Фотоаппарат Зенит обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
–
Один из самых ранних обзоров на моем сайте — от 11 февраля 2017 года — был о фотоаппарате Зенит-С.
Ресурс, который я веду, это в существенной степени все-таки именно блог. Хотя я и придерживаюсь, в основном, хронологии выпуска фотоаппаратов, но часто также статьи выходят в том порядке, в каком пополняется моя коллекция. Следовательно, влияние на хронологию статей оказывает и эволюция моего увлечения.
Так повелось, что в фотоаппаратуре меня в большей степени интересует техническая сторона вопроса, а не редкие номера и прочие коллекционерские заморочки.
Хотя уже и это тоже :о) С волками жить…..
Но около 4-х лет назад, только начиная вести сайт, я однозначно отдавал предпочтение моделям более технически продвинутым в рамках одной линейки.
К слову, более функциональные модели были, как правило, и более поздними, а потому, найти их было проще и дешевле. Снова — плюс.
Так, в рамках первого Зенита, вначале в мои руки попал именно Зенит-С.
Ну, можно считать его самостоятельным аппаратом, я соглашусь, но факт остается фактом — он был первым.
Сейчас, по мере наполнения коллекции, мне интересно уже постепенно ликвидировать пробелы и прорехи. Поэтому, появление «просто» Зенита на страницах сайта было только вопросом времени. И время это пришло!
Итак, Зенит — первый советский послевоенный однообъективный зеркальный фотоаппарат. Просто первым был довоенный Спорт. По нему у меня есть большая интересная статья. Рекомендую.
Зенит начал выпускаться с 1952 года.
При разработке аппарата большое внимание уделялось вопросам экономии и унификации. Зеркальный Зенит сконструирован на базе массово уже выпускавшегося в то время дальномерного аппарата Зоркий.
Затвор и большая часть корпуса остались от Зоркого. Дальномер и видоискатель убрали, шахту зеркала и несъемную пентапризму добавили.
Тип крепления оптики, из тех же воображений экономии, оставили М39, как на Зорком. Правда, у зеркалки перед затвором теперь помещалось зеркало, и объектив неизбежно отодвинулся дальше от пленки. Увеличился рабочий отрезок.
Поэтому, оптику для Зенита все равно создавали новую. Несмотря на одинаковую резьбу, объективы от Зоркого не подходили к Зениту и наоборот. Прикрутить можно, а использовать — нет.
Еще, рабочий отрезок Зенита почему-то выбрали нестандартный в 45,2 мм, хотя в то время уже существовало немало иностранной оптики с рабочим отрезком 45,5 мм.
Причем какого-то официального объяснения рабочему отрезку именно в 45,2 мм — не сохранилось.
Вот эти два очень спорных решения о диаметре резьбы и о рабочем отрезке — создали в будущем немало проблем, как пользователям, так и самому предприятию.
У меня есть небольшая статья по этой теме. Если интересно, ознакомьтесь.
В целом, Зенит не копировали с какого-то конкретного иностранного аппарата. Тот факт, что Зоркий первой модели — это копия Leica II, думаю, в данном случае роли не играет.
Аппарат вышел вполне удачным. Действительно экономичным, но при этом вполне функциональным и надежным.
На момент своего выхода, в 1952 году Зенит был единственным советским однообъективным зеркальным фотоаппаратом. Конечно, существовала альтернатива в лице импортных камер, ввозимых в т.ч. из ГДР. Но предположу, что Зенит был все-таки доступнее по цене.
Из дальномеров достойным соперником был Зоркий-3. Впрочем, дальномеры тогда считались основной веткой, а зеркалки — дополнительной.
В 1955 вышел Зенит-С. Помимо синхроконтакта (именно его наличие означает буква «С» в названии) аппарат получил несколько усовершенствований.
Из наиболее заметного пользователю — головка выдержек новой конструкции, как на более современном Зоркий-2. Выдержки стало возможным менять как при взведенном, так и при спущенном затворе. Отключение затвора переместилось с отдельного рычага на втулку вокруг спусковой кнопки.
Синхроконтакт, кстати, имел регулятор времени упреждения поджига вспышки.
Коллекционеры выделяют довольно много разновидностей первого Зенита.
Серийные модели отличаются друг от друга не так уж сильно. Разница, в основном, в количестве и расположении головок винтов на корпусе, в стилях написания номеров.
До 1954 года логотип КМЗ на пентапризме был выпуклым. Где-то в районе 54-го перешли на вдавленное исполнение логотипа.
Очень интересно выглядят прототипы Зенита. Такой, например. Фото с sovietcams.com. Обратите внимание на угловатый кожух пентапризмы и на объектив — адаптированную укороченную версию складного Индустар-22.
Прототипов было несколько, но они невероятно редкие и особого смысла приводить их фото тут — нет.
Вожделением коллекционеров является вот такой ранний серийный образец. Их выпустили несколько сотен в 1952-53 годах. Встретить такой тоже почти нереально, но вроде бы можно. Жутко дорого, конечно. Фото с fotocataloque.ru.
Я один раз видел предложение. Вопрос только — не подделка ли.
Главная отличительная особенность — название выведено крупными угловатыми буквами и обнесено прямоугольной рамкой.
Кроме того, нижняя округлая часть шахты зеркала обтянута кожей. Пишут кожей, хотя остальные текстурированные части — это ведь вулканит. Сам не видел.
И, конечно, выпуклый логотип.
На мой вкус такой дизайн названия более приятный, чем массовый.
Сегодня у нас в обзоре вполне заурядный экземпляр Зенит 1955 года с номером 5506848. По классификации sovietcams.com это модификация PM3115.
Экземпляр в отличном состоянии и сейчас мы его рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зенит-1
Зенит выпускался на КМЗ с 1952 по 1956 годы. Суммарный выпуск составил около 39 тыс. экз.
Штатный объектив — Индустар-22 3,5/50 или Индустар-50 3,5/50
Тип крепления оптики — резьба M39×1. Рабочий отрезок 45,2 мм.
Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, В.
Размер поля изображения видоискателя — 20х28 мм.
Тип фокусировочного приспособления — матовое стекло.
Увеличение окуляра — 5х.
Камера не оснащена ни автоспуском, ни синхроконтактом, ни скобой для принадлежностей.
Вес моего экземпляра со штатным объективом — 598 грамм.
Элементы управления:
Зенит — аппарат компактный и вполне удобно лежит в руках. Его комфортно, при необходимости, держать одной правой рукой и нажимать при этом на спуск.
Спереди в наличии только объектив. В данном случае это поводковый Индустар-22.
Сзади — большой круглый глазок видоискателя. Картинка видоискателя не покрывает весь кадр. Размер поля изображения видоискателя — 20х28 мм — это те самые знаменитые 65%, которые будут преследовать массовые модели Зенитов аж до 2000-х годов.
При компоновке кадра нужно учитывать, что по краям негатива поместится еще немного картинки. Впрочем, ручная фотопечать позволяла легко отсечь лишнее, если это так критично необходимо.
Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая.
Я не знаю, как так получается, в спецификациях к Зенит и к Зенит-Е (и прочих) оказано одинаковое увеличение окуляра 5х. У первого Зенита картинка крупнее.
И светлее, несмотря на то, что штатный Индустар имеет меньше светосилу, чем Гелиос-44.
Матовое стекло не имеет никаких приспособлений для облегчения фокусировки, хотя и само по себе дает достаточно наглядное представление о резких / нерезких областях.
Все элементы управления сосредоточены на верхней панели.
Слева направо там располагаются:
— подъемная головка обратной перемотки;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— перед кнопкой находится рычаг отключения затвора при обратной перемотке;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра со счетчиком кадров.
Чтобы сменить выдержку нужно приподнять головку, повернуть до нужного значения и отпустить. Риска-индекс находиться слева от головки на полукруглом светлом участке кожуха пентапризмы.
Менять выдержки можно только при взведенном затворе! При взводе затвора головка выдержек крутится, и индекс указывает на верную выдержку только если затвор взведен.
Зеркало Зенита — «залипающее». В рабочее положение оно опускается только после взведения затвора. При спущенном затворе в видоискателе ничего не видно.
Эта особенность делала использование зеркального Зенита специфичным и не очень удобным.
Дело в том, что аппарат нельзя было хранить продолжительное время со взведенным затвором. Ослабевала пружина.
Поэтому, предполагалось, что затвор будет взведен непосредственно перед съемкой.
Но головка взвода затвора имеет такое расположение и форму, что для приведения аппарата в готовое для съемки положение — требуется 3 перехвата головки. За одно движение ее сложно повернуть более чем на 1/3 от нужного оборота.
Кроме того, как мы помним, менять выдержку можно только при взведенном затворе.
При возникновении интересной для снимка сцены, проделывать все эти операции было слишком долго. Значит, подготовка осуществлялась все-таки заранее.
А если повод для снимка так и наступал, то затвор приходилось спускать вхолостую.
Снизу аппарата имеется замок нижней крышки (слева) и штативное гнездо старого стандарта резьбы в 3/8 дюйма (справа).
Чтобы зарядить пленку требуется открыть замок и снять нижнюю панель. Слева она фиксируется замком, а справа надевается на штырек на боку аппарата.
Еще под шахтой зеркала имеется откидной упор, который позволяет установить фотоаппарат на горизонтальную поверхность вместе с более массивным объективом, чем штатный Индустар.
Отношение к камере:
Зенит — это не просто очередной экземпляр в коллекции. Это — одна из вех в начале целой эпохи. Эпохи бурного развития, последующей стагнации и угасания советского фотопрома.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Проще всего купить переходник сейчас можно на Яндекс-маркете Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Внимание! Данная советская фото-система имеет нестандартный рабочий отрезок. Бесконечность при фокусировке вы скорее всего не получите. Но вот портретной или творческой съемкой заниматься ничего не мешает.
Переходник М39-М42 вам дополнительно понадобится в любом случае. Далее нужен второй переходник уже на вашу систему.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Инструкция (благодарность eugigufo.net):
Почитал инструкцию. То есть надо было открыть диафрагму, навести резкость, потом оторвавшись от окуляра закрыть диафрагму, потом снова навести на объект и снять. То есть по числу и скорости операций ничем не лучше смены-8м с внешним дальномером.
В детстве давали снимать зенитом-е с и-50, там я подумал, что чего-то недопонял, по фотокнижкам был в курсе что на зеркалках есть упорные и прыгающие диафрагмы, но чтобы могло быть вот так даже и не подозревал.
“Индустар-50”, а на первой модели “Зенита” даже ещё “Индустар-22” – это одна из тех бед, которые постигли семейство Зенитов с самого рождения. Беда заключается в том, что они перекочевали с “Зорких” с минимальными изменениями. Главное зло, это, конечно, тип присоединения – я об этом уже писал, не будем повторяться, – а второе – это конструкция оправы, со шкалой диафрагм спереди и кольцом диафрагм, которое вращается вместе с оправой.
Приходилось мне держать в руках ранний Тессар для Практики. С виду – почти что наш И-50, но кольцо диафрагм независимо от оправы, и шкала сверху. У нас же просто не стали заморочиваться: оправу укоротили, объектив на Зенит встал, что вам ещё надо?
Но всё же есть и третье зло: нахлобучив таким образом на “Зенит” объектив от “Зорких”, дали себе расслабиться, тогда как следовало употребить максимум усилий на разработку более светосильного штатника для “Зенита”.
Спасибо, интересный обзор! Только одно замечание – у первых Зенитов не фокусировочный экран, а т.н. “коллективная линза”
Читаю комментарии и не согласен: отчего людям так диафрагма на “И-50” жить мешает? У “Зенитов” – и первого и “С” – очень светлые видоискатели, с очень заметным попаданием в резкость. И фокусировка с прикрытой диафрагмой – вовсе не трудна. Я и сам второй год “Зенитом С” – нет-нет, да и снимаю и чтобы диафрагма мне мешала – вспомнить не могу. Я даже проверил только что. Взял свой “Зенит С” – и понаводил его в комнате, с естественным освещением от большого окна. Световая энергия в середине комнаты 7.3 электрон вольта или 394 люкс. До диафрагмы 5.6 камеру наводить вполне комфортно. А если предположить, что раньше фотографировали как правило на улице, где сильно так светлее – то и бог с ней, с инструкцией:) Выставляем нужную диафрагму и наводимся:)
Что-то у вас с физикой беда: световая энергия в люксах, а то и в электронвольтах (!!!).
А по сути – да, разумеется, не только Зениом, но и Зенитом-ТТЛ с его тёмным видоискателем можно спокойно снимать с И-50. Конечно, если снимать только неподвижные предметы.
Прощения просим: световая энергия в электрон вольтах, а в люксах, конечно, освещённость.
Добрый вечер! Никто случайно не знает, выпускалось ли под первый Зенит устройство по коррекции диоптрий. Просто в видоискателе есть резьба, а сама окантовка очень подходит для насадки, какого-то устройства. Заранее спасибо!
Там предусмотрена установка корректирующей линзы. Вывинчивается колечко с накаткой из оправы окуляра, этим же колечком линза фиксируется.
Насадок не предусмотрено.
Виноват. Вот было чувство, что не то пишу…
Колечко с накаткой появилось у Зенита-С. У просто Зенита ещё не было.
Бывает…