Объектив Гелиос-44-2 обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Гелиос-44-2 2/58
Штатный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов с резьбой М42х1.
Изначально Гелиос-44 был создан на основе объектива Biotar 2/58 (Carl Zeiss Jena), и даже первое время назывался «БТК» — «БиоТар Красногорский».
Гелиос-44 разных модификаций является одним из самых массовых объективов в мире. Он выпускался около полувека во множестве разновидностей и вариантов на нескольких предприятиях в СССР.
Первые версии этого объектива были в светлых корпусах под байонет Старт и под резьбу М39 для зеркальных фотоаппаратов. Для дальномеров 44-е не выпускались, но возможность поснимать через такой объектив на каком-нибудь Зорком была. Читайте об этой возможности в статье об удлинительных кольцах.
При переходе на резьбу М42, первым делом, с таким креплением начали производить те объективы, которые уже выпускались с резьбой М39. Отличия в конструкции были часто минимальными. Самым большим визуальным отличием стал цвет.
Объективы с резьбой М42 стали черными. В черный цвет объективы стали красить, чтобы корпус объектива не отражал свет неба и не слепил встроенный в фотоаппарат селеновый экспонометр.
Оптику, переведенную с резьбы М39 на М42 стали маркировать, добавляя после основного числового индекса окончание «-2».
Так Гелиос-44, перейдя на новое крепление, стал называться Гелиос-44-2.
Точно так же одновременно появились Индустар-50-2, Таир-11-2, Гелиос-40-2, Юпитер-6-2. Возможно, есть и другие. Знаете – пишите.
В обзоре представлена модификация Гелиоса-44-2 под резьбу М42, произведенная Минским механическим заводом (ММЗ)
Данный экземпляр имеет относительно редкий окрас «Зебра». Черная краска на нем блестящая как лак, а на кольце фокусировки пунктиром по кругу идут участки неокрашенного полированного металла.
Несколько позже у версий 44-2 окрас стал проще — матовым и сплошным.
На фото слева направо:
1. Гелиос-44 под резьбу М39, КМЗ, год выпуска неизвестен;
2. Гелиос-44-2 под резьбу М42 «Зебра», ММЗ, 1972 год;
3. Гелиос-44-2 М42 классического окраса, Юпитер, 1985 год.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 58 мм
Угол поля зрения: 40° 28′
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,5 мм
Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 8
Регулировка диафрагмы — бесступенчатая
Предустановка диафрагмы — есть
Соединения:
объектива с камерой — M42×1
для ввинчивающихся насадок — M49×0,75
для надевающихся насадок — ∅54 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 38/20 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,82
Вес — 225 грамм
Просветление химическое однослойное едва заметного желтого цвета.
Компоновка Гелиос-44-2 мало чем отличается от Гелиоса-44 под резьбу М39.
Самое близкое к камере кольцо — неподвижное. Оно служит для удерживания объектива во время прикручивания и откручивания от камеры.
Чуть дальше от корпуса— фокусировочное кольцо. Форма кольца очень типична для того времени — гибрид гайки и шестеренки.
Именно это кольцо имеет специфический окрас «Зебра».
Благодаря форме пользоваться кольцом удобно, благо оно расположено не вплотную к камере, но на фото видно, что само кольцо значительно шире, чем та его часть, которая имеет рифленый накат.
На практике под пальцы ложится как раз гладкая часть кольца, а к рифлению нужно тянуться. Можно было бы сделать рифленую часть и немного пошире.
Полный ход геликоида — длинный — под 280 градусов.
Управление диафрагмой довольно своеобразно. Объектив снабжен кольцом предустановки диафрагмы.
Это — самое дальнее от камеры кольцо. Вращается оно с фиксацией на значениях диафрагмы. Но сама диафрагма при этом не меняется.
У Гелиоса-44-2 кольцо предустановки стало чуть-чуть шире и немного сдвинулось вперед. Совсем немного, но ровно на столько, чтобы пользоваться им стало куда удобнее.
За непосредственно изменение диафрагмы отвечает третье от камеры кольцо. Этим кольцом можно изменить величину диафрагмы от f2 до того значения, которое выставлено передним кольцом предустановки.
Логика тут простая. Сначала мы выбираем ту диафрагму, на которой хотим снимать. И выставляем ее передним кольцом. Затем мы фокусируемся на открытой диафрагме. Далее, поймав момент — не отрываясь от окуляра и не глядя на шкалы— просто поворачиваем кольцо до упора в сторону закрытия диафрагмы и жмем на спуск.
Лепестки диафрагмы черные, матовые. Их 8 штук. Напомню, у просто 44-го было 13(!!!). Количество лепестков сильно сократилось и теперь они формируют вполне отчетливые восьмиугольники.
Это еще неплохо. Более поздние версии 44-х будут иметь уже по 6 лепестков….
Гелиос-44-2 — объектив светосильный. Не запредельно светосильный для такого ФР, но f2 вполне достаточно для 99% сюжетов.
Стоит ли покупать Гелиос-44-2 на цифровую камеру?
Какой-либо из 44-х нужно иметь обязательно. А именно 44-2?
Мне очень понравился этот объектив, как во время съемки, так и при просмотре результатов. Это при том, что к полтинникам я отношусь прохрадно.
На мой вкус, система управления диафрагмой, реализованная в версии 44-2 (и в просто 44) — самая удобная для использования на цифровых фотокамерах из всех 44-х.
Я применяю такой простой прием:
1. Устанавливаю предел закрытия диафрагмы, например, на f5,6;
2. Полностью открываю диафрагму и так фокусируюсь
3. Делаю серию снимков в скоростном режиме, одновременно плавно прикатывая диафрагму.
Трех-четырех снимков, как правило, достаточно.
Позже на экране компьютера нужно выбрать снимок с самым удачным фокусом.
Ясно, что хочется получить наиболее сильное размытие. Но часто случается так, что фокусом промазываешь мимо ключевого места на снимке.
ГРИП на близких дистанциях при f2 измеряется сантиметрами. Или сам сплоховал или ветер качнул цветочек. И вот — фокус уже не на том месте.
В этом случае можно посмотреть снимки с более прижатой диафрагмой. Вполне может быть, что ГРИП, расширяясь, снова захватила нужный нам объект на снимке.
Повторю, такая система есть только у Гелиоса-44 под резьбу М39 и у Гелиоса-44-2. Более поздние версии потеряли возможность плавно закрывать диафрагму.
По мне, так выбирать вполне можно из указанных двух вариантов.
При этом, 44-й имеет аж 13 лепестков диафрагмы. Еще он необычно блестящий.
Год выпуска такого объектива определить сложно и вы всегда сможете говорить знакомым, что он собран из немецких стекол, хотя, это, конечно будет неправда. :о)
Но резьба М39 имеет специфику. Читайте о ней в специальной статье. На портретной дистанции все будет нормально, но на далекие предметы удастся сфокусироваться не всегда.
Гелиос-44-2 не имеет этого недостатка. У него с фокусировкой на бесконечность все будет хорошо. Это не про Nikon. У нас, владельцев Nikon, — свои проблемы с резьбой М42.
Белый алюминиевый корпус сильно подвержен коррозии и белые Гелиосы с опрятным внешним видом и хорошо сохранившимися оптикой и механикой встречаются относительно нечасто.
И попросят за такой объектив с вас существенно больше, чем за вариант 44-2. Ведь вам, к тому-же, совершенно не обязательно искать «Зебру». Гелиос-44-2 с классическим окрасом можно найти за тысячу рублей.
В общем, я бы посоветовал именно Гелиос-44-2.
Более поздние модификации 44-х имеют большую разрешающую способность, но для портрета это не очень то и нужно. По мне, так разрешения у Гелиоса-44-2 хватает.
Если вас интересуют прочие модификации Гелиоса-44 — следите за анонсами.
Гелиос-44-2 отлично пойдет как на зеркалку, так и на беззеркалку. Как на полный кадр, так и на кроп.
Удачных фотографий!
Уважаемые читатели! В связи с нестабильной работой YouTube, я продублировал самые интересные вилеоролики проекта Фототехника СССР на платформу VK Видео. Рекомендую ознакомиться и будет здорово, если подпишитесь на канал. Это очень мне поможет. Ссылка: https://vk.com/video/@foto_ussr
Читайте также мою статью о размытии объективами заднего фона.
Тестовые снимки:
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Гелиос-44-2 , в версии “зебра”, так подробно описанный в данной статье производился не ЗОМЗ, а минским оптическим заводом им. Вавилова.
Мне никогда не встречались Гелиосы производства ЗОМЗ, только Мир-1, Таир-3А и еще несколько очень редких объективов.
Да, верно. Это я эмблемы перепутал. Спасибо, исправлено.
Подскажите пожалуйста, как на 44-2 Зебра от ММЗ определить год выпуска?
Приветствую. На сколько знаю, такие зебры выпускались в 1967-72 годах и первые две цифры номера уже означали год выпуска.
Здравствуйте! слышал мнение, что 70-е года выпуска 44-2 более качественные, чем 80-е. так ли это ? и какой завод предпочтительнее выбирать ? спасибо.
Здравствуйте!
У меня вопрос о безопасности Гелиосов.
Известно, что есть старые объективы, которые фонят…
Из-за присутствия тория или лантана.
У меня Helios 44-2 номер 9085052
судя по значку сделан в Белоруссии.
Использовалось ли там что-то, что может фонить?
Торий или лантан.
Именно в этой модели.
Добрый день. Ну, в Гелиосах лантана быть не должно. Вообще, я покупал бытовой радиометр. Из похожей логики. Мало ли техника, которую я для коллекции покупаю, раньше валялась… Но ни у одного экземпляра повышенного фона не обнаружил. 99%, что беспокоиться незачем. Если 1% беспокоит, купите ралиометр. Это не дорого.
У меня два гелиоса 44-2 и в одно красные отражения от лампы, а в другом фиолетовые и синие, просветите почему так?
Применены разные составы просветления. Г44-2 выпускался долго на нескольких предприятиях. Просветление отличалось у разных вариантов. В данном случае просветление пропускает максимум зеленого. Поэтому отражение получается или красным или синим или фиолетовым. Разницы нет.
Было у меня два Гелиоса-44/2.Оба Валдайского завода ,,Юпитер”.1982 и 1983 годов выпуска.Что сказать – конструктив не понравился.Какие то люфты везде.Оптические свойства неоднозначные.Меня сильно раздражала специфическая закрутка зоны размытия.Но это на любителя,кому как.Мое мнение – чересчур распиаренный в интернете обьектив.Избавился от обоих.
О просветлении обьективов – синее отражение дает фторид магния.Это простое химическое однослойное просветление.Применялось в основном в эпоху чб фото,но дошло и до 70-х годов.Многослойное просветление стали применять,когда массово пошла цветная фотографиЯ.Оно дает более правильную цветопередачу.В отражении МС преобладают янтарные,красные,фиолетовые цвета.Но есть Гелиос -44/3 минский.У него очень необычное просветление бутылочно-зеленого цвета.Такое просветление имеет подавляющее большинство современных цифровых обьективов.Минчане смотрели вперед?(шутка).
По поводу радиоактивной оптики.В СССР таковую(по крайней мере для бытовых нужд)не делали.Индустары 61 содержат в составе стекла изотопы,но они не ,,фонят”.Вот японцы – те баловались.В Сети много о Такумарах с желтыми стеклами пишут.У Яшики такое встречается и ГДР выпускала Панколар на М-42 стремный в этом смысле.В составе современных дорогих обьективов применяются флюоритовые линзы.По данным многих сайтов о радиационной безопасности,от них тоже есть небольшой фон.Вобщем,рекомендую всем – прежде чем покупать,помониторьте интернет.
Неплохой объектив для творчества. Выиграл его на конкурсе на linkphoto, с тех пор не расстаюсь. Да, он не коммерческий, но делает интересную картинку. Для творчества вполне хватает.
На беззеркалке понравился гораздо больше юпитеров 3, 8, 9. Более контрастный, ярче цвета, теплый, пленочный оттенок. Но минус для меня – фирменное “закрученное боке” – при виде него кружится голова и смотреть на фото неприятно. Юпитеры таким не страдают.