Фотоаппарат Зоркий-10 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Зоркий-10 — первый советский автоматический фотоаппарат. И выпуск этой камеры начался еще в далеком 1964 году.
Лично мне уже во взрослом возрасте было очень удивительно узнавать о существовании в СССР в 60-е годы автоматических камер. В юности я о таких не слышал……
Как-то не сразу уложились в сознании Зенит-Е (который в конце 80-х казался мне весьма «навороченным» с его несопряженным экспонометром) и тот факт, что еще за 20 лет до этого мы умели делать автоматические камеры.
Но в мире всегда есть место чудесам.
Принцип по которому центральный затвор является также и диафрагмой, отбивает экспозицию фиксированными парами выдержка + диафрагма, управляется гальванометром, а энергию получает от селенового фотоэлемента, не требуя для работы автоматики никаких батареек — все это было не только отлично известно в 60-е годы, но и довольно просто в производстве и, к тому же, недорого.
КМЗ прочувствовали тенденцию и создали свой Зоркий-10.
Камера вышла…. Как бы это сказать…. Очень, или даже — слишком необычная.
Рассмотрим ее подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Зоркий-10
Зоркий-10 выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1964 по 1977 год. Было выпущено около 330 тыс. экземпляров.
На международной Лейпцигской ярмарке 1965 года Зоркий-10 был удостоен Золотой медали.
Объектив Индустар-63 2,8/45, несъемный.
Зоркий-10 — это программный автомат. Затвор — центральный, выполняет также функцию диафрагмы.
В зависимости от освещенности объекта съемки автоматика отбивает экспопары от 1/250+f22 до 1/30+f2,8. Изменить сочетание выдержка — диафрагма невозможно.
Корпус фотоаппарата — очень нетипичен и своеобразен. Эдакий алюминиевый увесистый параллелепипед. Кирпич. Спереди — светлый металл, сзади — металл крашеный черным. Все поверхности — гладкие. Ни рифления, ни оклейки кожзаменителем — ничего этого нет.
Весит мой экземпляр 690 грамм.
Линии простые, рубленные. Оформление — супер минималистичное.
Элементы управления:
Вопреки традиции — больше всего элементов управления у Зоркого-10 — снизу, а также на оправе объектива.
Снизу расположены (слева направо):
— курок взвода затвора;
— дугообразное окошко счетчика кадров;
— кнопка отключения затвора при перемотке;
— штативное гнездо;
— подъемная головка обратной перемотки.
Да, курок взвода расположен снизу. И да, — он слева.
Но это еще не все.
Для взвода затвора и транспортировки пленки курок нужно оттягивать не назад и в сторону, в вперед и в сторону. В левую, естественно.
У этой камеры самое необычное расположение курка из всего, что я знаю.
Счетчик кадров, расположенный снизу — решение также весьма свежее. :о)
Задняя часть — абсолютно пустынна. Ровное и гладкое черное металлическое поле имеет только один изъян. Это — окуляр видоискателя.
Видоискатель у камеры неплохой. Дает достаточно большую и светлую картинку. В поле зрения видна стрелка гальванометра, по которой можно контролировать работу автоматики.
Пятно дальномера в центре – круглое и довольно крупное. Пользоваться вполне удобно.
Критики заслуживает только очень малый ход геликоида объектива из-за чего затруднительно все-таки точно попадать в фокус в некоторых случаях. Но это сделано специально и об этом – ниже.
Сверху также пусто. На верхней панели одиноко маячит только «холодная» шкала для вспышек.
Спереди, помимо объектива у нас есть слева окно видоискателя и глазок дальномера почти в центре. А вот справа — большая клавиша спуска затвора и гнездо синхроконтакта под ней.
База дальномера 38 мм. Видоискатель и глазок дальномера забраны сероватым пластиковым окошком без какого-либо декора. Все как-то уныло.
Клавиша спуска затвора — крупная, имеет очень большой вертикальный ход.
Объектив — смещен вправо и потому, места для хвата очень мало. Я бы сказал катастрофически мало.
Усугубляет ситуацию расположение кнопки спуска. Указательный палец, лежа на клавише, практически не участвует в удержании аппарата. Остальным пальцам, с учетом запаса места на ход клавиши спуска, — очень тесно и скользко на гладкой поверхности.
Если подключить синхроконтакт, то правой рукой аппарат просто не удержать (ведь вспышка, к тому же, добавит веса).
Много органов управления вынесено на объектив.
Самым дальним от корпуса ребристым кольцом на объективе выставляется чувствительность пленки. Окошечко с величинами чувствительности по стандарту ASA находится сверху, а по стандарту DIN — продублировано снизу.
Ближним к корпусу кольцом осуществляется фокусировка.
На моем экземпляре на шкале дистанций кроме метров есть еще футы.
Кольцо фокусировки снабжено пластиковыми поводками и ход кольца очень невелик — не более 90 градусов.
Это сделано для того, чтобы фокусироваться можно было не обхватывая кольцо объектива, а двигая поводок одним пальцем левой руки. Потому и ход короткий.
Таким образом, левая рука не отвлекается от готовности взводить затвор. Ведь курок взвода на Зорком-10 поручен левой руке.
Задумка интересная, но возникает вопрос, если и левая и правая руки заняты важными и полезными делами, то кто в это время держит камеру? Разве шевеленку из-за ненадежного хвата уже отменили? Да при таком огромном ходе спусковой клавиши?
Еще на объективе справа есть несколько поводков, позволяющих:
— переключить камеру в автоматический режим либо выставить диафрагму в ручном режиме (выдержка при этом будет всегда 1/30);
— включить выдержку В (отдельным поводком);
— взвести автоспуск.
Эти органы управления на объективе сильно сгружены в одном месте. Переключение диафрагм вынесено куда-то почти вниз и цифры относительного отверстия нанесены на шкалу так плотно, что поводок накрывает собой почти всю шкалу.
Видно, что ручное управление диафрагмой — предполагалось номинальной функцией.
На торце объектива — кольцеобразный селеновый фотоэлемент, который не только измеряет уровень освещенности сцены, но и питает автоматику камеры электричеством.
Замок, запирающий заднюю дверцу, расположен на правом торце в самом низу. Нужно оттянуть вниз небольшую неприметную скобку.
Дверка откидывается влево. Забавно, что в дверке имеется прорезь для видоискателя.
Пленка в Зорком-10 ожидаемо движется справа налево.
Отношение к камере:
У меня Зоркий-10 положительных эмоций не вызывает. Камера неудобная. И какая-то………… унылая, что ли.
Причем, самое большое неудобство — не курок, который расположен максимально необычно. К такому расположению можно приноровиться. Удобно не станет, но и мешать не будет.
Для меня — самое большое неудобство — это ненадежный хват правой рукой, притом, что левая перегружена функциями.
Зоркий-10 — камера первая в своем роде и потому сырая и спорная. Первый блин — комом. Это понятно и естественно.
Красногорцев есть за что хвалить. Быть пионером всегда нелегко.
Но вот почему такой унылый безликий дизайн? Возможно именно так в 60-х представляли технику далекого будущего? Весьма возможно.
Еще такой момент. Через мои руки прошло несколько Зорких-10. Все камеры немолодые, мягко говоря, это понятно. Но у меня много фотоаппаратов 60-х годов. И если с такой камерой обращались аккуратно, то она сейчас выглядит бодрячком.
А вот для 10-е Зоркие, которые я видел — несли на себе печать какого-то запустения, что ли. Сложно описать ощущение. Нужно держать камеру в руках.
Вроде и видно, что камера хранилась сносно и в чехле. Не покрыта пылью или плесенью.
Но ход колец поводков и т.д. — не оставляет тактильного ощущения ухоженного хорошо сохранившегося технического устройства.
На кольцах объектива — белесая коррозия. Не от плохого хранения — просто материал такой.
Черная краска, покрывающая толстым слоем добрую половину корпуса — видно, что очень хрупкая. Сколы в самых неожиданных местах.
Шкалы на объективе нанесены неаккуратно.
Все это в сочетании со скучным дизайном и спорной эргономикой делает ощущение от камеры как грустной и заброшенной.
Хотя, возможно, мне не везет с конкретными экземплярами? Вы как считаете? Пишите свое мнение в комментариях.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Наш читатель Герман Соловьев поделился примерами фото, сделанных на Зоркий-10. Камера с номером 7747651. Родная автоматика без ремонта.
Интересно за что он получил медаль, за почти полное копирование Ricoh Auto 35V(Ricoh Auto 35 в случае Зоркий 11) ?
под фото нижней части нужно исправить (справа налево)
Давеча разжился экземпляром этой камеры, на счёт неудобства согласен полностью! Самое худшее – это рычаг спуска, не представляю как избежать шевелёнки на снимках? Если соберусь протестировать, обязательно напишу что получилось.
А вот на счёт сохрана и качества сборки, мой экземпляр выглядит как будто только что с завода. Возможно, вам действительно попадаются неудачные образцы..
Странно предъявлять в 2020 году претензии к аппарату, который спроектировали и сделали наши предки полвека назад. Руки у мужиков тогда были сильными и не дрожали, это компенсировало проблемы колебаний при нажатии спуска. А затвор так вообще было принято до фотографирования взводить. Оптика, да, не выдающаяся. Может быть плёнки тогда были превосходными? Таки нет, после перехода на негорючую основу.
Какую купить для него современную фотоплёнку. Чтобы поснимать данным фотоаппаратом в 2020 ?
Пожалуй, лучше вообще не пытаться. У меня он есть, отстрелял одну плёнку. Там 100% мертвый селеновый фотоэкспонометр. А единственная Выдержка 1/30 секунды, что не добавляет позитива.
Мой отец снимал этим фотоаппаратом. Первый фотоаппарат, который я взял в руки и отснял первую плёнку, был Зоркий-10. Все кадры получились технически нормальными! Причём, в отличие последующих и современных фотокамер, Зоркий-10 не требовал батареек или аккумуляторов, но со временем селеновый элемент старел и фотокамера начинала давать неверные выдержку и диафрагму. Мне никаких не было проблем с удержанием фотокамеры из-за её формы.
Сегодня получил эту камеру. Аппарат неожиданно очень понравился. Состояние очень хорошее, автоматика работает. Взвод затвора – удобный !
Купил недавно себе такую камеру, в очень хорошем сохране. На вид стильная и необычная, не выглядит состарившейся как типичные камеры из 60х. Держать в руках удобно в кожухе. Вилия Авто напоминает этот Зоркий своим курком, прямоугольностью, селеновым кольцом вокруг объектива, видимо разработчики брали его за основу, кроме перевернутой компоновки и дальномера.
Аноним (первый комментатор) немного ошибся. Зоркий 10 является копией Ricohmatic 35. Rocoh Auto 35V не имеет дальномера.
Иван востаргается техническим творчеством и новаторством инженеров КМЗ создавших этот аппарат в 1964 году. Так они ведь почти один в один скопировали японский аппарат, выпущенный в 1961 году. А дизайн им помогли улучшить дизайнеры из Строгановского училища.