструкция:

Пока не найдена.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Заполнять можно не все поля.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

Читайте также:

1 комментарий

  1. …не метры это а значения диафрагм. т.е. 5,6 до 5.6 ( там и метры должны быть.) будет резко. Это очень удобная шкала резкости…т.к. на этих СМЕНАХ не было дальномеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.