Фотоаппарат Заря обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Фотоаппарат Заря
Заря это шкальный фотоаппарат. Выпускалась Заря Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1959 по 1961 год.
Хотя в моей коллекции, в основном, более современная техника (если можно так выразиться применительно к изделиям, выпущенным не позднее 90-х годов прошлого века), но Заря достойно занимает свое место.
И причина — именно в наличии в этом аппарате интересного технического решения. Дело в том, что Заря — единственный известный мне шкальник со сменной оптикой.
Но обо всем по порядку.
Выпущено этих фотоаппаратов было около 140 тыс штук.
Технически Заря представляет собой упрощенную версию ФЭД-2, из конструкции которого убрали дальномер и автоспуск.
На мой взгляд — решение очень грамотное!
Советской фото-промышленности очень тяжело и дорого давалась переналадка производства. Окупались только те модели, которые выпускались миллионными тиражами без существенных изменений конструкции.
В этих условиях, наладка линий производства шкальных фотоаппаратов — как самостоятельных моделей — скорее всего, была экономически спорной.
Предположу (это мое частное предположение, ни на чем кроме здравого смысла не основанное), что выпускать шкальники на линиях дальномеров — было бы все-таки рациональнее.
У меня экономическая специальность — я бы с удовольствием посмотрел расчеты экономической целесообразности того времени.
Мне думается, что экономия на разработках, проектировании и наладке новых линий — перекрыла бы лишние затраты материалов на не убираемые рудименты родительских дальномеров в конструкции дочерних шкальников.
Штатный объектив Зари — Индустар-26М 2,8/50.
Крепление оптики M39×1 / 28,8.
Корпус камеры классический для того времени. Металлический, оклеенный текстурированным кожзаменителем.
Вес моего экземпляра без объектива — 450 грамм.
Затвор шторный, матерчатый. Ходит по горизонтали.
Камера отбивает выдержки: 25, 50, 125, 250, 500. Для того времени — 100% нормально и достаточно.
Синхронизация со вспышкой — по кабелю на 25-й выдержке.
Органы управления:
Спереди, кроме объектива и переднего окошка видоискателя имеется гнездо проводного синхроконтакта.
Сзади только окошко видоискателя. Он дает не очень крупное изображение без каких-либо изысков. Но зато видоискатель расположен строго по оси объектива. В одной плоскости это полностью устраняет параллакс.
Снизу — замки крышки и штативное гнездо старомодного размера 3/8 дюйма.
Все основные органы управления расположены сверху.
Имеем:
— Массивную головку обратной перемотки
— Скобу для доп. оборудования — вспышки или дальномера. Скоба, конечно, «холодная»
— Головку установки выдержек
— Кнопку спуска с втулкой отключения затвора
— Головку взвода затвора и протяжки плетки с памяткой типа и чувствительности пленки и счетчиком кадров.
Головка выдержек — традиционная для конструкций того времени. Небольшая и не очень удобная. Для установки выдержки — головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и опустить вниз.
Менять выдержку можно как при взведенном, так и при спущенном затворе.
В этом заключается основной и очень существенный недостаток аппаратов тех лет. Оперативности, конечно, никакой.
Затвор взводится простой головкой. Не курком. Удобство использования по сравнению с курковым взводом — очевидно существенно ниже.
Правда, конструкторы постарались, по возможности, сделать этот процесс удобнее. Головка сделана массивной, приподнята над корпусом, на нее нанесено качественное рифление. В принципе, сложностей не возникает.
В целом, аппарат хорошо лежит в руках. Однако, говоря об эргономике нельзя не отметить неудобное расположение кнопки спуска. Эта кнопка смещена назад и доступ к ней закрыт головкой взвода затвора. Палец, лежа на кнопке, выгибается дугой в не очень естественном положении.
Чтобы заправить пленку необходимо открыть снизу 2 поворотных замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.
Отношение к аппарату:
У меня вполне положительное отношение к Заре. Основным достоинством этого аппарата является возможность сменить объектив.
Я уже неоднократно высказывал мнение, что у советских шкальников оптика недостаточно широкоугольная. Применение оптики с ФР от 32 мм и шире давало бы новичкам следующие преимущества:
— шире охват снимаемой сцены. Основной сюжет для новичка — это группы людей, пейзажи, архитектура, а не портреты.
— большая ГРИП, что более лояльно к просчетам в определении дистанции на шкальных фотоаппаратах.
— большая устойчивость к шевеленке.
Так вот Заря позволяла снять штатный объектив и заменить его на любой дальномерный с резьбой М39.
Даже не на Орион-15 6/28. Этот объектив, судя по всему, и в советские времена был не очень распространен. А хотя бы на Юпитер-12 2,8/35.
Сейчас Юпитеров-12 на рынке очень много. Можно предположить, что достать его в те времена было возможно. Хотя легко в Союзе не доставалось ничего.
А вот если удалось бы добыть Орион, то зарядив 125-ю пленку (в 60-е вряд ли, но мы ведь примеряем технику к пользователю конца 80-х, начала 90-х) можно было бы максимально открыть диафрагму до 6, выставить на объективе дистанцию чуть больше 4 метров и снимать себе не заморачиваясь ни на апертуру, ни на фокусировку.
Резким было бы все на дистанции от 2,1 метров до бесконечности.
Какая нужна была бы выдержка? У меня за окном весьма пасмурный московский день. Экспонометр моего D800 утверждает, что 1/50 — было бы самое оно. Как видим, есть свобода маневра в обе стороны.
Орион при некоторой сноровке будет лоялен и к выдержкам 1/25.
Использование нештатного объектива потребовало бы приобретения сменного видоискателя. С этим пришлось бы смириться. Хотя, думаю, что при некотором опыте — можно было приноровиться и без него.
Не забываем, что фотоувеличитель позволял вполне неплохо делать «кроп» при печати снимков.
Взводить затвор на Заре не сложнее чем на Смене-8М.
Диапазон выдержек — вполне достаточен. Длиннее 25 — без штатива не обойтись. А короче 500 — при чувствительности пленок тех лет — тоже не очень то и нужно.
Дизайн Зари для стыка 80-х и 90-х — конечно не hi-tech. Но не хуже, чем типичный ФЭД или Зенит-В. А те смотрелись адекватно.
Самое большое неудобство — это головка выдержек. Но на Зенитах-Е, -В, ФЭДах, Зорких— что было? Точно то же самое.
Итого — Заря (при возможности достать широкоугольный объектив) — была бы, очень неплохим вариантом шкальника для начинающего фотографа конца 80-х, начала 90-х.
У меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.
Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M39-Nikon F |
Canon | M39-Canon EF | |
Sony | М39-Sony/Minolta | |
Pentax | M39-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M39-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M39-m 4/3 | |
Fuji | M39-FX | |
Nikon | M39-Nikon 1 | |
Nikon | M39-Nikon Z |
Инструкция:
в исправном, смазанном и отрегулированном фотоаппарате головку взвода затвора взводить совсем не сложно. не сказал бы, что времени уходит сильно больше, чем на взвод курка)
“Аппарат позволяет использовать 2 закрытые кассеты, значит отснятую пленку не обязательно перематывать”. Не поленился, достал “Зарю”, перепроверил. Неправда Ваша. “Заря” – не “Смена”. И есть пара моментов, способных испортить благостный отзыв.
Стр. 22 инструкции. Сторонние объективы (от “Зоркого”) могут требовать подъюстировки. Это у “Зорких” рабочий отрезок сразу был нормализован, а завод ФЭД выпускал комплект аппарат-объектив (в те годы). А юстировка в те годы была проблемой. Я учился в 9-м классе, когда из города уехал единственный фотомастер. И всё. Только ты, отвертка и книжка.
Я сам был начинающим фотолюбителем в 80-е годы, и таскать 900-1000 г вместо “Смены” был согласен за дополнительный сервис – дальномер. “Заря” выглядела в те годы устаревшей и ущербной. Не крутой. И без дальномера. Это существенный минус.
В статье маленькая неточность. На моей “Заре” и на фото в статье выдержки 30,60 и т.д. А в тексте упоминается более старый стандарт 25,50.
Из плюсов, на мой взгляд, расположение видоискателя.
Спасибо, я поправлю.