Фотоаппарат Зоркий-4К обзор и инструкция
Зоркий-4К
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Линейка Зорких началась на КМЗ в 1948 году с модели под названием «Зоркий» — без цифрового индекса. Камера эта представляла собой копию немецкой Leica II.
Параллельно точно такая же модель выпускалась в Харькове под брендом ФЭД. Причем харьковчане освоили выпуск своих первых камер еще до войны!
У меня есть обзор камеры ФЭД. Его можно считать полностью подходящим и для первых Зорких. Рекомендую ознакомиться.
Некоторое время эволюция Зорких шла по вполне понятной логике: повелись синхроконтакт, автоспуск, повышались надежность камер и прочие потребительские свойства.
Так, в свет вышли модели Зоркий-С, -2, 2С, -3, -3М, -3С, -4, и наконец -4К. Остановимся пока на этой модели.
Нужно отметить, что начиная с 3-й модели Зоркие отошли от копирования или клонирования чужих разработок. Техническая мысль конструкторов КМЗ, возможно, чем-то и вдохновлялась, но была достаточно самостоятельной в своем полете.
Лично мне, как коллекционеру, не очень интересен этот период эволюции Зорких. Я начну обзоры продукции КМЗ сразу с модели Зоркий-4К. Эту модель можно по праву считать вершиной эволюции классических механических Зорких.
Итак, Зоркий-4К
Зоркий-4К выпускался Красногорским механическим заводом с 1972 по 1978 год. За эти годы было выпущено около 525 тыс. штук.
Литера «К» в названии означает, что у камеры курковый взвод затвора. Именно эта особенность отличает модель Зоркий-4К от просто -4.
Суммарно камер 4-й модели, К и не К было выпущено с 1956 года более 2,3 млн штук (!!!). Зрокий-4 — самая массовая системная дальномерная камера в мире.
Корпус — литой из алюминиевого сплава. Традиционно оклеен черным текстурированным кожзаменителем.
Штатный объектив — Индустар-50 3,5/50 или Юпитер-8 2/50. Я рассмотрю их отдельно.
Крепление оптики — резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.
Затвор шторно-щелевой, матерчатый. Ход — горизонтальный. Затвор отбивает выдержки: 1, 2, 4, 8, 15, 30, 60, 125, 250, 500, 1000, В
Ассортимент выдержек просто широчайший. Шире, чем у рассмотренного мной ФЭД-5. Даже, если принимать во внимание, что 1/1000 в те времена была на самом деле не короче, чем 1/800, все равно — круто.
Иметь в своем распоряжении такой широкий функционал — очень, конечно, приятно, и, главное, — престижно. Не будем забывать о таком факторе. Хотя практическая польза для среднего любителя тех лет вряд ли была очень уж велика.
Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Синхроконтакт только проводной.
Экспонометра у фотоаппарата нет.
Элементы управления:
Спереди помимо объектива с правой стороны расположены рычаг взвода и кнопка старта автоспуска.
Справа же в верхней части корпуса расположено гнездо проводного синхроконтакта.
Переднее окно видоискателя — традиционно слева, а глазок видоискателя — ближе к центру.
База дальномера 38 мм. Это меньше, чем у ФЭД-5.
Снизу — два замка съемной задней крышки и гнездо для штатива.
Штативное гнездо расположено очень близко к оси объектива. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.
Сзади имеем только окуляр видоискателя.
Видоискатель в фотоаппарате Зоркий-4К — просто шикарный!
Картинка очень большая и очень светлая. Видоискатель имеет масштаб 1:1 к реальности, что очень удобно.
Видоискатель снабжен диоптрийной коррекцией, а область дальномера — в центре — прямоугольная и немного крупнее среднего.
Пользоваться таким видоискателем — одно удовольствие.
Все основные элементы управления сосредоточены сверху. Верхняя панель камеры имеет фигурную форму. Левая и правая часть аппарата расположены ниже, чем центральная площадка. Это позволило компактно разместить несколько крупных элементов управления.
Слева направо видим:
— подъемную головку обратной перемотки, совмещенную с рычагом диоптрийной коррекции. Головка лишена рулетки. Это довольно серьезный недостаток;
— «холодную» скобу для вспышек;
— головку выдержек, под которой размещен еще диск настройки синхоконтакта на разные типы вспышек;
— кнопку спуска с втулкой отключения затвора;
— головку обратной перемотки, оборудованную курковым рычагом и совмещенную со счетчиком кадров.
Головка выдержек — традиционная для многих камер того времени.
Менять выдержку можно только при взведенном затворе!
При этом, головку нужно поднять, повернуть в нужную позицию и снова опустить.
В процессе взведения затвора головка вращается. Стрелка на ней указывает в разные стороны в зависимости от того, взведен затвор или нет. Соответственно, понять, какая выдержка выставлена можно только при взведенном затворе.
В сочетании с тем, что с камерой нужно использовать внешний экспонометр — такое решение неудобно.
Нужно также отметить, что шкала выдержек нанесена на погон вокруг головки — очень нестойкой краской. На камерах, которыми мало-мальски пользовались — шкала всегда стерта. Это, вроде и мелочь, но очень серьезное упущение для камеры, выпускаемой миллионами.
Кнопка спуска хоть и смещена назад, но ее ничего не загораживает, поэтому пользоваться ее достаточно удобно.
Курковый взвод затвора — это, конечно, предмет особой гордости камеры.
Во-первых, он есть, а это уже само по себе — признак серьезной и современной камеры в глазах пользователя тех лет.
Во-вторых, курок — это вам не просто металлическая пластина. Курок снабжен черной пластиковой лапкой, которая придает ему немного брутальности старших зеркальных камер.
Правда, лапка эта была всегда «оттопырена» и потому ломалась просто на раз-два, но не будем о криворуких пользователях. У бережного фотографа все было в целости.
Чтобы зарядить пленку требуется открыть 2 поворотных замка снизу и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.
В целом, дизайн Зоркого-4К не лишен стиля. Для своего времени — аппарат выглядел очень достойно.
Отношение к камере
Аппарат вышел довольно компактным с удобным расположением органов управления.
Отсутствие экспонометра я считаю серьезным минусом, да и система управления выдержками — традиционный для того времени атавизм.
Но, несмотря на это, мне Зоркий-4К очень импонирует. Камера симпатичная и, в целом, удобная. Ее штатные объективы выглядят солиднее 61-х Индустаров.
На борту просто великолепный видоискатель, отличный ассортимент выдержек, очень удобный курковый взвод и хорошая для тех лет эргономика.
Имея эту камеру просто хочется немедленно ею фотографировать.
Поэтому, именно дойдя до 4-го Зоркого я начинаю раздел, посвященный сменной оптике для дальномерных фотоаппаратов.
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.
Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M39-Nikon F |
Canon | M39-Canon EF | |
Sony | М39-Sony/Minolta | |
Pentax | M39-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M39-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M39-m 4/3 | |
Fuji | M39-FX | |
Nikon | M39-Nikon 1 | |
Nikon | M39-Nikon Z |
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Также предлагаю подробную инструкция по использованию фотоаппарата:
Инструкция:
Довольно интересно пишите и описание шикарные. А вот вопрос; – если б вам предложили взять только один Зоркий (номер) какой бы вы взяли? И почему? Спасибо.
Это был бы как раз Зоркий-4К. Шикарный видоискатель, отличный набор выдержек, хороший функционал, курок, симпатичный. Есть и к чему придраться, но по совокупности считаю его лучшим среди Зорких.
поддержу Ивана – тоже за 4к.
просто потому, что знаю, каково это крутить пальцами перемотку))).
а диапазон выдержек вполне адекватный, причем даже сегодня.
А я бы выбрал 4-ый из первых выпусков и переставил туда курковую перемотку\взвод))) 4к сильно-сильно портит шелкография на выдержках, упрощённый дизайн, в сравнении с первыми 4-ыми, и в целом надпись печатными буквами на морде смотрится отвратно, это шрифтом трудно назвать…наскальные надписи какие-то (но тут на вкус и цвет как говорится) хоть в современном духе, всё же 4К, это вам не FHD =)
Ну строго говоря у Зорких 4 до середины 60-х надписи были гравированы, соответсвенно не стирались. В целом за время выпуска фотоаппараты довольно ощутимо поменялись)
ничто так не портило советские товары, как рационализаторы…))))
Это точно! Был идеально выверенный с точки зрения дизайна корпус, но с 60-го удешевили, и сделали морду плоской… это ещё ладно, но шелкографией выдержку наносить, да ещё на металл с 67-го – это прям диверсией уже попахивает.
Где же обещанное рассмотрение объективов?