Фотоаппарат ФЭД-10 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Некоторое время назад я разместил обзоры линейки фотоаппаратов Зенит-4, -5, -6, выпуск которых начался в 1964 году.
Напомню, это были нереально прогрессивные и амбициозные модели. Если вы не знакомы с ними, рекомендую найти обзоры в оглавлении сайта.
Сегодня мы снова вернемся в 1964 год и рассмотрим еще один интересный фотоаппарат. Правда, это будет изделие не КМЗ и даже не зеркалка.
Почему в начале я упомянул Зениты? Потому, что аппарат, который мы рассмотрим, создавался ровно по той же концепции.
Напомню, в начале 60-х годов конструкторы столкнулись с тем, что шторные затворы подошли к пределу своих технических возможностей и дальнейшее улучшение их казалось тогда невозможным.
Поэтому, считалось, что будущее фототехники за центральными затворами, которые, в частности, имели такое преимущество, как полное открытие кадрового окна на любой выдержке.
В 60-е годы фотопром СССР развивался очень быстро и делал заметные успехи. Помимо простых аппаратов, необходимых для возрастающего спроса на фототехнику среди населения, возникали и очень смелые проекты. Как говорится, на уровне и даже впереди мировых трендов.
В области управления экспозицией системных фотоаппаратов, наиболее современной тогда была конструкция на основе сопряженного замера с селеновым фотоэлементом.
Сопряженный замер значит, что вращение калькулятора экспонометра одновременно меняет диафрагму и выдержку в фотоаппарате. К моменту, когда экспозиция вычислена, все настройки уже внесены в аппарат. Можно сразу жать на спуск.
У Зенит-4 и остальных моделей с центральным затвором экпонометр был сопряженным. А у существенно более простого Зенит-Е, который вышел годом позже — в 1965 году, экспонометр был несопряженным. Т.е. вначале экспозицию рассчитываем, а потом значения выдержки и диафрагмы в аппарат вносим.
Аппарат, о котором сегодня пойдет речь, — это ФЭД-10 — системный (предполагающий сменную оптику) дальномерный фотоаппарат с центральным затвором и сопряженным экспозамером.
Все это, да еще уникальный байонет — очень роднит ФЭД-10 с Зенит-4. Видно, что создавались эти камеры не только одновременно, но и под влиянием одних и тех же взглядов и тенденций.
К слову сказать, на КМЗ разрабатывался свой собственный проект современного дальномера. Это был Зоркий-10. Он тоже вышел в 1964 году и тоже был прорывным с т.з. технологий. Именно Зоркий-10 стал первым советским автоматическим фотоаппаратом.
ФЭД-10 (кстати, случайно ли совпадение индексов?), автоматическим аппаратом не был. Это полуавтомат и именно он является первым советским полуавтоматом.
Автомат, вроде, звучит круче, но полуавтомат ФЭД-10 позволяет произвольно и отдельно управлять выдержкой и диафрагмой. С этой т.з. ФЭД-10 является устройством более высокого класса, чем Зоркий-10.
Ленинградский Сокол выйдет только через 2 года в 1966-м. Пока же ФЭД-10 выпускается параллельно, например, с ФЭД-3 и выглядит на его фоне более чем необычно.
В том же 1964 году Харьковском объединении «ФЭД» начинается выпуск модели ФЭД-4. У этого аппарата тоже есть селеновый экспонометр, но несопряженный.
Налицо попытка создать на предприятии параллельные ветки дальномеров разных классов сложности.
Давайте взглянем на героя обзора подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат ФЭД-10
ФЭД-10 выпускался Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» в 1964-1967 годах.
Выпуск этого аппарата составил около 24 тыс. штук. Мало. Советская камера в очередной раз «не взлетела». ФЭД-10 был сложнее классических механических аппаратов и потому надежность его была пониже.
К тому же цена этого аппарата, как это водится в СССР, была непропорционально выше, чем те дополнительные преимущества, которые он давал пользователю.
Самый большой «облом» касался сменной оптики, конечно. Аппарат явно создавался под сменную оптику. ФЭД-10 оборудован уникальным байонетом, в котором есть механизм передачи значения диафрагмы из камеры в объектив.
Возможно, если бы в продаже существовал выбор оптики под эту систему, ну или хотя бы один доступный широкоугольный объектив на смену штатнику, судьба аппарата сложилась бы иначе.
Но, хотели как лучше, получилось как всегда. ФЭД-10 столкнулся с теми же проблемами, что и система Зенит-4 и просуществовал даже на 1 год меньше. Сменной оптики к аппарату никто не видел и сейчас неизвестно даже планировался ли ее выпуск, что звучит более чем странно.
Штатный объектив на ФЭД-10 — Индустар-61 2/52.
Объектив просветленный, съемный, устанавливается через уникальный байонет. На объективе отсутствует кольцо управления диафрагмой. Значение диафрагмы передается из аппарата.
Предел диафрагмирования — f22.
Затвор — центральный залинзовый. Отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, B.
Вполне достойный набор. Правда, отсутствие 1/500 несколько обескураживает.
Синхронизация со вспышкой на любой выдержке.
Экспонометр — встроенный с селеновым фотоэлементом. Поддерживается полуавтоматическая установка экспозиции.
Синхроконтакт проводной. Автоспуск был на части выпуска. На моем экземпляре автоспуска нет.
Весит мой экземпляр с объективом 740 грамм.
Элементы управления:
ФЭД-10 — аппарат крупный и увесистый. Корпус высокий. В сочетании с небольшим диаметром объектива, пропорции аппарата непривычные. Эдакий носатый головастик.
Неожиданно аппарат неплохо лежит в руках. Кнопка спуска (она спереди) и рычаг взвода затвора — расположены довольно низко и на одном уровне. Поэтому, хват достаточно надежный и корпус не нужно перехватывать для взвода затвора.
При внимательном рассмотрении оказывается, что корпус имеет довольно сложную форму. Там, где ожидаешь прямых линий, их часто не оказывается.
Объектив расположен не небольшом выступе в передней части корпуса. На этом же выступе слева внизу находится гнездо проводного синхроконтакта, а справа вверху — спусковая кнопка. Две фигурные вставки из текстурированного материала добавляют аппарату немного стиля.
К объективу мы еще вернемся.
Спуск у ФЭД-10 короткий и довольно мягкий.
В верхней части лицевой панели, внутри блестящей рамки, за единым стеклом собраны слева направо:
— переднее окошко видоискателя;
— окошко дальномера в центре прямоугольного светоприемника, формирующего светящуюся рамку в видоискателе;
— окошко селенового фотоэлемента.
База дальномера 41 мм (аналогично ФЭД-3).
Сзади находится круглый окуляр видоискателя и металлическая лапка курка взвода затвора и протяжки кадра.
Видоискатель у ФЭД-10 хороший. Он дает тонированную, но достаточно светлую и весьма крупную картинку.
Размер картинки проигрывает аппарату Зоркий-4, но сильно выигрывает у всех механических ФЭДов и, например, у Зоркого-6.
Пятно видоискателя крупное круглой формы. Картинка с дальномера видна хорошо и фокусироваться удобно.
В поле зрения видны светящиеся кадрирующие рамки, которые движутся при вращении кольца фокусировки и автоматически компенсируют параллакс.
Замок задней стенки находится на правом торце корпуса. Чтобы аппарат открыть, нужно потянуть вниз небольшую скобу внизу планки замка. После этого правую сторону задней стенки нужно тянуть назад.
Но имейте в виду, что стенка съемная, а не откидная. Не уроните аппарат.
Снизу в правой части помещен счетчик кадров с ребристым колесиком подводки и кнопка отключения затвора при обратной перемотке.
Штативное гнездо на 3/8 дюйма — по оси объектива.
На верхней панели слева-направо расположены:
— головка обратной перемотки с памяткой типа пленки;
— «холодная» скоба для вспышек;
— дугообразное окошко экспонометра;
— круглая надстройка, наверху которой находится окошко с числом чувствительности заряженной в аппарат пленки и два поводка для выбора чувствительности.
Окрестности объектива.
Объектив ФЭД-10 смотрится довольно длинным. Однако, на собственно объектив приходится не более половины этой длины. Ближе к корпусу находится блок центрального затвора с кольцами управления выдержкой и диафрагмой.
Самое ближнее к корпусу аппарата кольцо меняет диафрагмы. На этом кольце нет накатки, но есть два поводка, один из которых нажимной.
Следующее кольцо меняет выдержки.
По умолчанию кольца сцеплены и вращаются вместе в одну сторону. Причем, если поворачивать их вправо, то выдержка будет укорачиваться, а диафрагма открываться. Влево — наоборот.
Чтобы расцепить кольца нужно нажать на левый поводок на кольце диафрагм.
Следующее кольцо конической формы с накаткой — это накидная гайка байонета. Чтобы снять объектив кольцо нужно повернуть вправо. Правда, делать это незачем.
Даже в инструкции к аппарату сказано, что объектив от него не подходит к другим системам и незачем его снимать. Нет ни слова о том, что стоит поискать в продаже сменную оптику.
На этом фото видно, как устроен байонет. Классическая трехлепестковая конструкция с накидной гайкой со стороны камеры.
Внизу виден поводок, который передает в объектив значение диафрагмы. Со стороны объектива есть специальная вилка, которая поводок захватывает. Снимать и устанавливать объектив следует на f22.
На фото слева виден длинный толкатель, который передает положение геликоида из объектива на дальномер аппарата.
Все выглядит достаточно продуманным и, думаю, могло, в принципе, «полететь».
Самое дальнее от аппарата и единственное непосредственно на объективе кольцо отвечает за фокусировку.
Кольцо тонковато, но особых неудобств это не вызывает. Полный ход геликоида 180 градусов. МДФ 0,9 метра.
На объективе есть шкала ГРИП.
Процесс подбора экспозиции на ФЭД-10 выглядит так:
1. Выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Оцениваем на глаз освещенность и выставляем примерную выдержку. Если света мало — подлиннее, если много — покороче.
Это необязательный пункт, но его выполнение позволит избежать лишних итераций в дальнейшем.
Менять нужно только выдержку, т.е. кольца расцеплены. Чтобы кольца расцепить, нужно нажать на левый поводок на кольце диафрагм.
3. Направляем аппарат в сторону снимаемой сцены. В зависимости от уровня освещенности в дугообразном окошке на верхней панели ходит тонкая стрелка.
В том же окошке есть еще красная стрелка потолще и с колечком на конце. Все очень похоже на экспонометр Зенита-Е.
Стрелка с колечком двигается при вращении кольца выдержек или кольца диафрагм по отдельности. При вращении сцепленных колец стрелка неподвижна, т.к. экспопары при этом меняются, но величина экспозиции неизменна.
4. Снова расцепляем кольца, и, вращая кольцо диафрагм, перемещаем стрелку с колечком так, чтобы она «поймала» тонкую стрелку.
Примерную выдержку мы установили ранее и потому, скорее всего, нам удастся это сделать не доворачивая кольца.
5. Когда тонкая стрелка поймана в кольцо, — экспозиция оптимальна и более того, все настройки уже внесены в аппарат. Однако, фотографа может не устраивать конкретная экспопара.
В этом случае нужно не расцепляя колец вращать их до достижения нужной выдержки или диафрагмы. Экспозиция при этом меняться не будет.
Отношение к камере:
Идеи, заложенные в ФЭД-10, я лично нахожу вполне интересными и перспективными. Искренне жаль, что ничего из затеи не вышло.
Вот умели все-таки в Союзе! Потратили немало ведь ресурсов на разработку байонета и системы сопряжения, а потом даже и не предполагали выпускать оптику.
Конкретно 10-я модель, правда, действительно не давала пользователю каких-то ощутимых прямо преимуществ, против более традиционных аппаратов. Но систему можно было развивать.
Расширить, например, базу дальномера, добавить 1/500 выдержку и т.д.
Следующая модель — ФЭД-Атлас (ФЭД-11), имела, например, стрелку подбора экспозиции в поле зрения видоискателя. Отличное решение!
Но от съемной оптики на 11-м окончательно отказались, а без развития этой идеи система выглядела все-таки немного странно. В итоге, в 1971 году и 11-й тоже свернули.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео
Инструкция:
Относительно сменной оптики к “ФЭД-10”. Её выпуск никогда и не планировался, что обусловлено самой конструкцией объектива. Съёмным является только линзоблок, а центральный затвор – это часть конструкции самой камеры (т.н. залинзовый затвор). Его диаметр определяется диаметром задней линзы объектива, который у разных объективов может быть различным. Если он больше, то линзоблок либо просто не войдёт в предназначенное для него отверстие, либо, если задний отрезок объектива достаточно большой, будет происходить виньетирование изображения. Поэтому сменные объективы с центральным затвором имели эти затворы, встроенные в сам объектив, и менялись вместе с затвором (например, “Зенит 4,5,6″). На ‘ФЭД-10” объектив был съёмным просто для удобства монтажа при сборке. Камера собиралась отдельно, объектив отдельно, а потом они состыковывались. То, что объектив несменный, было написано во вкладыше в инструкцию к более поздним выпускам, а сам байонет был законтрен винтом. Видимо, чтобы остановить “умельцев”, которые пытались приспособить к камере не предназначенную для неё оптику.
Насчёт “Зенита 4,5,6” я ошибся, там центральный затвор тоже не в объективе, а на камере, так что пример неудачный, приношу свои извинения, если кто будет читать! Но видел я зарубежные объективы со встроенным центральным затвором, поэтому и подумал, что у “Зенита” так же. А вот то, что сменную оптику для “ФЭД-10” и не собирались выпускать, по-видимому, соответствует действительности, был по этому поводу даже комментарий в “Советском фото”, где наличие байонета для линзоблока объяснялось именно так, технологическими причинами.
При создании Фэд-10 разработчики видимо посматривали на линейку фотоаппаратов AGFA Super Silette, явно схожа компоновка, форма и стиль. Не скажу про схожесть начинки, так как не имею этих фотоаппаратаов, но уверен что до прямого копирования дело не дошло, а как обычно бывало все было упрощено и адаптировано под имеющуюся материальную базу, и даже дабавлено что нибудь своего из наработок.